Автор: Ковалева Ольга Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУСО "СРЦ для несовершеннолетних г.Брянска"
Населённый пункт: г.Брянск, Брянская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Разнообразие животных леса Брянской области"
Раздел: дошкольное образование
ГБУСО «Социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних г.Брянска»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Разнообразие животных
леса Брянской области»
Воспитатель:
Ковалева Ольга Евгеньевна
Цель
: закрепить знания детей о животных родного края, пополнить
имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни знакомых животных;
формировать у детей представление о приспособленности хищников к
добыванию пищи; воспитывать бережное отношение к богатству родной
природы, желание ее сохранить; оказать посильную помощь в ее сохранении.
Материал к занятию
: картинки с изображением волка, лисы, ежа, белки,
лося, зайца, барсука, крокодила; карта Брянской области; схема описания
животных; фрагменты музыкальной записи для проведения этюдов и
физкультминуток.
Ход занятия
-
Сегодня на занятии
мы поговорим с вами о животных, которые обитают в
лесах Брянской области.
В лес красивый на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
- Дети, посмотрите, сколько в этом лесу разных животных. Назовите их. (Лось,
медведь, еж, белка, заяц, лиса, волк, крокодил, барсук).
- Кто здесь лишний? Почему? (Крокодил лишний. Он водится в жарких
странах: Африке, Америке)
- Дети, волк, лиса, медведь, белка, лось, барсук, заяц – это……. Продолжите
предложение. (Волк, лиса, медведь, белка, лось, барсук, заяц – это животные
Брянской области).
- Правильно, дети! Все эти животные обитают в лесах Брянской области.
- Дети, а вы когда-нибудь видели нашу местность свысока, например, из
иллюминатора самолета, из вертолета, а может быть кто-то из космоса?
(ответы детей).
- Закройте глаза и представьте, что мы взлетаем на вертолете.(звук вертолета
в записи) Откройте глаза. Внимательно посмотрите сюда. Что это? (Это карта)
- Верно, это карта Брянской области. Каким цветом окрашена карта нашей
области? (зеленым, коричневым, темно-зеленым)
- Каждый цвет обозначает разные виды лесов. Встречаются у нас хвойные леса.
Какие деревья там растут? (ели, сосны)
- Светлые дубравы. Какие деревья там растут? (дубы)
- Березовые рощи. Какие деревья там растут? (березы)
- Встречаются смешанные леса, заболоченные и поросшие ольхой низины. А
какая еще растительность есть в наших лесах? (кусты)
- Такое богатство растительности дает обильный корм различным животным.
Они все разные по внешнему виду, по месту обитания, по образу жизни. Вы
мне их уже называли, а сейчас мы расскажем о некоторых из них более
подробно.
- Как вы думаете что это за животное? (показ силуэта животного белки)
- Правильно, молодцы. Может кто-то из вас видел белку в лесу? (ответы
детей)
Давайте расскажем про белку по этой схеме:
1.Что за животное?
2.Части тела
3.Окрас
4.Где обитает животное?
5.Чем питается
6.Какие враги есть у животного
(Это белка. У нее пушистый хвост. Весной и летом шубка у белки рыжая,
такая окраска подходит к коре деревьев. К зиме мех становится серым и
густым. Быстрая и ловкая белка чаще всего живет в хвойном лесу, потому
что любимое лакомство белки – еловые и сосновые шишки. Питается белка
грибами, орехами, ягодами. В лесу у белки много врагов: сова, филин, лиса,
куница)
- Спасибо, молодец. Дети, а что является главной гордостью белочки?
(великолепный пушистый хвост)
- Да, правильно. Хвост не только украшает и согревает белку в ненастные дни.
Он помогает ей при прыжках. Распушив хвост, словно парашют, белка легко и
свободно перелетает с ветки на ветку, с дерева на дерево, управляя хвостом,
словно рулем.
- Сейчас мы с вами превратимся в маленьких бельчат. Отдохнем.
Физкультминутка «БЕЛОЧКА»
(комплекс общеразвивающих
упражнений под музыку).
В лесной глуши на елке
Жили –были два бельчонка.
Жили дружно, не тужили
И с разядкою дружили.
Вставали рано по утру, изображали кунгуру:
За ушки лапками хватались и вправо-влево наклонялись.
Дружно хлопали в ладошки,
Потягивались, словно кошки.
Ножками топали, глазками хлопали,
Головками крутили и друг за другом вслед ходили.
- Отдохнули. А сейчас присаживайтесь на свои места. Продолжим наше занятие.
- А кто это здесь спрятался? ( показ иллюстрации с изображением мордочки
ежа)
- Давайте про него расскажем по уже знакомой схеме.
(Это еж. Тело ежа покрыто иголками серого цвета. Еж живет в лесу. Днем
еж спит в норе под деревом, а ночью выходит на охоту: уничтожает
насекомых, мышей, змей. Зимой еж уходит в спячку. Питается еж грибами,
ягодами. Врагов у ежа много – один из них – лиса. Спасается он от нее
свернувшись в колючий клубок)
- Молодец. Спасибо, интересный рассказ получился.
- Дети, еж, белка, заяц – это какие животные? (травоядные)
- А каких животных мы называем хищниками и почему? (животные, которые
питаются мясом, другими животными, более слабыми) хищниками
называются
- Назовите хищных животных? (лиса, волк, медведь, барсук)
- Что хищникам помогает охотиться? (охотиться хищникам помогают чуткие
уши, хорошее зрение, острый нюх, выносливые ноги)
Рассматривание схемы:
- А как ведут себя хищники во время охоты? (они подкрадываются незаметно,
заметают следы; волки охотятся всей стаей на крупных животных – лосей,
кабанов)
- Дети, а почему волков называют санитарами леса? (санитарами леса волков
называют за то, что они питаются падалью, очищая тем самым лес)
- Дети, а какой волк по характеру? (опасный, злой, голодный, страшный)
- А какие повадки у лесы? Какая она? (хитрая, умная, проворная,
осторожная).
- Молодцы! Интересные определения вы подобрали для лисы. А сейчас мы
превратимся в лисичек и выполним массаж.
Физминутка «Лисонька" (под музыку)
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
А потом ладошкой пошлепала немножко.
Стала гладить ручки, ножки
И бока, совсем немножко.
Ну, красавица – Лиса! До чего же хороша!
- Дети, а теперь давайте попробуем представить и показать, как ведут себя
животные в разных ситуациях. Поиграем в превращалки.
Этюды:
«Ты – белка, которая спит в дупле»
«Ты – голодная лиса»
«Ты – волк, который подкрадывается к добыче»
«Ты – ежик, собирающий грибы»
Итог занятия:
- О каких животных мы сегодня говорили на занятии? Назовите их еще раз.
( волк, лиса, еж, заяц, медведь, лось, белка, барсук)
- Охарактеризуйте этих животных с помощью моего слова-подсказки.
Волк какой? (злой)
Белка что делает? (прыгает с ветки на ветку)
Лиса какая? (хитрая)
Еж что делает? (собирает грибы)
Закончи предложение:
Заяц зимой белый, а летом ……..
У зайца хвост короткий, а уши……….
Заяц пушистый, а еж………….
Еж спит днем, а ночью……….
Еж маленький, а медведь………….
Белка зимой серая, а летом …………
У белки хвост длинный, а у зайца…………
Белка живет в дупле, а еж в…………….
У лисы шерсть мягкая, а у волка…………….
Анализ занятия «Разнообразие животных леса
Брянской области»
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект
составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной
общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту
детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы,
помогающие решить в интересной и занимательной форме программные
задачи.
На каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия,
которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной
деятельности.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное
восприятие.
Организационный прием был направлен на развитие коммуникативных
качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского
коллектива, так и между воспитателем и детьми.
Дидактическая деятельность воспитателя
Все моменты занятия старалась, что бы были логичны и
последовательны, подчинены одной теме. В занятие были
интегрированы моменты из образовательных
областей «Коммуникация» (развитие монологической и диалогической
речи, умение общаться с взрослыми и со сверстниками; этюды)
В каждом моменте занятия стремилась использовать в работе с детьми
вопросы поискового характера, встречались (создавались) проблемные
ситуации во время путешествия по лесу, вопросы на сообразительность
и логическое мышление – все это способствовало
эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной и
речевой деятельности детей.
Моя тема по самообразованию «Игровые технологии»
Поэтому приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на
игровых обучающих ситуациях, в которых пыталась побуждать детей к
самостоятельной деятельности, применению накопленного опыта.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном
уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Отношения
между мной и детьми выстраивались по принципу субъект – субъектных.
Я старалась быть в позиции «рядом».
Во время занятия отрабатывались навыки поведения детей (умение
выслушивать ответы других, внимательно слушать задания и т.
д) старалась поведение детей на занятии регулировать и направлять,
поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Я считаю, что поставленные программные цели и задачи в ходе занятия
были решены.