Напоминание

"Музыкотерапия как средство восстановления духовных и физических сил ребёнка"


Автор: Котелевская Елена Евгеньевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №10 "Тополек"
Населённый пункт: г.Красный Сулин,Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкотерапия как средство восстановления духовных и физических сил ребёнка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыкотерапия, как средство восстановления духовных и физических

сил ребёнка.

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует

коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она

должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми

дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного

погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием

мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками

природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик

дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются,

расслабляются.

Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению

малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес

стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъем!». Для этого

используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка.

Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у

ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки,

малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной

деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не

поднимая с кроватей детей.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию

различных видов художественной деятельности. Поэтому её рекомендуется использовать

не только на музыкальных занятиях, но и во всех видах деятельности. Все элементы

упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство

развития музыкальных и двигательных способностей детей, но и как игровой тренинг

психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а

так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения

психофизического тонуса, в самых различных формах организации педагогического

процесса в детском саду.

Исходя из вышесказанного следует вывод: при помощи музыкотерапии можно

моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности; у

неуравновешенных детей сформировать чувства внутреннего покоя, радости,

положительные эмоции; желание общаться друг с другом. Выполнение режимных

моментов с использованием музыкотерапии прививают навыки расслабления, развивают

нравственно-коммуникативные качества, создают положительный эмоциональный фон.

Практическая часть: Экспериментальная деятельность «Музыкальное

сопровождение режимных моментов в ДОУ как метод сохранения физического и

психологического здоровья»

Среди психологических проблем 21 века особое место заняла проблема сохранения и

восстановления психоэмоциональной сферы детей, так называемого психологического

здоровья. В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами

нарушений психоэмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше

детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями; дети

порой бывают замкнутыми, тревожными, застенчивыми.

В детском саду ребёнок проживает треть своей дошкольной жизни. И эту жизнь его

организуют сотрудники ДОУ. И от того, как она будет организована, зависит в немалой

степени состояние здоровья детей. Педагоги ДОУ создают развивающую среду для детей,

организуют их познавательно-продуктивную деятельность, определяют модель

образовательной работы.

Анализ специальной литературы и опыта работы современных педагогов-психологов

показал, что проблема психологического здоровья является достаточно актуальной и

рассматривается с разных сторон.

Сам термин «психологическое здоровье» впервые был введен в научный лексикон И.В.

Дубровиной, понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к

личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого

духа. Необходимо различать понятия «психическое» и «психологическое» здоровье -

норма – это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических

условий ее достижения. Альтернатива норме в случае психического здоровья – это

болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а

отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к

выполнению своей жизненной задачи.

Более глубже и аргументированней тема психологического здоровья, на мой взгляд,

рассмотрена в исследованиях таких психологов, как О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева и И.М.

Первушина. «Ключевым» словом для описания психологического здоровья они выделили -

слово гармония, или баланс. Прежде всего, это гармония между различными сторонами

самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и

т.п., но также это и гармония между человеком и окружающими людьми, природой,

космосом, где сама гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс

жизнедеятельности.

Под психологическим здоровьем, в общем, понимается умение человека адаптироваться в

различных социальных условиях, способность справляться с трудностями в сложных и

незнакомых ситуациях без значительного ущерба для психики, адекватно себя в них вести,

быть уверенным в себе; умение контролировать свои эмоции, себя и осознавать свое

эмоциональное состояние и конструктивно разрешать конфликты.

Психологическое здоровье ребенка - это особый запас прочности психики, устойчивая

адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций, активное

творческое отношение к действительности.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна их главных стратегических задач

страны. Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим

здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть

сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную

направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном

образовательном учреждении и организация жизнедеятельности в семье.

Формирование отношения к здоровью как главной жизненной ценности, укрепление

здоровья, обеспечение полноценного образования, гармоничного формирования и

развития детей дошкольного возраста являются важнейшими социальными задачами

нашего общества. Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста

является основной задачей в образовательных учреждениях.

В последнее время происходит активное реформирование системы дошкольного

образования: растёт сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые

программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические

материалы. На фоне этих прогрессивных изменений всегда уделяется достаточное

внимание укреплению здоровья и формированию основ здорового образа жизни.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента

физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный

путь развития неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период

идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма,

закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и

окружающим.

Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в

дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия.

Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и

профилактики широкого спектра нарушений, включая также и эмоциональную

нестабильность. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с

помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий

организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию

настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения

музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие

напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в

личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии, а также может за

считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить

настроение, сконцентрировать внимание. Например, на занятиях с высокой умственной

нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в

качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой

музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

Сегодня современные ученые выделяют музыкальные произведения, которые

положительно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.

Так, например: - для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать

музыку Ф. Шопена: «Мазурки», «Прелюдии», «Экспромты»; а также «Вальсы»

И.Штрауса; «Мелодию» А. Рубинштейна; - для уменьшения раздражительности –

«Лунную сонату» Л.Бетховена, «Грезы» Р.Шумана, музыку А.Вивальди и В.А.Моцарта; -

для общего успокоения – «Колыбельные» И. Брамса, «Аве Мария» Ф.Шуберта;

«Баркаролла», «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского (см. Приложение 3).

К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается

традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась

на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая

эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.



В раздел образования