Автор: Круглова Лариса Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №183"
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Работа по привитию детям дошкольного возраста любви к родному краю"
Раздел: дошкольное образование
Работа по привитию детям дошкольного возраста
любви к родному краю.
Вернувшись в детский сад после выходных , после летних каникул дети
наперебой рассказывают о совместном отдыхе с родителями, встречах в кругу
семьи, о семейных путешествиях за город, о жизни в деревне у бабушки и
дедушке, о тех местах города, где они побывали с мамой и папой. Было
очевидно, что для каждого ребёнка время, проведенное с близкими и
родными, очень ценно, что им интересно узнавать что-то новое о своём
городе, о каком-то интересном месте . Я увидела, что дети любят родные
места, восхищаются их красотой, с интересом слушают народные сказки,
легенды, играют в народные игры, интересуются жизнью людей труда,
известных в разных областях знаменитых людях.
Таким образом, обозначилась тема проекта - «Моя малая Родина». Данная
тема позволит удовлетворить потребность воспитанников - поделиться
впечатлениями, личным опытом; проект будет способствовать формированию
социально-личностных качеств детей дошкольного возраста через
патриотическое воспитание. укрепление семьи, что само по себе переоценить
невозможно.
Целью моего проекта стало - создание системы работы по
формированию у детей знаний и представлений о родном городе, его
истории , культуре и достопримечательностях.
Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине - месту, где
человек родился. В этой связи большое значение имеет ознакомление
дошкольников с историческим, культурно-национальным, географическим,
природно-экологическим своеобразием своего родного края. Знакомясь с
родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать
себя живущим в определённый период времени, в определённых
этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам
национальной и мировой культуры.
Исследуя вопросы патриотического воспитания детей, я решила не только
повысить свой профессиональный уровень развития в этой области, но и
привлечь к этой работе наших родителей. Ведь семья во все времена
оказывала огромное влияние на детей. Начало патриотического воспитания,
безусловно, необходимо закладывать в семье, а детский сад должен создавать
предпосылки гражданского поведения.
Наши дети знают, что они живут в прекрасном городе , который стоит на
берегу красавицы Волги. Все они живут в Юго-Западном районе города
Чебоксары. И здесь же находится их садик, который они посещают с
большим удовольствием. И мне показалось ,что лучше будет начать именно
со своего ближайшего окружения нашу работу по воспитанию любви к своей
Родине, воспитанию интереса и уважения к истории, знаменитым людям ,
прославившем нашу республику.
Для полноценного патриотического воспитания в нашей группе я
использовала разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного
мировосприятия детей:
экскурсии и целевые прогулки: мы посетили Чувашский национальный
музей, побывали в культурно-выставочном центре «Радуга»; в
выставочном зале студии ХКО ср. школы №61;
рассказы воспитателя о родном городе, стране, истории, о
национальной символике;
наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за
трудом людей в детском саду и в городе;
показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, республики,
птичьих голосов русского леса и пр.;
использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок,
сказок, разучивание песен, игр);
ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и
т.д.);
знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов
и пр.;
участие в городских конкурсах , таких как «Я читаю наизусть», «С
рюкзаком шагаю по родному краю», «Я люблю ЧЕ»;
организация тематических выставок;
участие в общественных и календарных праздниках;
участие детей в посильном общественно-полезном труде.
создали альбомы: «Памятники города Чебоксары», «Мой Юго-
Западный район», «Моя Малая Родина», «Профессии».
Эффективно процесс нравственно-патриотического формирования
происходит при комплексном использовании средств патриотического
воспитания дошкольников: народного искусства, фольклора, детской
литературы, музыки, игры: это и рисование, и лепка, и аппликации. При
помощи родителей (Биктимировой Алёны Александровны) мы создали
бумажные прорезные силуэты русских и чувашских матрёшек для
декоративно-орнаментальной деятельности , пользуясь рекомендациями
Васильевой Людмилы Геннадьевны –доцента кафедры дошкольного
образования Чувашского Республиканского института образования.
Правильно подобранный мир ближайшего детского окружения – игрушки,
игровые зоны, дидактические и настольные игры - дают возможность для
развития чувственного восприятия, воображения и фантазии, развития речи
детей, обеспечивая их индивидуальное развитие. В нашей группе создан
уголок патриотического воспитания, где находятся куклы в национальных
костюмах – это работы наших родителей -мастериц: Шушкиной Е. В.,
Ивановой И. А., Беловой Е. В., Трофимовой Л. А. , Мурзаевой Е. Л.
В своей работе используем различные формы вовлечения родителей в
образовательный процесс ДОУ. Участие родителей в создании предметно-
развивающей среды, организация различных конкурсов. Для родителей
оформлены консультации, памятки, папки-передвижки, стенгазеты: «Мой
любимый город» , «Выходной с мамой и папой», «Мама – солнышко моё»,
«Про победу и про деда», мастер-класс «Жаворонков печём, весну- красну
зовём», который провела бабушка нашей воспитанницы Кузнецова Зоя
Николаевна. С помощью родителей провели конкурсы чтецов: «Космическая
сказка» , «Епе –чаваш ачи», конкурс чтецов, посвящённый празднику Победы
, праздник «Игры Батыра». Родители постарались и приготовили детям
разнообразные костюмы, соответствующие тематике , а самое главное-
вызвали у детей интерес к культурным событиям нашей республики .
Мне кажется , что благодаря углубленной работе, повышению своего
мастерства, тесной связи с родителями, активной их помощи, качество
учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию
дошкольников повысилось ,и на основе . имеющихся знаний и умений буду
продолжать более углубленно работу по реализации патриотического
воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста.
Я предполагаю, что в результате реализации данного проекта все его
участники – дети, педагоги, родители - приобретут определённые знания.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
-Дети овладеют познавательной информацией;
-У детей будет сформировано представление о культуре и истории города
Чебоксары.
-Дети научатся видеть красоту окружающего мира.
-Уточнят домашний адрес проживания .
-Познакомятся с социальной сферой микрорайона.
-Узнают , что в нашем городе много улиц, у каждой есть название.
Познакомить детей с названиями улиц микрорайона.
-Воспитать у детей интерес к истории города, уважение к труду людей,
обустраивающих наш город.
-Познакомить со строением домов ( этажность, формы домов, из какого
материала построены, номера).
-Обобщение: « Микрорайон- как часть большого города».