Напоминание

"Воспитание толерантности в детском саду"


Автор: Камахина Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ДС№167
Населённый пункт: г.Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание толерантности в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Камахина Екатерина Сергеевна

Воспитатель МДОУ №167 г. Ярославль

Статья

Воспитание толерантности в детском саду.

2017год

Воспитание толерантности в детском саду.

Быть толерантным – означает «позволять, допускать, проявлять

великодушие

в

отношении

других. В

последнее

время

часто

возникают

дискуссии

о

толерантном

мире,

так

называемом

мире

без

насилия

и

жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём

роде

и

неприкосновенная

человеческая

личность.

Но

мало

произносить

красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших

привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире

непохожих

людей.

Толерантность

является

фактором

социализации

личности. Вместе

с

тем

в

современной

жизни

понимание

толерантности

разными

народами

оказывается

различным,

что

обусловлено

их

историческим

опытом.

Дошкольное

детство

это

время

достижений

и

проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в

целом.

В

этом

возрасте

происходит

формирование

у

детей

навыков

уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с

представителями

разных

культур,

умение

воспринимать

окружающее

как

результат

сотрудничества

людей

разных

национальностей,

разного

происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его,

возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

В последние годы растет число детей разных национальностей, посещающих

дошкольные

учреждения.

Как

правило,

эти

дети

общаются

с

трудом

на

русском языке, поскольку в кругу семьи они изъясняются на своем родном. И

детский сад обязан способствовать воспитанию детей в духе толерантности.

Каждый ребенок, не взирая на национальность, должен чувствовать себя

личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как

важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру

других народов, уважать ее, стараться понять и принять. Ребенок понимает,

что принятие его другими зависит от того, как он воспринимает других.

Наш

детский

сад

работает

на

принципах

гуманистической

педагогики.

Абсолютное принятие ребенка, признание ценности его личности, уважение

его особенностей, признание права быть самим собой и самореализоваться в

соответствии с его склонностями и способностями.

В соответствии с этим строится весь воспитательный и обучающий процесс.

Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того,

как в детском саду педагогами реализуются следующие принципы:

1.Принцип

субъективности.

Давать

ребёнку

самостоятельную

активность,

стимулирование его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях

с другими людьми (добровольное включение в деятельность, не допускать

унижения достоинства детей)

2.Принцип

адекватности.

Требует

соответствия

содержания

и

средств

воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между

детьми,

детьми

и

взрослыми,

педагогами

и

родителями

в

детском

саду.

(Единые требования и подход всех участников процесса)

3.Принцип индивидуализации.

Индивидуальный подход при воспитании

толерантного сознания и поведения. (ориентироваться на интересы каждого

ребёнка)

4.Принцип

рефлексивной

позиции.

Формирование

у

детей

осознанной

устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу,

проявляющихся

в

соответствующем

поведении

и

поступках.

(проблемы

решать вместе с детьми, а не за них.)

5.Принцип

создания

толерантной

среды.

Формировать

в

детском

саду

гуманистические

отношения,

основывающиеся

на

праве

каждого

иметь

своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных

формах.(единые правила для всех детей, толерантный взрослый)

Когда в детский сад поступает ребенок с «особенными» потребностями, он

попадает

в

атмосферу

принятия,

как

и

всякий

другой

ребенок.

Его

особенности не выпячиваются, но принимаются как данность. Мы очень

четко

видим

ситуацию,

когда

дети

не

справляются

с

какими-либо

проявлениями странностей в поведении «особого» ребенка. В этом случае

проводим обсуждения и беседы в кругу.

Самое главное правило: любой ребенок, в том числе и «особый», –

равноправный член всех игр, общих праздников, развлечений, шалостей. Это

и является залогом успешной социализации детей с проблемами в развитии.

Необходимо активно включать родителей в воспитательно-образовательный

процесс, обучать основам толерантности.

Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между

детьми и родителями проводится следующая работа:

создание ситуации для воспитания уважительного отношения детей к

своим родителям ( поздравления с праздниками, днем рождения);

организация совместной деятельности родителей и детей (проведение

совместных дел, праздников, подготовка к проектам);

выполнение

творческих

семейных

заданий

(конкурсы,

рассказов

о

семье, о доме, о профессиях родителей);

совместные чаепития

В

решении

задач

формирования

толерантности

особую

роль

я

отвожу

дошкольному

образованию

и

воспитанию

как

начальному

этапу

в

нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен

для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода

интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды

деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

В

младшем

дошкольном

возрасте

формирую

у

детей

элементарные

представления

о

добре,

отзывчивости,

взаимопомощи,

дружелюбии,

внимании к взрослым и сверстникам, поэтому задача развития и воспитания

детей

данного

возраста

воспитание

доброжелательного

отношения

к

окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию,

общению.

В

формировании

толерантности

у

дошкольников

опираюсь

на

игровые

методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности

детей дошкольного возраста.

Для того, чтобы вся работа в детском саду по воспитанию толерантности у

дошкольников была плодотворной, задействую большой спектр мероприятий

и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства

детей

с

культурой

и

традициями

своего

народа

и

народов

мира;

театрализованную

деятельность

дошкольников

по

сценариям,

в

основе

которых сказки народов мира;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является

освоение

и

практическое

применение

детьми

способов

толерантного

взаимодействия;

3) русские народные и татарские подвижные игры.

4) проведение татарских, русских народных праздников, в соответствии с

народным календарем;

5) изучение народных праздников ближайших республик - соседей;

6) знакомство детей с традициями народов разных республик и стран;

7) знакомство детей с традициями празднования Нового Года, 1 апреля в

разных странах;

8)

игры-занятия,

созданные

на

материалах

различных

сказок,

с

целью

решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

9)сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

В результате, выпускники знают, что все люди отличаются друг от друга

внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела,

эмоции);

им

знакомы

способы

эмоциональной

поддержки

сверстника,

взрослого;

они

понимают,

что

причинами

конфликта

могут

быть

противоположные

интересы,

чувства,

взгляды,

и

имеют

представление

о

возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг

друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять

симпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по

отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства

другого; находить конструктивное решение конфликта.



В раздел образования