Напоминание

"Развитие речевой и речетворческой активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе отгадывания загадок"


Автор: Веретенникова Елена Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Золотой петушок"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие речевой и речетворческой активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе отгадывания загадок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




В настоящее время, когда в нашу повседневную жизнь прочно вошли

телевидение, интернет, наметилась тенденция дефицита речевого общения.

Компьютерные игры заменили нашим детям непосредственное общение друг

с другом. Самобытность сюжетно-ролевых, подвижных игр, игр с правилами,

основанных на общении детей между собой, сохраняется ещё лишь в детских

учреждениях.

Современные технологии вытесняют живое общение. Дети не хотят

читать книги, обсуждать прочитанное. Родителям для общения с детьми не

хватает времени. Как следствие всего этого – речь наших детей оставляет

желать лучшего: скудный словарный запас, пассивный словарь преобладает

над активным, грамматический строй речи развивается медленно, страдает

звуковая

культура

речи.

Добавьте

к

этому

неумение

детей

правильно

выражать

свою

мысль,

облекая

её

в

точную

словесную

форму,

слабое

формирование причинно-следственных связей, и мы получим дошкольника с

узким

кругозором,

у

которого

не

развиты

наблюдательность,

образное

видение мира, творчество.

Данная работа позволит активизировать речь и мышление ребёнка,

успешнее

решать

задачи

его

всестороннего,

гармоничного

развития,

что

очень важно для подготовки к школьному обучению. Использование загадок

как метода и средства воспитания и обучения повысит эффективность работы

с детьми по развитию речи и речетворческих способностей. Особенности

содержания структуры загадки как литературного жанра позволят развивать

логическое

мышление

детей

и

формировать

у

них

восприятия

и

использования речи-доказательства и речи-описания. Это будет необходимая

речевая

тренировка

у

детей

дошкольного

возраста.

Систематическое

обращение

к

загадке

приближает

ребёнка

к

пониманию

народной

и

литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и

художественное развитие.

Концептуальные принципы работы:

1. Принцип

целостного

образа

мира

-

осознание

ребёнком

разнообразных

связей

между

его

объектами

и

умение

увидеть

с

разных

сторон один и тот же предмет.

2 . Принцип понимания языковых значений, развитие лексических и

грамматических

навыков обеспечивает

тренировку

мысли

ребёнка

и

способствует выработке у него мыслительных навыков.

3. Принцип оценки выразительности речи воспитывает способность

чувствовать эмоциональные оттенки речи, навыки восприятия поэтической

речи, усвоение функциональных стилей речи.

4. Принцип последовательного наращивания темпов обогащения речи

последовательное

изменение

дидактического

материала

(повторение

усвоенного ранее и добавление нового) – способствует тому, чтобы речевая

деятельность детей становилась всё более самостоятельной.

Цель: учить

пользоваться

речью

как

особым

объектом

познания

окружающего

мира,

используя

звучание

и

значение

слова,

его

звуковую

форму; сочетание и согласование слов в речи посредством отгадывания и

придумывания загадок.

Задачи:

- Развитие словаря:

1) учить правильно и точно использовать в речи слова, обозначающие

предметы,

явления,

действия;

их

свойства,

качества,

материал

и

его

особенности;

2) формировать осознанное использование в речи слов, обозначающих

видовые и родовые обобщения;

3) учить использовать в речи средства выразительности.

- Развитие грамматической правильной речи:

1) учить правильно использовать грамматические формы речи для чёткого

изложения своих мыслей;

2) развивать умения использовать в речи все части и закреплять их

согласования.

- Звуковая культура речи:

1) формировать навыки звукового анализа и фонетического восприятия

слова;

2) развивать слуховое внимание.

- Развитие связной речи:

1) учить охотно вступать в речевые контакты с окружающими, участвовать

в коллективных разговорах;

2) учить аргументированно исправлять ошибочные суждения сверстников;

3) учить задавать вопросы и отвечать на них;

4) развивать связную речь, распространяя предложения путём введения

второстепенных и однородных членов; введение в речь сложносоченённых и

сложноподчинённых

предложений

с

союзами

и

без

через

загадки

с

использованием признаков времени, внешнего вида, действия, места;

5) учить подбирать антонимы, синонимы, омонимы;

6) учить сочинять короткие рассказы в соответствии с требованиями

структуры загадки как самостоятельного жанра, а в предшкольном возрасте –

в поэтической форме.

- Общеразвивающие задачи:

1) развивать образное и логическое мышление посредством разгадывания

и загадывания загадок;

2) формировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения;

3) развивать творческие способности.

- Воспитательные задачи:

1) воспитывать художественный вкус;

2) прививать любовь к окружающему миру через загадки;

3) приобщать к художественной литературе и устному народному

творчеству;

4) воспитывать интерес к самостоятельному сочинительству.

Задачи реализуются по направлениям:

- ознакомление с загадкой как литературным жанром;

- обучение разгадыванию загадок;

- обучение придумывание загадок.

В работе четыре раздела:

I. Рифмованные загадки.

II. Описательные загадки.

III. Загадки на отрицание.

IV. Загадки метафорические.

Каждый

раздел

делится

на

2

подраздела:

отгадывание

загадок;

придумывание загадок.

Раздел I. Рифмованные загадки

Цель: учить придумывать и отгадывать рифмованные загадки.

Задачи:

- Формировать осознанное использование в речи слов.

- Формировать навыки звукового анализа и фонетического восприятия

слова на основе формы.

- Развивать слуховое внимание.

- Учить придумывать 2 – 4- строчные рифмовки.

- Развивать образное мышление и творческие способности.

- Учить пользоваться простыми предложениями.

- Воспитывать художественный вкус и интерес к самостоятельному

сочинительству.

Раздел II. Описательные загадки

Цель: учить отгадывать и придумывать описательные загадки.

Задачи:

- Формировать осознанное использование в речи слов, обозначающие

видовые и родовые обобщения.

- Учить правильно использовать грамматические формы речи для чёткого

изложения своих мыслей.

- Развивать умения использовать в речи все части речи и закреплять навык

их согласования.

- Развивать связную речь, распространяя предложения путём введения

второстепенных и однородных членов.

- Учить сочинять короткие рассказы в соответствии с требованиями

структуры загадки как самостоятельного жанра.

- Развивать образное и логическое мышление.

- Прививать любовь к Родине посредством загадок.

Раздел III. Загадки с отрицанием

Цель: учить отгадывать и придумывать загадки с отрицанием.

Задачи:

- Учить правильно использовать грамматические формы речи для чёткого

изложения своих мыслей.

- Развивать умение использовать в речи все части речи.

- Учить формировать фразы, подбирать антонимы. Синонимы.

- Формировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

- Учить определять на основе сравнения разное и одинаковое в предметах,

их свойствах, качествах.

- Учить использовать в речи сложносочинённые предложения с союзом и

без.

Воспитывать речевую активность.

Раздел IV. Метафорические загадки

Цель: учить отгадывать и придумывать метафорические загадки.

Задачи:

- Учить использовать в речи средства выразительности.

- Учить составлять короткий рассказ, воспроизводя схематический

рисунок загадки и используя при этом языковые средства выразительности.

- Учить использовать в речи сложносочинённые и сложноподчинённые

предложения.

- Учить использовать в речи крылатые выражения и фразеологизмы.

-

Развивать

образное

мышление

посредством

отгадывания

и

придумывания метафорических загадок.

- Прививать любовь к родному языку.

- Воспитывать активный интерес к устному творчеству.

Содержание программы рассчитано на четыре возрастные группы: вторая

младшая группа; среднюю группа; старшая группа; подготовительная группа.

Старшая группа

Ц е л ь : развивать

речевое

творчество

на

основе

придумывания

рифмованных, описательных загадок и загадок с отрицанием.

Задачи:

- учить участвовать в коллективном разговоре, используя принятые формы

речевого общения (внимательно слушать собеседника, правильно задавать

вопросы);

- учить строить распространённые высказывания, ориентируясь на тему

общения;

- учить сочинять рифмованные, описательные загадки, загадки с

отрицанием в соответствии со структурой жанра;

- учить использовать в речи слова, обозначающие названия предметов

быта

и

природы,

их

свойства

и

качества;

строение,

материал

и

его

особенности; тонкое дифференцирование цвета, а также видовые и родовые

обобщения;

- упражнять в правильном использовании простых 9распространённых, с

однородными

членами),

сложносочинённых

и

сложноподчинённых

предложений с союзами и без;

- учить понимать слова в переносном (иносказательном) значении;

- учить подбирать к словам синонимы, антонимы;

- познакомить с некоторыми тропами: сравнение, олицетворение.

Методы и приёмы:

Наглядные методы:

- наблюдение (осмотр, рассматривание натуральных предметов);

- показ картин, фотографий, кино- и видеофильмов;

- рассматривание картин, игрушек.

Словесные методы:

- беседы на интересные детям темы;

- разговоры педагога с детьми;

- высказывания детей из личного опыта;

- чтение журналов, энциклопедических статей, познавательной и

художественной литературы;

- проблемные ситуации.

Практические методы:

- дидактическая игра;

- словесная игра;

- игра-драматизация;

- инсценировка;

- подвижная игра;

- игра-фантазия;

- обследование предметов;

- моделирование;

- проблемно-поисковая деятельность.

Формы организации детей

- Непосредственно образовательная деятельность;

- Совместная деятельность взрослого и детей;

- Самостоятельная детская деятельность.

Связи с другими видами деятельности

I. Познавательная деятельность:

- знакомство с предметами и их свойствами, материалами;

- знакомство с взаимосвязью и взаимодействием целого и частей, освоение

родовых и видовых понятий;

- знакомство с природными явлениями и явлениями общественной жизни;

с живыми существами и средой их обитания;

- понимание взаимосвязи между живыми и неживыми объектами;

- оценочное отношение к происходящему.

II. Развитие речи:

- овладение связной речью;

- развитие словаря;

- формирование грамматической правильности речи и звуковой культуры

речи.

III. Изобразительная деятельность:

- рассматривание картин, иллюстраций;

- рисование, лепка, аппликация;

- художественный труд.

IV. Музыкальная деятельность:

- прослушивание музыкальных произведений;

- разучивание песен.

V. Художественная литература:

- ознакомление с произведениями писателей и поэтов разных стран.

VI. Трудовая деятельность:

- труд в природе;

- хозяйственно-бытовой труд;

- ручной труд;

- интеллектуальный труд.

VII. Игровая деятельность:

- развивающие игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- настольно-печатные игры;

- словесные игры;

- дидактические игры;

- подвижные игры.

Модели обучения отгадыванию и придумыванию загадок

Отгадывание загадок:

Познание:

- объектов и явлений, их свойств, действий, строения;

-

причинно-следственных,

временных,

пространственных,

количественных отношений.

Налаживание речевого общения:

- совместные игры со сверстниками;

- совместные со взрослым;

- народные, сюжетно-дидактические,

- организованные игры детей: народные, сюжетно-дидактические,

дидактические, игры по мотивам сказок, словесные дидактические игры.

Элементарное

осознание

языка (звукового

состава,

словаря,

грамматического строя):

- познание свойства;

- экспериментирование со словом

- усваивание взаимосвязи синонимов, антонимов, омонимов,

фразеологизмов, тропов.

Придумывание загадок:

Развитие речи:

- Обучение на НОД: сценарии активизирующего речевого общения:

коллективные беседы о встречах в природе, об интересных случаях жизни,

проблемные ситуации, режиссерская игра.

- Совместная деятельность взрослого и ребёнка: дидактические игры,

настольно-печатные

игры,

народные

игры,

словесные

игры,

совместные

разговоры,

беседы,

чтение

художественной

литературы,

проблемные

ситуации, наблюдения.

-

Самостоятельная

деятельность

детей: организация

пространственной и речевой среды для активизации речи детей.

Речетворчество:

Развитие речевых умений: умение сформулировать мысль, построить

сообщение-текст, реализовать свои достижения в языке.

Развитие творческих способностей в речевой деятельности.

Учебный план

п/п

Раздел

Количество

часов

Всего

часов

Старшая группа

1

Рифмованные

загадки:

отгадывание

авторских

загадок

в

стихотворной форме

3

3

2

Описательные загадки:

-

отгадывание

описательных

загадок,

содержащих

2

3

признака;

3

8

- придумывание загадок, содержащих не более 3 признаков

предмета

5

3

Загадки с отрицанием: отгадывание загадок, содержащих 2 - 3

отрицания;

5

4

Метафорические

загадки:

отгадывание

загадок,

содержащих

5

5

олицетворение и сравнение

Методические советы

У старших дошкольников (дети 5 – 6 лет) продолжается развитие

мыслительной деятельности: точнее протекают процессы анализа и синтеза,

дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения. В работе

с

детьми

этого

возраста

используют

загадки

разнообразной

тематики:

о

животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы и их

закономерностях,

предметах

обихода

и

орудия

труда,

средствах

передвижения, связи и информации, спорте, человеке, грамоте, книге.

Старшим дошкольникам можно загадывать загадки и народные и

литературные, среди которых могут быть как лаконичные, так и подробные.

Характеристика предметов и явлений в загадках может быть краткой, но

среди признаков должен быть существенный, типичный.

Диагностика

Дидактическая игра «Загадай загадку»

Цель: определить умение придумать загадку, используя в речи синонимы,

антонимы, сравнения. Олицетворения.

Вопросы:

- Почему ты сравнил предмет с?..

- Можешь придумать другую загадку про этот предмет?

Уровни развития

В

ы

с

о

к

и

й:

придумывают

разные

виды

загадок

(описательные,

с

отрицанием,

рифмованные);

свободно

используют

в

речи

слова,

обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества,

строение, материал и его особенности; тонкое дифференцирование цвета, а

также видовые и родовые обобщения; используют в речи сложносочинённые

и сложноподчинённые предложения.

С

р

е

д

н

и

й:

придумывают

загадки

описательные

и

с

отрицанием;

используют в речи слова, обозначающие названия предметов быта и природы,

их свойства и качества, строение, материал, а также видовые и родовые

обобщения;

используют

в

речи

простые

распространённые

и

сложносочинённые предложения.

Н и з к и й: придумывают только описательные загадки; используют в речи

слова,

обозначающие

названия

предметов

быта,

их

свойства

и

качества,

строение,

материал;

используют

в

речи

простые

распространённые

предложения.

ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел

Тема

Цель

Старшая группа

1. Рифмованные

загадки:

отгадывание

авторских загадок

1.Что такое рифмованная

загадка?

Закрепить знания детей о рифмованной загадке

2. Авторские загадки

Познакомить с авторскими рифмованными загадками

3. Рифмующаяся

загадка

Учить отгадывать авторские рифмованные загадки,

опираясь на схему

2. Описательные

загадки:

- отгадывание

загадок, содержащих

не более 4 признаков

- придумывание

загадок, содержащих

3 – 4 признака

1. Что такое

описательная загадка?

Закрепить умения и навыки отгадывать

описательные загадки, содержащие 3 – 4 признака

2. Цветик-пятицветик

Учить отгадывать описательные загадки,

содержащие 2 – 3 признака, опираясь на схему и

наглядность

3. На кого похоже?

Учить отгадывать загадки о животных (2 признака:

внешний вид, повадки) без опоры на наглядность

1. Нам поможет схема

Закрепить умение пользоваться схемой описательной

загадки

2. На что это похоже?

Учить придумывать описательные загадки с 3 – 4

признаками о предметах ближайшего окружения по

схеме

3. Кто я?

Учить придумывать описательные загадки о

домашних животных (3 – 4 признака)

4. Когда это бывает?

Учить придумывать описательные загадки о

явлениях природы (3 – 4 признака) с опорой на

наглядность

5. Загадочный лес

Учить придумывать загадки о диких животных без

опоры на наглядность, развивать навыки речи-

описания

3. Загадки с

отрицанием:

1. Что такое загадка с

отрицанием

Закрепить знания о загадках с отрицанием

- отгадывание

загадок, содержащих

3 – 4 отрицания;

- придумывание

загадок

2. На что похоже, чем

отличается?

Развивать навыки речи-доказательства через загадки

с отрицанием

3. Знакомство со

схемой

Познакомить со схемой загадки с отрицанием

4. На что это похоже?

Учить отгадывать загадки с отрицанием о предметах

ближайшего окружения по схеме (4 отрицания)

5. «Город

противоречий»

Учить отгадывать загадки по схеме (3 – 4

отрицания); закрепить навыки речи-доказательства

1. На что это похоже?

Учить придумывать загадки с отрицанием о

предметах по схеме

2. На кого похож?

Учить придумывать загадки с отрицанием о

животных по схеме

3. Выбери меня

Учить приёму отрицательного сравнения

4. На кого похож, чем

отличается?

Учить придумывать загадки, основанные на

отрицательных сопоставлениях

5. Когда это бывает?

Учить придумывать загадки с отрицанием о

явлениях природы

4. Метафорические

загадки:

- отгадывание

1. Что такое

метафорическая загадка?

Познакомить с метафорической загадкой

2. «Двое из ларца,

одинаковых с лица»

Учить сравнивать состав схожих предметов,

используя троп – сравнение

3. скажи по-другому

Развивать умение отражать в речи объекты в

переносном смысле

4. Что нас окружает?

Развивать навыки подбора логически точных и

образных выражений для обозначения наблюдаемого

5. Знаешь ли ты

предметы?

Учить отгадывать метафорические загадки о

предметах в группе



В раздел образования