Напоминание

"О работе концертмейстера в классе трубы и валторны"


Автор: Ефимова Ирина Васильевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №2 имени П.И. Чайковского"
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "О работе концертмейстера в классе трубы и валторны"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Профессия

концертмейстера

незаменима для

профессиональных

музыкантов – вокалистов,

струнников, духовиков,

хоровых коллективов.

Концертмейстер

необходим на каждой

стадии работы

музыкантов – от

выбора программы и

выбора произведения до

исполнения на сцене.

Особенно ответственна и

важна роль

концертмейстера при

работе с

учениками детских

музыкальных школ и

школ искусств.

Для работы

концертмейстером

пианист должен обладать

некоторыми

необходимыми навыками

и умениями. Прежде

всего, он должен хорошо

владеть инструментом,

быть техничным и

артистичным.

Неотъемлемым

умением является чтение

с листа, поскольку иногда

нет времени для долгого

разучивания программы.

При исполнении

произведения без

предварительного

проигрывания

концертмейстеру нужно

увидеть

фразировку солиста,

выявить характер и

стиль, выполнить

авторские

указания, темповые

изменения.

В работе с

инструменталистами

необходимо знание

правил оркестровки,

особенностей игры на

инструментах

симфонического

оркестра; наличие

тембрального слуха;

умение играть клавиры

(концертов), умение

перекладывать неудобные

эпизоды в фортепианной

фактуре в клавирах, не

нарушая замысла

композитора.

Профессия

концертмейстера

незаменима для

профессиональных

музыкантов – вокалистов,

струнников, духовиков,

хоровых коллективов.

Концертмейстер

необходим на каждой

стадии работы

музыкантов – от

выбора программы и

выбора произведения до

исполнения на сцене.

Особенно ответственна и

важна роль

концертмейстера при

работе с

учениками детских

музыкальных школ и

школ искусств.

Для работы

концертмейстером

пианист должен обладать

некоторыми

необходимыми навыками

и умениями. Прежде

всего, он должен хорошо

владеть инструментом,

быть техничным и

артистичным.

Неотъемлемым

умением является чтение

с листа, поскольку иногда

нет времени для долгого

разучивания программы.

При исполнении

произведения без

предварительного

проигрывания

концертмейстеру нужно

увидеть

фразировку солиста,

выявить характер и

стиль, выполнить

авторские

указания, темповые

изменения.

В работе с

инструменталистами

необходимо знание

правил оркестровки,

особенностей игры на

инструментах

симфонического

оркестра; наличие

тембрального слуха;

умение играть клавиры

(концертов), умение

перекладывать неудобные

эпизоды в фортепианной

фактуре в клавирах, не

нарушая замысла

композитора.

Профессия

концертмейстера

незаменима для

профессиональных

музыкантов – вокалистов,

струнников, духовиков,

хоровых коллективов.

Концертмейстер

необходим на каждой

стадии работы

музыкантов – от

выбора программы и

выбора произведения до

исполнения на сцене.

Особенно ответственна и

важна роль

концертмейстера при

работе с

учениками детских

музыкальных школ и

школ искусств.

Для работы

концертмейстером

пианист должен обладать

некоторыми

необходимыми навыками

и умениями. Прежде

всего, он должен хорошо

владеть инструментом,

быть техничным и

артистичным.

Неотъемлемым

умением является чтение

с листа, поскольку иногда

нет времени для долгого

разучивания программы.

При исполнении

произведения без

предварительного

проигрывания

концертмейстеру нужно

увидеть

фразировку солиста,

выявить характер и

стиль, выполнить

авторские

указания, темповые

изменения.

В работе с

инструменталистами

необходимо знание

правил оркестровки,

особенностей игры на

инструментах

симфонического

оркестра; наличие

тембрального слуха;

умение играть клавиры

(концертов), умение

перекладывать неудобные

эпизоды в фортепианной

фактуре в клавирах, не

нарушая замысла

композитора.

Профессия

концертмейстера

незаменима для

профессиональных

музыкантов – вокалистов,

струнников, духовиков,

хоровых коллективов.

Концертмейстер

необходим на каждой

стадии работы

музыкантов – от

выбора программы и

выбора произведения до

исполнения на сцене.

Особенно ответственна и

важна роль

концертмейстера при

работе с

учениками детских

музыкальных школ и

школ искусств.

Для работы

концертмейстером

пианист должен обладать

некоторыми

необходимыми навыками

и умениями. Прежде

всего, он должен хорошо

владеть инструментом,

быть техничным и

артистичным.

Неотъемлемым

умением является чтение

с листа, поскольку иногда

нет времени для долгого

разучивания программы.

При исполнении

произведения без

предварительного

проигрывания

концертмейстеру нужно

увидеть

фразировку солиста,

выявить характер и

стиль, выполнить

авторские

указания, темповые

изменения.

В работе с

инструменталистами

необходимо знание

правил оркестровки,

особенностей игры на

инструментах

симфонического

оркестра; наличие

тембрального слуха;

умение играть клавиры

(концертов), умение

перекладывать неудобные

эпизоды в фортепианной

фактуре в клавирах, не

нарушая замысла

композитора.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №2 им. П.И. Чайковского»

Методический доклад

«О работе концертмейстера в классе

трубы и валторны»

Автор: концертмейстер МБУ ДО «ДШИ №2

им. П.И. Чайковского» г.Брянска

Ефимова И.В.

2018г.

Профессия концертмейстера

незаменима

для

профессиональных

музыкантов – вокалистов, струнников, народников, духовиков и хоровых

коллективов. В работе с инструменталистами концертмейстер должен знать

правила оркестровки, особенности игры на инструментах симфонического

оркестра, в частности медных духовых. Очень важно наличие тембрального

слуха,

умение

играть

клавиры,

умение

делать

переложения

неудобных

эпизодов

в

фортепианной

фактуре

фортепианных

партий,

не

нарушая

замысла композитора.

Знакомясь с пьесами для духовых инструментов, концертмейстер должен

знать производные моменты звукообразования на этих инструментах, такие

как

артикуляция,

атака,

штрих.

Духовые

инструменты

отличаются

особенностями конструкции, спецификой акустической природы, поэтому

одни из них отличаются более широким динамическим диапазоном, другие -

более узким. Большими динамическими возможностями обладают медные

духовые инструменты.

В звукоизвлечении исполнителя-духовика первостепенное значение имеет

дыхание. От умения правильно распределить дыхание, исходя из физических

возможностей

учащегося

зависит

степень

выразительности

исполнения

произведения, грамотность построения фраз, темповые изменения, яркость

кульминационных

моментов,

плавность

голосоведения.

Концертмейстер

должен проработать с солистом все моменты взятия дыхания, а также места в

произведении, в которых аккомпанемент играется на фоне долго тянущегося

звука. Здесь вполне логично будет чуть ускорить сопровождение, придав тем

самым музыке стремление вперед и облегчив задачу солиста в контроле

чистоты звучания длинных нот. На дальнейших примерах более подробно

рассмотрим

работу

концертмейстера

с

отдельно

взятыми

духовыми

инструментами, обучиться игре на которых можно в детских музыкальных

школах.

Труба.

Самый яркий по звучанию, высокотехничный духовой инструмент.

Относится к группе медных духовых. Главное отличие медных духовых от

деревянных в способе звукоизвлечения. Сила и высота звука трубы зависит от

напряженности амбушюра ( способа сложения губ музыканта) и выбранной

вентилями

длины

воздушного

столба,

тогда

как

у

деревянных

духовых

высота звука меняется методом закрывания или открывания отверстий в

корпусе инструмента. Работая с духовиками, концертмейстер должен знать

основные приемы исполнения: атака, артикуляция, штрих.

Атака-момент

взятия звука; импульс, влияющий на характер исполнения последующего

музыкального материала. По времени атака занимает меньше секунды, но по

внутренней собранности, нацеленности на дальнейшую игру, эмоциональной

связи

солиста

и

концертмейстера-

это

очень

важное

мгновение

в

произведении.

Артикуляция

-

способ

сложения

губ

при

игре

на

инструменте.

Подразумевает

произнесение

шепотом

некоторых

слогов

(

разных

для

каждого инструмента) с целью достижения определенной степени четкости

при исполнении. Артикуляция и штрих взаимосвязаны. Точное соблюдение

штрихов,

указанных

в

нотах

способствует

выразительному

исполнению

произведения,

а

достигается

это

путем

правильной

работы

голосового

аппарата. К примеру, штрих staccato подразумевает резкие, быстрые толчки

воздуха языком в инструмент ( слоги та-ка ), тогда как исполнению legato

характерно

плавное

соединение

звуков

(

слоги

та-а)

без

участия

языка.

Концертмейстер

должен

соблюдать

соответствие

штрихов

между

аккомпанементом и сольной партией, а также артикуляционных приемов

исполнения.

Следует отдельно сказать о тембровых возможностях трубы. Труба

характеризуется

ярким,

мощным

звучанием

и

ассоциируется

с

сигналом,

призывом.

Фортепианное

сопровождение

отличается

плотностью,

насыщенностью, громкостью. Динамический диапазон трубы приближен к

форте ( f, mf ). Для приглушения звука и изменения тембра применяется

сурдина,

которая

вставляется

в

раструб

инструмента.

Таким

образом

воздушный поток проходит через отверстия в сурдине, что придает звучанию

своеобразную

окраску.

Сурдину

широко

используют

в

джазовых

пьесах.

Аккомпанемент в этих случаях приобретает шутливый оттенок. В джазе

допустимы некоторые «вольности» импровизационного характера, особенно

если сопровождение выписано буквенными обозначениями. Здесь ценится

умение концертмейстера свободно владеть инструментом, выстраивая в уме

сложные гармонии с неаккордовыми, альтерированными звуками и применяя

их на практике.

Опираясь на вышесказанное можно сделать вывод о том, какими навыками

должен

обладать

профессиональный

концертмейстер.

Прежде

всего,

это

безупречное владение инструментом, умение справляться с техническими и

кантиленными

сложностями

произведения.

Нужно

обладать

развитым

музыкальным

слухом,

чтобы

грамотно

выстраивать

звуковой

баланс

в

ансамбле. Во время репетиций концертмейстер должен, наряду с педагогом,

проявлять инициативу в работе над произведением; тактично, опираясь на

мнение

педагога,

предлагать

и

свои

варианты

решения

возникающих

вопросов: особенно это уместно в случаях подбора аккомпанемента на слух

или расшифровки цифрованного баса.

Необходимо установить тесную эмоциональную связь с учениками,

которая поможет настроиться на успешное концертное выступление. Солист

должен чувствовать опору и поддержку в лице концертмейстера, а достичь

этого

можно

лишь

искренней

увлеченно стью

своим

д е л о м ,

доброжелательностью

и

открытостью

по

отношению

к

ребенку,

нацеленностью

на

успех,

которая

передается

и

ученику.

Трудолюбием

и

кропотливой

работой

во

время

занятий

концертмейстер

должен

подавать

пример

детям

и

воспитывать

в

них

такие

качества,

как

усидчивость,

выносливость, эстетический вкус и увлеченность совместным творчеством.

Таким образом, помимо основных функций на концертмейстера, в какой-

то

мере,

наряду

с

педагогом,

ложится

ответственность

и

за

моральное

воспитание

подрастающего

поколения.

Чтобы

достичь

высот

на

своем

поприще

концертмейстер

должен

постоянно

самосовершенствоваться,

повышать

свой

профессиональный

уровень,

стремиться

к

освоению

оригинальных методик и новшеств, а главное - быть творческим, активным

человеком, легко находящим общий язык с детской аудиторией.

Статья

«Специфика

работы

концертмейстер

а в классе

медных

духовых

инструментов

Статья

«Специфика

работы

концертмейстер

а в классе

медных

духовых

инструментов

Валторна

Валторна - медных духовой хроматический инструмент, превосходящий

все

остальные

мягкостью

тона.

В

отличие

от

других

медных

духовых

инструментов,

валторна

является

инструментом

левосторонним.

Из

всех

медных

духовых

инструментов

валторна

отличается

наибольшим

диапазоном, так как при узкой мензуре и большой длине трубки на ней

возможно получить натуральную скалу от 2-го до 16-го обертона. Расход

воздуха

на

ней

относительно

невелик,

что

нужно

учитывать

в

аккомпанементе, давая солисту время взять дыхание. Аккомпанируя валторне

следует помнить, что по своей силе звук валторны слабее, чем у остальных

духовых инструментов.

Концертмейстеру здесь не нужно приглушать аккомпанемент. Репертуар

валторны

имеет

большое

количество

сольных

произведений

различного

характера.

Многим

произведением

в

быстром

темпе

присуща

маршеобразность, призывные интонации, четкость ритма, что требует от

солирующей

партии

и

аккомпанемента

техничности,

ясности

и

чѐткости

звучания. Большое внимание в кантиленных произведениях нужно уделять

звуку,

выразительности

фраз,

певучести,

поддерживая

солист а.

Аккомпанируя

валторнисту,

особенно

ученику,

следует

помнить,

что

зачастую частое взятие дыхания может затягивать темп. В таких моментах

концертмейстер должен быть особенно внимателен.

Концертмейстеру приходится приспосабливаться к творческой манере

многих

преподавателей,

в

классах

которых

он

работает.

Многообразие

требований

повышает

его

профессиональную

ком петентно сть.

Концертмейстер должен быть готов ко всему: всевозможным импровизациям,

подсказке забытого слова, подыгрыванию мелодии (если солист не держит

тональность),

проведению

урока

с

учеником

без

преподавателя

по

специальности. Область концертмейстерской практики для многих пианистов

и для автора этих строк, в частности, является творческой потребностью,

влияет

самым

благотворным

образом

на

дальнейшее

совершенствование

художественной индивидуальности.



В раздел образования