Автор: Иванова Тамара Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ 170
Населённый пункт: Г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Интерактивное обучение : от учебника до компьютера."
Раздел: среднее образование
Интерактивное обучение:
От учебника до компьютера…
Подготовила учитель математики МБОУ СОШ № 170 Иванова Тамара
Ивановна
Я работаю в школе уже 30 лет, многолетний опыт работы убедил меня в
том, что учащиеся, слушая объяснение учителя запоминают и используют в
работе не более 50 % материала, представленного им для изучения, что
подтверждают многие исследования в этой сфере. Однако, если ученик
самостоятельно и активно участвует в открытии нового знания, то результаты
остаточных знаний достигают от 75 % - 90 %.
Опираясь на это, уже в течение семи последних лет основной формой
обучения, применяемой мною на уроках, стало самостоятельное изучение
учащимися материала, написанного в учебнике. С 5 класса мы начинаем
изучать математику, читая учебник вслух, разбирая примеры, приведенные в
тексте, учимся применять их на практике, отвечать на вопросы, написанные
после текста фразами, сформулированными в тексте. Первая трудность, с
которой мы сталкиваемся, это неумение читать математический текст, затем-
неумение находить в тексте ответ на вопрос, поставленный к только-что
прочитанному тексту. Но самой большой трудностью остается победить в
себе желание срочно бежать к доске и все им объяснить самой.
Если у учителя хватает выдержки и он продолжает работать с учащимися
по такой же схеме, то к концу года это дает следующие результаты:
-у учащихся пробуждается интерес к самостоятельному изучению
материала;
-каждый старается принять активное участие в обсуждении нового
материала;
-усвоение нового становится более эффективным;
-оказывает многоплановое действие на обучающихся.
Это выражается в следующих действиях:
-учащиеся хорошо помнят тему прошлого урока и знают тему
сегодняшнего урока;
-сами участвуют в планировании хода урока;
-могут точно сказать какие задания надо выполнить первыми, какие
потом, причем с пояснениями;
- для разминки в начале урока найдут в учебнике и предложат устные
примеры на повторение
-могут сами задать домашнее задание, соблюдая объем и
возможность выполнения; задание на повторение, пояснив, что давно не
повторяли или, что надо себе напомнить;
-сильные учащиеся обязательно найдут задачи посложнее и попросят
задать их в варианте «под звездочкой», то есть одно выполненное
задание на «5».
-во время урока сильные учащиеся с удовольствием выполняют роль
кураторов при выполнении заданий другими учащимися, выставляя им
при этом вполне объективные оценки, грамотно объясняя их.
К концу седьмого класса любой учащийся, обнаружив у себя пробел в
знаниях не говорит: «Я забыл, объясните или напомните!» Он спрашивает:
«Можно взять учебник?» И, если не помнит сам, то ему всегда подскажут
ребята учебник какого класса надо взять, чтобы повторить нужный ему
материал. К седьмому классу среди учащихся уже хорошо выделяется
группа учащихся способных работать уже вполне самостоятельно и тогда
при поддержке родителей их можно учить дальше. Например в моем
7Б классе двое учеников смогли поступить и учатся в заочной
математической школе при нашем НГУ и получают весьма лестные отзывы
на выполненные задания.
К 8-9 классу ученики спокойно ориентируются в интернет ресурсах и
вполне готовы к самостоятельной работе
.
Единственное, что огорчает и радует одновременно, что самые
способные дети к этому времени уходят в более престижные школы, так как
наша школа не гимназия, но они туда поступают и учатся там вполне
успешно. Я рада за них!