Автор: Веретенникова Елена Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Золотой петушок"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие речевой и речетворческой активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе отгадывания загадок"
Раздел: дошкольное образование
В настоящее время, когда в нашу повседневную жизнь прочно вошли
телевидение, интернет, наметилась тенденция дефицита речевого общения.
Компьютерные игры заменили нашим детям непосредственное общение друг
с другом. Самобытность сюжетно-ролевых, подвижных игр, игр с правилами,
основанных на общении детей между собой, сохраняется ещё лишь в детских
учреждениях.
Современные технологии вытесняют живое общение. Дети не хотят
читать книги, обсуждать прочитанное. Родителям для общения с детьми не
хватает времени. Как следствие всего этого – речь наших детей оставляет
желать лучшего: скудный словарный запас, пассивный словарь преобладает
над активным, грамматический строй речи развивается медленно, страдает
звуковая
культура
речи.
Добавьте
к
этому
неумение
детей
правильно
выражать
свою
мысль,
облекая
её
в
точную
словесную
форму,
слабое
формирование причинно-следственных связей, и мы получим дошкольника с
узким
кругозором,
у
которого
не
развиты
наблюдательность,
образное
видение мира, творчество.
Данная работа позволит активизировать речь и мышление ребёнка,
успешнее
решать
задачи
его
всестороннего,
гармоничного
развития,
что
очень важно для подготовки к школьному обучению. Использование загадок
как метода и средства воспитания и обучения повысит эффективность работы
с детьми по развитию речи и речетворческих способностей. Особенности
содержания структуры загадки как литературного жанра позволят развивать
логическое
мышление
детей
и
формировать
у
них
восприятия
и
использования речи-доказательства и речи-описания. Это будет необходимая
речевая
тренировка
у
детей
дошкольного
возраста.
Систематическое
обращение
к
загадке
приближает
ребёнка
к
пониманию
народной
и
литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и
художественное развитие.
Концептуальные принципы работы:
1. Принцип
целостного
образа
мира
-
осознание
ребёнком
разнообразных
связей
между
его
объектами
и
умение
увидеть
с
разных
сторон один и тот же предмет.
2 . Принцип понимания языковых значений, развитие лексических и
грамматических
навыков обеспечивает
тренировку
мысли
ребёнка
и
способствует выработке у него мыслительных навыков.
3. Принцип оценки выразительности речи воспитывает способность
чувствовать эмоциональные оттенки речи, навыки восприятия поэтической
речи, усвоение функциональных стилей речи.
4. Принцип последовательного наращивания темпов обогащения речи
–
последовательное
изменение
дидактического
материала
(повторение
усвоенного ранее и добавление нового) – способствует тому, чтобы речевая
деятельность детей становилась всё более самостоятельной.
Цель: учить
пользоваться
речью
как
особым
объектом
познания
окружающего
мира,
используя
звучание
и
значение
слова,
его
звуковую
форму; сочетание и согласование слов в речи посредством отгадывания и
придумывания загадок.
Задачи:
- Развитие словаря:
1) учить правильно и точно использовать в речи слова, обозначающие
предметы,
явления,
действия;
их
свойства,
качества,
материал
и
его
особенности;
2) формировать осознанное использование в речи слов, обозначающих
видовые и родовые обобщения;
3) учить использовать в речи средства выразительности.
- Развитие грамматической правильной речи:
1) учить правильно использовать грамматические формы речи для чёткого
изложения своих мыслей;
2) развивать умения использовать в речи все части и закреплять их
согласования.
- Звуковая культура речи:
1) формировать навыки звукового анализа и фонетического восприятия
слова;
2) развивать слуховое внимание.
- Развитие связной речи:
1) учить охотно вступать в речевые контакты с окружающими, участвовать
в коллективных разговорах;
2) учить аргументированно исправлять ошибочные суждения сверстников;
3) учить задавать вопросы и отвечать на них;
4) развивать связную речь, распространяя предложения путём введения
второстепенных и однородных членов; введение в речь сложносоченённых и
сложноподчинённых
предложений
с
союзами
и
без
через
загадки
с
использованием признаков времени, внешнего вида, действия, места;
5) учить подбирать антонимы, синонимы, омонимы;
6) учить сочинять короткие рассказы в соответствии с требованиями
структуры загадки как самостоятельного жанра, а в предшкольном возрасте –
в поэтической форме.
- Общеразвивающие задачи:
1) развивать образное и логическое мышление посредством разгадывания
и загадывания загадок;
2) формировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения;
3) развивать творческие способности.
- Воспитательные задачи:
1) воспитывать художественный вкус;
2) прививать любовь к окружающему миру через загадки;
3) приобщать к художественной литературе и устному народному
творчеству;
4) воспитывать интерес к самостоятельному сочинительству.
Задачи реализуются по направлениям:
- ознакомление с загадкой как литературным жанром;
- обучение разгадыванию загадок;
- обучение придумывание загадок.
В работе четыре раздела:
I. Рифмованные загадки.
II. Описательные загадки.
III. Загадки на отрицание.
IV. Загадки метафорические.
Каждый
раздел
делится
на
2
подраздела:
отгадывание
загадок;
придумывание загадок.
Раздел I. Рифмованные загадки
Цель: учить придумывать и отгадывать рифмованные загадки.
Задачи:
- Формировать осознанное использование в речи слов.
- Формировать навыки звукового анализа и фонетического восприятия
слова на основе формы.
- Развивать слуховое внимание.
- Учить придумывать 2 – 4- строчные рифмовки.
- Развивать образное мышление и творческие способности.
- Учить пользоваться простыми предложениями.
- Воспитывать художественный вкус и интерес к самостоятельному
сочинительству.
Раздел II. Описательные загадки
Цель: учить отгадывать и придумывать описательные загадки.
Задачи:
- Формировать осознанное использование в речи слов, обозначающие
видовые и родовые обобщения.
- Учить правильно использовать грамматические формы речи для чёткого
изложения своих мыслей.
- Развивать умения использовать в речи все части речи и закреплять навык
их согласования.
- Развивать связную речь, распространяя предложения путём введения
второстепенных и однородных членов.
- Учить сочинять короткие рассказы в соответствии с требованиями
структуры загадки как самостоятельного жанра.
- Развивать образное и логическое мышление.
- Прививать любовь к Родине посредством загадок.
Раздел III. Загадки с отрицанием
Цель: учить отгадывать и придумывать загадки с отрицанием.
Задачи:
- Учить правильно использовать грамматические формы речи для чёткого
изложения своих мыслей.
- Развивать умение использовать в речи все части речи.
- Учить формировать фразы, подбирать антонимы. Синонимы.
- Формировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
- Учить определять на основе сравнения разное и одинаковое в предметах,
их свойствах, качествах.
- Учить использовать в речи сложносочинённые предложения с союзом и
без.
Воспитывать речевую активность.
Раздел IV. Метафорические загадки
Цель: учить отгадывать и придумывать метафорические загадки.
Задачи:
- Учить использовать в речи средства выразительности.
- Учить составлять короткий рассказ, воспроизводя схематический
рисунок загадки и используя при этом языковые средства выразительности.
- Учить использовать в речи сложносочинённые и сложноподчинённые
предложения.
- Учить использовать в речи крылатые выражения и фразеологизмы.
-
Развивать
образное
мышление
посредством
отгадывания
и
придумывания метафорических загадок.
- Прививать любовь к родному языку.
- Воспитывать активный интерес к устному творчеству.
Содержание программы рассчитано на четыре возрастные группы: вторая
младшая группа; среднюю группа; старшая группа; подготовительная группа.
Старшая группа
Ц е л ь : развивать
речевое
творчество
на
основе
придумывания
рифмованных, описательных загадок и загадок с отрицанием.
Задачи:
- учить участвовать в коллективном разговоре, используя принятые формы
речевого общения (внимательно слушать собеседника, правильно задавать
вопросы);
- учить строить распространённые высказывания, ориентируясь на тему
общения;
- учить сочинять рифмованные, описательные загадки, загадки с
отрицанием в соответствии со структурой жанра;
- учить использовать в речи слова, обозначающие названия предметов
быта
и
природы,
их
свойства
и
качества;
строение,
материал
и
его
особенности; тонкое дифференцирование цвета, а также видовые и родовые
обобщения;
- упражнять в правильном использовании простых 9распространённых, с
однородными
членами),
сложносочинённых
и
сложноподчинённых
предложений с союзами и без;
- учить понимать слова в переносном (иносказательном) значении;
- учить подбирать к словам синонимы, антонимы;
- познакомить с некоторыми тропами: сравнение, олицетворение.
Методы и приёмы:
Наглядные методы:
- наблюдение (осмотр, рассматривание натуральных предметов);
- показ картин, фотографий, кино- и видеофильмов;
- рассматривание картин, игрушек.
Словесные методы:
- беседы на интересные детям темы;
- разговоры педагога с детьми;
- высказывания детей из личного опыта;
- чтение журналов, энциклопедических статей, познавательной и
художественной литературы;
- проблемные ситуации.
Практические методы:
- дидактическая игра;
- словесная игра;
- игра-драматизация;
- инсценировка;
- подвижная игра;
- игра-фантазия;
- обследование предметов;
- моделирование;
- проблемно-поисковая деятельность.
Формы организации детей
- Непосредственно образовательная деятельность;
- Совместная деятельность взрослого и детей;
- Самостоятельная детская деятельность.
Связи с другими видами деятельности
I. Познавательная деятельность:
- знакомство с предметами и их свойствами, материалами;
- знакомство с взаимосвязью и взаимодействием целого и частей, освоение
родовых и видовых понятий;
- знакомство с природными явлениями и явлениями общественной жизни;
с живыми существами и средой их обитания;
- понимание взаимосвязи между живыми и неживыми объектами;
- оценочное отношение к происходящему.
II. Развитие речи:
- овладение связной речью;
- развитие словаря;
- формирование грамматической правильности речи и звуковой культуры
речи.
III. Изобразительная деятельность:
- рассматривание картин, иллюстраций;
- рисование, лепка, аппликация;
- художественный труд.
IV. Музыкальная деятельность:
- прослушивание музыкальных произведений;
- разучивание песен.
V. Художественная литература:
- ознакомление с произведениями писателей и поэтов разных стран.
VI. Трудовая деятельность:
- труд в природе;
- хозяйственно-бытовой труд;
- ручной труд;
- интеллектуальный труд.
VII. Игровая деятельность:
- развивающие игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- настольно-печатные игры;
- словесные игры;
- дидактические игры;
- подвижные игры.
Модели обучения отгадыванию и придумыванию загадок
Отгадывание загадок:
Познание:
- объектов и явлений, их свойств, действий, строения;
-
причинно-следственных,
временных,
пространственных,
количественных отношений.
Налаживание речевого общения:
- совместные игры со сверстниками;
- совместные со взрослым;
- народные, сюжетно-дидактические,
- организованные игры детей: народные, сюжетно-дидактические,
дидактические, игры по мотивам сказок, словесные дидактические игры.
Элементарное
осознание
языка (звукового
состава,
словаря,
грамматического строя):
- познание свойства;
- экспериментирование со словом
- усваивание взаимосвязи синонимов, антонимов, омонимов,
фразеологизмов, тропов.
Придумывание загадок:
Развитие речи:
- Обучение на НОД: сценарии активизирующего речевого общения:
коллективные беседы о встречах в природе, об интересных случаях жизни,
проблемные ситуации, режиссерская игра.
- Совместная деятельность взрослого и ребёнка: дидактические игры,
настольно-печатные
игры,
народные
игры,
словесные
игры,
совместные
разговоры,
беседы,
чтение
художественной
литературы,
проблемные
ситуации, наблюдения.
-
Самостоятельная
деятельность
детей: организация
пространственной и речевой среды для активизации речи детей.
Речетворчество:
Развитие речевых умений: умение сформулировать мысль, построить
сообщение-текст, реализовать свои достижения в языке.
Развитие творческих способностей в речевой деятельности.
Учебный план
№
п/п
Раздел
Количество
часов
Всего
часов
Старшая группа
1
Рифмованные
загадки:
отгадывание
авторских
загадок
в
стихотворной форме
3
3
2
Описательные загадки:
-
отгадывание
описательных
загадок,
содержащих
2
–
3
признака;
3
8
- придумывание загадок, содержащих не более 3 признаков
предмета
5
3
Загадки с отрицанием: отгадывание загадок, содержащих 2 - 3
отрицания;
5
4
Метафорические
загадки:
отгадывание
загадок,
содержащих
5
5
олицетворение и сравнение
Методические советы
У старших дошкольников (дети 5 – 6 лет) продолжается развитие
мыслительной деятельности: точнее протекают процессы анализа и синтеза,
дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения. В работе
с
детьми
этого
возраста
используют
загадки
разнообразной
тематики:
о
животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы и их
закономерностях,
предметах
обихода
и
орудия
труда,
средствах
передвижения, связи и информации, спорте, человеке, грамоте, книге.
Старшим дошкольникам можно загадывать загадки и народные и
литературные, среди которых могут быть как лаконичные, так и подробные.
Характеристика предметов и явлений в загадках может быть краткой, но
среди признаков должен быть существенный, типичный.
Диагностика
Дидактическая игра «Загадай загадку»
Цель: определить умение придумать загадку, используя в речи синонимы,
антонимы, сравнения. Олицетворения.
Вопросы:
- Почему ты сравнил предмет с?..
- Можешь придумать другую загадку про этот предмет?
Уровни развития
В
ы
с
о
к
и
й:
придумывают
разные
виды
загадок
(описательные,
с
отрицанием,
рифмованные);
свободно
используют
в
речи
слова,
обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества,
строение, материал и его особенности; тонкое дифференцирование цвета, а
также видовые и родовые обобщения; используют в речи сложносочинённые
и сложноподчинённые предложения.
С
р
е
д
н
и
й:
придумывают
загадки
описательные
и
с
отрицанием;
используют в речи слова, обозначающие названия предметов быта и природы,
их свойства и качества, строение, материал, а также видовые и родовые
обобщения;
используют
в
речи
простые
распространённые
и
сложносочинённые предложения.
Н и з к и й: придумывают только описательные загадки; используют в речи
слова,
обозначающие
названия
предметов
быта,
их
свойства
и
качества,
строение,
материал;
используют
в
речи
простые
распространённые
предложения.
ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел
Тема
Цель
Старшая группа
1. Рифмованные
загадки:
отгадывание
авторских загадок
1.Что такое рифмованная
загадка?
Закрепить знания детей о рифмованной загадке
2. Авторские загадки
Познакомить с авторскими рифмованными загадками
3. Рифмующаяся
загадка
Учить отгадывать авторские рифмованные загадки,
опираясь на схему
2. Описательные
загадки:
- отгадывание
загадок, содержащих
не более 4 признаков
- придумывание
загадок, содержащих
3 – 4 признака
1. Что такое
описательная загадка?
Закрепить умения и навыки отгадывать
описательные загадки, содержащие 3 – 4 признака
2. Цветик-пятицветик
Учить отгадывать описательные загадки,
содержащие 2 – 3 признака, опираясь на схему и
наглядность
3. На кого похоже?
Учить отгадывать загадки о животных (2 признака:
внешний вид, повадки) без опоры на наглядность
1. Нам поможет схема
Закрепить умение пользоваться схемой описательной
загадки
2. На что это похоже?
Учить придумывать описательные загадки с 3 – 4
признаками о предметах ближайшего окружения по
схеме
3. Кто я?
Учить придумывать описательные загадки о
домашних животных (3 – 4 признака)
4. Когда это бывает?
Учить придумывать описательные загадки о
явлениях природы (3 – 4 признака) с опорой на
наглядность
5. Загадочный лес
Учить придумывать загадки о диких животных без
опоры на наглядность, развивать навыки речи-
описания
3. Загадки с
отрицанием:
1. Что такое загадка с
отрицанием
Закрепить знания о загадках с отрицанием
- отгадывание
загадок, содержащих
3 – 4 отрицания;
- придумывание
загадок
2. На что похоже, чем
отличается?
Развивать навыки речи-доказательства через загадки
с отрицанием
3. Знакомство со
схемой
Познакомить со схемой загадки с отрицанием
4. На что это похоже?
Учить отгадывать загадки с отрицанием о предметах
ближайшего окружения по схеме (4 отрицания)
5. «Город
противоречий»
Учить отгадывать загадки по схеме (3 – 4
отрицания); закрепить навыки речи-доказательства
1. На что это похоже?
Учить придумывать загадки с отрицанием о
предметах по схеме
2. На кого похож?
Учить придумывать загадки с отрицанием о
животных по схеме
3. Выбери меня
Учить приёму отрицательного сравнения
4. На кого похож, чем
отличается?
Учить придумывать загадки, основанные на
отрицательных сопоставлениях
5. Когда это бывает?
Учить придумывать загадки с отрицанием о
явлениях природы
4. Метафорические
загадки:
- отгадывание
1. Что такое
метафорическая загадка?
Познакомить с метафорической загадкой
2. «Двое из ларца,
одинаковых с лица»
Учить сравнивать состав схожих предметов,
используя троп – сравнение
3. скажи по-другому
Развивать умение отражать в речи объекты в
переносном смысле
4. Что нас окружает?
Развивать навыки подбора логически точных и
образных выражений для обозначения наблюдаемого
5. Знаешь ли ты
предметы?
Учить отгадывать метафорические загадки о
предметах в группе