Напоминание

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей


Автор: Пирожкова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с № 35 "Родничок"
Населённый пункт: город Щелково Московская область, поселок Краснознаменский
Наименование материала: статья
Тема: Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование нетрадиционных техник рисования для развития

творческих способностей детей

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об

окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные

ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле,

палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают,

что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и

качествам

материалами,

предметами.

Становясь

постарше,

дошкольники

приобретают

вначале

простейшие

умения

и

навыки

рисования

традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно

изыскивают

новые

приемы

отражения

окружающей

действительности

в

собственном

художественном

творчестве.

В

тот

момент

педагог

может

сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими

место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое

нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает

отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие

способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что

изодеятельность является важным фактором развития личности ребенка. Она

предоставляет

большие

возможности

для

умственного,

эмоционально-

эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования

всех

психических

функций,

осуществления

коррекции

двигательных

навыков, пространственной организации и т.д.

Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных

техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей. Говоря об

изобразительных техниках и материалах, необходимо уточнить, что их делят

на традиционные и нетрадиционные. В первом случае мы знаем почти все от

красок до различных мелков, а во втором затрудняемся ответить. А ведь

можно рисовать и зубной щеткой, и ватой, пальцами, ладонью, тампоном,

мятой бумагой, свечой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Иногда они

очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи вызывают

раздражение

или

разочарование. Рисование

карандашами,

кистью

требует

высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и

знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков

быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий

рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка

получить

изображение,

близкое

к

его

замыслу

или

реальному

объекту,

который он пытался изобразить. Поэтому необходимо использовать такие

техники рисования, которые создадут ситуацию успеха у детей и сформируют

устойчивую мотивацию к рисованию.

Именно

нетрадиционные

техники

рисования

позволяют

ребенку

преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности.

Данные техники рисования помогает детям почувствовать себя свободными,

раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами

и материалами сделать трудно.

Рисование

необычными

материалами

и

оригинальными

техниками

позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции,

это, как известно, процесс, и результат практической деятельности, прежде

всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в

данный момент радует; интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что

характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Можно

сказать,

что

нетрадиционные

техники

позволяют,

отойдя

от

предметного

изображения,

выразить

в

рисунке

чувства

и

эмоции,

дают

ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными

техниками и способами изображения предметов или окружающего мира,

ребенок получает возможность выбора.

Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в

каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от

окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью

разнообразных материалов в реальные формы.

Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот

метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт

взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки.

Рисуя

пальцами

или

ладошкой,

ребёнок

получает

необыкновенное

чувственное

наслаждение

при

тактильных

контактах

с

краской,

бумагой,

водой.

А

вот

техника «Выдувание» -

развивает

фантазию

детей,

тренирует

лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания,

развивает нестандартное решение, будит воображение.

Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания,

угадывания

того,

что

получится

в

результате

оттиска

разнообразных

материалов

(пробки,

поролон,

пуговицы,

банки

с

дном

разного

размера,

крышки и т.д.)

Техника «Рисование

мозаичными

мазками» -

пробуждает

фантазию,

развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов

изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа.

Интересная

техника «Рисование

по

сырому

листу» -

происходит

растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются

плавные тонкие переходы цветов и оттенков.

Можно

использовать

технику «Рисование

углём» -

уголь

позволяет

получить линию бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные

линии.

Такой вид рисования как «Смешение красок на листе» - позволяет развить

фантазию, творческий подход к изображению, смелость.

Есть

ещё

интересный

нетрадиционный

приём «Набрызг».

Это

очень

непростая техника. Её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Данная

техника требует усидчивости, терпения.

Очень

интересны

и

такие

приёмы

как

рисование «Тычком» (жёсткая

кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник

рисования

много,

ведь

рисовать

можно

чем

угодно,

лишь

бы

было

воображение.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая

активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на

выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как

время не стоит на одном месте, а движется вперед.

Техники

изображения

могут

способствовать

ослаблению

возбуждения

слишком эмоционально расторможенных детей. Нетрадиционное рисование

увлекает

детей,

а

чем

сильнее

ребенок

увлечен,

тем

больше

он

сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник

изображения

способствует

познавательной

деятельности,

коррекции

психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Многие

виды

нетрадиционного

рисования

способствуют

повышению

уровня

развития

зрительно

моторной

координации.

Если

чрезмерно

активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания

деятельности,

если

его

внимание

рассеянно

и

крайне

неустойчиво,

то

в

процессе

нетрадиционного

рисования

зона

его

активности

сужается,

уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками

постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники

изображения

способствуют

развитию

познавательной

деятельности,

коррекции

психических

процессов

и

личностной

сферы

дошкольников

в

целом.

Занятия

рисованием

очень

важны

при

подготовке

ребенка

к

школьному

обучению,

благодаря

рисуночной

деятельности

дети

учатся

удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти,

регулировать

размах,

темп,

силу

нажима,

укладываться

в

определенное

время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

Все дети с успехом справляются с выполнением работ в нетрадиционной

технике рисования, после чего можно приступать к изучению других техник

и приемов.

Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих

способностей

личности

дошкольника,

так

как

лежащая

в

её

основе

предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим

потенциалом. Актуализация и развитие творческого потенциала личности

предполагает её вовлечение в творческий процесс, что приводит к появлению

психических новообразований (многозначности мышления, произвольности

психических

процессов

рефлексии,

самоконтроля),

и

в

итоге

личность

переходит на более высокую ступень развития.

Таким

образом,

педагогическая

практика

показывает,

что

большие

возможности для формирования творческих и изобразительных способностей

предоставляют занятия с использованием нетрадиционных техник рисования.

Пирожкова Татьяна Александровна

Воспитатель д/с № 35 «Родничок»



В раздел образования