Напоминание

"Эффективное обучение чтению на английском языке в школе".


Автор: Тихонова Юлия Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ №2
Населённый пункт: Троицк, Москва
Наименование материала: Обучение чтению
Тема: "Эффективное обучение чтению на английском языке в школе".
Раздел: начальное образование





Назад




Учитель английского языка: Тихонова Юлия Александровна

МАОУ СОШ №2, г. Троицк, г. Москва

Эффективное обучение чтению на английском языке.

Чтение

-

это

самостоятельный

вид

речевой

деятельности,

связанный

с

восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В

начальных классах закладываются основы этого важного вида речевой деятельности.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более

раннему

приобщению

младших

школьников

к

новому

для

них

языковому

миру,

формирует у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный

настрой

к

дальнейшему

его

изучению.

Он

позволяет

ознакомить

младших

школьников

с

миром

зарубежных

сверстников,

с

зарубежным

песенным,

стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской

художественной литературы на изучаемом иностранном языке. Процесс обучения

чтению позволяет формировать некоторые универсальные лингвистические понятия,

наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные,

речевые и познавательные способности учащихся.

В младшем школьном возрасте у учащихся еще не возникает психологического

барьера

при

изучении

иностранного

языка.

И

учащиеся

значительно

быстрее

овладевают необходимыми умениями и навыками.

Они

учатся

правильно

произносить

и

различать

на

слух

звуки,

слова,

словосочетания и предложения иностранного языка, соблюдать интонацию основных

типов предложения. Дети получают представление об основных грамматических

категориях

изучаемого

языка,

распознают

изученную

лексику

и

грамматику

при

чтении и аудировании,

и используют их в устном общении, овладевают техникой

чтения вслух, читают про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь

приемами ознакомительного и изучающего чтения.

Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависит от того,

насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе

обучения чтению на иностранном языке учащихся младшего школьного возраста

большую роль играет игра. Чем больше игровых приемов, наглядности использует

учитель, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал.

Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед

учителем

ставятся

задачи

научить

школьников

читать

тексты,

понимать

и

осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них

информацию.

В

идеале

чтение

на

иностранном

языке

должно

носить

самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться

интересом со стороны ребят. Однако практика показывает, что интерес к этому виду

речевой деятельности у школьников очень низок. Данный вид речевой деятельности

не

является

для

школьников

средством

получения

информации,

повышения

культурного уровня или просто источником удовольствия, а рассматривается ими как

чисто учебная задача.

Чтобы чтение на иностранном языке способствовало развитию познавательного

интереса учащихся, необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные

и

индивидуально-психологические

особенности

детей

для

этого

следует

разнообразить учебные материалы: тексты и задания к ним); включать школьников в

активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения;

давать

им

возможность

проявлять

самостоятельность

и

инициативу;

учить

преодолевать трудности в учебной деятельности.

Ни для кого из вас не секрет, что

овладение

чтением

на

английском

языке

представляет

большие

трудности

для

младших школьников, зачастую они вызваны графическими и орфографическими

особенностями английского языка. Особенно чтение гласных, сочетаний гласных и

некоторых согласных, которые читаются по-разному в зависимости от положения в

слове.

Некоторые

учащиеся

плохо

запоминают

правила

чтения

букв

и

буквосочетаний, читают неверно слова, заменяя другим правилом чтения. Не редко

возникают сложности, связанные с психологическими особенностями детей данного

возраста, недостаточно хорошим развитием памяти, внимания, мышления.

При восприятии материала младшие школьники склонны обращать внимание

на яркую подачу материала, наглядность, эмоциональную окраску. Так, для того,

чтобы обучение правилам чтения не было для учащихся младшей школы скучным и

утомительным,

можно

использовать

цветные

картинки.

Например,

чтобы

познакомить

с

чтением

гласных

букв

под

ударением,

можно

воспользоваться

изображением бабочки с разноцветными крыльями, каждый цвет которых обозначает

определённое правило [1]. Такие же цвета учащиеся используют, когда подчёркивают

орфограмму в словах.

Однако

время

от

времени

мы

сталкиваемся

с

такой

проблемой,

когда

в

учебниках бывает недостаточно заданий для

закрепления правил чтения.

В связи с введением нового стандарта обучения ФГОС ОО и началом изучения

иностранного языка в общеобразовательных школах со второго класса, выявляются

проблемы

при

использовании

привычных

учебно-методических

комплексов.

Методика преподавания иностранного языка во втором и пятом классах существенно

отличается, поэтому авторы учебников стараются переориентировать содержание на

восприятие ребенком восьми лет. Однако до сих пор основную трудность, особенно

молодым педагогам, представляет обучение чтению во втором классе.

Общепринятой

стратегии

обучения

чтению

нет,

поэтому

молодые

педагоги

ищут поддержку

у

опытных педагогов или следуют методике обучения чтению

авторов учебников, по которым проходит обучение.

С

помощью

анализа

учебно-методических

комплексов,

одобренных

министреством

образования

РФ

были

выделены

основные

стратегии

обучения

чтению:

1)

обучение по транскрипции отдельных слов (М.В. Вербицкая, О.В. Оралова[2]);

2)

обучение по транскрипции предложений (В.П. Кузовлев[3]);

3)

обучение

по

запоминанию

графической

формы

новых

слов

и

их

устному

воспроизведению (Н.И. Букова ,Д.Дули[1], С.И. Азарова[4]).

Каждая стратегия имеет свои минусы и плюсы. При обучении транскрипции

учащиеся испытывают трудности в различии букв и знаков, обозначающих звуки, для

второклассника данные знаковые системы сливаются. При запоминании графической

формы слова и его устном воспроизведении учащиеся хорошо читают знакомые им

слова, но новые, неизученные слова часто прочитать не могут.

Таким образом, интерес представляет обучение чтению в стране изучаемого

языка. В Великобритании и США одной из эффективных методик обучения чтению

является методика Jolly Phonics [5]. Эта методика ориентирована на ребенка-носителя

языка в возрасте пяти-шести лет, представляет собой курс, рассчитанный на изучение

одной

буквы

или

сочетания

за

занятие.

Ребенок

пяти

и

восьми

лет

(возраст

обучающихся

второклассников)

отличается

сформированностью

навыков,

интересами,

поэтому

использовать

данную

методику

в

полной

мере

не

представляется возможным.

Описание методики и гид по работе с методикой находится в доступе в сети

Интернет. Обучение чтению начинается сразу с обучением алфавита. Однако буквы

изучаются

не

в

алфавитном

порядке.

Порядок

изучения

букв

по

частоте

употребления в английском языке. Изучение начинается с буквы Ss. При обучении мы

видим систему:

1.

изучение буквы (название, графическая форма);

2.

изучение звука, который дает буква;

3.

чтение незнакомых слов, содержащих новую букву/сочетание и пройденные ранее

буквы;

4.

запись незнакомых слов, содержащих новую букву/сочетание и пройденные ранее

буквы.

Таким образом, изучив три первые буквы – Ss,

Aa,

Tt- мы можем составить

слова sat,

at , прочитать их и написать. При изучении новой буквы – появляется все

больше комбинаций для тренировки чтения, учащиеся повторяют пройденные буквы

и легко запоминают новые. Кроме того, каждая буква сопровождается движением,

которое помогает запоминанию звука.

При адаптации данной методики к современному уроку английского языка во

втором классе были выведены вкратце следующие положения:

Каждый урок изучается по 3 буквы алфавита (не по порядку) и материал

учебника, нетребующий навыков чтения;

На

уроке

после

прохождения

новых

букв

ученикам

предлагается

на

слух

записывать на доску и в тетрадь слова, состоящие из знакомых и пройденных

на уроке букв;

Каждому ребенку выдается лист чтения (слова, составленные из пройденных

букв), который используется на уроке и для практики дома;

Лист

чтения

сопровождается

аудиоматериалом,

который

используется

родителями для контроля;

После

прохождения

алфавита

изучаются

сочетания

букв

и

другие

правила

чтения, подкрепленные практикой письма и чтения.

Также для повышения мотивации можно использовать карточки для чтения,

предложенные

методикой.

В

виду

своих

особенностей

развития

второклассники

предпочитают не просто читать с листа, а перебирать карточки руками, выбирать

любимый цвет, здесь также просматривается TPR методика.

Проблему представляют только слова, которые читаются не по правилам. С

этими

словами

ученикам

помогает

учитель

и

приводит

в

пример

ассоциации,

помогающие запомнить звуковую и письменную форму слова.

Библиографический список:

1. Английский язык. 2 класс: учебник / [Н.И.Быкова, Дж.Дули, М.Д. Поспелова, В.

Эванс]. М. : Просвещение, 2013. 152 с.

2. Английский язык. 2 класс: учебник / [М.В. Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс и др].

М. : Вентана-Граф, 2012. 80с.

3. Английский язык. 2 класс: учебник / [ В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А.

Пастухова и др]. М. : Просвещение, 2013. 128 с.

4.Английский язык: Милли / Millie: учебник / [C.И. Азарова, Э.Н. Дружинина, Е.В.

Ермолаева и др]. Обнинск: Титул, 2007. 128 с.

5. Jolly Learning (Educational Publisher)



В раздел образования