Автор: Комлыгина Елена Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад 135
Населённый пункт: город Дзержинск,Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности конструирования у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Автор :Комлыгина Елена Станиславовна, воспитатель МБДОУ №135
Особенности конструктивной деятельности дошкольников
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой
дети
создают
из
различных
материалов
(бумаги,
картона,
дерева,
специальных
строительных
наборов
и
конструкторов)
разнообразные
игровые поделки (игрушки, постройки).
Конструирование является довольно сложным видом деятельности для
детей.
В
ней
мы
находим
связь
с
художественной,
конструктивно-
технической деятельностью взрослых.
А.
С.
Макаренко
подчеркивал,
что
игры
ребенка
с
игрушками-
материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной
человеческой
деятельности:
из
материалов
человек
создает
ценности
и
культуру».
В
зависимости
от
того,
из
какого
материала
дети
создают
свои
постройки и конструкции, различают:
-конструирование из строительных материалов;
-конструирование
из
бумаги,
картона,
коробок,
катушек
и
других
материалов;
-конструирование из природного материала.
Каждый вид конструирования в детском саду имеет свои особенности.
Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы
окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности
предназначается в основном для практического применения.
Задачи конструирования в подготовительной группе:
1. Воспитать у детей необходимые умения и навыки конструирования.
2. Дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной
деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме,
пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с
которыми они работают.
3.
Научить
детей
работать
целенаправленно,
предварительно
планировать свою деятельность, что является необходимым условием для
успешного выполнения конструктивных задач.
4.
Воспитывать
у
детей
самостоятельность
в
работе,
творческую
инициативу.
5. Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять
ее на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем.
Не прибегать к механическому подражанию приемам работы товарищей или
ранее
усвоенному
способу,
который
в
данном
случае
не
может
быть
применен.
6.
Необходимо
также
использовать
богатые
возможно сти
конструктивной деятельности для воспитания у детей чувства коллективизма
в работе.
Обучение
детей
коллективному
труду
-
одна
из
важных
задач
воспитания
у
них
чувства
товарищества.
Для
этого
педагог
предлагает
ребятам вместе обдумать замысел, подобрать материал, распределить работу
между собой и ответственно отнестись к участию в общей работе.
Особое
внимание
следует
уделить
воспитанию
организованности
в
работе, трудолюбию. Ребята привыкают к порядку, когда сами заранее готовят
материал к занятию, самостоятельно убирают все на место после окончания
работы.
Основные приемы обучения:
1.
Показ
воспитателем
приемов
изготовления
конструкции
или
игрушки.
Пояснения
помогают
детям
усвоить
не
только
действия,
необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий
порядок работы.
2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны
выполнить без показа приемов работы.
3.
Показ
отдельных
приемов
конструирования
или
технических
приемов
работы,
которыми
дети
овладевают
для
последующего
использования их при создании построек, конструкций, поделок.
4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также
являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие
способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.
5.Помощь и взаимопомощь.
Значение конструктивной деятельности:
•
способствует развитию сенсорных и мыслительных способностей
детей;
•
развивает планирующую мыслительную деятельность;
•
способствует практическому познанию свойств геометрических
тел и пространственных отношений;
•
играет
большую
роль
в
воспитании
первоначальных
навыков
работы в коллективе;
•
воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к
товарищам, желание сделать что-то приятное;
•
имеет большое значение для воспитания эстетических чувств:
формируются
не
только
технические
умения
и
навыки,
но
и
особое
отношение
к
окружающему
миру
-
дети
начинают
чувствовать
красоту
природы.
Условия для реализации конструктивной деятельности
Обучение конструированию требует особого внимания в организации
игровой
среды.
Воспитателю
необходимо
подобрать
материа л
соответствующий
задачам
развития
конструктивной
деятельности
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Материал
должен
быть
разнообразным:
напольным и настольным, разные виды конструкторов, различные наборы.
Материал
должен
быть
также
привлекательно
оформленным
и
соответствовать возможностям детей.
В подготовительной группе занятия конструированием тесно связаны с
игрой. Игра возникает по инициативе ребят, часто продолжаются в течении
нескольких дней; в ходе их дети совершенствуют свои постройки, игрушки.
Поэтому очень важно, чтобы в группе были созданы условия для сохранения
игрушек и построек, сделанных дошкольниками.
Важным
условием
обучающего
и
воспитывающего
воздействия
строительно-конструктивных
игр
детей
седьмого
года
жизни
является
руководство педагога при сохранении творческой самодеятельности детей,
развитии их интереса к технике, обучении способам перевода плоскостного
изображения в объемную постройку.
Содержание конструирования
•
Дети 6-7 лет могут изготовить игрушки из картона, отдельные
части которых делаются подвижными .Для таких игрушек заготавливают
шаблоны
из
плотного
картона.
Дети
обводят
их
на
картоне
тонким
карандашом,
вырезывают,
раскрашивают,
а
затем
соединяют
части
с
помощью ниток или проволоки.
•
Чтобы вызвать у детей интерес к изготовлению таких игрушек,
воспитатель делает 2-3 игрушки в присутствии ребят, а затем предлагает
попробовать сделать самим такую же игрушку.
•
Изготовление
из
бумаги
лодочек,
корабликов,
пропитанных
расплавленным стеарином, вертушек, голубей – любимое занятие ребят
весной и летом.
В подготовительной к школе группе дети продолжают делать игрушки
из природного материала: коры деревьев, шишек сосны и ели, ореховой
скорлупы,
желудей,
обверток
кукурузных
початков,
птичьих
перьев,
репейника и т. д. Обычно дети с увлечением делают такие игрушки. Детям
надо
обязательно
показать
основные
приемы
изготовления
игрушек
из
различных материалов, способ скрепления частей, какими инструментами
следует пользоваться (например, объяснить, как подготовить солому, чтобы
из нее можно было сделать фигурки людей и животных).
Часто дети делают игрушки по ходу игры. Надо поощрять эти попытки
детей и предоставлять им для работы все необходимое. Конструирование из
строительных наборов и конструкторов занимает в подготовительной к школе
группе большое место на занятиях и в играх.
•
У детей этой группы проявляется особый интерес к технике,
который
следует
поддерживать.
Для
игры
давать
всевозможные
«Конструкторы»,
из
которых
они
сами
сделают
различные
образцы
самолетов, автомашин с подвижными колесами. При этом ребята овладевают
приемами работы с гаечным ключом, киянкой, гайками.
Интересными и содержательными бывают игры, когда дети применяют
в
них
все
свои
умения
по
всем
видам
изобразительной
деятельности.
Например, для птицефермы они лепят птиц, для столовой разрисовывают
скатерти, для библиотеки делают книжечки, читательские билеты и т. д.
В
играх
и
занятиях
конструированием
дети
приобретают
определенные
знания, которые необходимы при подготовке к школе, что является главной
задачей «Программы воспитания в детском саду».
Продолжается
обучение
комплексным
постройкам,
которые
дети
выполняют коллективно. Это - детский сад с участком, детский лагерь, на
территории его дети строят мачту с флагом, палатки, площадку для игры в
волейбол и т. д. Чаще такие сооружения необходимы детям в игре, и важно,
чтобы они выполняли их по правилам коллективной стройки.
Дети подготовительной группы более самостоятельны, по собственной
инициативе
подбирают
игровые
коллективы,
могут
самостоятельно
планировать
последовательность
строительно-конструктивной
игры
и
осуществлять
предварительный
сговор.
Наличие
конструктивных
умений
позволяет им строить по наглядному образцу, по собственному замыслу, по
заданной теме, по условиям, моделям.
В подготовительной группе предъявляют большие требования, чем в
предыдущих,
к
умению
детей
планировать
свою
работу.
Они
должны
представить, какой будет постройка, прежде чем выполнить ее; обдумать и
выбрать нужный материал.
Дети должны знать, что для успешной работы необходимо:
четко
представлять
предмет,
его
строение,
пространственное
положение;
иметь хорошие технические навыки;
видеть последовательность операций, необходимых для изготовления
поделки, конструкции.
Воспитатель так должен вести занятия, чтобы у детей появился интерес
к приобретению знаний.
Конспект НОД по конструированию в подготовительной группе, из
бросового материала (конфетные фантики)
на тему «Веселый клоун»
Описание материала: Предлагаю вам занятие по конструированию в
подготовительной группе для (детей 6-7 лет), по теме «Веселый клоун».
Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной
групп, занятие интересное создает атмосферу радости у детей, знакомит
детей с профессией клоун.
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
- познакомить детей с профессией клоун
- закрепить знание цвета и формы
- развивать замысел
- учить правильно срезать углы у прямоугольника
- учить располагать изображение на листе бумаги
- создавать радостное настроение
Материалы: ножницы,
клей
пва,
листы
цветного
ка рто н а ,
разноцветные конфетные фантики, фломастеры, шаблоны ботинок и лицо
клоуна, нитки, иллюстрации с изображением клоунов, фонограмма песни
«Клоун» детской студии «Дельфин»
Ход НОД
Воспитатель: Очень цирк люблю друзья,
На арене главный я.
Я весёлый и смешной,
Завожу своей игрой.
Шутки острые про всех,
В зале слышен детский смех.
Радость людям приношу:
В цирке клоуном служу
Воспитатель: Ребята о ком говорится в загадке? ( о клоуне)
Воспитатель: Какой он клоун? ( веселый, смешной, приносит радость
и шутки)
Воспитатель: А где он работает? (в цирке)
Воспитатель: А
кто
еще
работает
в
цирке?
(Жонглёры,
акробаты,
фокусники, дрессировщики и другие)
Воспитатель: А кто в цирке самый веселый и заводной, кто всех
смешит?
Воспитатель: Конечно, же любимый всеми веселый клоун…
(Показ иллюстраций с изображением разных клоунов)
Воспитатель: А что клоун делает в цирке? (Смешит людей, шутит,
показывает фокусы)
Воспитатель:
В
какую
одежду
одет
клоун?
(
разноцветная,
яркая,
веселая)
Воспитатель: А на голове, что у клоуна ? (шляпа, колпачок)
Воспитатель:
Сегодня
мы
с
вами
будем
изготавливать
клоуна
из
цветных фантиков
Воспитатель: А чтобы нам было весело мы немного поиграем – Под
музыку
(
Детская
студия
«Дельфин»
песня
«
клоун»,
выполняются
ритмичные упражнения )
- бег на месте
- качание головой вправо- лево
- прыжки на месте
- выставление вперед, поочередно правую и левую ног
- руки вверх наклоны в стороны
- покачивания в стороны
- руки вверх хлопки, прыжки с расставлением ног в стороны
- бег на месте
Воспитатель: Приступим к работе , приготовим материалы
1 Вырезаем ботинки по шаблону
2 Вырезаем брюки – путем срезывания углов у прямоугольников
3 Из целого фантика делаем бантик, путем перевязывания фантика по
середине веревочкой
4 Вырезаем по шаблону лицо нашему клоуну
5 Вырезаем руки – путем срезывания углов
6 Вырезаем глаза
7 По шаблону вырезаем шапочку
8 Рисуем реснички, щечки, рот, волосы
9 Приклеиваем все детали на цветной фон
10
А,
чтобы
нашим
клоунам
было
весело
пусть
они
поиграют
разноцветными шарами, которые мы вырежем и приклеим.
11 Наш веселый клоун готов!!!
Воспитатель: Наше замечательное занятие подошло к концу, сегодня у
нас получились самые шуточные и веселые клоуны, можно взять их домой
повесить в своей комнате, и когда вы будете на них смотреть, то вместе со
своей семьей будете радоваться жизни, дарить друг другу улыбки!!!
Комплексный НОД с детьми подготовительной группы по
ознакомлению с природой и конструирование
Тема: «Вертушка и ветер»
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
1. Учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы Карлсона.
2. Учить
детей
проводить
опыты
для
изучения
ветра,
отвечать
на
вопросы по ходу проведения опытов, делать соответствующие выводы.
3. Учить детей делать вертушку из бумаги, по образцу, определять с
помощью вертушки силу ветра.
4. Закреплять знания детей о приборах – вентилятор, пропеллер.
5. Воспитывать интерес к конструированию.
6. Воспитывать любовь, уважение, доброту к природе.
7. В конце занятия учить оценивать свои работы самостоятельно.
Словарная
работа:
Пропеллер,
моторчик,
вентилятор,
ленточки
колышутся.
Подготовка к НОД: игрушка Карлсон, вентилятор с двумя скоростями
(сильная,
слабая),
тележка
на
которую
ставится
вентилятор,
палочка
с
ленточкой,
палочки
для
изготовления
вертушки,
бумажные
квадраты,
ножницы, кнопки.
Организация детей: Дети сидят за столами, столы поставлены буквой
П.
Ход НОД:
- Ребята, на сегодняшнее занятие к нам в гости придет необычный
человечек, который любит варенье, ватрушки, и все самое сладкое. И еще он
живет на крыше и умеет летать. Кто это?
- Карлсон: Привет ребята!
- Здравствуй Карлсон. Как ты долетел?
- Мы с ребятами хотели спросить тебя, что ты знаешь о ветре, расскажи
нам, пожалуйста, о нем. Ты высоко летаешь, наверно с ним встречался.
Карлсон: Да я только, что с ним расстался. Над моей крышей сегодня
такой ветер дул, прямо в лицо. Еле – еле долетел к вам.
- А как вы думаете, я сам умею делать ветер?
На спине у меня есть замечательная штука – пропеллер называется, и
моторчики
имеются.
Я моторчик
включаю,
пропеллер
крутится,
воздух
движется,
ветер
дует,
так
что
во
время
полета
меня
обдувает
легкий
приятный ветерок. (Подходит к вентилятору)
Карлсон: А что это у вас тут такое? А-а-а, может пропеллер вашей
воспитательницы?
- Наверное, она от вас улетает отдохнуть на крышу, когда вы плохо себя
ведете.
Педагог: Увы Карлсон- это не мой пропеллер, и улетать на крышу я не
могу, а иногда так хочется.
- Ребята, что это у нас, объясните Карлсону, для чего нам служит
вентилятор?
- Когда он работает, возникает ветер и обдувает нас в жару.
- Хочешь включить, нажми на кнопку.
Карлсон: Где же ветер? Я его не вижу?
- Иди сюда Саша и поднеси палочку с ленточкой к вентилятору.
-
Смотрите
ребята
и
Карлсон,
что
происходит
с
ленточкой,
она
колышется.
- Как вы думаете, сейчас есть ветер?
- Теперь Карлсон видишь ветер.
- Еще раз нажмешь на кнопку.
- Что происходит с ленточкой? (не двигается)
- Почему?
- Ребята, а откуда у нас тут вдруг появился ветер?
- Итак, сделаем вывод:
Вентилятор крутится, воздух движется, получается ветер, итак ветер
получается тогда, когда воздух движется.
Даша скажи, когда получается ветер?
Карлсон: А давайте с вами поиграем в игру.
Воспитатель: Давайте, ты Карлсон скажешь «Воздух двигайся, ветер
приходи!»
- А ребята подскажут, что же нужно сделать включить или выключить
вентилятор.
- Затем мы скажем «Воздух стой, ветер уходи»
- А дети подскажут, что нужно будет сделать.
Игра 2 раза.
Педагог:
Карлсон,
а
как
ты
думаешь,
что
будет,
если
вентилятор
поставить на эту тележку и включить его?
Карлсон: Она взлетит! Так как я летаю.
Педагог: Ребят, а вы как думаете?
Давайте проведем настоящий эксперимент и проверим кто прав.
- Ко мне подойдут Саша и Артем. Сейчас мы поставим этот вентилятор
на тележку. Садитесь.
- Я включаю! Что же происходит?
-
Тележка
движется
вперед,
вентилятор
крутится
и
толкает
воздух
назад, а воздух толкает тележку вперед.
- Ну и кто был прав в своих предположениях?
Физкультминутка.
«Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше»
- Ребят, а какой силы бывает ветер?
-
Для
определения
силы
ветра
существует
нехитрый
прибор
-
называется вертушка.
- И сейчас мы с вами попробуем сделать вертушку, и с помощью нее
определим силу ветра вентилятора, а когда выйдем на прогулку, тоже с
помощью вертушек определим силу ветра на улице.
- Посмотрите на мою вертушку.
- Какая у вас геометрическая фигура лежит на столе? (квадрат)
- Вертушку мы будем делать на основе квадрата.
1. Квадрат нужно сложить по диагонали 2 раза, прижать обозначить
сгибы.
2. Затем, по сгибу ножницами разрезаем до круга.
3. Согнуть один уголок до точки в середине, но не прижимать. Затем
сгибаем остальные уголки, через один и так все по порядку.
4. Берем кнопку и прокалываем уголки по порядку и прикалываем к
палочке.
- Ну вот, и получилась вертушка.
- А сейчас мы включим вентилятор и поднесем вертушки к нему по
очереди. Подойдите сюда Саша и Даша.
- С какой силой дует вентилятор? (сильно)
- Как вы узнали? (Вертушка крутится быстро)
-
А
если
переключить
вентилятор.
Марина
и
Света
подойдите
и
проверьте,
поднесите
свои
вертушки
к
вентилятору.
Какой
силы
ветер?
(слабый)
- Как вы узнали? (вертушка крутится медленно)
- А сейчас? (переключаю, сильный)
-
Что
же
можно
узнать
с
помощью
прибора,
который
мы
с
вами
сделали?
- Силу ветра.
- Чья вертушка тебе понравилась больше Саша? А тебе Настя?
Дать на сравнение две вертушки.
- Что можно сказать об этих вертушках?
- Молодцы все очень старались и у всех получились замечательные
вертушки.
Программное содержание с детьми выполнено, цель достигнута. Все с
заданием справились.
Конспект НОД по конструированию из бумаги для детей
подготовительной группы «В зимнем лесу»
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
1. Учить детей преобразовывать базовую форму в разные поделки,
развивать вариативность мышления.
2. Развивать навыки выполнения точных, аккуратных сгибов.
3. Отрабатывать выполнение базовых форм «простой треугольник»,
«двойной треугольник» и «воздушный змей».
4.
Учить
детей
пользоваться
схемами
при
выполнении
поделок
в
технике оригами.
5. Учить работать коллективно и умению распределять между собой
работу.
6. Учить составлять общую композицию, гармонично размещая в ней
свою поделку.
7. Развивать интерес к оригами.
Материалы
для
занятия: квадратные
листы
цветной
бумаги
(для
каждого ребенка, как минимум, по одному листу серого, оранжевого и белого
цветов и по три листа зеленого цвета разного размера); цветная бумага для
носа и глаз животных; ножницы; клей или скотч; карандаши или фломастеры.
Ход НОД :
Часть
1.
Выполнение
базовой
формы
«простой
треугольник»
и
ее
преобразование
Воспитатель:
Сегодня,
ребята,
у
нас
в
гостях
японское
искусство
оригами – искусство складывания различных фигурок из бумаги.
Предполагается, что дети уже знакомы с базовой формой «простой
треугольник». Воспитатель напоминает последовательность ее выполнения:
квадратный лист бумаги сгибается по диагонали, при этом противоположные
углы точно совмещаются и придерживаются левой рукой, а пальцами правой
руки делается сгиб (рис. 1).
Воспитатель:
Теперь
этот
треугольник
можно
превратить
в
разных
зверей. Ну, например, давайте подумаем, кого мы с вами могли бы встретить
в зимнем лесу? Волка и лису. Посмотрите, как простым сгибом я могу
сделать
из
нашей
базовой
фигуры
мордочку
волка.
Сначала
я
намечу
середину самой большой стороны треугольника. Помните, как это делается?
Концы
большой
стороны
совмещаю
и
держу
пальцами
левой
руки,
а
пальцами правой медленно скольжу от концов стороны, в самой середине
получается небольшая складочка (рис. 2).
Теперь я знаю, где середина большей стороны. От середины мысленно
намечаю линию, которая делит наш треугольник на две неравные фигуры.
Это
показано
на
рисунке
(рис.
3).
(Воспитатель
указывает
на
рисунок,
который лучше изобразить на доске или большом листе бумаги.) Посмотрите:
вот мордочка волка, его торчащие уши. Мы нарисуем или приклеим нос и
глаза, вырежем или нарисуем пасть (рис. 4). А теперь из другого квадрата
сделаем
туловище
волка.
Точно
так
же
делаем
простой
треугольник
и
поворачиваем его короткой стороной вниз. Взгляните теперь на рисунок. Я
наметила две мысленные линии (рис. 5). Сначала отгибаем уголок по более
длинной линии, делаем это справа налево, затем по короткой линии отгибаем
его в другую сторону. Получилась складка – обозначился хвост (рис. 6).
Теперь нам остается только прикрепить голову к туловищу – и волк готов.
Часть 2. Изготовление лисички
Воспитатель: На основе базовой формы «простой треугольник» можно
сделать и лисичку, но для нее нужно выбрать квадрат оранжевого цвета.
Простой треугольник располагается основанием книзу. У основания опять
находим середину. Верхний угол отгибаем вниз и назад (рис. 1). Затем от
середины
большей
стороны
назад
отгибаются
нижние
углы
(рис.
2).
(Воспитатель
не
показывает
последовательность
выполнения,
а
только
комментирует действия.)
После отгибания углов у нас получается остроносая мордочка лисички.
Остается только нарисовать или приклеить нос и глаза (рис. 3). Для туловища
также используем простой треугольник, у которого отгибаем правый нижний
угол вперед (рис. 4). Затем прикрепляем голову к туловищу с помощью клея
или скотча – и лисичка готова (рис. 5).
Часть 3. Закрепление базовой формы «воздушный змей». Зайчик
Воспитатель: Теперь в дружной лесной компании нам не хватает только
зайчика.
Его
тоже
очень
просто
сделать.
Основой
будет
базовая
форма
«воздушный змей». Напоминаю вам последовательность ее изготовления.
Сначала сгибаем квадрат бумаги белого цвета по диагонали, разворачиваем
так, чтобы линия сгиба располагалась вертикально. Следуя схеме (рисунок
вывешивается на доске), сгибаем боковые стороны к средней линии (рис. 1),
затем отгибаем нижний уголок назад (рис. 2). (Воспитатель по-прежнему
ничего не показывает, только комментирует рисунки, вывешенные на доске.)
Теперь
разрежем
острый
угол
пополам,
чтобы
обозначить
ушки,
нарисуем зайчику глазки, приклеим или нарисуем усы и нос (рис. 3). Для
туловища
нашего
зайчишки
опять
применяем
базовую
форму
«простой
треугольник», нижний угол которой отгибаем наружу и вверх (рис. 4).
Воспитатель
обращает
внимание
детей
на
то,
как
много
преобразований они совершили сегодня с простым треугольником, и какие
это принесло результаты. Первые три части занятия заключаются в кратком
комментировании воспитателем рисунков. Дети внимательно слушают, но к
работе не приступают.
Часть 4. Изучение базовой формы «двойной треугольник». Ёлочки
Воспитатель: Мы уже договорились, что наши звери будут жить в лесу.
Вот этот лес нам и предстоит сделать. Для этого нам понадобится базовая
форма «двойной треугольник». Я научу вас, как ее делать.
Далее
воспитатель
объясняет
и
показывает,
при
этом
постоянно
обращается к рисункам:
1. Бумажный квадрат зеленого цвета сгибается по диагонали, вновь
разворачивается. Потом производится сгиб по второй диагонали, и вновь
квадрат возвращается в исходную форму. После этого производится сгиб
квадрата пополам по горизонтали.
2.
Затем
мы
пытаемся
вправить
внутрь
горизонтальный
сгиб,
как
показано на рисунке. В результате получаем двойной треугольник. Он может
стать основой или нижними ветвями елочки.
3. Для изготовления средних ветвей и верхушки нужно взять квадраты
чуть меньших размеров. Потом соединяем их, закрепляем на большом листе
бумаги
–
готова
лесная
красавица.
А
несколько
елочек
превращаются
в
лесную полянку. Посадим на ней наших зверят – получится картина зимнего
леса, изготовленная из бумаги.
Затем
воспитатель
помогает
детям
распределить
р а б оту,
руководствуясь, прежде всего, желанием детей. Пусть в общей работе будут
8-10 елочек и по 1-3 разных зверушек.
Схема изготовления базовой формы «двойной треугольник» и сборка
елочки из нескольких двойных треугольников.
Конспект НОД по образовательной области «Познание»
(конструирование) в подготовительной группе
Тема: «Судно»
Задачи
Образовательные
Помочь детям выделить зависимость формы судна от его практического
назначения, формировать обобщенное представление о судне.
Учить анализировать объект и вносить графическую запись.
Закреплять названия строительного материала.
Обогащать и активизировать словарь детей.
Развивающие
Развивать
умения
видеть
конструкцию
объекта
и
анализировать
её
основные
части,
их
функциональное
назначение; определять
структуру постройки в соответствии с назначением каждого из них;
задумывать постройку и воплощать замысел.
Воспитательные
Воспитывать интерес к коллективной деятельности детей.
воспитывать желание познавать новое.
Интеграция образовательных областей
«Познание»
«Коммуникация»
«Физическая культура»;
«Труд»
Виды детской деятельности:
Коммуникативная
Двигательная
Познавательно-исследовательская.
Продуктивная
Предварительная работа
Беседы о морских суднах;
Загадки на морскую тематику»
Рассматривание иллюстраций
Методы и приёмы
Словесный метод:
Беседа;
вопросы к детям;
педагогическая оценка;
пояснение.
Наглядный метод:
Демонстрация
Практический
Постройки детьми
Игровой метод:
Загадывание и отгадывание загадки.
Оборудование
Конструктор
Наборы строительного материала,
картины с изображением кораблей, схемы
кораблей,
простые карандаши.
Ход НОД
1.
Вводная часть.
Это судно у причала
В трюмы нефти накачало.
Больше трюм, чем баки в танке
И зовётся судно …
(танкер).
Что такое судно? (ответы детей)
Судно – это любое транспортное средство для перевозки пассажиров
или грузов по воде.
2.
Основная часть
Воспитатель
предлагает
рассмотреть
картины
с
изображением
различных видов судов.
какие бывают корабли? (Ответы детей).
Чем отличается военный корабль? (Ответы детей).
Чем отличается грузовой корабль? (Ответы детей).
Чем отличается пассажирский корабль? (Ответы детей).
Ребята, а какие части корабля вы знаете? (Корпус, палуба,
борт левый и правый, носовая часть, кормовая, рубка).
(Повторение строительных деталей).
Обобщение воспитателем:
суда - большие и маленькие, пассажирские, грузовые, военные, а также
небольшие суда (катера, лодки).
Судно состоит из корпуса (само судно) и надстройки или рубки.
Корпус судна — основная часть, в которую входит набор и обшивка.
Переднюю оконечность судна называют носовой, а заднюю — кормовой;
боковые стороны, или стенки корпуса — правым и левым бортами, если
смотреть
с
кормы.
Часть
корпуса,
находящуюся
под
в од о й ,
называют подводной,
а над водой
— надводной,
нижнюю
часть корпуса
— днищем, а верхнюю, горизонтальную — палубой.
Рубка — отдельная часть надстройки или конструкции на палубе, не
занимающая всей ширины корпуса судна часто называют помещение для
управления судном и двигателем
Путем сравнения выясняют, что у судов разного назначения разные
основания.
Форма
у
них
одна,
овальная,
но
ширина
судов
разная.
Быстроходные корабли (военные, спортивные лодки) имеют узкое, длинное
основание,
нос
у
них
острый.
Суда
большой
грузоподъемности
(баржи)
имеют широкое основание и тупой нос. Форма основания пассажирских
судов уже. После того, как дети сравнили форму оснований и выяснили,
почему она разная, воспитатель предлагает детям работу по чертежам.
Работа по схемам
воспитатель: Перед вами схема кораблей. Для того чтобы построить
корабль, нужно узнать, из каких деталей он состоит.
Возьмите карандаш и проведите линии так, чтобы получилась
строительная деталь. (Дети обозначают линии работая в подгруппах).
Физминутка
Самостоятельная деятельность:
Дети строят суда.
3.
Итог НОД
После того, как постройки готовы, воспитатель обращает внимание на
то, справились ли дети с определением формы основания, и предлагает
определить, какие из судов будут иметь большую скорость, а какие меньшую.
Конспект НОД по конструированию из строительного материала в
подготовительной к школе группе. Тема «Мост для пешеходов»
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ: формировать умение создавать замысел
конструкции в соответствии с конкретными условиями, учить анализировать
эти
условия
и
на
основе
анализа
строить
и
контролировать
свою
практическую деятельность.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
-рассмотреть и проанализировать образец постройки;
-провести
беседу
с
целью
уточнения
представлений
детей
о
назначении моста, различных его конструкциях, чем они отличаются, что в
них общего, рассмотреть фотографии;
-задать детям условия для строительства;
-по окончании детьми самостоятельной работы по конструированию
обсудить готовые постройки, отметить их соответствие заданным условиям.
Оборудование (на каждого ребенка): строительный материал, листы
синей бумаги (разной ширины), кораблик с мачтами, фигурки людей.
Демонстрационный
материал: фотографии
различных
мостов,
подготовленный воспитателем образец пешеходного моста.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Он лежит не дрожит
По нему трамвай бежит.
(Мост)
Правильно, Это мост. Посмотрите, какой мост я для вас построила.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть построенный им из
строительного
материала
пешеходный мост,
проводит
с
ними анализ
постройки,
спрашивает,
из
каких
деталей
построен
мост.
Затем
проводится
краткая
беседа
о
мостах,
рассматриваются
фотографии
мостов.
Воспитатель: Вспомните, какие мосты вы видели? (пешеходный, для
транспорта, железнодорожный)
Чем они отличаются и что в них общего? (общее – части: опоры,
ездовая часть, спуски, перила; но они имеют различную форму: например, у
моста для транспорта – пологие спуски, а у пешеходного – ступеньки).
Какой мост построила я?
Далее
воспитатель
обращает
внимание
детей
на
листы
синей
бумаги, кораблик с мачтами, фигурки людей и предлагает им построить для
пешеходов мост через реку (лист бумаги), по которой плавают суда. При
этом
задает
условия: длина
моста
должна
соответствовать
ширине
листа бумаги, а высота – высоте мачт корабля.
Воспитатель: Расскажите о мостах, которые будете конструировать.
Из какого материала они будут построены? В какой последовательности вы
будете создавать свои постройки? ( Во время рассказа детей необходимо
следить,
чтобы
они
правильно
называли
детали,
словесно
обозначили
местоположение частей).
Самостоятельная работа. Дети воспроизводят конструкцию моста-
образца, но при этом самостоятельно определяют, как увеличить его длину,
высоту, чтобы преобразовать данную конструкцию с учетом заданных им
условий.
По
окончании
работы
над
изготовлением
мостов
проводится
физкультминутка.
Физкультминутка «Мост нагнулся над рекой». Цель: обеспечить
кратковременный
активный
отдых
детей
во
время
образовательной
деятельности,
удержать
умственную
работоспособность,
способствовать
физическому и речевому развитию в целом.
Мост нагнулся над рекой (Дети нагибаются, доставая кончиками
пальцев до пола.)
Над водою ровной: (Разводят руки согнутые в локтях от груди в
разные стороны, показывая ровную воду. Маршируют на месте.)
«Ах, красивый я какой,
Ах, какой огромный!» (Разводят руки над головой, показывая большой
мост)
Воспитатель: Молодцы,
ребятки,
отдохнули,
а
теперь
давайте
посмотрим, какие мосты у вас получились.
Воспитатель
рассматривает
каждый
из
построенных
мостов
и
проводит
обсуждение
готовых
построек.
При
этом
отмечается
их
соответствие заданным условиям, выделяется в них общее и различное.
Подведение итогов:
Воспитатель: Итак, о чем мы сегодня говорили, что конструировали?
(Ответы
детей). Какой
строительный
материал
использовали
в
работе?
(Ответы детей). Что узнали нового, чему научились? (Ответы детей).
Конспект НОД по конструированию, в подготовительной группе.
Тема: «Город будущего».
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
Формировать обобщающее представление о зданиях;
Закреплять умение детей конструировать здания различного
назначения;
Закрепить
знания
детей,
ст роить
по
ч е р т е ж у,
самостоятельно подбирать нужный строительный материал;
Развивать
художественный
вкус,
ориентироваться
в
микропространстве,
упражнять
в
локализации,
развивать
глубинное
зрение.
Материалы
и
оборудование: демонстрационный материал «Здания
Москвы» ; схемы
зданий;
каска;
папка;
телефон;
конструкторы:
«Лего»,
деревянный; макеты: деревья, забор, качели, светофор.
Ход НОД
Звучит марш строителей.
Воспитатель: Ребята, мы с вами живём в красивом городе – в Москве.
Скажите, какими зданиями знаменита Москва? (Большой театр, Мавзолей,
Университет, Исторический музей и т. д.) А вы знаете, кто строит дома?
(Строители.) Какие
профессии
строителей
вы
знаете?
(Крановщик,
монтажник,
каменщик,
сварщик.)
А
кто
выполняет
отделочные
работы?
(Штукатур, маляр, плотник, электрик, паркетчик.)
Воспитатель:
Напомните,
с
чего
начинают
строить
дом?
Сначала
инженер-конструктор чертит чертёж, потом делают макет здания, а затем
только
начинают
строить;
Экскаваторщик
роет
котлован
под
фундамент,
потом
возводят
стены
дома;
Строители-отделочники
отделывают
стены,
потолки, полы; В конце, когда построен дом, благоустраивают территорию.
Воспитатель:
Ребята,
обратите
внимание
на
эти
иллюстрации
(фотографии). Что на них изображено?
Воспитатель показывает иллюстрации, дети дают ответ (Вокзал,
театр,
стадион,
цирк,
университет
и
т.д.).
Обращает
внимание
на
архитектуру этих зданий (башенки, колонны).
Вдруг
раздаётся
телефонный
звонок.
Воспитатель
отвечает
на
звонок и следует короткий разговор.
Воспитатель: Ребята, звонили из МЭРии и очень убедительно просили
нас сегодня стать строителями и помочь построить новый начальник стройки.
Сейчас к нам должен подойти начальник стройки с чертежами.
Входит начальник стройки
Начальник стройки: Здравствуйте, дети! Я вам принес схемы зданий
нового микрорайона. МЭР г. Москвы надеется, что вы все вместе, вот по этим
чертежам
построите
новый
микрорайон
с
инфраструктурой
и
благоустройством
территории.
Когда
вы
всё
построите,
я
приду,
чтобы
принять вашу работу. Желаю удачи!
Начальник стройки уходит.
Воспитатель: Ребята, нам надо организовать несколько бригад. Дети
делятся на бригады по желанию, или при помощи считалки, или методом
«Чудесного мешочка».
Воспитатель:
А
теперь
возьмите
схемы,
ознакомьтесь
с
ними.
Возьмите
корзинки
и
отберите
нужный
вам
строительный
материал
для
вашей постройки.
Дети с отобранным строительным материалом идут к столам и
начинают строить здания.
Воспитатель,
подходя
к
каждой
бригаде,
наводящими
вопросами
обращает внимание детей на характерные особенности здания или дети
сами определяют особенности данной конструкции, определяя у кого вокзал,
у кого вход в метро, у кого театр и т.д.
Проводится физкультминутка «Вверх рука и вниз рука».
Вверх рука и вниз рука. (Одна прямая рука вверх,
Потянули их слегка. другая вниз, рывком
Быстро поменяли руки! менять руки.)
Нам сегодня не до скуки.
Приседание с хлопками: ( Приседание, хлопки в
Вниз – хлопок и вверх – хлопок. ладоши над
Ноги, руки разминаем, головой.)
Точно знаем – будет прок.
Крутим – вертим головой, (Вращение головой
Разминаем шею. Стой! вправо и влево.)
Воспитатель ходит около столов, тихо и не навязчиво даёт советы,
предлагает построить более красиво и т.п.
Затем,
когда
все
дети
построили
свои
здания,
воспитатель
предлагает
пройтись
по
новому
микрорайону.
Дети
рассматривают
постройки, а воспитатель задаёт вопросы.
Что строила ваша бригада? (Сверка с чертежом.)
Удалась ли ваша постройка. Как вы думаете? (Ответы
детей.)
Какими деталями вы пользовались? (Ответы детей.)
А для чего нужен вокзал? (Ответы детей.)
А для чего нужен жилой дом? (Ответы детей.)
А зачем микрорайону нужен театр? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, а теперь мы должны провести благоустройство
микрорайона. Самое главное, что нужно сделать? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, проложить дороги и провести озеленение –
посадить деревья!
Дети, используя деревянные пластины, прокладывают дороги, ставят
макета деревьев, из строительного материала делают скамейки.
Воспитатель предлагает детям дать название новому микрорайону
(предложение детей).
Входит начальник стройки.
Начальник стройки: Я пришел, принят вашу работу, показывайте, что
построили? (Дети показывают и рассказывают.) Хорошо! Молодцы! Вот
вам премия. (Даёт приз) А теперь можете заселять микрорайон гражданами.
Даю добро. Спасибо за работу!
Начальник стройки уходит.
Воспитатель:
Ребята,
у
нас
получился
красивый,
благоустроенный
район. Давайте будем его беречь, на домах не рисовать, деревья не ломать,
охранять его в таком виде долгое время.
Дети берут игрушки, машинки, куклы и продолжают играть.
НОД для подготовительной группы: ООМ, конструирование
Тема: Защитники Родины
ОБУЧАЮЩИЕ
ЗАДАЧИ : закрепить
знания
детей
о
Российской
армии
—
надёжной
защитнице
нашей
Родины,
воспитывать
уважение
к
защитникам Отечества, формировать умение рассказывать о службе в армии
отцов, дедушек, воспитывать стремление быть похожими на них. Уточнить
представление детей о военной технике, продолжить закрепление навыков
работы
с
бумагой,
развивать
образное
и
пространственное
мышление,
глазомер, мелкую моторику рук, воспитывать усидчивость и аккуратность.
Материал: видеопрезентация
«Армия
России» (2,0
мин.),
подборка
иллюстраций (моряк, десантник, пограничник, лётчик, танкист), подборка
фотографий отцов и дедушек детей в военной форме. Для конструирования:
зелёный и коричневый гофрированный картон, зелёная бумага, спичечные
коробки, ватные палочки, клей ПВА, кисти клеевые, ножницы, салфетки,
тарелочки для раздаточного материала.
Предварительная
работа: оформление
фотовыставки
«Я
служу
Отечеству»
(о
службе
в
армии
пап,
дедушек
воспитанников),
чтение
художественной литературы: «Февраль» С. Маршака, «О брате» И. Кульской,
«Шапка не велит» А. Митяева. Подготовка отдельных деталей для поделки
(колёса для гусениц танка, башня танка).
Использованная
литература: А л ё ш и н а
Н . В .
З н а к о м с т в о
дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).
Конспекты
занятий.
—
М.:
УЦ
«Перспектива»,
2011.; Бондаренко
Т.М.
Комплексные
занятия
в
подготовительной
группе
детского
сада:
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ТЦ
«Учитель», 2005.; Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным
окружением. Система работы в подготовительной к школе группе детского
сада. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. ;
Ход НОД :
I) ООМ.
Воспитатель:
-Ребята, приближается день 23 февраля, который в нашей стране является
праздничным. Как называется этот праздник? (День защитника Отечества).
-Ребята, я предлагаю вам сейчас посмотреть небольшой видеоматериал
о
людях,
для
которых
День
защитника
Отечества
—
профессиональный
праздник.
/Демонстрируется видеопрезентация «Армия России»/
Воспитатель:
-Ребята, для кого День защитника Отечества — профессиональный праздник?
(для военных).
-Почему это их праздник? (потому что именно они защищают нашу
Родину).
-Можно назвать военных по-другому — защитниками Отечества? (да)
-Что такое Отечество? (Родина).
-От кого надо защищать своё Отечество? (от врагов).
-Каким должен быть защитник Отечества? (умным, храбрым, сильным,
смелым, отважным, решительным, ловким).
-В видеофильме российские солдаты в разной форме. Как вы думаете
— почему? (потому что они служат в разных войсках).
/На доске размещаются иллюстрации с изображением представителей
разных родов войск/.
-Ребята, какие вы знаете войска в нашей, российской, армии? (ВДВ,
ВМФ, танковые войска, пограничные войска, ВВС и др.).
-Как можно отличить военных из разных родов войск? (по военной
форме).
-Приведите примеры того, как выглядит разная военная форма — с
опорой на иллюстрации на доске (дети дают краткое описание военной
формы 2-5 родов войск).
-Ребята, в нашей стране каждый мужчина, которому исполнилось 18
лет, если ему позволяет здоровье, обязательно служит один год в армии. Это
очень почётно. Все уважают таких людей. Многие ребята нашей группы
принесли
фотографии
своих
родных,
служивших
в
армии.
Давайте
послушаем, что эти ребята расскажут о службе своих пап, дедушек.
/Дети кратко рассказывают о службе в армии своих родных, чьи фото
размещены в газете «Я служу Отечеству»./
-Спасибо,
ребята,
за
ваши
интересные
рассказы.
Добавлю,
что
23
февраля мы, конечно, поздравим всех мужчин — потому что, даже если они
сейчас не служат в армии — всё равно они наши защитники. И мальчики
нашей группы тоже защитники — сейчас они защитники наших девочек, а в
будущем — защитники Родины.
Физминутка «Стойкий солдатик»
На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую — к груди,
Да смотри — не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
II) Конструирование.
Воспитатель приглашает детей пройти к столам с материалами для
конструирования.
-Ребята, сегодня я предлагаю вам сделать подарок папам к празднику 23
февраля
—
бумажную
модель
танка.
Давайте
рассмотрим
образец
и
попробуем определить, из каких деталей будет состоять наш танк (корпус,
башня и дуло пушки, гусеницы).
-Ребята, обратите внимание на схему конструирования танка (схема на
доске).
-Как вы думаете, что нужно будет делать по схеме в первую очередь? (собрать
гусеницы танка).
-Далее мы должны будем поработать над корпусом танка — обклеить
спичечный коробок зелёной бумагой.
-Затем приклеим к корпусу танка заготовку для башни, а к ней дуло
пушки — ватную палочку.
-Что будем делать в последнюю очередь? (приклеивать гусеницы к
корпусу танка).
Дети выполняют поделку. Оформляется выставка работ.