Напоминание

"Самоанализ деятельности педагога дополнительного образования"


Автор: Вяткина Людмила Александровна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО г. Иркутска ДЮЦ "Илья Муромец2
Населённый пункт: г. Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Самоанализ деятельности педагога дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

«Самоанализ деятельности педагога дополнительного образования»

Выполнила: Вяткина Людмила Александровна,

методист МБУ ДО г. Иркутска

ДЮЦ « Илья Муромец».

На современном этапе требования к качеству и организации обучения в

учреждениях

дополнительного

образования

детей

усложняются

день

ото

дня.

Высокий уровень обучения напрямую зависит от компетенции ключевого субъекта

в образовательной системе – педагога. Специфическая работа преподавателей ДО

позволяет

создать

не

только

творче скую

и

развивающую,

но

и

высокопрофессиональную

атмосферу

на

своих

занятиях,

что

окажет

положительное влияние на качество работы всего образовательного учреждения.

Зачем анализировать работу педагога

Профессиональный рост любого преподавателя не возможен без умения не

предвзято рассматривать собственную работу и правильно воспринимать анализ

своей деятельности, проведенный другими педагогами – коллегами или даже

самими обучающимися.

Самоанализ деятельности педагога дополнительного образования – это

эффективный инструмент обнаружения недостатков в своей педагогической

практике и выработки необходимой стратегии «работы над ошибками». Правильно

проведенный самоанализ будет стимулом к улучшению результативности своей

деятельности и росту профессионализма.

Особую важность проблема самоанализа педагогической деятельности

приобретает на фоне недостаточного методического обеспечения процесса

дополнительного образования при одновременном повышении требований к

качеству образовательных услуг.

Основные функции анализа

Диагностическая;

Познавательная;

Преобразующая;

Самообразовательная.

Комплекс этих функций позволяет педагогу дополнительного образования

выработать стратегию усовершенствования своей деятельности, а администрации

образовательного учреждения объективно оценить уровень мастерства учителя.

Поскольку главным показателем эффективности работы педагога является

качественно проведенный урок, то владеть приемами анализа этой основной

формы обучения просто необходимо как самим учителям, так и тем, кто

осуществляет руководство в образовательном учреждении.

Самоанализ педагога дополнительного образования прежде всего должен

охватывать следующие важные моменты:

Организационная сторона подготовки к занятию. Этот компонент

включает в себя пунктуальность и подготовленность педагога, готовность к

урокам учеников, наличие плана, необходимого методического и материального

обеспечения (пособия, планируемое к использованию оборудование) и санитарное

состояние помещения;

Содержание. В этом критерии принимается во внимание не только

насыщенность преподносимого материала и его соответствие цели урока, но и

грамотность педагога, использование дополнительных информационных ресурсов

и различных методов стимулирования учеников. По содержанию ответов

учащихся определяется уровень их знаний, владение грамотной речью,

заинтересованность в предмете;

Воспитательная сторона. Важно обратить внимание, стремится ли

педагог связывать преподносимый материал и методы проведения уроков с

нравственной стороной жизни – обращает ли внимание учеников на

необходимость взаимопомощи и честности, поощряет ли и стимулирует

стремление к хорошей дисциплине на занятиях и общей культуре поведения,

является ли в этом для них примером;

Методический компонент. Изучаются и анализируются методы и

приемы, используемые педагогом в течение урока, например, как объясняется

материал и проводится опрос, эффективно ли используются наглядные пособия и

применяемые технические средства, качество практических работ, способы

закрепления полученных знаний, ведение учащимися тетрадей;

Манера поведения педагога. Этот критерий позволяет оценить

степень уверенности и заинтересованности педагога в своем предмете, его

взаимоотношения с учащимися и их доверие друг к другу, тактичность,

авторитетность и владение мастерством педагогического и воспитательного

влияния на учеников.

Результаты наблюдения заносятся в оценочный лист педагога дополнительного

образования, полученная информация анализируется, а затем формулируются

замечания и рекомендации. Форма рекомендуемого оценочного листа позволяет

коротко внести все необходимые сведения, включая собственную оценку педагога.

При таком комплексном подходе анализ каждого критерия позволит дать

объективную оценку деятельности педагога и подготовить обоснованные

рекомендации по дальнейшему совершенствованию работы.

Анализ собственной педагогической деятельности

Те же критерии являются главным ориентиром и для самоанализа педагогом

дополнительного образования своей работы. При проведении самоанализа

педагогу дополнительного образования рекомендуется обдумать и принять во

внимание следующие факторы:

Насколько удалось передать учащимся место и важность данного урока в

общем курсе предмета ;

Достигнуты ли поставленные цели, если нет, то в чем причина неудачи;

Использован ли весь необходимый объем материала;

Определить степень усвоения учениками материала;

Дать собственную оценку эффективности использованных на занятии методов и

приемов;

Оценить организацию работы учащихся, степень их заинтересованности и

активности;

Объективно ли оценивалась работа учеников;

Какой была атмосфера на занятии с психологической точки зрения.

Эти вопросы анализа занятий помогут увидеть педагогам дополнительного

образования области, которые нуждаются в коррекции и улучшении. Принятые в

связи с этим меры способствуют не только росту компетенции и

профессионализма преподавателя, но и повышению качества обучения в такой

специфической и очень нужной сфере, как дополнительное образование.



В раздел образования