Напоминание

"Проектно-исследовательская деятельность на уроках основ безопасности жизнедеятельности"


Автор: Немцева Юлия Валерьевна
Должность: учитель географии и обж
Учебное заведение: МБОУ "Бутовская СОШ"
Населённый пункт: с. Бутово Яковлевского района Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Проектно-исследовательская деятельность на уроках основ безопасности жизнедеятельности"
Раздел: среднее образование





Назад




«Проектно-исследовательская деятельность на уроках

основ безопасности жизнедеятельности»

Немцева Ю.В.

учитель географии и ОБЖ

МБОУ «Бутовская СОШ»

Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность...

Бернард Шоу

Информационно-коммуникационные

технологии

(ИКТ)

в

современном

информационном

обществе

оказывают

влияние

на

все

сферы

жизнедеятельности

человека,

в

том

числе

и

на

процесс

образования.

Использование

ИКТ

в

учебно-

воспитательном

процессе

позволяет

развивать

умение

учащихся

ориентироваться

в

информационных

потоках

окружающего

мира,

овладевать

практическими

способами

работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с

помощью современных технических средств.

Применение ИКТ на уроках в школе позволит сделать ученика активным субъектом

учебной деятельности, обеспечить формирование универсальных учебных действий у

учащихся и реализовать системно-деятельностный подход в обучении. ИКТ в образовании

можно рассматривать не только как способ повышения эффективности обучения, но и как

одно из условий эффективной подготовки учащихся к жизни в информационном обществе,

т.е. их социализации, а именно приобретение знаний, умений и навыков использования

информационно-коммуникационных

технологий

при

решении

широкого

круга

задач:

учебных, исследовательских, творческих и социальных.

Внедрение

мультимедийных

информационно-коммуникационных

технологий

на

уроках

способствует

повышению

мотивации

обучения

учащихся,

экономии

учебного

времени, более глубокому усвоению материала на уроках. Мультимедийные средства

обучения помогают чётко выстраивать структуру урока, эстетически его оформлять. Ещё

одним достоинством является эмоциональное воздействие на учащихся. Особенно, если

используются видеосюжеты, имеется звуковое сопровождение, что позволяет формировать

у учащихся личностное отношение к увиденному и услышанному, повышает мотивацию

учения.

Мультимедиа

технологии

поддерживают

живое

слово

педагога

и

являются

важным компонентом современного образовательного процесса.

Известно,

что

учащиеся

прочно

усваивают

только

то,

что

прошло

через

их

индивидуальное

усилие.

Проблема

самостоятельности

учащихся

при

обучении

не

является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта

проблема

является

актуальной

и

сейчас.

Внимание

к

ней

объясняется

тем,

что

самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования,

но

и

при

продолжении

обучения

после

школы,

а

также

в

дальнейшей

трудовой

деятельности школьников.

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению

выступает

исследовательская

и

проектная

деятельность,

основной

функцией

которых

является инициирование учеников к познанию мира, себя в этом мире.

Проектно-исследовательская

деятельность

- это

образовательная

технология,

предполагающая

решение

учащимися

исследовательской,

творческой

задачи

под

руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне

зависимости от области исследования). Результатом работы над проектом, его выходом,

является продукт, который создается авторами проекта в ходе решения поставленной

проблемы.

Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения

школьниками

учебного

материала

в

процессе

выполнения

проектов.

Учащиеся

включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате

школьники

учатся

самостоятельно

искать

и

анализировать

информацию,

обобщать

и

применять

полученные

ранее

знания

по

предметам,

приобретают

самостоятельность,

ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения.

Проекты

могут

быть

индивидуальными,

групповыми

и

кол л ектив ны м и,

исследовательскими, краткосрочными и долгосрочными.

Типы учебных проектов по ОБЖ:

По

доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие,

прикладные или практико-ориентированные.

По

предметно-содержательной

области:

монопредметные,

межпредметные

и

надпредметные.

По

продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и

рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном

занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более.

По

количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с

последующим

анализом

информации,

возможно,

обобщением

и

обязательным

представлением.

Следовательно,

при

планировании

информационного

проекта

необходимо определить:

а) объект сбора информации;

б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также

решить,

предоставляются ли

эти

источники

учащимся

или

они

сами

занимаются

их

поиском);

в) формы представления результата.

Здесь

также

возможны

варианты —

от

письменного

сообщения,

с

которым

знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед

аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для учащихся начальных классов и т.д.).

Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов

исследования.

В полном

объеме

это

может

быть

работа,

примерно

совпадающая

с

научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и

задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы,

оформление

и

обсуждение

полученных

результатов.

Исследовательские

проекты,

как

правило, продолжительные по времени и нередко являются

конкурсной внешкольной

работой.

Специфика

предметного

содержания

ОБЖ

позволяет

организовать

исследовательские проекты на местности.

Практико-ориентированный

проект

также

предполагает

реальный

результат

работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить

выставку

лекарственных

растений

для

кабинета

ОБЖ).

Тип

учебного

проекта

определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату.

Основные требования к использованию метода проекта:

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи.

Практическая,

теоретическая,

познавательная

значимость

предполагаемых

результатов.

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Использование

проектной

технологии

предусматривает

хорошо

продуманное,

обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной

деятельности

двух

субъектов

(учителя

и

ученика)

по

поиску

решения

неизвестного,

результатом

которой

является

формирование

исследовательского

стиля

мышления

и

мировоззрения в целом.

Исследования

характеризуются

следующими

методологическими

категориями:

проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи..

Требования к исследованию:

Ограниченность во времени, целям, задачам, результатам. Ограниченность означает,

что исследование содержит:

Этапы и конкретные сроки их реализации;

Четкие задачи;

Конкретные результаты;

Планы и графики выполнения исследования.

Ход исследования можно представить в виде цепочки:

Обоснование темы;

Постановка целей и задач

Определение объекта и предмета исследования

Разработка гипотезы исследования

Непосредственно исследования

Результаты

Оценка полученных результатов и выводы.

В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного

материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным

принципам дидактики: научности, систематичности, последовательности, доступности,

наглядности, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы,

развивающему обучению, связи теории с практикой.

В

настоящее

время

проектный

метод,

как

никакой

другой,

соответствует

требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей.

Именно

проектная

деятельность

позволяет

организовать

обучение

путем

самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует

развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.

Проектный

метод

имеет

еще

одну

особенность

-

он

носит

исследовательский

характер.

Для

того,

чтобы

не

произошло

того

смешения,

которое

имеет

место

в

современной литературе, когда проектное и исследовательское обучение рассматриваются

как один метод, необходимо остановиться на взаимосвязи между этими понятиями.

Примерная тематика информационных проектов.

История светофора.

История пожарного автомобиля.

Табачный дым и его составные части.

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Дни воинской славы России.

Примерная тематика исследовательских проектов.

Влияние цементного завода на загрязнение атмосферы г. Белгорода.

Влияние закаливания на здоровье подростка.

Компьютерные игры и их влияние на здоровье подростка.

Стресс и его влияние на организм человека.

Глобальное потепление и природные чрезвычайные ситуации.

Продукты быстрого приготовления и угрозы, связанные с их употреблением.

Примерная тематика практико –ориентированных проектов.

Изготовление макетов:

Типы костров.

Временные жилища.

Посуда из подручных материалов.

Макет дома.

Таким образом, исследовательская деятельность является одним из направлений работы

учащихся в рамках проекта. Поэтому учителю важно на стадии планирования проекта

четко определить основные направления работы учащихся и методы их реализации.



В раздел образования