Автор: Кицан Анжела Ильинична
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: ГБОУ школа №1551
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Творческое конструирование из бумаги с дошкольниками "Живая сказка"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка.
Творческое конструирование из бумаги
с детьми дошкольного возраста
«Живая сказка»
Автор : Кицан А.И
Игры-сказки в обучении детей конструированию из бумаги.
Цель: развитие творческих способностей у ребёнка посредством конструирования из
бумаги.
Назначение: данный материал предназначен для детей среднего и старшего
дошкольного возраста; будет полезен педагогам и родителям.
Материалы: белая и двусторонняя цветная бумага, ножницы, клей.
Конструирование из бумаги отвечая интересам детей, одновременно
обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического
воспитания. Для проявления большего интереса к процессу конструирования,
занятия можно построить как игру-сказку. Такие игры способствуют развитию
образного мышления, внимания, побуждают к творчеству. Сказка способствует
формированию добрых чувств, и побуждает выразить эти чувства в поделке,
которую можно обыграть в знакомых сказках или сказках собственного сочинения
или сделать подарок своими руками. Практика показала, что игры-сказки легко
усваиваются и запоминаются детьми. Дети с удовольствием играют в сказки,
игрушками сделанными своими руками.
Сказка-игра с использованием техники «складывание»
«Лягушка-царевна»
1.В одном царстве-государстве жила-была красавица царевна. Позавидовала её красоте
злая волшебница и заточила её в заколдованном замке. Узнал об этом принц и
отправился на поиски царевны. Долго шёл он по дремучим лесам, по высоким горам.
Сгибаем квадрат по диагонали. Получилась высокая гора. (рисунок №1)
2.Подошёл принц к глубокой быстрой реке. Нет на берегу ни брода, ни мостика. Стал
принц строить лодку.
Загибаем углы треугольника навстречу друг другу, перекрещивая концы.(рисунок
№2,3)
3.Поднялся сильный ветер. Принц поднял парус, и лодка быстро перенесла его на
другой берег.
Получившиеся острые углы отогните в противоположную сторону. (
рисунок №4)
4.На берегу реки стоял заколдованный замок. Но не нашел в нем принц принцессу.
Переверните поделку.
–Что у вас получилось? (лягушка) Давайте украсим её. Не простая получилась у нас
лягушка, а лягушка-царевна.
Поцеловал принц лягушку, и превратилась она в прекрасную девушку.
Сказка-игра с использованием техники «складывание»
«Зайчик»
1.Наступила зима. Выпал первый снег. Лес словно одеялом укрыло снегом. Все звери
давно поменяли шубы. Только зайчонок оставался в серой летней шубке.
Возьмите квадрат в руки. Это основа нашей поделки.
2.Не спрятаться зайчонку от волка и лисы в серой шубке. Нашёл зайчонок норку на
склоне горы.
Согните квадрат по диагонали. (рисунок №1)
3.Вход в норку был маленький. Как – раз для зайчонка.
Полученный треугольник согните пополам. (рисунок №2)
4.Вот и дорожка протоптанная старым хозяином. А вот и тёплое гнездо. Пригрелся
зайчонок и уснул. Спит зайчонок , а ушами шевелит . Слушает, нет ли рядом лисы.
Сделайте надрез. Это ушки зайчика. (рисунок №3)
5. Завывает в лесу вьюга. Замело всё кругом снегом. Проснулся зайчонок, вылез из
тёплой норки. Смотрит, а серая шубка, белой стала. Не страшны теперь зайчонку лиса
с волком.
Треугольники отогните в разные стороны.(рисунок №4)
-Нарисуйте зайчонку нос и глаза.
Сказка-игра с использованием техники «складывание»
«Мухомор и боровик»
Как-то в лесу мухомор поспорил с боровиком.
- Я самый стройный, - кричал мухомор.
- А я самый крепкий,- кряхтел толстячок - боровичок.
Услышала их спор ворона и решила положить коней грибной войне.
- У кого шляпка красивей, тот и выиграет спор.
-Ребята, а вы как думаете, какой гриб лучше? (мнения разделились)
- Давайте разделимся на две команды, одни будут мухомор делать, другие-боровик.
Работу начнем со шляпки грибов. У боровика - коричневая, а у мухомора-красная.
1.Согните прямоугольник пополам. Разогните .(рисунок №1),
2.Загните верхние углы к линии перегиба. Шляпка мухомора готова.
(рисунок №2, 3)
3.Вырежьте круги белого цвета, приклейте на шляпку.(рисунок №4)
4.У шляпки боровика согните к середине уголки. Переверните поделки.
(рисунок №5)
-Шляпки готовы. Выполняем ножки.
Перегните прямоугольник белого цвета пополам.(рисунок №1). Каждую сторону
получившейся фигуры согните ещё раз пополам книжкой.(рисунок №2)
- Ножка гриба готова! Приклейте ножку к шляпке.
Посмотрела ворона на грибы.
-Красивы вы оба. Но красота не главное!
-А, что же тогда главное удивились грибы?
-Польза, которую вы приносите!
-Я самый полезный!, - закричал мухомор!
-Нет, я самый полезный, - заупрямился боровик.
Тут на поляну выскочила белка, сорвала боровик и в дупло унесла. Запасы на зиму
делать. Только исчез в листве беличий хвост, как тяжело ступая на поляну, вышел лось.
Не замечая вороны, он направился к мухомору и с удовольствием съел его. Спорить
было не с кем, и ворона улетела по своим делам.
-Ребята, а как вы думаете, какой из грибов красивее?
-А какой полезней?
Сказка-игра с использованием техники «обрывание»
« Глупый барин»
В прежние времена жил – был барин. Как-то раз по осени собрался он на охоту.
Вдруг видит на берегу реки, люди в нарядных одеждах хороводы водят, песни поют,
пирогами друг друга угощают. Подъехал он поближе и спрашивает недовольно:
-Что у вас за праздник такой? Почему веселитесь?
-Праздник у нас сегодня- Осенины. Красавицу Осень встречаем, за добрый урожай
благодарим: медом да пирогами угощаем.
-Не слышал я что-то о таком празднике, нахмурился барин,-нахмурился барин.
-Что ты , обычай у нас такой- быть благодарными за все хорошее, что нам осень
подарила.
-Не нравится мне ваш обычай, вам бы только петь да плясать, а работать некогда. Так и
знайте, я вам запрещаю Осень встречать. Она и сама к нам дорогу найдет! Не велика
барыня!
Сказал и ускакал, только его и видели. Что тут делать?
Обиделась Осень на людей и прошла мимо их деревни.
- Пусть сразу после лета зима придет! - сказала она. Между тем день за днем идут, а
осень в свои права не вступает: листья на деревьях не опадают, перелетные птицы в
стаи не собираются, звери в лесу к суровой зиме не готовятся: а куда спешить, на
дворе-то тепло, солнечно. Может зимы и вовсе не будет? Забеспокоились люди. Время
идет, а осени все нет и нет. Не хочет она в этот край приходить, землю дождиками
поливать, желтые листья обрывать!
- Что же делать?-переполошились старики. Думали, думали, на совет собрались и
решили барина глупого не слушать и обычаи, установленные дедами и отцами, не
менять.
Снова собрались бабы и мужики, старики и ребятишки. Птицы и звери на берегу реки
и стали песни петь, хороводы водить - осень славить, да в гости ее звать. Услышала их
Осень, пришла в деревню. Все пошло своим чередом - деревья листья сбросили,
птицы перелетные на юг улетели, звери корм запасли, шубки поменяли, норы
утеплили, а медведь, еж и барсук спать легли.
А глупый барин с тех пор поумнел и не мешал людям отмечать народные праздники.
Задание: Вспомните все признаки осени и сделайте, аппликацию используя технику
«обрывания»
Игра-сказка с использованием техники (скрученная бумага)
« Ласточка»
Очень давно, одна молодая ласточка решила построить гнездо на ветке невысокого
дерева. Долго трудилась ласточка, пока гнездо достроила. Хорошее получилось гнездо.
Можно было подумать и о птенцах. Стала ласточка яйца высиживать. Но случилась
беда. В ту пору по лесу лиса бежала. Заметила гнездо ласточки, и решила
полакомиться яйцами. Гнездо низко от земли, легко достать. Встала лиса на задние
лапы, вот-вот дотянется до гнезда. Испугалась ласточка, вьется над гнездом, кричит, на
помощь зовет. Услышали охотники крики ласточки, поспешили на помощь и прогнали
лису. С тех пор строят ласточки свои гнезда рядом с человеком.
Задание: Сделайте гнездо, используя технику «скручивания»
Игра-сказка с использованием техники «скатывание»
«Овощи»
Как - то одним осенним днем Лисенок с Волчонком прогуливались по лесу. Солнце
играло на листьях деревьев.
- «Как красиво в лесу»-воскликнул Лисенок. А Волчонок добавил: «Как будто
художник раскрасил все деревья, кустики, траву и цветы яркими красками». Они и не
заметили, как лес закончился, и они оказались в чьем-то огороде. Их окружали какие-
то диковинные растения, листья и разнообразные плоды. Но не успели Лисенок с
Волчонком сделать и несколько шагов, как откуда-то из-под земли вылез странный
зверь. Он понюхал воздух и, увидев друзей, собрался опять спрятаться в норку. Но
зверушки попросили его не прятаться, а рассказать, куда они попали и что за растения
их окружают. Так Лисенок и Волчонок познакомились с кротом. Крот пригласил их в
гости к себе в норку. Там он рассказал им, что овощи растут над землей и под землей,
бывают разные по форме, размеру, и цвету. И загадал им загадки:
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит, иди,
Меня ищи. ( капуста)
Снаружи красна,
Внутри бела,
На голове хохолок -
Зеленый мох. ( редиска)
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней…( помидора)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.( морковь)
Закопали в землю в мае,
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали -
Не одну нашли, а десять! (картошка)
Летом в огороде
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке
Крепкие, соленые (огурцы)
Задание: С помощью техники «скатывания» сделайте аппликацию «Овощи»
Игра-сказка с использованием техники «скручивание»
«Разные дома»
Жила в одной деревне дружная семья: дедушка да бабушка, батюшка да матушка и
двое детей: Настя и Ваня. Дом у них хороший, новый. Ведь батюшка - то плотник
отменный. Топор в его руках становится быстрым и ловким. Посреди избы - русская
печка. А в печке - щи душистые, каша рассыпчатая, пироги да блины румяные. Все в
семье работать любили. Летом на огороде или в поле трудятся, а зимой каждый своим
ремеслом занимается. Дедушка лапти плетет, бабушка пряжу прядет, матушка с
сестренкой - искусные рукодельницы - шьют, вяжут, вышивают. А Ванюша все около
отца вертится - всему у него понемногу учится.
Однажды летела мимо Баба-Яга, увидела на крылечке синеглазую Настеньку,
приглянулась ей девица, захотела она ее себе в услужение взять. Схватила Баба - Яга
девицу и унесла к себе в лес дремучий.
Загоревала семья, заплакала. Да слезами горю не поможешь, надо спешить –
Настеньку из беды выручать. Вышел вперед Ваня и сказал: - Дедушка и бабушка,
батюшка и матушка позвольте мне пойти в лес дремучий. Я сестренку обязательно
найду!
Шел Ваня, шел и оказался в дремучем лесу. Видит Ваня в глухой чащобе стоит
избушка на курьих ножках, а в окошке огонек светится.
- Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом! - попросил Иванушка. А
избушка-то совсем ветхая, еле на куриной ноге держится, вся мхом заросла.
Заскрипела она, застонала, еле-еле повернулась к Иванушке. Тут со скрежетом
открылась дверь, и на пороге избы показалась старая - престарая Баба - Яга - Костяная
нога.
- Чую - чую, русским духом пахнет! Ты зачем, паренек, пришел?- спрашивает она
Иванушку.
- Да я, бабушка, сестру свою Настеньку ищу!
- Ну, коли так, заходи в избушку.
Зашел Ваня в избу, видит, избушка-то скособочилась, обвешала: крыша дырявая,
половицы скрипучие.
- Что же ты, бабуля, свою избушку не починишь? Скоро она у тебя совсем развалится!
- Ох, ох, ох! - заохала Баба Яга.
- Стара я, стала, вижу плохо, руки – ноги не слушаются. Поэтому и Настеньку к себе
забрала, чтобы у меня помощница была. А избу сама не починю. Осенью ее дожди
заливают, зимой морозы выстуживают. Видно на старости лет-то я бездомною
останусь! Жаль стало Иванушке Бабу Ягу.
- Ну, ничего,-говорит Ваня,-я твоему горю, помогу. Если есть у тебя инструмент
простой, то я все сделаю, плотницкому делу я у батюшки выучился. Утром Иванушка
встал пораньше и принялся за дело: полы настелил, крышу починил, куриную ногу
поправил. Стала избушка как новенькая!
Обрадовалась Баба Яга, да и спрашивает:
- Как же мне тебя, Ванюша, отблагодарить?
- Отпусти Настеньку домой, а мы будем тебя навещать, по хозяйству помогать.
Отпустила их Баба Яга, а в дорогу волшебный клубочек дала, чтобы они в лесу не
заблудились. Быстро Ваня с Настенькой дома оказались на радость родным.
Задание: с помощью техники «скручивания» сделайте аппликацию «Мой дом»
Игра – сказка с элементами конструирования в технике «скручивание
скатывание, обрывание»
«Домашние животные»
После Нового года семья девочки и мальчика поехала в деревню к бабушке,
встречать Рождество. В доме у бабушки дети познакомились с котом. Он был очень
хозяйственным и важным, потому что считал себя самым главным существом. Кот
сказал, что бабушка очень его любит и заботится о нем, потому что он приносит ей
большую пользу: ловит в доме мышей. Для того чтобы у кота в мисочке все время
было молоко и вкусная еда, бабушка завела корову, свинью и козу. Из шерсти овец
бабушка вяжет теплые носки и одежду. А для кота мягкий коврик. А чтобы кота
никто не обидел, во дворе живет собака и охраняет дом.
«А где живут домашние животные»,- поинтересовались дети. На следующее утро кот
пообещал детям, что сводит их в коровник, потом в свинарник, затем в крольчатник.
«Но сначала мы отправимся в овчарню», - сказал кот.
- Это туда, где живут овчарки? - спросил мальчик.
- Не овчарки, а овцы,- поправил его кот.
- Только там еще живут козы и бараны, поэтому их жилище правильнее называть
хлев». Мальчик сразу представил себе большую-большую буханку хлеба, внутри
которой живут овцы и бараны.
- Хорошо, придумано!»- воскликнул он. -
В хлеве всем домашним животным тепло, уютно и сытно, даже кормить их не надо -
пусть едят стены!»
- Да не хлеб, а хлев, исправил его кот. Хлеб-это продукт питания, а хлев-дом для
животных! Бабушка кормит своих животных, ухаживает за ними и следит за их
здоровьем. О других домашних животных, которых нет у бабушки, я загадаю загадки:
Идет мохнатый,
Идет бородатый,
Рожками помахивает,
Бородкой потряхивает,
Копытами постукивает. (козел)
Длинное ухо,
комочек пуха.
Прыгает ловко,
грызет морковку. (кролик)
Я копытами стучу, стучу.
Я скачу, скачу.
Грива вьется на ветру.
Кто это? (конь)
Кто ни в жару,
Ни в стужу,
Не снимает шубу? (овца)
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (осел)
Задание: с помощью техники «скатывания, скручивания, обрывания» на бумажных
тарелках выполните аппликацию «Домашние животные»