Автор: Немцева Юлия Валерьевна
Должность: учитель географии и обж
Учебное заведение: МБОУ "Бутовская СОШ"
Населённый пункт: с. Бутово Яковлевского района Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ"
Раздел: среднее образование
«Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ»
Немцева Ю.В.
учитель географии и ОБЖ
МБОУ «Бутовская СОШ»
Всё может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и
накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного
она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто
пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой. А.В. Суворов.
В
современных
условиях
роль
патриотического
воспитания
подрастающего поколения значима как никогда. Это связано с приоритетным
значением
проблемы
патриотического
воспитания,
как
для
консолидации
общества,
так
и
для
становления
гражданина
новой
России,
повышения
обороноспособности и престижа страны на международной арене.
Проблема патриотического воспитания школьников, умеющих ценить и
отстаивать демократические права и свободы, является весьма важной и
актуальной
как
никогда.
До
последнего
времени
нашим
обществом
утрачивалось традиционное российское патриотического сознания, широкое
распространение получило равнодушие, цинизм, агрессивность и падения
нравственных ориентиров. Сегодня жизненно важно возродить в российском
обществе
чувство
патриотизма
как
духовно-нравственную
и
социальную
ценность,
сформировать
в
молодом
человеке
граждански
активные,
социально
значимые
качества,
которые
он
сможет
проявить
в
созидательном
процессе
сохранения
и
преумножения
культурного
и
исторического наследия. В настоящее время коренным образом меняется
отношение
граждан
России
к
происходящим
вокруг
нас
событиям,
вырабатывается
активная
жизненная
позиция
во
всех
сферах
жизнедеятельности граждан.
Актуальность
патриотического
воспитания
на
сегодняшний
день
заключается в том, что нужно найти для учеников новые ориентиры для
подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных
школьников.
Поскольку
школа
по-прежнему
является
одним
из
самых
действенных социальных институтов, то на педагогов возлагается непростая
задача – воспитать и обучить поколение людей убеждённых, благородных,
готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и ёмким словом
«патриот».
Патриотическое воспитание осуществляется, прежде всего, в процессе
обучения. Многие школьные дисциплины касаются вопросов нравственности.
Обучение
молодёжи
безопасности
жизнедеятельности
бессмысленно
без
формирования нравственных ценностей, патриотического сознания. Таким
образом, цель преподавания ОБЖ - подготовка физически и нравственно
развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся
мире.
На занятиях по ОБЖ учащиеся знакомятся со спецификой воинского труда,
готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы
в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику
Родины.
Знакомятся
и
обучаются
приёмам
строевой
подготовки
и
выполнение
упражнений по прикладной физической подготовки.
Главной задачей патриотического воспитание является то, что по
каждой теме необходимо привлекать материал из жизни воинов в мирных
условиях, при ведении боевых действий, использовать на уроках примеры
героического
прошлого нашей армии и воспитывать у старшеклассников
любовь к Вооружённым Силам, растить гражданина - патриота.
Задача патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня
в числе приоритетных. Но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем
другое – осмыслить ее и предпринять конкретные шаги.
Реализация
патриотического
направления
осуществляется
через
уроки
и
внеклассные
мероприятия,
на
которых
ученики
знакомятся
с
историей
государственной
символики
страны,
области.
Организуются
встречи
с
ветеранами войны и труда, работниками силовых структур, знакомятся с
жизнью выпускников проходящих службу в рядах вооружённых сил России и
студентами военных училищ.
Развитие коммуникативных умений, воспитание культуры поведения и
общения,
культуры
досуга
учащиеся
получают
через
организацию
внеурочных мероприятий, посещение музеев, кинотеатров.
Свои уроки я строю так, чтобы они вызывали интерес к таким профессиям,
как
спасатель,
военный,
пожарный,
полицейский.
Для
пропаганды
этих
профессий привлекаю специалистов различных ведомств, которые готовы
продемонстрировать
свое
мастерство.
Это
позволяет
образовательное
пространство сделать более открытым, и решить все задачи, поставленные
программой
по
патриотическому
воспитанию.
При
выполнении
работ
ученики широко используют информационные технологии, мультимедийные
презентации. Основной целью патриотического воспитания на уроках ОБЖ,
является
совершенствование
системы
патриотического
воспитания,
обеспечивающей
развитие
России
как
свободного
демократического
государства,
формирование
у
граждан
и
учеников
школы,
высокого
патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению
конституционных обязанностей.
Развивать
патриотическое
сознание
учащихся,
с
моей
точки
зрения,
необходимо еще в дошкольном возрасте. И я, соблюдая преемственность,
продолжаю
решать
эту
задачу,
начиная
с
начальных
классов,
используя
различные методы обучения и воспитания, а также разнообразные виды
деятельности учащихся.
Большое
воспитательное
воздействие
на
ребят
оказывают
занятия,
проводимые
совместно
с
людьми,
которые
непосредственно
связаны
с
военным делом, либо ушедшие в запас, различных родов войск. Это уроки
мужества,
которые
вызывают
у
ребят
неподдельный
интерес.
В
период
проведения месячника оборонно-массовой работы члены провожу встречи с
участниками Великой Отечественной войны, проживающими в нашем селе,
которые рассказывают детям, что в жизни есть место подвигу. Организую
экскурсии по местам боевой славы.
Любая система работы учителя складывается из четко и ясно обозначенных
целей
и
задач
воспитания
и
претворения
их
в
действительность.
Это
помогает формировать творческую личность, готовую к служению Отечеству
на военном и гражданском поприще, а, за счет взаимодействия с различными
структурами, создавать открытое образовательное пространство.
Через патриотическое воспитание на уроках ОБЖ, формируется не
только гражданин, а гражданин-патриот в самом высоком смысле этого слова,
горячо любящий свою Родину, готовый всегда служить ей верой и правдой.