Автор: Чёмова Людмила Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №364"
Населённый пункт: г. Пермь, Пермский край
Наименование материала: Конспект занятия по экспериментальной деятельности
Тема: "Необыкновенная вода"
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй
младшей группе по теме «Необыкновенная вода».
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то
что вода таит в себе много неизвестного.
Задачи:
Формировать представления детей о свойствах воды (вкус, цвет, запах,
текучесть).
Уточнить значение для всего живого.
Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь
детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа с детьми:
1.Чтение сказок, рассказов познавательного характера: М.Д. Пришвина «Живая вода»,
загадывание загадок, разучивание стихов.
2. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Разрезные картинки».
3. Беседы на темы: «Где можно встретить воду?», «Кто живёт в воде?».
4. Наблюдения за водой во время прогулок.
5. Проведение экспериментов с водой (изменение цвета, превращение воды в лёд и
наоборот)
6. Рисование схем.
Материал и оборудование:
аудиозапись (шум дождя, водопада); картинки (море, река, пруд, ручей, лужа),
емкости для переливания воды; по 2 стакана на каждого ребенка, вода, молоко, чайные
ложки; три бутылочки с жидкостью с простой водой, лимоном, духами; кусочки
сахара.
Ход:
Дети стоят с воспитателем в центре группы.
Звучит аудиозапись (шум дождя, водопада).
В.: Ребята, послушайте, что это за звуки?
Д.: Это звуки воды, идёт дождь.
В.: Да ребята, это шум дождя или водопада. Послушайте стихотворение загадку о том,
что вы сейчас услышали;
Чтобы лился дождик с неба
Чтоб росли колосья хлеба
Чтобы плыли корабли
Чтоб варились кисели
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без…(воды)
В.: Ребята, попробуйте сейчас изобразить воду, кто как может.
Сегодня к нам в гости пришла Капелька дождя, ей очень понравилось, как вы
изображали воду, и она решила вам рассказать о воде, так как много путешествовала
по всему свету, много видела, много интересного знает о воде.
Капелька приглашает нас в гости в Царство воды.
Дети садятся за столы, на которых всё приготовлено для экспериментирования.
В.: Вы слышали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране....
Так ли это? Как вы думаете?
Д.: Да, вода повсюду.
В.: Ребята, наша гостья хотела вам показать, где она путешествовала. А вы смотрите, и
называйте те места.
(показываются картинки, а дети называют)
Д.: Море, река, пруд, ручей, лужа.
В.: Значит, капелька - это частица чего?
Д.: Воды.
В.: Вода необходима всему живому.
Как вы думает, для чего нужна вода? (ответы детей).
Без воды не было бы жизни на Земле.
Как вы думаете, ребята, что может делать вода?
Д.: Журчать, течь, литься, бежать....
Опыт 1 «Вода - это жидкость».
В.: А давайте это проверим. Возьмите и перелейте воду из одного стакана в другой.
Что делает вода?
Д.: Льётся, переливается, течёт...
В.: А почему она течёт, переливается?
Д.: Потому что она жидкая.
Вывод: Вода - это жидкость, её можно наливать, переливать.
Опыт 2 «Вода бесцветная».
В.: Ребята, а как вы думаете вода каким цветом? (ответы детей)
Сейчас мы это проверим.
(На подносах перед детьми два стакана: один - с водой, второй - с молоком, в оба
стакана положить чайные ложечки.)
В.: В каком из стаканов видно ложечку, а в каком нет?
Д.: В стакане с молоком ложечку не видно, а в стакане с водой - видно.
В.: Почему видно ложечку в стакане с водой?
Д.: Потому что вода прозрачная.
В.: А молоко, какое?
Д.: Белое, не прозрачное.
Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная.
Физкультминутка: «Дождь»:
Капля раз, капля два (хлопки руками на каждое слово)
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом (бег на месте)
Всё бегом, бегом, бегом.
Стали капли поспевать (хлопки руками на каждое слово)
Капля каплю догонять.
Кап- кап, кап- кап (свободное движение руками).
Зонтики скорей раскроем (соединить руки над головой)
От дождя себя укроем.
Опыт 3. «Вода не имеет запаха»
Перед детьми стоят три бутылочки с номерами №1, №2, №3 (под номером 1- с
чистой водой, под номером 2-в воду добавлен лимон, в 3-й бутылочке вода с духами)
В.: Ребята, перед вами стоят три бутылочки с жидкостью, попробуйте угадать в какой
из этих бутылочек находится вода.
Как вы будете определять?
Д.: По цвету.
В.: Но в них вся жидкость бесцветная.
Д.: По запаху (дети определяют по запаху, где находится вода).
В.: Какой запах имеет жидкость во второй бутылочке?
Д.: Жидкость пахнет лимоном.
В.: Какой запах вы почувствовали из бутылочки под номером 3.
Д.: Из неё пахнет духами.
В.: Так в какой же бутылочке находится чистая вода?
Д.: В бутылочке под номером 1.
В.: Так какой вывод можно сделать?
Вывод: Вода не имеет запаха.
Опыт 4. «Вода не имеет вкуса».
В.: Ребята, попробуйте на вкус воду из жёлтых стаканчиков. Какая она? Сладкая,
солёная, кислая, горькая?
Д.: Вода безвкусная.
В.: А теперь положите кусочек вещества, который лежит на тарелочке, в воду и
размешайте. А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она стала?
Д.: Она стала сладкая.
В.: Значит, какое вещество вы положили в воду и размешали?
Д.: Сахар.
Вывод: Вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Подведение итогов:
В.: Ребята, капелька очень внимательно наблюдала за вами, вы ей все понравились, все
очень хорошо работали, но она ещё для вас приготовила задание. Сможете ли вы
рассказать всё, что узнали сегодня о воде по схемам — подсказкам (воспитатель
показывает схемы, а дети по ним повторяют свойства воды, о которых они узнали
на занятии).
Вода — жидкость,
Вода — бесцветная,
Вода — не имеет запаха,
Вода — не имеет вкуса.
В.: Скажите, пожалуйста, ребята, Капельке, зачем нам нужна вода? (ответы детей)
В.: А должны ли мы её беречь? Зачем?
В.: Наша гостья, Капелька — волшебница. Она для вас приготовила сок, ведь сок тоже
состоит из воды. Угощайтесь!