Напоминание

"Мир языка"


Автор: Косякова Светлана Георгиевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ МО город Краснодар "Детский сад №184"
Населённый пункт: город Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: Консультация
Тема: "Мир языка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Мир языка.

Ознакомление детей со средствами художественной выразительности не

самоцель. Дело не только в том, что здесь развивается восприятие

литературных произведений, что ребёнок обогащается эстетически.

Выразительной, образной должна быть и речь обыденного общения.

Вспомним, что пословицы. Поговорки, присказки – многое из того, что

называется малыми формами фольклора – родились и живут в обыденно

речи. в повседневном общении.

Ребёнка окружает мир людей и взаимоотношений, он сам – частица этого

мира. Его окружает мир предметов и явлений. Речь – тоже явление. Это

деятельность человека, одна из важнейших его деятельностей, которая

складывается и совершенствуется по определённым законам (хотя и не до

конца раскрытым и изученным).

В школе ребёнок станет изучать законы речи, законы и правила родного

языка гораздо глубже, обстоятельнее. Это познание поможет ему лучше

владеть родным языком. Хорошо говорить, грамотно писать.

Поэтому осознание речи ребёнком – это не просто расширение его

кругозора, знаний и представлений об окружающем мире. Это важное

средство дальнейшего развития самой речи. её совершенствования.

Ребёнок усваивает родной язык, учится говорить, не осознавая. Как он это

делает. Его речевые навыки складываются помимо его осознания. Когда н

воспринимает т понимает речь, он осознаёт прежде всего то смысловое

содержание, которое в ней передаётся. Когда он выражает свою мысль в речи,

сообщает её собеседнику, он также осознает смысловое содержание. А вот

понимание того, как именно, какими словами высказывается мысль, совсем

не обязательно. Ребёнок и не осознаёт этого очень долго, он даже вообще не

знает, что говорит словами, как мольеровский герой не знал, что всю жизнь

говорит прозой.

Для дошкольника, пока его не научили вычленять в речи отдельные слова,

слово «Слово» имеет определённый смысл. В ответ на вопрос, какие слова он

знает, он может произнести звук, сказать название (часто искажённое) какой –

нибудь буквы (мэ, бэ), сказать предложение или словосочетание (хорошая

погода) или даже ответить, что никаких слов не знает, а знает стихотворение

про мишку. Многие дети могут назвать слова, но это будут, как правило,

только существительные, обозначающие предметы (стол, стул, дерево и т.д.).

В различных речевых играх (подбор синонимов, антонимов и т.п.) ребёнок

постепенно осознаёт, что словами можно назвать не только конкретные

предметы, но и их качества и свойства, можно назвать действия и их

признаки (быстро, медленно). Ведь взрослый, обращая, например, внимание

ребёнка на то, как описан в стихотворении или рассказе снег, спрашивая о

слове, употребляет слово «слово».

Но для формирования значения слова «слово» этого мало, очень важно

показать слово как единицу речи, важно вычленить, выделить слово из речи,

из предложения, «услышать» его отдельно от других, осознать не только

значение слова «слово», но и словесное строение речи.

Как научить ребёнка членить предложение на слова?

Взрослый произносит в обычном темпе короткое предложение, например:

«Птица летит» и сначала предлагает ребёнку просто повторить его, а затем

повторить ещё раз, только медленно. Ребёнок повторяет, как умеет, т.е.

разделяя слова или просто растягивая их при произнесении. Взрослый

говорит (разделяя слова): «Ты сказал два слова: «птица … летит». Затем,

спрашивает: «первое слово было «птица» … А потом какое было слово?»

Далее можно предложить аналогичную фразу («Кукла сидит»), сразу

попросив ребёнка повторить её медленно. Взрослый, как и в начале,

произносит её, разделяя слова, говорит, какое было первое слово, и просит

ребёнка назвать второе («Какое было потом?»).

В следующих двух предложениях, тоже двухсловных, ребёнок уже сам

должен назвать первое и второе слово. Затем, можно перейти к

предложениям, состоящим их трёх слов («Дети играют дружно»), постепенно

усложняя задание: сначала взрослый называет сам первые слова, а ребёнок –

оставшиеся. Потом, только первое слово. А ребёнок – два последующих.

Наконец, ребёнок последовательно называет все три слова. Усложнять

задание можно и дальше: брать предложение из четырёх слов, включающих

сочетание прилагательного и существительного («Мальчику подарили

красивую машину»).

В старшем дошкольном возрасте заканчивается один из важнейших этапов

жизни человека, первый его «университет». Но, в отличие от студента

настоящего университета, ребёнок учится сразу на всех факультетах. Он

постигает (конечно, в доступных ему пределах) тайны живого мира и мира

неживого, усваивает азы математики и грамоты.

Проходит он и элементарный курс ораторского искусства, научаясь излагать

свои мысли логично, выразительно.

Приобщается и к филологическим наукам. Приобретая умение не только

эмоционально воспринимать произведение художественной литературы, но и

чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств

художественной выразительности.

Он становится и маленьким языковедом, потому что учится не только

правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать, из

каких звуков состоит слово, из каких слов – предложение. Всё это

необходимо для успешного обучения в школе



В раздел образования