Напоминание

"Великие педагоги прошлого"


Автор: Фирсова Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №132"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: "Великие педагоги прошлого"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена.

Так, Великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд

об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: "Эта страна обширна и

густо населена. Что же ей недостает, учитель?" - обращается к нему ученик.

"Обогати ее", - отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же ее обогатить?" -

спрашивает ученик. "Обучи ее!" - восклицает учитель.

Человек трудной и завидной судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос

Коменский

был

первым,

кто

стал

р а з р а б ат ы ват ь п е д а го г и к у как

самостоятельную

отрасль

теоретического

знания.

Коменский

мечтал

дать

своему народу собранную воедино мудрость мира.

Он

написал

десятки

учебников

для

школы,

свыше

260 педагогических

произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами "урок", "класс",

"каникулы", "обучение" и т. д., не всегда знает, что все они вошли в школу

вместе с именем великого чешского педагога.

Я. А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта

профессия была для него"превосходна, как никакая другая под солнцем".

Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в

саду,

с

архитектором,

который

заботливо

застраивает

знаниями

все

уголки

человеческого

существа,

со

скульптором,

тщательно

обтесывающим

и

шлифующим

умы

и

души

людей,

с

полководцем,

энергично

ведущим

наступление против варварства и невежества.

Швейцарский педагог Иоганн

Генрих

Песталоцци

затратил

все

свои

сбережения на создание детских приютов.

Свою

жизнь

он

посвятил

сиротам,

пытался

сделать

детство

школой

радости

и

творческого

труда.

На

его

могиле

стоит

памятник

с

надписью,

которая заканчивается словами: "Все - для других, ничего - для себя".

Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский - отец

русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории

тираж. Например, "Родное слово" переиздавалось 167 раз.

Его

наследие

составляет

11

томов,

а педагогические произведения

имеют

научную ценность и сегодня.

Он

так

охарактеризовал общественное

значение

профессии

учителя:

"Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует

себя

живым,

деятельным

членом

великого

организма,

борющегося

с

невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было

благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым,

хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо", а его дело,

"скромное по наружности, - одно из величайших дел истории. На этом деле

зиждутся государства и им живут целые поколения" .

Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом

подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко.

Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-

е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им

педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую

верой в творческие силы и возможности человека.

Теоретическое наследие и опыт А. С. Макаренко приобрели всемирное

признание. Особое значение имеет созданная А. С. Макаренко теория детского

коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и

своеобразную

по

способам

и

приемам

осуществления

методику

индивидуализации воспитания.

Он

считал,

что

работа

воспитателя

самая

трудная,

"возможно,

самая

ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но

и больших сил, больших способностей".



В раздел образования