Напоминание

Как развивать речь младшего школьника


Автор: Золотухина Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МбОУ "СОШ п. Нижний Архыз"
Населённый пункт: КЧР станица Зеленчукская
Наименование материала: статья
Тема: Как развивать речь младшего школьника
Раздел: начальное образование





Назад




Статья по теме

"Как развивать речь младшего школьника".

Учитель: Золотухина С.В.

МБОУ «СОШ п. Нижний Архыз»

Обучение родному языку не возможно без развития речи младших школьников. Для

каждого возраста характерны свои особенности развития речи. Первоклассники в

основном имеют небольшой словарный запас, но в разговорной речи владеют

важнейшими средствами морфологии и синтаксиса.

Существует несколько условий успешного развития речи, формирование речевых умений

и навыков у детей. Для того чтобы сформировать речевые навыки необходимо соблюдение

некоторых условий.

Эти условия необходимо выполнять не только на уроках по развитию речи, но и при

изучении других предметов.

Речь развивается в общении – это первое условие развития речи. Ребенок попадает в

сложные ситуации, которые определяют мотивацию речи. Перед маленьким человеком

стоит необходимость в использовании определенных речевых высказываний.

Для этого учителю необходимо дать детям образцы речи. Образцы речи усваиваются с

помощью бесед по картинкам, дидактических игр, составлению распространенных

предложений. Правильность и красота речи зависит от богатства словарного запаса.

Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него

должен быть запас материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное,

существенное.

Чтобы овладеть речью необходимо овладеть чтением и письмом – это второе условие

развития речи

Речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики,

графики, лексики, грамматики, орфографии, на навыки построения собственной речи и

восприятия речи других людей это чтение и письмо. С первых дней обучения ребенка в

школе, необходимо четкое проговаривание звуков и написание букв, слогов, а затем

предложений.

Развитие данных навыков осуществляется с помощью работы со словосочетанием и

предложением. Словарная работа дает материал для предложений, для подготовки к

рассказу, сочинению, изложению.

Оценивая высказывания ученика, необходимо определять, какие в нем заключены мысли и

как они переданы учеником.

Как обучать связной речи.

Работа с текстом.

Первое с чего начинается работа с текстом – это соотнесение его содержания и заглавия.

Вдумываясь в заглавие, ребенок выделяет основную мысль всего текста или частей. Чтобы

текст легче было пересказать необходимо его разбить на части, то есть составить план.

Для того чтобы ребенок смог представить себе героев произведение, можно использовать

рисунок – нарисовать понравившегося литературного героя.

Работа над предложением.

Уже в период обучения грамоте уч-ся выделяют отдельные признаки предложения.

Первоклассники учатся самостоятельно опознавать предложения по смысловым вопросам:

(о ком? о чем?) говорится в предложении.

Помочь учащимся осознать основные признаки текста, такие, как наличие заголовка,

завершенность, тематическое единство и информативность можно использую

специальные упражнения.

Эти упражнения, связанные с особенностями типа сообщения, с исправлением недочетов

речи и построением предложений, а также рассказывание на какую-либо тему.

Работа над составлением детьми свободных рассказов о том, что они видели и

наблюдали занимает значительное место в обучении связной речи. Ученики говорят о том,

что они хорошо знают, чаще всего в той последовательности, в какой все происходило в

жизни. Цель свободных рассказов: развивать у детей наблюдательность, вызывать желание

делиться своими впечатлениями, формировать умение живо и эмоционально рассказывать

об увиденном и пережитом.

Эти рассказы требуют минимальных умений и являются наиболее простыми

высказываниями. С помощью учителя первоклассник должен выделить основные мысли,

установить логические связи, осознать композицию текста, овладеть содержанием,

структурой и языком произведения прежде, чем пересказывать текст.

В 1 классе для составления рассказов используется серия картинок. Все картинки

объединены общей темой. Расположенные в нужном порядке, они помогают осознать не

только содержание, но и структуру повествования, помогают в обучении рассказыванию

по плану. На уроках грамоты в первом классе закладываются навыки письма и чтения,

таким образом ребенок делает первые шаги к связной речи.

На третьем и на четвертом году обучения у ребенка формируется словарный запас

необходимый для общения со сверстниками и со старшими людьми. Ребенок может

пересказать и проанализировать текст, написать сочинение, использовать навыки связной

речи при изучении других предметов.

Вывод: Работа по развитию речи у младших школьников начинается с первых шагов

ребенка в школе. В работе над развитием речи выделяют следующие направления: работа

над звуковой стороной речи, работа над предложением, развитие связной речи.



В раздел образования