Автор: Ковалева Антонина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №14
Населённый пункт: город Володарск Нижегородской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Интеллектуальное шоу "Кулинарное путешествие в Древнюю Русь"
Раздел: дошкольное образование
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ШОУ
для старших групп
«Кулинарное путешествие в Древнюю
Русь»
МБДОУ №14 «Цыпленок»
Руководитель: воспитатель Ковалева Антонина Ивановна
город Володарск
Нижегородской области
ЦЕЛЬ: Развивать знания детей и поддерживать интерес к культуре русского народа
и быту древней Руси.
Участники интеллектуального шоу занимают места перед компьютером за столиками.
Ведущий объявляет участникам шоу тему:
«Кулинарное путешествие в Древнюю Русь»
На мониторе компьютера – современный город и древнерусская деревня
Ведущий: Уважаемые участники «Интеллектуальной игры»! Предлагаю вашему вниманию первый
вопрос. В чем различие питания жителей древней Руси и современной России?
(Предполагаемые ответы детей: жители древней Руси питались только тем, что могли вырастить на
огороде сами. Жители же современной России в основном горожане. Они покупают продукты на рынке,
в магазинах. Некоторые продукты привозят даже из-за границы.)
Правильно ответивший участник игры получает фишку.
Ведущий: Объявляется первый раунд игры. Внимание на монитор!
Раунд 1
На мониторе компьютера изображение огорода древнерусской деревни
Ведущий: Мы сейчас совершим экскурсию в
древнерусский огород
Вопрос первый: Какие овощи выращивали в
древней Руси? (Лук, репу, брюкву, морковь, свеклу,
капусту, огурцы)
На мониторе компьютера – изображение овощей
Вопрос второй: Как заготавливали эти овощи на зиму наши предки? (солили в бочках грибы и
огурцы, квасили капусту)
Вопрос третий: Какие загадки вы знаете про овощи?
Примерные ответы детей:
1.Сидит девица в темнице,
А коса на улице.
2.Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает – слезы проливает.
3.Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Эх, рассыпчата, вкусна!»
4. Растут на грядке зеленые ветки,
А на них – красные детки.
5. Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки.
6. Кто лежит меж грядок зелен да сладок? И т.д
Народная игра «ОГОРОДНИК»
Вокруг пенька или колоды чертят круг - «огород», в
центре складывают «репу» - шапки, пояса, венки и
т. п. Все играющие стоят за кругом, а «огородник»
садится на пенёк стеречь «репу» и при этом поёт:
На пенёчке я сижу,
Мелки колышки тешу,
Огород горожу,
Белу репоньку сажу.
По команде одного из ребят все стараются быстро
забежать в «огород» и унести «репу». До кого
«огородник» дотронется, тот выбывает из игры.
Побеждает тот, кто больше всех вынесет «репы».
Раунд 2
На мониторе компьютера «вершки и корешки» перепутались.
Детям раздаются карточки с изображением
«вершков и корешков».
Вопрос первый: Надо собрать соответствие
вершков и корешков на карточках.
Вопрос второй: Назвать овощи, состоящие из
«вершков и корешков».
(Лук, репа, морковь, свекла, чеснок, редиска,
редька).
Раунд 3
На мониторе компьютера изображение загона с животными
Вопрос первый: От каких животных наши
предки получали продукты питания?.
(Предполагаемые ответы: от коровы – мясо,
молочные продукты, от курицы – яйца, от свиньи –
мясо и сало, от козы – молоко и мясо, от овцы –
мясо)
На мониторе компьютера изображение леса
Вопрос второй: Какие продукты питания давал лес летом нашим предкам? (Ягоды, грибы, орехи,
мед)
На мониторе компьютера изображение поля с колосьями ржи и пшеницы
Вопрос третий: как использовали в древней Руси
пшеницу и рожь?
(Выпекали хлеб ржаной и пшеничный. Из белой
муки выпекали булки и калачи. Ели каши из
гречневой крупы, пшенной и перловой)
На мониторе компьютера изображение кувшинов
Вопрос четвертый: что пили наши предки?
(Молоко, кисели из овсяной и гороховой муки, морс из клюквы, квас, медовые напитки¸ заваривали чай из
мяты)
Раунд 4
Детям раздаются рисунки огурца, репы, лука, морковки, брюквы и т.д. контурной пунктирной
линией.
Вопрос: Посмотри внимательно, в этих точках что-то прячется. Чтобы узнать кто это, нужно
все точки соединить одной линией, не отрывая карандаш от бумаги.
Раунд 5
На столе ведущего поднос овощами.
Ведущий: Игра «Угадай на вкус»
Ведущий берет блюдо, на котором лежат кусочки сырых, вареных и соленых овощей, и подходит к
участнику игры, просит его закрыть глаза, показывает (на вилке) овощ остальным участникам и дает
попробовать ребенку. Тот пробует и называет овощ.
Раунд 6
На магнитной доске изображение незаполненного кроссворда.
4
Разгадай слово.
1. Его готовили из клюквы и пили при простуде.
(Морс)
2. Вместо него грязь с рук стирали щавелем.
(Мыло)
3. Эту ягоду любят не только люди, но и медведи.
(Малина)
4. Этим приспособлением очищают воду. (Фильтр)
5. Этот человек лечил людей в старину. (Знахарь)
6. Эту ароматная трава успокаивает и ее добавляют
в чай. (Мята)
7. Как в старину называли место для мытья?
(Мыльня)
2
3
ф
м
и
5
6
1
м
а
л
з
м
7
м
ы
л
ь
н
я
о
л
и
т
а
т
р
о
н
р
х
а
с
а
а
р
ь
Раунд 7
На мониторе изображение каравая хлеба и солонки
Вопрос: Сохранился ли до наших дней обычай
подавать хлеб и соль? В каких случаях ему
следуют?
(Предполагаемые ответы: Обычай сохранился,
хлеб, соль подают уважаемым гостям, от этого
обычая произошло слово «хлебосолье»)
Выигрывает тот участник, кто больше всего набрал
фишек.
Победителя награждают призом.