Авторы: Истомина Марина Александровна, Катькалова Татьяна Вячеславовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МОУ детчкий сад №198
Населённый пункт: г Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Наши пернатые друзья"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 198 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»_______
Ул.им.маршала Чуйкова, 49а, Центральный район, г. Волгоград, Россия, 400005________
Тел.(8442) 23-11-18 / факс (8442) 23-99-79
Методическая разработка
«Наши пернатые друзья».
Выполнили:
Истомина Марина Александровна,
воспитатель, высшая категория
Катькалова Татьяна Вячеславовна,
воспитатель.
Волгоград 2018
Актуальность.
Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с
окружающей природой. Это взаимодействие становится все более
актуальным по мере роста самостоятельности ребенка и расширения сфер его
деятельности. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой
характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в
экологическом воспитании начальный этап знакомства. Знакомя детей с
окружающим через рассказывание сказок, наблюдений на прогулках и в
группе мы закладываем основы экологической культуры. Именно птицы нас
окружают круглый год, принося нам радость и пользу. В холодное время года
птицам страшен не холод, а голод. Много птиц гибнет зимой: из десяти до
весны доживает всего одна-две. Голодная птица не переносит даже слабых
морозов. Гипотеза проекта: Если в течение зимних холодов, постоянно
подкармливать птиц, то до весны выживут многие и станут приносить
больше пользы, чаще будут радовать нас своей красотой и пением. В зимний
период бескормицы каждый из нас может помочь птицам решить их
проблемы! Значимая для детей проблема: как же выживают в зимнее время
наши друзья – птицы, чем мы можем помочь им в это трудное время? И наша
задача воспитывать в детях любовь и желание помочь птицам.
Конспект непосредственно - образовательной деятельности
по окружающему миру в старшей группе
по теме: «Наши пернатые друзья».
Цели:
Расширять представление детей о птицах;
Воспитывать чувство доброты, отзывчивости, желания помочь другим;
наблюдать за окружающим миром.
Образовательные:
уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего
края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, питании, особенностях
жизни в зимних условиях;
Развивать наблюдательность.
Развивающие:
Расширять словарь детей;
Развивать связную речь, расширять объем зрительного и слухового
внимания, памяти;
Совершенствовать грамматический строй речи;
Развивать совершенствовать диалогическую речь;
Развивать двигательные навыки, внимание, сообразительность через
игру.
Воспитательные:
воспитывать интерес и любовь к природе родного края;
формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке,
способную понять и пожалеть «братьев наших меньших»;
вызывать стремление беречь птиц, помогать им.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашего края,
отгадывание загадок о птицах, разучивание стихов, пословиц, отгадывание
загадок. Беседа о зиме, как о голодном и трудном времени для птиц. Во
время прогулки наблюдение и рассматривание птиц, составление
описательных рассказов, проведение подвижных и дидактических игр.
Изготовление кормушек, скворечников вместе с родителями. Подкормка
птиц на кормушках. Чтение Г. Скребицкого «Воробей, Большой пестрый
дятел, Ворона, Сорока»; А. Стрижева «Птицы зимой»; Н. Павловой «Зимние
гости».
Материал и оборудование:
• аудиозаписи («Зимняя сказка» муз. Александр Пинегин сл. Андрей Усачев,
голоса и пение птиц);
• слайды с изображением зимних пейзажей, перелётных и зимующих птиц;
• отрывок из рассказа К. Ушинского «Проказы старухи зимы»;
• карточки с изображением перелётных (ласточка, соловей, аист, грач) и
зимующих (ворона, сорока, дятел, синица, голубь) птиц, 2 мольберта,
наклейки на мольберты (солнышко, снежинка);
• видео о жизни зимующих птиц;
• шапочки-маски с изображениями дятла, снегиря, синицы, сороки;
• разрезанные карточки с изображением снегиря;
• мяч.
Ход занятия
Звучит песня «Зимняя сказка». Дети с воспитателем входят в группу.
Воспитатель: Здравствуйте, девчонки, добрый день, мальчишки!
Наигрались в куклы, полистали книжки.
А сейчас мы вместе отдохнём немного,
В добрый путь, ребята, в добрую дорогу!
Посмотрели все на меня, встретились со мной глазками. А сейчас
поздороваемся друг с другом.
К солнышку потянулись, лучик взяли,
К сердцу прижали, другу отдали.
Показываю слайды с изображением зимних пейзажей.
Вышел на просторы погулять мороз,
Белые узоры в косах у берёз.
Снежные тропинки, голые кусты
Падают снежинки тихо с высоты. (Е. Авдиенко).
О каком времени года написано это стихотворение? (О зиме).
Строгий порядок навела зима в своих владениях. Всё у неё прибрано,
сверкает белизной.
Воспитатель зачитывает небольшой отрывок из рассказа К. Ушинского
«Проказы старухи зимы».
Воспитатель: О ком шла речь в этом отрывке? (О птицах.) Как ведут себя
птицы с приходом зимы? (Некоторые птицы улетели в тёплые страны.)
У тех птиц, что остались, есть свои секреты, как пережить зиму. Предлагаю
вам отправиться в парк и посмотреть, как живут птицы зимой. На чём мы
отправимся? (Дети предлагают свои варианты.) Давайте отправимся на
лыжах. (Имитируют движения по кругу под музыку.)
(Сопровождается показом слайдов с видами зимнего парка, птиц)
Воспитатель: В парке много птиц. Как они называются? (Зимующие.) Каких
зимующих птиц вы знаете? (Дети перечисляют.) Как называются птицы,
которые улетели в тёплые края? (Перелётные.) Назовите перелётных птиц.
(Ответы детей.)
Игра «Птицы»
Дети делятся на две команды — команда девочек и команда мальчиков,
считалочкой выбирают капитанов. Звучит музыка П. Чайковского «Времена
года», дети выполняют задание: девочки выбирают карточки с изображением
перелётных птиц и ставят на мольберт, обозначенный солнышком, а мальчики
размещают на мольберт, обозначенный снежинкой, карточки с изображением
зимующих птиц.
В
оспитатель:
Сейчас капитаны проверят правильность выполнения задания.
В
оспитатель:
Ребята я предлагаю посмотреть видео о жизни зимующих
птиц.
Просмотр видео о жизни зимующих птиц.
Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и
снежная. Птицы просыпаются с солнышком и целый день ищут себе корм.
Голодная птичка холодной ночью может погибнуть.
Релаксационное упражнение «Согрей птичку».
Давайте представим себе, что вы нашли замерзающую птичку. (Выражение
удивления, огорчения). Дети складывают ладони, имитируя, что держат
птичку, дышат на неё, чтобы согреть, прижимают к груди, гладят по головке,
выпускают на волю. (Выражение лица радостное).
Звучит аудиозапись с голосами птиц. Детям одевают шапочки-маски с
изображениями дятла, снегиря, синицы. «Птицы» рассказывают о себе.
1-й ребёнок.
Я в берете ярко-красном,
В серой курточке атласной,
Я деревьям всем приятель,
А зовут меня все… (дятел).
2-й ребёнок.
Красногрудый, чернокрылый,
Люблю зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Прилетаю к вам опять. (Снегирь.)
3-й ребёнок.
Непоседа-невеличка
Желтогрудая птичка,
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня… (синичка).
Н. Губская
Воспитатель: А какая из этих птиц прилетает к нам только
зимой? (Снегирь). Какая она? Как вы думаете, почему её так назвали:
снегирь? За правильные ответы вы получили картинки. Попробуйте все
вместе составить из них изображение птицы.
Дидактическая игра «Собери снегиря».
Воспитатель: Какая птица получилась? Ребята, а чего больше всего боятся
птицы в зимнюю пору? (Ответы детей.) Самое страшное для птиц не холод,
потому что у них к зиме вырастает подпушек под пёрышками, а голод. Как вы
думаете, где они добывают себе корм зимой? (Ответы детей.) Ребята, а как мы
можем помочь птицам зимой? Еда с нашего стола для птиц не годится. Для
корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни,
арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные
крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо.
Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи,
барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень
любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит
шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.
(Сопровождается показом слайдов)
Игра «Чем угостим» (с мячом)
Воробья — крошками.
Синицу — салом.
Голубя — пшеном.
Свиристель — семечками.
Ворону — хлебной коркой и т.д.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам игру на внимание.
Дидактическая игра «Какой птички не стало? »
(На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети
закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и
спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)
Воспитатель: Ребята, пришла пора возвращаться в детский сад.
Дети на «лыжах» под музыку возвращаются в детский сад.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась прогулка по парку? (Ответы детей.)
Звучит аудиозапись пения птиц.
Каких птиц вы там повстречали? (Ответы детей.) Как их можно назвать
одним словом? (Зимующие.) Что нового и интересного вы сегодня узнали?
(Ответы детей) Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)
Ребята, птицы — наши друзья! Берегите их.