Автор: Жарина Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: филиала МБДОУ д/с "Березка" Зерноградского района - д/с "Колобок"
Населённый пункт: хутора Путь Правды Зерноградского района Ростовской области
Наименование материала: Сценарий открытого занятия по познавательному развитию в разделе "Экологическое воспитание"
Тема: "Природа - наш дом"
Раздел: дошкольное образование
Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада «Березка» Зерноградского района – детский сад «Колобок»
Открытое занятие в средней группе «Лучики»
по формированию целостной картины мира
«Природа – наш общий дом».
Составила:
воспитатель
Жарина Юлия Александровна
х. Путь Правды, 2018г.
«Природа - наш общий дом».
Интеграция
образовательных
областей: «Познавательное», «Речевое»,
«Социально-коммуникативное»,
«Художественно-эстетическое».
Цель: расширить представления о
том, что Земля – общий дом всех людей
и всех живых существ, живущих рядом с человеком.
Задачи:
Развивающая: развивать познавательный интерес к миру природы.
Обучающая:
формировать
первоначальные
умения
и
навыки
экологически грамотного и безопасного для природы и для самого
ребенка поведения;
Формировать
умения
и
желания
сохранять
природу
и
при
необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной
природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
Обобщить
представления
детей
об
элементарных
предметных
понятиях: «природа», «живое», «неживое»;
закреплять понятие, что мы люди – являемся частью природы.
Воспитывающая: воспитывать любовь к своей Родине – России;
Воспитывать
гуманное,
эмоционально-положительное,
бережное,
заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в
целом.
Предварительная работа.
Беседы: «Что такое живая и неживая природа», «Правила поведения
на природе»;
Создание стенгазеты «Сбережем нашу планету» и работа по ней;
Проведение экологических тропинок по временам года.
Материалы и оборудование:
-Ноутбук, «символ России- берёзка», кусочки мела, перчатки, макет
муравейника, кубики с цифрами, макет речки, мусорные пакеты, знаки с
правилами поведения в лесу, глобус, наглядный демонстрационный материал
– карточки живая, неживая природа, мольберт.
Словарная работа: глобус, планета Земля, суша, живая и неживая
природа.
Ход НОД:
Организационный момент:
Звучит музыка и входит Хранительница природы.
- Здравствуйте, ребята, я – Хранительница природы!
А, как вы думаете, что такое природа?
Дети:
Природа
–
это
все,
что
нас
окружает
и
не
создано
руками
человека.
- Сегодня предлагаю вам отправиться в мир природы.
Основная часть:
-Этот мир такой разнообразный и неповторимый.
(Воспитатель читает стих-е «Дом под крышей голубой»)
Словно крыша над землею,
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Горы, реки и леса.
И поляны, и цветы, и, конечно, я и ты.
Под одною голубою
Общей крышей мы живем.
Дом под крышей голубою
И просторный, и большой.
Дом кружится возле Солнца,
Чтобы было нам тепло.
Чтобы каждое оконце –
Осветить оно могло,
Чтобы жили мы на свете,
Не пугаясь, не грозя,
Как хорошие соседи,
Или добрые друзья.
( В. Орлов)
У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой
дом. А как можно назвать наш общий дом? (Слайд 1 «Земля из космоса»)
-Земля.
- Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг
солнца.
Что это такое? (показ глобуса)
Дети: глобус.
-Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали
люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например,
какой формы Земля?
- Она круглая похожа на шар.
- Как вы думаете, почему он такой пестрый, разноцветный?
Дети: Синий цвет – это вода: океаны, моря, озера.
Желтый цвет – пустыни (песок); пашни.
Зеленый – растительность: леса, луга;
Коричневый – горы; белый – льда.
-На планете Земля много разных стран и народов. У каждой страны
есть имя.
-
Как
называется
наша
страна,
самая
большая,
самая
красивая?
(Россия). (Слайд 2 «Наша страна»)
- Как называются люди, то есть мы, которые живут в России?
( Россияне).
- В нашей стране много лесов, полей, рек, гор. Каждый человек любит
свой край, в котором он родился и живет.
Рита Г.
«Как велика моя земля,
Как широки просторы
Озера, реки и поля, Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга: Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга».
- Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в
край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на
самолёте придётся лететь целый день.
Богата,
разнообразна
природа
нашей
страны.
Мы
с
вами
должны
сделать все, чтобы ее сохранить (Слайд 3 «Лес»)
Ярослав
«Что такое лес?
Сосны до небес.
Березы и дубы,
Ягоды, грибы…
Женя
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки.
Мягкая трава, на суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый.
И родник живой
С ключевой водой».
- Я предлагаю отправиться в путешествие по нашей огромной Земле.
Дорога будет долгой, сначала мы поедем на автобусе (едем по кругу
под музыку), теперь – на поезде... (Звучит музыка, ребята отправляются в
путешествие, выполняя по кругу разные движения)
- Вот мы и очутились в лесу, где встречает нас Лесовичок. Давайте с
ним поздороваемся, он помогает мне охранять и беречь наш лес.
Х.п.
–
Посмотрите
внимательно
на
картинки
с
изображением
живой
и
неживой природы и разместите их на доске. Справа картинки с изображением
живой природы, слева – неживой.
Слайд 4, 5 «Живая, неживая природа».
Дидактическая игра «Живая и неживая природа».
( Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на ней изображено, если
природа, то выставляют на мольберт, а если не природа, говорят, что сделана
руками человека и откладывают).
Леса – это главное богатство и гордость нашей Родины. А кто из вас
может назвать дерево, которое является символом России?
Дети: - Береза.
Слайд 6 «Березки».
Настя: Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В светлом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красными застежками,
С зелеными сережками.
(Танец девочек «Русская березка»)
Х.п. – А теперь мы с вами проведем небольшой эксперимент. Посмотрите на
стол, что вы видите?
Дети:- Мел.
Х.п. – Как вы думаете, сможем ли мы разломить его на кусочки. Попробуйте.
Что стало с мелом? Он перестал быть мелом или нет?
Дети:- Мел остался мелом, только кусочки стали меньше.
Х.п. – А что будет с бабочкой, жучком, птицей, цветком, если мы его
разделим на части?
Дети: - Они погибнут.
Х.п.- Значит, как надо относиться к природе?
Дети: - Бережно, осторожно, внимательно.
Х.п. – Нельзя рвать цветы, топтать траву,
Нельзя обрывать с деревьев листву.
В лесу ходить лишь по тропинке,
Не мять зеленую былинку,
Животных надо охранять,
Да, гнезда птиц не разорять.
- Ребята, посмотрите, кто знает, что это за книга у меня в руках? Верно,
Это Жалобная книга природы.
Х.п. – Люди часто ведут себя неправильно в природе и неосторожно наносят
ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой своей книге. Давайте
заглянем в нее, вдруг кто-то из лесных жителей нуждается в нашей помощи.
Только боюсь мне одной не справиться, а вы готовы мне помочь?
Дети: - Да, готовы.
Х.п. – Ой, как я рада, спасибо! Но помогать природе могут только добрые и
отзывчивые люди. Посмотрите мне в глаза и улыбнитесь. Я вижу, что вы
настоящие друзья природы.
-А теперь, давайте откроем книгу жалоб и посмотрим, кто же первый написал
свою просьбу.(Открыли, а там, изображение муравья).
Слайд 6 «Муравейник в лесу»
Х.п. – Ой, беда, беда, беда
Пропала муравьиная нора,
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил!
Х.п. – Ребята, давайте поможем муравьям, камни снова на тропинку сложим.
(дети берут кубики, на них цифры и выкладывают их по порядку тропинкой)
Д/игра «Тропинка» (от 1 до 10).
Слайд 7 «Лесная речка»
Звучит запись журчания речки.
Х.п. – Ребята, вы слышите? Что это за звук? Это нас на помощь зовет речка.
Посмотрите внимательно, что с ней случилось?
Люди на природе отдыхали,
Веселились, загорали,
И не думая, бросали,
И обертки от конфет,
И разорванный пакет,
И коробочки от сока,
От банана кожуру,
От орехов скорлупу.
Здесь были туристы, которые не умеют себя правильно вести в природе. Они
разбросали мусор. Что может произойти, если не убрать мусор?
(Ребята собирают мусор в мусорные пакеты).
Слайд 8 «Пожар в лесу».
Х.П.
–
Р.,
вы
чувствуете
запах?
Где-то
в
лесу
начался
пожар.
Давайте
поможем его потушить. У нас есть ведерки, давайте возьмем воду из речки и
потушим пожар.
П/Игра «Потушим пожар».
Х.п. – Молодцы, мы смогли потушить пожар!
Слайд 9 «Лес»
Х.п. – Как вы думаете, кто следит за порядком в лесу?
Дети: Лесник.
Х.п. – Давайте поможем леснику и установим в лесу знаки, которые помогут
людям вести себя правильно в лесу.(Рассматривание и обсуждение знаков)
Спасибо, ребята, я обязательно передам их Леснику.
Слайд 10 «Красивая природа»
Х.п. – Знают все взрослые, знают все дети.
Что вместе с нами живут на планете.
Птицы и звери, леса, много рек,
И доверяют тебе человек.
Ты – самый умный, а значит в ответе
За все живое, что есть на планете.
-Вот и подошло к концу наше путешествие, лес, ребята, это не забава,
он
богатство
нашей
страны.
Берегите
природу,
берегите
нашу
страну.
Посмотрите, как рада книга, что закончились жалобы в лесу.Она надеется,
что вы станете настоящими друзьями природы. Всем вам
на память о
сегодняшнем путешествии мы дарим вот такие экологические эмблемы, вы –
настоящие защитники природы.
Чтоб могли леса цвести, и сады, и реки,
Все живое береги ты на этом свете.
Итог:
Друг природы – это человек, который любит, бережёт и охраняет её.
- Я ДУМАЮ, что сегодня вы поняли и узнали, что у каждого из вас
есть свой собственный дом, который нужно содержать в чистоте и порядке,
тогда всем хорошо и уютно, так и наш окружающий мир природу, нужно не
просто любить, но беречь и охранять….
Молодцы, я вижу, что вы - настоящие друзья природы!
Так будем беречь нашу
Зеленую планету,
Ведь другой на свете нету!
И, запомните, природа – наш общий дом!!!