Напоминание

"Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи"


Авторы: Калинина Марина Николаевна, Усанова Юлия Валерьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ №215
Населённый пункт: г. Кемерово Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование приёмов

мнемотехники в развитии связной

речи детей

Воспитатели

Старшей логопедической группы

«Скворушки»

Калинина М.Н. Усанова Ю.В.

Проблемы речи детей дошкольного

возраста:

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

Неспособность грамматически правильно построить

распространенное предложение.

Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Трудности в построении монолога: например, сюжетный или

описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста

своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать

интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

Факторы, облегчающие процесс

становления связной речи:

Наглядность (рассматривание предметов, картин помогает

детям называть предметы, их характерные признаки,

производимые с ними действия).

Создание плана высказывания

Мнемотехника – в переводе с греческого -

«искусство запоминания». Это система

методов и приемов, обеспечивающих

успешное запоминание, сохранение и

воспроизведение информации, знаний об

особенностях объектов природы, об

окружающем мире, эффективное

запоминание структуры рассказа, и,

конечно, развитие речи.

С помощью мнемотехники

ставим перед собой следующие

задачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти,

внимания, образного мышления;

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в

образы (перекодирование информации);

3. Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия,

воспроизведения, использования средств технологии.

4. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать

взрослого и выполнять его инструкции;

5. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим

составлять схемы и воспроизводить их.

6. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению

словарного запаса детей;

7. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания,

доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

8. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;

9. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового,

неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в

образовательном процессе.

Применение приемов мнемотехники

в логопедической работе:

1) Использование приёмов мнемотехники при

составлении описательных рассказов - это наиболее

трудный вид в монологической речи.

Описание задействует все психические функции

(восприятие, внимание, память, мышление).

Дети не располагают теми знаниями, которые

приобретают в течение жизни. Чтобы описать

предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ.

Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить

ребенка сначала выделять признаки предмета.

Использование приёмов мнемотехники при ознакомлении

с художественной литературой и составлении пересказов.

Этапы работы над текстом при пересказе:

1. Воспитатель объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.

2. Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины.

3. Беседа по содержанию текста.

4. Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на

мнемокарточки или мнемотаблицу.

5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу или мнемокарточки.

Использование приёмов мнемотехники при составлении

творческих рассказов.

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают

радостно.

Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные,

существенную помощь окажут мнемотаблицы.

Мнемотехника строится от простого

к сложному

Мнемокарточки

Мнемодорожки

Содержание мнемотаблицы - это графическое или

частично графическое изображение персонажей ,

явлений природы, некоторых действий, путем

выделения главных смысловых звеньев сюжета

рассказа.

Мнемотаблицы

Схемы служат своеобразным зрительным планом для

создания монологов, помогают детям выстраивать:

Строение рассказа

Последовательность рассказа

Лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Используем мнемотаблицы:

Для обогащения словарного запаса

При обучении составлению рассказов

При пересказах художественной литературы

При отгадывании и загадывании загадок

При заучивании стихов.

Мнемотаблицы для составления описательных

рассказов

Описательный рассказ

«Фрукты, ягоды»

1.

Название фрукта или ягоды.

2.

Где растёт (на дереве, на кусте).

3.

Размер.

4.

Цвет.

5.

Форма.

6.

Количество плодов на стебле

(черенке).

7.

Каким является на ощупь и на вкус?

8.

Способ употребления (варят,

употребляют сырым).

«Одежда»

1.

Название предмета одежды.

2.

Цвет.

3.

Строение (Составные части).

4.

Назначение:

- по полу человека (мужская, женская);

-

по возрасту (детская, взрослая).

5. Сезонность.

6. На какую часть тела одевают?

Творческие рассказы

Предполагаемые результаты

У детей увеличивается круг знаний об окружающем

мире;

Развиваются основные психические процессы -

память, внимание, образное мышление;

Появляется желание пересказывать тексты,

придумывать интересные истории;

Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

Словарный запас выходит на более высокий уровень;

Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся

свободно держаться перед аудиторией.



В раздел образования