Автор: Немцева Юлия Валерьевна
Должность: учитель географии и обж
Учебное заведение: МБОУ "Бутовская СОШ"
Населённый пункт: с. Бутово Яковлевского района Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках географии"
Раздел: среднее образование
«Здоровьесберегающие технологии на уроках географии»
Немцева Ю.В.
учитель географии и ОБЖ
МБОУ «Бутовская СОШ»
Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и
народов, а в настоящее время она становиться первостепенной.
Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние
«полного физического, душевного и социального благополучия, а не только
отсутствие болезней и физических дефектов».
Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании
уважительного
отношения
к
здоровью
необходимо
начинать
с
раннего
детства. По мнению специалистов–медиков, 75% всех болезней человека
заложено в детские годы. Почему это происходит? Видимо, все дело в том,
что взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное – это хорошо
учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя болит голова, если твой
организм ослаблен болезнью и леностью?
Деятельность
педагогов
и
медицинского
персонала
в
направлении
укрепления
здоровья
учащихся
следует
считать
оздоровительно-
образовательной работой, которая является комплексом оздоровительных мер
гигиенической,
лечебно-профилактической,
физкультурной,
психолого-
педагогической,
природно-оздоровительной,
художественно-эстетической
направленности в сочетании с образованием детей по вопросам укрепления и
сохранения здоровья.
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ,
оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и
отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также
позволяет
решить
одновременно
несколько
различных
задач:
обеспечить
психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и
воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы,
побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.
На
начальном
этапе
обучения
географии
это
могут
быть
игровые
задания
для
обобщения
знаний
(«Географиче ские
ц е п оч к и » ,
«Географические сказки, легенды», кроссворды, загадки, ребусы и т.д.). Для
старших
классов
можно
использовать
задания
фантастического
или
детективного
содержания,
также
активизирующие
творческий
потенциал.
Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ,
которые вызывают неизменный интерес у детей, одновременно снимая у них
элементы
стресса
и
напряжения.
Так
же
можно
отметить
и
прием
использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное
географическое явление.
Создание благоприятного психологического климата на уроке является одним
из важнейших аспектов. Именно психологический комфорт школьников во
время
урока
решает
задачи
предупреждения
утомления
учащихся
и
появления
дополнительного
стимула
для
раскрытия
творческих
возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная
обстановка
на
уроке,
спокойная
беседа,
внимание
к
каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика
выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок,
поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор
или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал,
которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей
каждого ребенка.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии
личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого
ученика
и
направленные
на
возможно
более
полное
раскрытие
его
потенциала.
Сюда
можно
отнести
технологии
проектной
деятельности,
дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные
игровые технологии.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
создание
положительного
эмоционального
настроя
на
работу
всех
учеников в ходе урока;
использование проблемных творческих заданий;
стимулирование
уч еников
к
выбору
и
с а м о с т о ятельному
использованию разных способов выполнения заданий;
применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид
и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
рефлексия.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии
позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников, как в
психологическом, так и в физиологическом аспектах.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по
определению
Н.К.
Смирнова,
-
это
все
те
психолого-педагогические
технологии,
программы,
методы,
которые
направлены
на
воспитание
у
учащихся
культуры
здоровья,
личностных
качеств,
способствующих
его
сохранению
и
укреплению,
формирование
представления
о
здоровье
как
ц е н н о с т и ,
мот и ва ц и ю
н а
вед е н и е
зд о р о во го
о б р а за
ж и з н и .
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная
организация
учебного
процесса
(в
соответствии
с
возрастными,
половыми,
индивидуальными
особенностями
и
гигиеническими требованиями);
соответствие
учебной
и
физической
нагрузки
возрастным
возможностям ребенка;
необходимый,
достаточный
и
рационально
организованный
двигательный режим.
Понятие
«здоровьесберегающая
технология»
относится
к
качественной
характеристике
любой
образовательной
технологии,
показывающей,
как
решает ся
задач а
сохранения
здоровья
уч ителя
и
у ч е н и ко в .
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения,
которые сформулировал Н. К. Смирнов:
«Не
навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые
средства
должны
быть
обоснованными,
проверенными
на
практике,
не
наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Приоритет
заботы
о
здоровье
учителя
и
учащегося —
вс е
используемо е
должно
быть
оценено
с
позиции
влияния
н а
психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к
случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Субъект-субъектные
взаимоотношения —
учащийся
является
непосредственным
участником
здоровьесберегающих
мероприятий
и
в
содержательном, и в процессуальном аспектах.
Соответствие
содержания
и
организации
обучения
возрастным
особенностям
учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала
должны соответствовать возрасту учащихся.
Комплексный,
междисциплинарный
подход — единство в действиях
педагогов, психологов и врачей.
Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом
поступке,
действии
сначала
выделяют
положительное,
а
только
потом
отмечают недостатки.
Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск
переутомления.
Игра – центральная единственная деятельность ребенка, имеющая место
во все времена и у всех народов. Систематическое изучение игры позволило
констатировать тот факт, что в ней, как в зеркале, отражается окружающая
действительность, для которой характерны как позитивные, так и негативные
стороны (К.Д. Ушинский).
Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и
досуга
людей.
Разные
ученые
по-своему
объясняют
причины
появления
игры. В ходе своей деятельности я пришла к мнению, что игра действительно
объективно
отражает
многомерность
человеческого
мира,
человеческой
деятельности, творчества, эмоций.
Игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не может научить,
это
способ
исследования
пространства
и
времени,
вещей
и
так
далее.
Включаясь в процесс игры, дети учатся в нашем символическом мире – мире
смыслов и ценностей, и в то же время, исследуют, экспериментируют. Игра –
это мостик между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно
символическая
функция
игры
является
максимально
важной.
В
игре
происходит
разрешение
конфликтов
и
передача
чувств.
Игра
–
это
произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая
гибкость
в
решении
вопроса
о
том,
как
наиболее
полно
выразить
и
исследовать свое собственное Я. Ребенок непрерывно открывает себя, заново
пересматривает
свой
образ,
свои
возможности,
изменения
в
своих
отношениях с миром.
Игра
на
уроке
–
комплексный
носитель
информации.
В
процессе
игры
срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти
по запросам игровой ситуации. Так, с одной стороны игра пронизывает весь
курс, органически проявляясь почти на каждом уроке, с другой – занимает
примерно
пятую
часть,
не
вытесняя
ценной
практической
деятельности.
Выучить
необходимый
материал
ученика
можно,
либо
заставив,
либо
заинтересовав его. Игра же предполагает участие всех учеников в той мере,
на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все
органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы
само
собой,
при
этом
деятельность
учащихся
носит
творческий,
практический характер.
Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно
должна быть построена на интересе, удовольствии. Игра должна вызывать
веселое удовлетворение от удачного ответа, быть эмоциональной, доступной
и привлекательной.
Цель
игры
должна
быть
достижимой,
а
оформление,
желательно,
красочным и разнообразным. В то же время дидактическая игра исполняет
определенную цель обучения и совершенствует знания и умения. В играх
обязателен
элемент
соревнования
между
командами
или
отдельными
участниками
игры.
Это
всегда
приводит
к
повышению
самоконтроля
учащихся,
к
четкому
соблюдению
установленных
правил
и,
главное,
к
активизации учащихся. В таких играх завоевание победы или выигрывание –
очень
сильный
мотив,
побуждающий
ученика
к
деятельно сти.
К
п о д б о р у
и г р
н а д о
п р е д ъ я в л я т ь
р я д
т р е б о в а н и й .
1.
Игры
должны
соответствовать
определенным
учебно-воспитательным
целям,
нести
содержательную
нагрузку
в
соответствии
с
программными
требованиями
к
знаниям,
умениям
и
навыкам,
разнообразить
методы
преподавания
и
организации
учащихся,
вносить
вклад
в
повышение
их
активности и самостоятельности.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом
подготовленности
и
психологических
особенностей
учащихся.
3.
Игры
требуют
создания
необходимого
дидактического
материала
и
определения методики его применения.
Дидактическая
игра
позволит
ярче
реализовать
все
ведущие
функции
обучения:
образовательную,
воспитывающую
и
развивающую.
Практика показывает, что в дидактических играх по географии с большим
интересом
участвуют
слабоуспевающие
ученики,
которых
увлекает
сам
процесс
игры,
дух
соревнования,
стремление
к
тому,
чтобы
их
команда
одержала победу, что способствует лучшему усвоению и углублению знаний
по пройденной теме.
Для
совершенствования
знаний
по
отдельным
вопросам
темы
можно
использовать на уроках географии игры. При изучении нового материала для
оптимизации
учебного
процесса
предлагаю
пользоваться
набором
обучающих игр, используя которые, можно научиться скоростному чтению,
запоминанию,
выделению
главного
в
тексте,
диалогическому
общению,
монологической речи.
Если использовать игровые моменты при проверке домашнего задания в виде
дидактических карточек-заданий, можно развивать у учащегося абстрактное
логическое мышление.
Деловые игры предлагаю использовать в старших классах при изучении
больших
тем
курса,
когда
возникает
необходимость
работы
с
большим
объемом учебного материала. Применение деловых игр снизит утомляемость
при однотипной работе, разовьет чувство коллективизма, придаст значимость
изучаемой проблеме.
Любой
элемент
урока
разнообразит
практическая
исследовательская
деятельность
учащихся,
их
увлекает
работа
с
географиче ским
оборудованием
и
картами,
увлекает
проблема
поиска,
применения
географических знаний для решения той или иной задачи. Предложенные
игры и игровые ситуации различны не только по форме, но и по характеру
деятельности, осуществляемой учащимися при их выполнении. Они дадут
возможность,
наряду
с
традиционными
формами
обучения
существенно
повысить
мотивационную
сферу
учебного
процесса,
что,
несомненно,
отразится на качественных и количественных показателях познавательной
деятельности учащихся на уроках географии.