Автор: Пирожкова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с № 35 "Родничок"
Населённый пункт: город Щелково Московская область, поселок Краснознаменский
Наименование материала: статья
Тема: Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей
Раздел: дошкольное образование
Использование нетрадиционных техник рисования для развития
творческих способностей детей
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об
окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные
ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле,
палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают,
что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и
качествам
материалами,
предметами.
Становясь
постарше,
дошкольники
приобретают
вначале
простейшие
умения
и
навыки
рисования
традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно
изыскивают
новые
приемы
отражения
окружающей
действительности
в
собственном
художественном
творчестве.
В
тот
момент
педагог
может
сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими
место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое
нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает
отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие
способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что
изодеятельность является важным фактором развития личности ребенка. Она
предоставляет
большие
возможности
для
умственного,
эмоционально-
эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования
всех
психических
функций,
осуществления
коррекции
двигательных
навыков, пространственной организации и т.д.
Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных
техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей. Говоря об
изобразительных техниках и материалах, необходимо уточнить, что их делят
на традиционные и нетрадиционные. В первом случае мы знаем почти все от
красок до различных мелков, а во втором затрудняемся ответить. А ведь
можно рисовать и зубной щеткой, и ватой, пальцами, ладонью, тампоном,
мятой бумагой, свечой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Иногда они
очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи вызывают
раздражение
или
разочарование. Рисование
карандашами,
кистью
требует
высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и
знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков
быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий
рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка
получить
изображение,
близкое
к
его
замыслу
или
реальному
объекту,
который он пытался изобразить. Поэтому необходимо использовать такие
техники рисования, которые создадут ситуацию успеха у детей и сформируют
устойчивую мотивацию к рисованию.
Именно
нетрадиционные
техники
рисования
позволяют
ребенку
преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности.
Данные техники рисования помогает детям почувствовать себя свободными,
раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами
и материалами сделать трудно.
Рисование
необычными
материалами
и
оригинальными
техниками
позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции,
это, как известно, процесс, и результат практической деятельности, прежде
всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в
данный момент радует; интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что
характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Можно
сказать,
что
нетрадиционные
техники
позволяют,
отойдя
от
предметного
изображения,
выразить
в
рисунке
чувства
и
эмоции,
дают
ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными
техниками и способами изображения предметов или окружающего мира,
ребенок получает возможность выбора.
Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в
каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от
окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью
разнообразных материалов в реальные формы.
Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот
метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт
взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки.
Рисуя
пальцами
или
ладошкой,
ребёнок
получает
необыкновенное
чувственное
наслаждение
при
тактильных
контактах
с
краской,
бумагой,
водой.
А
вот
техника «Выдувание» -
развивает
фантазию
детей,
тренирует
лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания,
развивает нестандартное решение, будит воображение.
Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания,
угадывания
того,
что
получится
в
результате
оттиска
разнообразных
материалов
(пробки,
поролон,
пуговицы,
банки
с
дном
разного
размера,
крышки и т.д.)
Техника «Рисование
мозаичными
мазками» -
пробуждает
фантазию,
развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов
изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа.
Интересная
техника «Рисование
по
сырому
листу» -
происходит
растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются
плавные тонкие переходы цветов и оттенков.
Можно
использовать
технику «Рисование
углём» -
уголь
позволяет
получить линию бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные
линии.
Такой вид рисования как «Смешение красок на листе» - позволяет развить
фантазию, творческий подход к изображению, смелость.
Есть
ещё
интересный
нетрадиционный
приём «Набрызг».
Это
очень
непростая техника. Её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Данная
техника требует усидчивости, терпения.
Очень
интересны
и
такие
приёмы
как
рисование «Тычком» (жёсткая
кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник
рисования
много,
ведь
рисовать
можно
чем
угодно,
лишь
бы
было
воображение.
Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая
активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на
выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как
время не стоит на одном месте, а движется вперед.
Техники
изображения
могут
способствовать
ослаблению
возбуждения
слишком эмоционально расторможенных детей. Нетрадиционное рисование
увлекает
детей,
а
чем
сильнее
ребенок
увлечен,
тем
больше
он
сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник
изображения
способствует
познавательной
деятельности,
коррекции
психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.
Многие
виды
нетрадиционного
рисования
способствуют
повышению
уровня
развития
зрительно
–
моторной
координации.
Если
чрезмерно
активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания
деятельности,
если
его
внимание
рассеянно
и
крайне
неустойчиво,
то
в
процессе
нетрадиционного
рисования
зона
его
активности
сужается,
уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками
постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники
изображения
способствуют
развитию
познавательной
деятельности,
коррекции
психических
процессов
и
личностной
сферы
дошкольников
в
целом.
Занятия
рисованием
очень
важны
при
подготовке
ребенка
к
школьному
обучению,
благодаря
рисуночной
деятельности
дети
учатся
удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти,
регулировать
размах,
темп,
силу
нажима,
укладываться
в
определенное
время, оценивать работу, доводить начатое до конца.
Все дети с успехом справляются с выполнением работ в нетрадиционной
технике рисования, после чего можно приступать к изучению других техник
и приемов.
Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих
способностей
личности
дошкольника,
так
как
лежащая
в
её
основе
предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим
потенциалом. Актуализация и развитие творческого потенциала личности
предполагает её вовлечение в творческий процесс, что приводит к появлению
психических новообразований (многозначности мышления, произвольности
психических
процессов
рефлексии,
самоконтроля),
и
в
итоге
личность
переходит на более высокую ступень развития.
Таким
образом,
педагогическая
практика
показывает,
что
большие
возможности для формирования творческих и изобразительных способностей
предоставляют занятия с использованием нетрадиционных техник рисования.
Пирожкова Татьяна Александровна
Воспитатель д/с № 35 «Родничок»