Автор: Фирсова Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №132"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: "Великие педагоги прошлого"
Раздел: дошкольное образование
Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена.
Так, Великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд
об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: "Эта страна обширна и
густо населена. Что же ей недостает, учитель?" - обращается к нему ученик.
"Обогати ее", - отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же ее обогатить?" -
спрашивает ученик. "Обучи ее!" - восклицает учитель.
Человек трудной и завидной судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос
Коменский
был
первым,
кто
стал
р а з р а б ат ы ват ь п е д а го г и к у как
самостоятельную
отрасль
теоретического
знания.
Коменский
мечтал
дать
своему народу собранную воедино мудрость мира.
Он
написал
десятки
учебников
для
школы,
свыше
260 педагогических
произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами "урок", "класс",
"каникулы", "обучение" и т. д., не всегда знает, что все они вошли в школу
вместе с именем великого чешского педагога.
Я. А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта
профессия была для него"превосходна, как никакая другая под солнцем".
Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в
саду,
с
архитектором,
который
заботливо
застраивает
знаниями
все
уголки
человеческого
существа,
со
скульптором,
тщательно
обтесывающим
и
шлифующим
умы
и
души
людей,
с
полководцем,
энергично
ведущим
наступление против варварства и невежества.
Швейцарский педагог Иоганн
Генрих
Песталоцци
затратил
все
свои
сбережения на создание детских приютов.
Свою
жизнь
он
посвятил
сиротам,
пытался
сделать
детство
школой
радости
и
творческого
труда.
На
его
могиле
стоит
памятник
с
надписью,
которая заканчивается словами: "Все - для других, ничего - для себя".
Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский - отец
русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории
тираж. Например, "Родное слово" переиздавалось 167 раз.
Его
наследие
составляет
11
томов,
а педагогические произведения
имеют
научную ценность и сегодня.
Он
так
охарактеризовал общественное
значение
профессии
учителя:
"Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует
себя
живым,
деятельным
членом
великого
организма,
борющегося
с
невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было
благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым,
хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо", а его дело,
"скромное по наружности, - одно из величайших дел истории. На этом деле
зиждутся государства и им живут целые поколения" .
Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом
подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко.
Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-
е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им
педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую
верой в творческие силы и возможности человека.
Теоретическое наследие и опыт А. С. Макаренко приобрели всемирное
признание. Особое значение имеет созданная А. С. Макаренко теория детского
коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и
своеобразную
по
способам
и
приемам
осуществления
методику
индивидуализации воспитания.
Он
считал,
что
работа
воспитателя
самая
трудная,
"возможно,
самая
ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но
и больших сил, больших способностей".