Авторы: Коновалова Ольга Викторовна, Казурова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №6 "
Населённый пункт: г. Пугачев,Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Дидактические игры и упражнения как средство формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Дидактическая
игра
и
упражнения
как
средство
формирования
звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Существует
много
средств
воспитания
звуковой
культуры
речи,
дидактические
игры
являются
одними
из
таких
средств.
Большие
возможности дидактической игры в развитии звуковой культуры речи детей
отмечали
А.
И.
Максаков,
М.
Ф.
Фомичев,
В.
В.
Гербова
и
другие
исследователи.
В теории
и практике дошкольного образования существует следующая
классификация дидактических игр (Д.В. Менеджерицкая):
а)
с игрушками и предметами (игрушки предоставляют многократные
возможности
для
закрепления
правильного
звукопроизношения:
рассматривая
игрушки
и
предметы,
дети
рассказывают
об
их
устройстве, их деталях, возможных играх с ними);
б)
настольно-печатные (работа с картинками: рассматривание картинок
сопровождается
речевым
образцом,
пояснениями
и
рассказом
воспитателя, многократным проговариванием звуковой стороны слов
детьми в разном контексте);
в)
словесные
(прекрасным
средством
развития
правильного
звукопроизношения
являются
пословицы,
поговорки,
загадки,
прибаутки и т.д.).
В
структуру
дидактической
игры
входят
следующие
компоненты:
дидактическая
задача,
игровые
действия,
игровые
правила,
результат
и
дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Дидактическая задача – определяется целью обучения и воспитания детей в
соответствии
с
образовательной
программой,
где
для
каждой
возрастной
группе
определен
объем
знаний,
умений
и
навыков,
которыми
должны
овладеть
дети.
Игровые
действия
–
игровая
и
дидактическая
задача
реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых
упражнений
тем,
что
выполнение
в
ней
игровых
правил
направляется,
контролируется игровыми действиями.
Игровые
правила.
Основная
цель
правил
–
организовывать
действия,
поведение детей. Особенно это важно делать с самого раннего возраста, тогда
постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у
них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.
Дидактический
материал
и
результат:
средством
решения
дидактической
задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры
является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач –
показатель
эффективности
игры.
Дополнительные
компоненты
дидактической игры – сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.
Дидактические упражнения отличаются от дидактических игр тем, что у них
нет игровых правил и игровых действий. Дидактические игры содержат
несколько
последовательных
правил,
игровых
действий
и
варианты
усложнения, а дидактические упражнения, как правило, просты, не имеют
игровых правил, а содержат одну игровую задачу или одно игровое действие.
На
каждом
этапе
обучения
правильному
звукопроизношению
может
использоваться специальная система дидактических игр и упражнений, как
на
специальных
фронтальных,
подгрупповых
и
индивидуальных
видах
организованной деятельности. В работе с детьми по воспитанию звуковой
культуры речи возможно применение следующих игр:
1.
Игры
на развитие познавательных процессов: памяти, внимания,
мышления, воображения – «Узнай, что изменилось?», «Кто ты?», «На
оборот», «Кто больше знает?» и др.
2.
Игры на различие неречевых звуков: «Угадай, где звенит?», «Угадай
какая погремушка?» и др.
3.
Игры на различие звуков речи: «Маленькие и большие колокольчики»,
«Скажи слово с нужным звуком», «Назови братца» и др.
Фонетического
слуха
в
частности
требует
дополнительной
работы
с
родителями
воспитанников.
Во
взаимодействии
с
семьями
решаются
следующие задачи: обогащение педагогического опыта родителей в сфере
воспитания
звуковой
культуры
речи
детей,
оптимизация
детско-
родительских отношений, введение домашних традиций «Совместных игр».
Поэтому удобно и целесообразно разделить направление работы по формам
взаимодействия на групповые и индивидуальные. Групповые формы работы
предполагают
реализацию
поставленных
целей
через
следующие
мероприятия:
родительские
собрания,
совместное
проведение
досугов,
праздников,
открытые
просмотры
занятий
и
других
видов
детской
деятельности,
информационные
стенды,
папки-передвижки,
мини-газеты.
Индивидуальные
формы
работы
реализуются
в
следующих
видах
деятельности: беседы, консультации. Совместная работа с родителями по
воспитанию звуковой культуры речи детей дает положительную динамику в
данном направлении.
Таким
образом,
формирование
правильного
звукопроизношения
осуществляется в разных видах деятельности. Очень важно, чтобы работа
над правильным звукопроизношением, начатая в одном виде деятельности,
продолжалась
с
другом
виде,
усложняясь
и
видоизменяясь,
с
учетом
закономерности овладения звуковой стороны речи.