Напоминание

"Дидактические игры и упражнения как средство формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста"


Авторы: Коновалова Ольга Викторовна, Казурова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №6 "
Населённый пункт: г. Пугачев,Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Дидактические игры и упражнения как средство формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактическая

игра

и

упражнения

как

средство

формирования

звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Существует

много

средств

воспитания

звуковой

культуры

речи,

дидактические

игры

являются

одними

из

таких

средств.

Большие

возможности дидактической игры в развитии звуковой культуры речи детей

отмечали

А.

И.

Максаков,

М.

Ф.

Фомичев,

В.

В.

Гербова

и

другие

исследователи.

В теории

и практике дошкольного образования существует следующая

классификация дидактических игр (Д.В. Менеджерицкая):

а)

с игрушками и предметами (игрушки предоставляют многократные

возможности

для

закрепления

правильного

звукопроизношения:

рассматривая

игрушки

и

предметы,

дети

рассказывают

об

их

устройстве, их деталях, возможных играх с ними);

б)

настольно-печатные (работа с картинками: рассматривание картинок

сопровождается

речевым

образцом,

пояснениями

и

рассказом

воспитателя, многократным проговариванием звуковой стороны слов

детьми в разном контексте);

в)

словесные

(прекрасным

средством

развития

правильного

звукопроизношения

являются

пословицы,

поговорки,

загадки,

прибаутки и т.д.).

В

структуру

дидактической

игры

входят

следующие

компоненты:

дидактическая

задача,

игровые

действия,

игровые

правила,

результат

и

дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Дидактическая задача – определяется целью обучения и воспитания детей в

соответствии

с

образовательной

программой,

где

для

каждой

возрастной

группе

определен

объем

знаний,

умений

и

навыков,

которыми

должны

овладеть

дети.

Игровые

действия

игровая

и

дидактическая

задача

реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых

упражнений

тем,

что

выполнение

в

ней

игровых

правил

направляется,

контролируется игровыми действиями.

Игровые

правила.

Основная

цель

правил

организовывать

действия,

поведение детей. Особенно это важно делать с самого раннего возраста, тогда

постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у

них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.

Дидактический

материал

и

результат:

средством

решения

дидактической

задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры

является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач –

показатель

эффективности

игры.

Дополнительные

компоненты

дидактической игры – сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.

Дидактические упражнения отличаются от дидактических игр тем, что у них

нет игровых правил и игровых действий. Дидактические игры содержат

несколько

последовательных

правил,

игровых

действий

и

варианты

усложнения, а дидактические упражнения, как правило, просты, не имеют

игровых правил, а содержат одну игровую задачу или одно игровое действие.

На

каждом

этапе

обучения

правильному

звукопроизношению

может

использоваться специальная система дидактических игр и упражнений, как

на

специальных

фронтальных,

подгрупповых

и

индивидуальных

видах

организованной деятельности. В работе с детьми по воспитанию звуковой

культуры речи возможно применение следующих игр:

1.

Игры

на развитие познавательных процессов: памяти, внимания,

мышления, воображения – «Узнай, что изменилось?», «Кто ты?», «На

оборот», «Кто больше знает?» и др.

2.

Игры на различие неречевых звуков: «Угадай, где звенит?», «Угадай

какая погремушка?» и др.

3.

Игры на различие звуков речи: «Маленькие и большие колокольчики»,

«Скажи слово с нужным звуком», «Назови братца» и др.

Фонетического

слуха

в

частности

требует

дополнительной

работы

с

родителями

воспитанников.

Во

взаимодействии

с

семьями

решаются

следующие задачи: обогащение педагогического опыта родителей в сфере

воспитания

звуковой

культуры

речи

детей,

оптимизация

детско-

родительских отношений, введение домашних традиций «Совместных игр».

Поэтому удобно и целесообразно разделить направление работы по формам

взаимодействия на групповые и индивидуальные. Групповые формы работы

предполагают

реализацию

поставленных

целей

через

следующие

мероприятия:

родительские

собрания,

совместное

проведение

досугов,

праздников,

открытые

просмотры

занятий

и

других

видов

детской

деятельности,

информационные

стенды,

папки-передвижки,

мини-газеты.

Индивидуальные

формы

работы

реализуются

в

следующих

видах

деятельности: беседы, консультации. Совместная работа с родителями по

воспитанию звуковой культуры речи детей дает положительную динамику в

данном направлении.

Таким

образом,

формирование

правильного

звукопроизношения

осуществляется в разных видах деятельности. Очень важно, чтобы работа

над правильным звукопроизношением, начатая в одном виде деятельности,

продолжалась

с

другом

виде,

усложняясь

и

видоизменяясь,

с

учетом

закономерности овладения звуковой стороны речи.



В раздел образования