Автор: Черенева Вера Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №233 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Поведение ребенка в обществе"
Раздел: начальное образование
Поведение ребёнка в обществе
Поведение
некоторых
детей
и
подростков
обращает
на
себя
внимание
нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям,
отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования
семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением
от
принятых
нравственных,
а
в
некоторых
случаях
и
правовых
норм
называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциальные,
противоправные и аутоагрессивные поступки.
Но самая главная причина, всё-таки, в том, что дети приносят в школу из
своей семейной, в том числе и дошкольной, жизни неумение и нежелание
взаимодействовать
с
другими
людьми
из-за
своего
эгоизма,
искажённой
системы ценностей, категорической невоспитанности.
Другими
словами,
такое
поведение
это
понятие
и
психологическое,
и
педагогическое и означает оно склонность детей к приобретению вредных
привычек. И очень часто эти привычки настолько входят в жизнь ребенка, что
отказаться от них бывает практически невозможно.
Притча “Человеческие ценности”.
“У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав
все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома
столб и после каждого поступка сына вбивал гвоздь в этот столб.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места - весь он
был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика,
что
он
стал
исправляться.
Тогда
за
каждый
его
поступок
отец
стал
вытаскивать по одному гвоздю. И вот, наступил день, когда последний
гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное
впечатление: он горько заплакал. Отец спрашивает: Что ты плачешь? Ведь
гвоздей больше нет. Сын говорит: Гвоздей - то нет, а дырки остались”.
- Как можно воспитать положительную привычку у детей?
Для этого иногда достаточно помнить и выполнять 5 важных правил:
Как воспитать положительную привычку у учащихся
Первое правило – для того чтобы воспитать в человеке положительную
привычку,
необходимо
научить
его
осознавать,
что
жизнь
без
нее
превращается в катастрофу. Если ученик безответственен – это приводит к
опозданиям, невыученным урокам, отрицательным учебным результатам и
т.д.
Второе
правило
–
человек
должен
научиться
никогда
не
давать
себе
поблажки
в
проявлении
той
или
иной
привычки.
Можно
тысячу
раз
повторить ребенку, что у него есть плохая привычка, но это не приведет к
исправлению.
Необходимо
создать
условия
для
исправления
плохих
привычек, даже если для этого необходимо проявить твердость и жесткость.
Третье
правило
–
необходимо
учить
человека
использовать
любую
возможность
для
проявления
положительной
привычки.
Тренировка
положительных привычек приводит к их закреплению и становится “второй
натурой”.
Четвертое
правило
–
нельзя
бесконечно
говорить
ученику,
что
он
–
обладатель
плохих
привычек.
Бесконечные
проповеди
и
нравоучения
озлобляют учащихся. Многие учащиеся и так прекрасно знают, что у них есть
плохие привычки. Надо быть среди учащихся очень авторитетным человеком,
чтобы
они
стали
прислушиваться
к
взрослым
и
хотели
исправить
свои
привычки.
Пятое правило – для проявления положительных привычек воспитатель,
классный
руководитель
должен
создавать
условия.
Если
воспитатель,
классный
руководитель
знает,
что
большинство
учащихся
класса
курит,
необходимо
организовывать
встречи
с
врачами,
людьми,
преодолевшими
пагубное пристрастие, смотреть фильмы, участвовать в акциях антирекламы
и т.д. Но для того чтобы подобным образом построить работу с детьми, надо
знать, какие вредные привычки стали частью образа жизни ваших учеников.
Недаром говорят: "Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер
- пожнешь судьбу".
Завершая разговор об отклоняющемся поведении учащихся, хотелось бы
предложить для обсуждения и размышления еще одну притчу:
“Подходит сосед к старухе и спрашивает: “У тебя столько детей, внуков,
правнуков. И все к тебе за советом ходят, все тебя любят. Как тебе это
удается?”
Отвечает
она:
“Да
старая
я
очень –
немножко неменька,
немножко
слепенька, немножко глухенька”.
Давайте и мы так попробуем! Иногда нужно что-то “не заметить”, о чем-то
“промолчать”, чтобы дать ребенку возможность исправиться, осознать, не
быть психологически загнанным в тупик, который порождает асоциальное
поведение со всеми печальными и негативными последствиями.