Автор: Безрукова Валентина Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО " Центр детского творчества".
Населённый пункт: город Волгодонск, Ростовская область.
Наименование материала: Конспект занятия по изобразительной деятельности
Тема: "Городской пейзаж"
Раздел: дополнительное образование
Конспект занятия Тема: «Городской пейзаж»
(обучения возраст детей 13- 17 лет)
Тип занятия: практическое применение знаний, закрепление знаний и
выработки навыков и умений по практическому применению знаний.
Методы и формы обучения: беседа, объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный; индивидуальная, фронтальная.
Ц е л ь
з а н я т и я :
Научить
учащихся
правильно
изображать
архитектурные
сооружения
в
пространстве
с
учётом
перспективы.
Задачи занятия:
расширение знаний учащихся о пейзаже как самостоятельном
жанре искусства;
закрепление знаний о перспективе, пейзаже;
развитие умения и навыков учеников в выборе формата бумаги,
композиционных приемов при заполнении пространства, пространственного
мышления, навыков рисования, аккуратности, наблюдательности, внимания,
навыков работы графическими материалами;
воспитание
эстетического
восприятия,
интереса
к
профессии
дизайнер.
Принадлежности
и
инструменты:
плоскость
А
–
3
для
акварели,
простой карандаш, ластик, линейка.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Приветствие и настрой на работу. Проверка готовности к занятию.
II. Подготовка учащихся к практической работе.
2.1 Объяснение нового материала и беседа с учащимися, закрепление
пройденного
Актуализация темы занятия
-
Ребята,
посмотрите
на
наглядные
пособия,
определите
вид
изображения?
Ответы обучающихся: Это графика.
-Вспомните и назовите основные выразительные средства графики.
Ответы обучающихся: точка, линия, пятно.
- К какому жанру мы отнесем эти изображения?
Ответы
обучающихся:
изображения
относятся
к
жанру
пейзаж,
а
именно к городскому пейзажу.
-
Скажите,
пожалуйста,
что
помогает
художнику
изобразить
пространство пейзажа в рисунках?
-На предыдущих занятиях мы с вами изучали линейную перспективу, а
сегодня
нам
предстоит
закрепить
свои
знания,
выполнив
практическую
работу.
- Дайте определение, что такое перспектива?
Ответы обучающихся:
- Какой закон перспективы вы знаете?
Ответы обучающихся: закон линейной перспективы.
- В каких сферах жизни применяется перспектива? Где в жизни мы
можем встретиться с перспективой?
Ответы обучающихся: вид железной дороги, тени от предметов, линия
горизонта, пейзаж.
- Верно, перспективу мы можно встретить в дизайнерских проектах, в
начертательной
геометрии.
А
в
жизни
мы
с
перспективой
сталкиваемся
каждый день.
2.2.
Анализ
картин,
просмотр
репродукций,
показ
наглядного
материала.
Посмотрите, как художники рисуют городской пейзаж. Очень точно
организованная перспектива представляет, нам возможность, проникнуть в
пространство города, полюбоваться архитектурными строениями, красотой
городской среды.
-
Ребят а,
скажите,
пожа луйст а,
что
т ако е композиция
в
изобразительном искусстве?
Ответы
обучающихся:
композиция -
важнейший
организующий
компонент художественной формы, придающий произведению единство и
цельность,
соподчиняющий
его
элементы
друг
другу
и
всему
замыслу
художника.
–
Верно,
композиционное
решение
в
изобразительном
искусстве
связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением
соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и т. п.
2.3. Объяснение последовательности выполнения графической работы
(рисунки каждого этапа работы)
1.
2.
3.
Сегодня и на последующем занятии, мы с вами постараемся изобразить
городской
пейзаж
и
построить
изображение
городской
улицы,
соблюдая
законы линейной и воздушной перспективы. Обратите внимание на основные
этапы работы над рисунком на моем примере.
На листе расположенном горизонтально провожу линию горизонта.( Я
выбираю горизонтальный формат, т.к. мои архитектурные постройки будут не
очень высокими ). Намечаю точку схода всех лучей. Ставлю её на линии
горизонта,
ближе
к
левому
краю
листа.
Затем
намечаю
вертикальными
линиями, размеры будущих построек, которые прилегают друг к другу. Затем,
от нижнего и верхнего углов стены, провожу лучи до точки схода на линии
горизонта,
вертикальной линией завершаю длину здания на искажённой
стене, тянущейся в сторону линии горизонта. В общих чертах намечаю всю
композицию рисунка. Строю высоту вертикальных линий домов с учетом
закона линейной перспективы. Намечаю крыши, облик задуманных построек.
Создаю общий вид композиции.
- Следующим этапом будет построение окон. Окна на искажённой
стороне здания строю с учетом линейной перспективы: для этого провожу
вертикальные линии окон. Вдоль правого края дома, рисую линию первого
окна, размечаю все окна (каждое окно отделяем, друг от друга вертикальной
линией, при этом, не забываем, что и на ширину окон действует закон
перспективы). Фиксирую высоту и ширину первого окна, размечаю высоту
всех окон. От него провожу наклонные линии по направлению к линии точки
схода. Таким образом, размечаю все окна, на всех зданиях. Намечаю высоту
крыши и при помощи закона перспективы передаю облик всех зданий.
- Завершая работу над общим видом композиции, стараюсь создать
облик городской улицы. Добавляю в композицию изображения деревья и
дополнительные
архитектурные
элементы:
(колонны,
фонарные
столбы,
скамейки и т.д.). Затем можно переходить к более тщательной проработке
деталей композиции.
2.4. Педагогический рисунок на доске
Обращаю внимание на педагогический рисунок на доске. Показываю
детям
наглядно
как
передать
изображения
здания
и
его
элементов
в
перспективе.
3. Практическая работа.
3.1. Деятельность обучащихся.
Обучащиеся
выполняют общее построение композиции городской
улицы, размечая основными линиями архитектурные постройки, деревья,
дорогу. Затем переходят к подробной прорисовке её частей (завершаться
работа будет на следующем занятии).
3.2. Деятельность педагога.
Педагог следит за ходом работы, если необходимо делает замечания
отдельным обучающимся
или дает дополнительные пояснения по ходу
работы. Напоминает ребятам, как компоновать изображение на листе бумаги,
как выбрать формат по задуманной композиции.
4. Подведение итогов занятия, оценка проделанной работы, рефлексия.
4.1 Анализ работы и оценка.
4.2. Итог занятия.
Давайте
внимательно
рассмотрим
работы
ваших
товарищей
и
выскажем свое мнение по представленным композициям, дадим оценку их
работе.
Ответы обучающихся: Мне понравилась работа…
-Я старался построить композицию городского пейзажа, но у меня не
все получилось.
Спасибо за работу.