Автор: Хоровинникова Марина Владимировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад № 121" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: консультация
Тема: "Искусство воспитания"
Раздел: дошкольное образование
«Искусство воспитания»
Подготовила: Хоровинникова
Марина Владимировна,
педагог – психолог МБДОУ
«ЦРР – детский сад № 121» г.о. Самара
В психологии существует много разных техник, которые могут помочь нам более
грамотно
строить
взаимоотношения
с
детьми,
однако
методика
«Позиции
в
общении» –
ключ
ко
всей
сфере
взаимоотношений,
так
как
данная
методика
содержит в себе самые общие принципы.
В данной методике существует три «позиции»: « Я», « Наблюдатель», и «Другой».
В этой статье раскроем подробнее позицию «ДРУГОЙ», как она работает во
взаимоотношениях. Нужно очень хорошо понять, как ей пользоваться.
Одна история позволит понять ее лучше. Мама оставила в комнате пятилетнюю
дочь и пошла на кухню, чтобы что-то приготовить. Дочка вполне мирно играла в
своем углу. Через некоторое время мама из кухни слышит, как в комнате что-то
падает и разбивается. С ужасом она понимает, что это разбилась ее любимая ваза,
которая
была
ей
особенно
дорога.
Она
бежит
в
комнату
и
убеждается,
что
не
ошиблась.
Как поступает большинство матерей в таких ситуациях? Крики, … а иногда и
шлепок по мягкому месту. Кричит и мать и ребенок, которому больно и обидно.
Грустная история, которая нам всем очень хорошо знакома. Множество раз она
происходила на наших глазах.
Теперь попробуем стать более внимательными к тому, что произошло. В жизни
нужно обязательно размышлять над тем, что происходит. Иначе мы никогда
ничему не сможем научиться, и негативные эпизоды будут повторяться вновь и
вновь.
Давайте проанализируем позицию ребенка. Что двигало девочкой в ее поступке?
Зачем она потянулась к вазе?
Можно предположить самые разные мотивы: захотела помочь маме и решила
протереть
ее
тряпкой;
ее
заинтересовал
какой-то
необычный
блик
на
вазе
(любопытство); подумала, как может применить вазу в своей игре (мотив творчества);
или возникло желание доставить маме радость, и поэтому она захотела поставить в
вазу цветок. Возможны и другие мотивы.
Теперь разберем этот случай подробнее.
Допустим, девочкой двигало желание помочь маме. Вполне возможно, что это
желание у нее возникло первый раз. И что? Она не очень грамотно реализовала свое
желание, в результате чего навлекла на себя наказание.
Так за что же она была наказана? Правильно, за желание помочь. И именно так это
будет воспринимать ребенок.
На подсознательном уровне у него отложится, что желание оказать помощь другому
опасно, так как оно может привести к наказанию.
Захочет ли эта девочка в дальнейшем помогать матери? Как вам кажется? Может
быть и захочет. Но вместе с желанием помочь к ней будет приходить также и страх,
который закрепился в подсознании после случившегося эпизода. И этот страх будет
ее останавливать. А мать будет мучить всех вопросом, почему ее дочь не хочет ей ни
в чем помогать.
Изучаем ситуацию дальше. Возможно, девочкой двигало любопытство, интерес к
познанию мира. Пришла мать и наказала ее за это желание. В результате боль и обида
вошли в подсознание ребенка. Так формируется пассивность ребенка. В дальнейшем
он будет очень осторожен в своих попытках самостоятельно разобраться в чем-то.
Страх и обида связались внутри с любопытством и интересом познавать новое. И они
будут блокировать появление данных мотивов.
А может быть, девочкой двигал мотив творчества? Она хотела как-то применить
эту вазу в своей игре? Всё то же самое. В ответ на эти свои желания она получила
определенные
«воспитательные
действия»
со
стороны
матери.
И
желание
творческого проявления личности связались в подсознании со страхом и обидой.
Последний мотив, который мы отметили, был связан с желанием обрадовать мать.
Будучи наказанной, девочка в следующий раз будет осторожнее в проявлении своих
чувств. Так формируется отчужденность и дистанция в отношениях.
Приведенный нами пример позволяет лучше понять, что такое воспитание.
Главной
задач ей
во спит ания ЯВЛЯЕТСЯ
РАЗВИТИЕ
В
РЕБЕНКЕ
ПОЗИТИВНЫХ МОТИВОВ И ЖЕЛАНИЙ. Все сводится именно к этому.
На
практике чаще всего воспитание сводится к тому, чтобы научить ребенка каким-то
внешним правилам: мыть руки после еды, говорить «здравствуйте», убирать свои
игрушки и так далее.
Поэтому не так важны ошибки, которые совершают наши дети, а важно то,
чему они учатся на их примере.
Существует
знаменитая
хартия,
которая
дает
нам
правильные
ориентиры
в
отношениях с детьми.
Дети учатся тому, с чем живут:
Если ребенок живет в атмосфере КРИТИКИ, то учится ОСУЖДАТЬ
Если он живет в атмосфере ВРАЖДЕБНОСТИ, то учится ДРАТЬСЯ
Если ребенок живет в СТРАХЕ, то учится БОЯТЬСЯ
Если окружен ЖАЛОСТЬЮ, то учится БЫТЬ БЕСПОМОЩНЫМ
Если ребенка ОСМЕИВАЮТ, он учится РОБОСТИ
Если к ребенку относятся с РЕВНОСТЬЮ, он учится ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ
ВИНОВАТЫМ
Если
ребенок
живет
в
атмосфере
ТЕРПИМОСТИ,
он
учится
быть
ТЕРПЕЛИВЫМ
Если ребенок чувствует ПОДДЕРЖКУ, он учится быть УВЕРЕННЫМ В
СЕБЕ
Если ребенка поддерживают ПОХВАЛОЙ, он учится ЦЕНИТЬ
Если ребенок живет в атмосфере ПРИНЯТИЯ, он учится ЛЮБИТЬ
Если ребенок чувствует ОДОБРЕНИЕ, он учится ЛЮБИТЬ СЕБЯ
Если ребенок познает ПРИЗНАНИЕ, он учится ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ
Если
ребенок
окружен
ЧЕСТНОСТЬЮ,
он
учится
ПОЗНАВАТЬ
ИСТИННУЮ ПРАВДУ
Давайте закрепим отдельные моменты, которые мы уже обсудили.
Первое - в общении с
детьми очень важно стремиться отделять их внешнее
поведение от мотивов и желаний, которые двигают ими. Дети часто не могут
найти адекватную форму для выражения своих желаний. Помня об этом, никогда не
реагируйте сразу на внешнюю негативную форму того, что ребенок делает, а задайте
себе вопрос: «Что движет им, каков его мотив?»
Второе – стремитесь понять мотивы и желания ребенка. Именно они являются
фундаментом взаимоотношений. На них строится все остальное.
Третье – поддерживайте те мотивы и желания ребенка, которые важны также для
вас. Если вы будете это делать, то ребенок будет склонен в общении с вами вновь и
вновь проявлять эти желания.
Четвертое – помогите ребенку скорректировать форму, в которой он реализует
свои желания. Эта форма должна быть приемлемой для вас.
Конечно,
если
вы
хотите,
чтобы
отношения
с
ребенком
стали
для
вас
действительно близкими.