Автор: Гордиенко Ирина Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "СШ №24"
Населённый пункт: посёлок Снежногорск, Норильск, Красноярский край
Наименование материала: реферат
Тема: "Мониторинг в дополнительном образовании детей"
Раздел: дополнительное образование
РЕФЕРАТ
«Мониторинг в дополнительном образовании детей»
Реферат подготовила:
Гордиенко Ирина Ивановна
Должность:
педагог дополнительного образования
Место работы:
МБОУ «СШ №24»
п. Снежногорск, Норильск, Красноярский край
Российская Федерация
Содержание
1.
Введение………………………………………………………………….3
2.
Мониторинг в дополнительном образовании детей…………………..6
2.1 Что такое мониторинг……………………………………………….6
2.2 Функции мониторинга………………………………………………7
2.3 Принципы мониторинга…………………………………………….7
2.4 Объекты и субъекты мониторинга…………………………………9
2.5 Цель мониторинга………………………………………………….10
2.6 Виды мониторинга…………………………………………………10
2.7 Мониторинг личностных достижений воспитанника…………...13
2.8 Система контроля…………………………………………………..13
3.
Заключение……………………………………………………………..15
4.
Список литературы………………………………………….…………16
1.
Введение
2
Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное
внимание во всем мире. В современном мире “образование” стало пони-
маться шире и включает в себя условия социальной и культурной жизни, в
которых ребенок и взрослый осваивают культурные ценности, различные
виды деятельности, приобретают знания, умения жизнедеятельности. Об-
разование органично включает в себя обучение и учение, воспитание и
самовоспитание, развитие и саморазвитие, социализацию и внутренний
рост индивида.
Все острее встает задача общественного понимания необходимости
дополнительного образования как открытого вариативного образования и
его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и
свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит
личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г.
утверждена Концепция развития дополнительного образования детей. Кон-
цепция направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного об-
разования как социокультурной практики развития мотивации подрастаю-
щих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение фено-
мена дополнительного образования в подлинный системный интегратор
открытого
вариативного
образования,
обеспечивающего
конкуренто -
способность личности, общества и государства. Такое образование принци-
пиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу
выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индиви-
дуального развития.
На современном этапе содержание дополнительных образовательных про-
грамм ориентировано на: создание необходимых условий для личностного
развития учащихся, позитивной социализации и профессионального само-
определения;
3
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуаль-
ном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в заня-
тиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление,
развитие и поддержку талантливых учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, тру-
дового воспитания учащихся;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепле-
ние здоровья учащихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответ-
ствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из
числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвали-
дов.
Отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов норматив-
ной регламентации, с одной стороны, позволяет создавать необходимую ва-
риативность и обновляемость программ, с другой стороны, не всегда обес-
печивает предоставление услуг достойного качества.
Взаимосвязь качества образования с характером развития страны
является проблемой всех развитых стран. Именно под лозунгом повыше-
ния качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в
России. В 1992 году Министерством образования была разработана кон-
цепция управления качеством образования, цель которой - определение
направлений проведения научных и практических работ для непрерывного
повышения качества предоставляемых образовательных услуг и защиты
интересов граждан и государства в получении высококачественного об-
разования. Приказом Министерства образования России от 17 июля 1998 г.
№ 1941 утверждена структура центрального аппарата министерства, вклю-
чающая в числе прочих подразделений Управление контроля качества об-
разования. Государственная система управления качеством образования -
это
совокупность
организационной
структуры,
ресурсов,
мероприятий,
4
процессов и процедур, проводимых на нормативной базе, изложенной в
стандартах, правилах и инструкциях и обеспечивающей осуществление об-
щего руководства качеством работы образовательных учреждений.
Под эгидой ЮНЕСКО проводятся исследования качества образования в
разных странах, в том числе и в России. Данные этих исследований гово-
рят не только о том, что чьи-то ученики отстают или опережают других по
некоторым параметрам знаний, но еще и о том, что качество образования в
разных странах оценивается с помощью разных критериев или при разных
весовых показателях для одинаковых критериев, т.е. по-разному.
Сегодня к дополнительному образованию, не смотря на его особен-
ности, предъявляются те же требования, что и к любой педагогической дея-
тельности. Одним из главных требований является результативность. Важ-
нейшим
средством
управления
образовательным
процессом
является
объективный и систематический контроль работы детей. Поэтому неотъем-
лемой частью педагогической деятельности в учреждении дополнительно-
го образования является мониторинг.
В нашем образовательном учреждении нет единой структуры мони-
торинга, поэтому все педагоги находятся в поиске, создавая свою систему
проверки качества знаний. В таком же творческом поиске нахожусь и я, пе-
дагог дополнительного образования, поэтому выбранная тема для реферата
является для меня в данный момент самой актуальной.
Цель моей работы – уяснить, каким должен быть мониторинг в си-
стеме дополнительного образования детей.
Я ставлю перед собой следующие задачи:
изучить что такое мониторинг;
систематизировать знания о мониторинге;
познакомиться с видами, функциями, принципами и целями мониторинга;
понять применение мониторинга в дополнительном образовании детей;
познакомиться с программами мониторинга в дополнительном образова-
нии;
5
научиться применять полученные знания в разработке собственного мони-
торинга.
2.
Мониторинг в дополнительном образовании детей
2.1 Что такое мониторинг
Мониторинг осуществляется в соответствии с действующими пра-
вовыми и нормативными документами федерального, регионального и му-
ниципального уровней, к этим документам относится федеральная целевая
программа развития образования 2011-2015 года и концепция долгосрочно-
го социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Мони-
торинг системы образования утвержден постановлением Правительства
РФ от 5 августа 2013 года № 662
Слово “мониторинг” происходит от латинского monitor — напоми-
нающий, надзирающий, и в современном языке обозначает “наблюдение,
оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяй-
ственной деятельностью человека”.
Мониторинг –
систематическое
отслеживание
процессов,
результатов,
других характеристик образовательной системы для выявления соответ-
ствия
(или
не
соответствия)
измеряемых
образовательных
результатов,
условий их обеспечения, зафиксированных в нормативных документах, си-
стеме требований к качеству образования.
Мониторинг – это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с це-
лью сопоставления наличного состояния (точнее, последовательно, сменя-
ющих друг друга состояний) с ожидаемыми результатами, отслеживание
хода каких-либо процессов по определенным показателям.
Мониторинг
– сбор, системный учет, обработка, анализ информации по
организации и результатам образовательного процесса для эффективного
решения задач управления качеством образования.
Мониторинг – комплекс динамических наблюдений, аналитической оцен-
ки и прогноза состояния целостной системы. Это новое современное сред-
6
ство контроля с целью диагностики, которая позволяет по-другому взгля-
нуть на весь образовательный процесс.
Мониторинг качества образования - система сбора, обработки, анализа,
хранения и распределения информации об образовательной системе и ее
отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспе-
чение управлением качеством образования, позволяет судить о состоянии
системы в ОУ и обеспечить прогнозирование ее развития.
2.2 Функции мониторинга:
Информационная: - обеспечивает необходимой информацией субъекты,
осуществляющих управление образовательным учреждением (ОУ); - ин-
формирует участников образовательного процесса о результатах и состоя-
нии
объекта
(объектов)
мониторинга
в
ОУ;
-
позволяет
осуществлять
обратную связь.
Диагностическая: выявляет состояние критических или находящихся в
состоянии изменений явлений в образовательной системе, в отношении ко-
торых будут приняты управленческие решения; - устанавливает соответ-
ствие установленным правилам, нормам.
Формирующая: способствует осуществлению личностно – ориентирован-
ного подхода к обучающимся.
Мотивационная: мотивирует участников педагогического процесса на по-
вышение результативности педагогического труда.
Прагматическая: обеспечивает субъектов, осуществляющих управление
образовательным учреждением, необходимой информацией для принятия
максимально обоснованных и адекватных решений.
2.3 Принципы мониторинга
Принцип научности заключается в том, что содержание каждого компо-
нента мониторинга и его структура должны быть соотнесены с основопо-
лагающими принципами менеджмента, педагогики и психологии, т.е. для
чего мы это делаем:
- что бы лучше организовать процесс обучения;
7
- чтобы наглядно показать педагогическим работникам эффективность их
труда;
- чтобы настроить психологический климат учреждения на позитивный
рост и развитие.
Принцип системности означает целостность, в которой элементы или ча-
сти, обладая самостоятельностью, интегративно входят в целое, т.е как мы
это понимаем на примере педагогического коллектива, где имеется единая
задача обучения, развития и образования и элементы этой единой задачи, а
именно образовательные программы различной направленности.
Принцип комплексности несет в себе интеграцию информации о количе-
ственных и качественных сторонах объекта, которые позволили бы видеть
изучаемый объект. В зависимости от того, что подлежит мониторингу педа-
гогический контингент, результаты образовательной деятельности (т.е. реа-
лизации образовательной программы), или достижения учащихся, мы в ре-
зультате мониторинга можем судить о количественных и качественных сто-
ронах данного объекта.
Принцип минимальности и достаточности означает использование ми-
нимума критериев и методик, позволяющих получить достоверную инфор-
мацию об эффективности образовательного процесса.
Принцип действенности означает то, что результаты мониторинга долж-
ны играть важную роль при принятии управленческого решения. Допу-
стим, при подведении мониторинговых итогов выясняется не рентабель-
ность реализации той или иной программы или проведения массового ме-
роприятия, то может быть принято решение о закрытии той или иной про-
граммы, или мероприятия.
Принцип открытости и прозрачности процедур оценки качества образо-
вания. Принципы процедур мониторинга должны быть приняты общим ре-
шением и доведены до сведения всего педагогического коллектива, это
важно для всех участников педагогического процесса.
8
Принцип доступности информации о состоянии и качестве образования
для потребителей. Потребители у нас дети и родители, поэтому важно, что
бы информация была им доступна при помощи сайта или стенда в учре-
ждении.
Принцип индивидуализации означает учет индивидуальных способно-
стей и развития отдельных учащихся при оценке результатов их обучения и
воспитания. Это, по настоящему очень важно, т.к. у каждого ребёнка своя
собственная высшая и стартовая точка реализации, своя планка.
2.4 Объекты и субъекты мониторинга
Объектом мониторинга являются следующие компоненты образователь-
ного процесса:
-
условия (кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение
кабинетов в соответствии со стандартными требованиями, санитарно-гиги-
енические и безопасные условия образовательного процесса);
-
содержание (программно-методическое обеспечение, доступность образо-
вания, контингент обучающихся, открытость информации о деятельности
ОУ);
-
результаты (полученных навыков и умений, результативность, уровень
воспитанности обучающихся).
Субъектами мониторинга являются следующие исполнители мониторин-
говых функций: администрация ОУ, методическое объединение, творческие
группы педагогов.
Мониторинг – это одна из самых эффективных технологий управления ка-
чеством образования.
Благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение опре-
делённых задач управления и высокой технологичности, мониторинг идёт
дальше традиционной диагностики.
2.5 Цель любого мониторинга – выяснить, насколько образовательный
процесс, организованный в учреждении дополнительного образования де-
тей, способствует позитивным изменениям в личности ребёнка, формирова-
9
нию
ключевых
компетенций;
обнаружить
и
решить
наиболее
острые
проблемы его организации с тем, чтобы анализировать, обобщать и распро-
странять положительный опыт деятельности педагогов.
Целью педагогического мониторинга является получение информации о
ходе образовательного процесса, повышение эффективности и качества это-
го процесса на основе периодически получаемой информации.
Использование педагогического мониторинга педагогами дополнительного
образования позволяет им определить успешность и результативность об-
разовательного процесса, провести самоанализ и самооценку своей деятель-
ности, осуществлять целесообразное управление качеством образователь-
ного процесса, прогнозировать результаты и средства, используемые для их
достижения.
С помощью педагогического мониторинга выявляются изменения в разви-
тии, воспитании, уровне обученности детей и подростков, определяется эф-
фективность педагогической деятельности, что позволяет увидеть какую
корректировку нужно вносить в организацию образовательного процесса.
Основная функция мониторинга не функция контроля, а функция слежения
и постоянного сбора информации с целью выявления динамики изменений.
2.6 Выделяют следующие виды педагогического мониторинга:
Входной контроль – это оценка исходного уровня знаний обучающихся
перед началом образовательного процесса. Проводится с целью выявления
информированности и начальных навыков в определенной сфере деятель-
ности, способностей, задатков и личностных качеств обучающихся. Пред-
полагает коррекцию практической и теоретической работы со стороны пе-
дагога дополнительного образования.
Текущая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися со-
держания конкретной образовательной программы в период обучения после
начальной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации.
Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающими-
ся содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного
10
периода
(этапа, года обучения). Она необходима для выявления уровня
освоения разделов образовательной программы, динамики развития лич-
ностных качеств учащихся, выявления недочетов в программе и работе пе-
дагога. Предполагает корректировку плана учебно-воспитательной работы.
Итоговая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися уров-
ня достижений, заявленных в образовательных программах по завершении
всего образовательного курса программы, выявление соответствия реаль-
ных результатов образовательного процесса прогнозируемым результатам
образовательной программы. Выявление причин, способствующих или пре-
пятствующих полноценной реализации программы и внесение необходи-
мых корректив в содержание и методику образовательной деятельности.
Оценка целей и задач программы, внесение корректив.
Аттестация – это оценка уровня и качества освоения обучающимися образо-
вательных программ в конкретной предметной деятельности.
Цель аттестации – выявление исходного, текущего, промежуточного и ито-
гового уровня развития теоретических знаний, практических умений и на-
выков, их соответствия прогнозируемым результатам образовательных про-
грамм.
Основные критерии оценки результативности итоговой аттестации:
Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:
соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям, ши-
рота кругозора в данной образовательной области, свобода восприятия тео-
ретической информации, осмысленность и свобода использования специ-
альной терминологии.
Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся:
соответствие уровня развития практических умений и навыков программ-
ным требованиям, свобода владения специальным оборудованием и осна-
щением,
качество
выполнения
практического
задания,
технологичность
практической деятельности.
11
Критерии оценки уровня воспитанности обучающихся: культура поведе-
ния, культура межличностных отношений, культура организации практиче-
ской деятельности.
Критерии оценки уровня развития обучающихся: творческое отношение к
выполнению практического задания, развитие специальных способностей
(исследовательских, рационализаторских, изобретательских, др.)
Степень выраженности каждого показателя выявляется по трем уровням:
Высокий - высокий образовательный результат, полное освоение содержа-
ния образования, имеет творческие достижения на уровне города, области,
России.
Средний - полное освоение программы, но при выполнении
заданий
допускает незначительные ошибки.
Низкий - не полностью освоил программу, допускает существенные ошиб-
ки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий.
Специфика деятельности в учреждении дополнительного образования пред-
полагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля зна-
ний, умений и навыков обучающихся.
Желательно выбирать ту форму аттестации, которая бы была интересной и
увлекательной для детей. Здесь подойдут самые разные формы: игра, кон-
курс мастерства, викторина и т.п.
Можно, например, на итоговом занятии
провести устный опрос по карточкам, а можно – «Турнир знатоков», «Уст-
ный журнал» или «Аукцион знаний». Здесь важно то, что содержание
контроля не должно ограничиваться только информацией о пройденном ма-
териале. Необходимо включать эмоционально-нравственный и действенно-
практический опыт участников образовательного процесса.
2.7 Самый важный тип мониторингового исследования – «Монито-
ринг личностных достижений воспитанника», который позволяет учи-
тывать индивидуальные особенности детей, а также анализировать измене-
12
ния в личностном развитии, формировании соответствующих компетен-
ций.
Анализ теории и практики деятельности учреждений дополнительного об-
разования позволяет выделить основные требования к проведению монито-
ринга личностных достижений:
1. Четкая определённость объектов и предметов мониторинга;
2. Участие в мониторинге каждого субъекта образовательного процесса;
3. Наличие единых параметров, критериев отслеживания и оценки образо-
вательных результатов;
4. Гласность, открытость, управляемость и гибкость мониторингового про-
цесса;
5. Научно-методическое и психологическое обоснование мониторинга.
Способы мониторинга:
- текущее наблюдение,
- тестирование,
- анализ результатов учебной деятельности,
- оценка и самооценка и т. д.
Этапы мониторинга:
- стартовая диагностика /обзор первичной информации/,
- прогнозирование /описание ожидаемых результатов/,
- промежуточная диагностика,
- коррекция /разработка и внедрение коррекционных мероприятий/,
- итоговая диагностика,
- оценка результатов.
2.8 Система контроля должна быть:
1.
саморазвивающейся, должна служить для оптимизации образователь-
ного процесса;
2.
в ее функционарование должны быть вовлечены все его участники;
13
3.
результативна: составляющая представления об изменениях каждого
воспитанника, качества работы педагога, подразделения и учрежде-
ния в целом.
Образовательные результаты – это социальные и иные компетентности, со-
циальный опыт, приобретенный учащимися в ходе освоения образователь-
ных программ.
Виды образовательных результатов:
- предметные (академические) результаты (знания, умения и навыки по
отдельным учебным предметам);
- ключевые компетентности (решение проблем, информационная, учебная,
коммуникативная) или набор универсальных учебных действий (познава-
тельных, регулятивных и личностных);
- приобретение социального опыта или результаты личностного развития.
Говоря о достижениях учащихся, как о текущих, так и об итоговых, в сфере
дополнительного образования можно выделить, как минимум, три группы
параметров, по которым эти достижения необходимо отслеживать: учебные,
личностные,
социально-педагогические.
Каждый
из
параметров
может
стать приоритетным в том или ином детском коллективе, в зависимости от
его специфики.
Способы оценки результатов деятельности детей.
Занятие контроля знаний. Форма текущего педагогического контроля. Мо-
жет проводиться в форме устного, письменного, практического, комплекс-
ного контроля.
Смотр ЗУН. Форма текущего или итогового контроля, проводимая с целью
определения фактического состояния обр. уровня детей.
Творческий отчет. Способствует развитию творческих способностей детей,
развитию их возможностей, поощрению активности и самостоятельности.
Конкурс творческих работ.
Выставка
14
Информационный фонд формируется в соответствии с целями и за-
дачами мониторинговой деятельности и должен быть систематизирован в
виде банка информации. Форма ведения и обработки банка информации -
компьютерный и (или) папочный варианты. Количественные и качествен-
ные показатели могут быть представлены в виде схем, таблиц, графиков.
Характерными признаками мониторинга возможно выделить:
длительность и непрерывность изучения того или иного педагогиче-
ского явления;
систематичность и системность его отслеживания
способность выявлять динамику изменений
3.
Заключение
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации 4 декабря 2014 года особо отмечается недопусти-
мость свёртывания системы организаций дополнительного образования де-
тей.
Подводя итог, можно констатировать, что педагогический мониторинг обес-
печивает педагогу дополнительного образования качественную и своевре-
менную информацию, необходимую для принятия конструктивного реше-
ния в области организации образовательного процесса. Педагогический мо-
ниторинг
проводится
не
только
ради
того,
чтобы
выявить
недостатки,
ошибки в работе, констатировать уровень обученности и развития воспи-
танников. Ее главное предназначение – анализ и устранение причин, накоп-
ление и распространение педагогического опыта, стимулирование творче-
ства, педагогического мастерства.
Мониторинг является одним из наиболее продуктивных, информативных и
мотивирующих методов контроля. Мониторинг позволяет выявить, на ка-
ком уровне идет работа, что следует изменить в ней, чтобы к концу года
подойти к успешным результатам. Овладение технологией мониторинга
позволит каждому педагогу дополнительного образования не только повы-
сить качество своей педагогической деятельности, но и вскрыть внутренние
15
резервы и полнее раскрыть творческий потенциал каждого учащегося. Та-
ким образом, мониторинг позволит увидеть и точно оценить, что сделано
для развития каждого конкретного ребенка. Овладение технологией мони-
торинга позволит каждому педагогу дополнительного образования не толь-
ко повысить качество своей педагогической деятельности, но и дифферен-
цировать и индивидуализировать творческий рост каждого воспитанника.
Сущность мониторинга качества образования в деятельности преподавателя
заключается в систематическом сборе и обобщении информации о детях,
отслеживанием динамики их развития с формулированием педагогических
выводов.
4.
Список литературы
1.
Балебанова Е.В. Методические рекомендации «Педагогический м о-
ниторинг:
основные
идеи
и
практическое
применение». Сборник
из опыта работы. ─ М.: ГБОУ МДНТХТ ОСПО, 2012. ─ 17 с.
2.
Кайгородцева М.В. Методическая работа в системе дополнительного
образования: материалы, анализ, обобщение опыта.- Волгоград: Учитель,
2009. – 377 с.
3.
Каргина З.А. Педагогический мониторинг в детском объединении до-
полнительного образования. Серия «Дополнительное образование детей:
мастерство и творчество». Сборник №4// Редактор-составитель– М.: СОУО
ДОМ, 2005. – С.77-78.
4.
Каргина З.А.Практическое пособие для педагога дополнительного
образования.-М.: Школьная пресса.2006г.-96с.-(«Воспитание школьников.
Библиотека журнала»; Вып.77)
5.
Медведев Д. Концепция развития дополнительного образования де-
тей от 4 сентября 2014 г.
6.
Писарев
А.Е.
Как
организовать
аттестацию
учащихся
в
детском
объединении учреждения дополнительного образования: Методическое по-
собие для педагогов дополнительного образования. М., 2009.
16
7.
Учебно-методическое пособие по дополнительной образовательной
программе повышения квалификации «Оценка и управление качеством до-
полнительного образования в условиях ФГОС»
17