Автор: Фатьянова Галина Викторовна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4"
Населённый пункт: г.Новый Оскол,Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "ИГРОВАЯ И ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Раздел: начальное образование
ИГРОВАЯ
И
ПРОЕКТНАЯ
ТЕХНОЛОГИИ
ПРИ
ОБУЧЕНИИ
НЕМЕЦКОМУ
ЯЗЫКУ
КАК
СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ
РЕБЕНКА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Фатьянова Галина Викторовна,
МБОУ СОШ № 4 г.Новый Оскол
Проблема поддержания интереса к иностранному языку, особенно к
немецкому, волнует сегодня многих учителей.
Как сделать каждый урок
познавательным и увлекательным? Как добиться того, чтобы
на уроке
максимально развивалась творческая мыслительная активность учащихся?
Одним
из
путей,
ведущих
к
повышению
интереса
к
изучаемому
иностранному языку, является разнообразие средств и приемов работы на
уроке, активные и нетрадиционные формы обучения. Особенно эффективным
на уроках иностранного языка считается использование игровых технологий.
Поскольку игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание и
усвоение общественного опыта, то при ее использовании в полной мере
происходит преодоление
трудностей, связанных с отсутствием языковой
атмосферы
в
условиях
школьного
обучения,
с
отсутствием
естественной
потребности в иноязычном общении.
В любой вид деятельности на уроке иностранного языка возможно
внести элементы игры, и тогда даже самое скучное задание приобретает
увлекательную
форму.
Например,
при
обучении
счёту
используются
различные считалки, которые помогут и в организации подвижной игры.
В работе с детьми младшего школьного возраста при введении нового
лексического
материала,
знакомстве
с
некоторыми
грамматическими
структурами
и
закреплении
изученной
лексики
широко
используются
игрушки.
Это
-
мяч,
куклы,
мягкие
игрушки-зверушки,
домино.
Дети
с
нетерпением ждут появления «гостей» и с радостью беседуют с ними, играют
их роль. Но наиболее интересным
для школьников является кукольный
театр.
В
нашей
школе
есть
такие
куклы,
и
на
уроках
мы
с
детьми
разыгрываем небольшие сценки.
Используя
игровую
технологию
на
уроках
и
во
внеурочной
деятельности, учитываем пять принципов, на которых она строится:
Первый принцип - связь с реальной жизнью. Подготовка драматизации и
организация ролевых игр способствует осуществлению принципа связи с
жизнью,
так
как
игры
в
какой-то
мере
имитируют
реальный
процесс
общения. Ребёнок учится действовать в коллективе, уметь находить подходы
к другим людям.
Второй принцип – коммуникативная активность. Использование новых
для
учащихся
материалов,
их
познавательная
ценность
вызывают
потребность в общении. Применяя игры: «Составь слово», «Укрась слово»,
«Сочини
историю»,
«Расскажи
сказку»,
направленные
на
общение,
на
постановку артикуляционного общения, не забываем о цели
играющего –
донести смысл
слова собеседнику. Готовя открытки с поздравлениями,
приглашения на празднование дня рождения или составляя меню, мы уже в
раннем возрасте развиваем у детей коммуникативную компетенцию.
Третий принцип - приобщение учащихся к культуре стран изучаемого
языка,
что
также
осуществляется
через
игру
и
каждодневные
ситуации:
жизнь в семье, участие в праздниках, чтение стихов, сказок, разучивание
песен, знакомство с традициями и элементами быта немецкого и русского
народов.[1] Игра, таким образом, помогает обучить устному и письменному
видам речи.
Четвёртый принцип - это учёт возрастных особенностей учащихся. Для
начального звена целесообразнее
проводить праздники и соревнования.
Например: праздник алфавита, новогодний праздник и др., где проводятся
конкурсы, дети читают стихи, поют песни. Учебный год также заканчиваем
карнавалом
сказочных
персонажей
и
их
представлением,
инсценировкой
любимой сказки.
Пятый
принцип
-
это
принцип
межпредметных
связей.
Поскольку
немецкий язык очень тесно связан с родным языком,
то такие игры, как
«Укрась
слово»,
«Составь
слово»,
«Как
лучше
использовать
предметы»,
«Будь вежлив», наряду с тренировкой воображения, развивают словарный
запаса.
Игра «Составь слово» проводится после изучения конкретной учебной
темы.
Ученики
должны,
используя
данные
буквы,
составить
как
можно
больше слов. Количество слов, образованных учеником, служит показателем
его
словарного
запаса.
Основной
задачей
игры
«Укрась
слово»
является
подбор
к
предлагаемому
существительному
как
можно
большего
числа
прилагательных. Класс делится на команды. Выиграет та команда, которая
нашла наибольшее количество прилагательных.
Игра
«Как
лучше
использовать
предметы».
Учитель
показывает
картинку, где изображен какой-нибудь предмет, например, книга. Учащиеся
должны перечислить все действия - реальные или воображаемые, которые
можно совершить с этим предметом: das Buch – lesen, geben, kaufen, usw.
УМК по немецкому языку «Deutsch. Die erste Schritte» (И. Л. Бим, Л. И.
Рыжова)
предлагает
довольно
большой
перечень
различных
игр.
Мы
используем только те, которые способствуют решению конкретных учебных
задач
и
нравятся
детям.
В
3-м
классе
используем
следующие
игры
для
тренировки
лексики:
«Забастовка
гласных»,
«Цепочка»,
«Отгадай
слово»
«Репортёр», «Оркестр», «Отгадай-ка», «Жмурки», «Ромашка». Многие игры
видоизменяем в зависимости от цели урока.
Каждый
урок
во
2-м
классе
начинается
с
фонетической
зарядки.
Считалки,
песенки,
четверостишия
направлены
на
развитие
и
совершенствование
произносительных
навыков,
создание
благоприятного
эмоционального
настроя
на
урок.
Дети
очень
любят
физкультминутки.
Произнося их вслух, делают различные упражнения. Физкультминутки не
только снимают усталость и напряжение у учащихся, но и развивают их
память и внимание.
Канадский преподаватель Джерри Стайнберг пишет: «… играть можно в
любое время, если это пойдёт на пользу вашим ученикам. Игры делают
процесс обучения, порой трудный и утомительный, весёлым, а это усиливает
мотивацию к учению».
С игровой технологией тесно связана и проектная технология. В связи с
тем, что стандарты второго поколения делают упор на развитие в ребенке
умений
самостоятельно
находить
информацию,
использовать
имеющиеся
знания
для
создания
собственного
продукта,
большую
роль
в
обучении
иностранному языку играет использование метода проектов. Проект - это
специально
организованный
и
самостоятельно
выполняемый
учащимися
комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Мы
даём
школьнику
возможность
поговорить
о
своих
привычках,
любимых
вещах в сравнении с теми же вещами в других странах. Проекты создают не
только мотив изучения языка и культуры, они еще и учат учиться, выполнять
разнообразные виды работ - собирать информацию, организовывать текст,
брать интервью, делать аудиозаписи. Проекты приучают ребёнка работать
самостоятельно,
использовать
разные
источники
информации
и
новые
технологии.
Приведём
несколько
примеров,
как
с
помощью
проектной
методики
на
уроке
можно
достичь
сразу
нескольких
целей
-
расширить
кругозор
детей,
закрепить
лексико-грамматический
материал,
создать
на
уроке атмосферу праздника.
Проект № 1. Моё любимое животное.
Дети готовят дома материал (вырезки из журналов, рисунки). На уроке
на листах цветной бумаги они оформляют странички альбома, где каждый
расскажет о своём питомце.
Проект № 2. Рисуем стихотворение.
Детям предлагается нарисовать картину-стихотворение так, чтобы его
форма была созвучна содержанию.
Таким
образом,
метод
проектов
помогает
детям
овладеть
такими
компетенциями,
как
готовность
работать
в
коллективе,
анализировать
результаты деятельности.[4]
Игровая и проектная технологии помогают ребенку реализовать желание
учиться,
развивают
самостоятельность,
учат
устному
и
письменному
общению. Их применение на уроках и во внеклассной работе, в полной мере
способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Список использованной литературы.
1. Грехнева Л.Э,
Клепикова В.А. Раннее обучение детей немецкому – как условие
личностного развития дошкольников.
2.Лащикова И. И. Игры как прием развития воображения и фантазии на уроках немецкого
языка.- «Иностранные языки в школе».- 2003, №6.
3.
Обучение
иностранному
языку
дошкольников/
обзор
теоретических
позиций.
Иностранные языки в школе. №1. 1990. С. 38 – 42.)
4 . Чуйкова
Э.
С.
Игровые
приемы
в
обучении
английскому
языку
как
средство
в ы р а б о т к и
к о м м у н и к а т и в н о й
и
с о ц и о - к у л ь т у р н о й
к о м п е т е н ц и и
в младшем школьном возрасте.