Напоминание

Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.


Автор: Иванова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 41"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Речевое дыхание - это основа звучащей речи, источник образования звуков,

голоса.

Оно

обеспечивает

нормальное

голосообразование,

правильное

усвоение

звуков,

способно

изменить

силу

их

звучания,

помогает

верно

соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать

речевую мелодику. Правильное использование дыхания в речи заключается,

во-первых, в экономном и равномерном расходовании воздуха, во-вторых, в

своевременном и незаметном наполнении запаса его (на паузах).

Основная часть.

Предлагаю вашему вниманию систему работы, которую мы апробируем с

нашими

детьми.

Чтобы

ребёнок

осознал,

понял

и

научился

говорить,

выразительно необходима систематическая работа по развитию следующих

просодических компонентов:

1.Дыхание. Дыхание-основа нашей произносительной (внешней речи), от

него

зависят

чистота,

правильность

и

красота

голоса. В

большинстве

случаев,

при неправильном

произношении

отмечаются

различные

несовершенства дыхания. Нередко дети с имеют ослабленный вдох и выдох,

говорят

тихо,

затрудняются

в

произнесении

длинных

фраз.

При

нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как

дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не

договаривают

слова

и

нередко

в

конце

фразы

произносят

их

шепотом.

Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе,

отчего

речь

становится

нечеткой,

судорожной,

с

захлебыванием.

Укороченный

выдох

заставляет

произносить

предложения

в

ускоренном

темпе, без соблюдения логических пауз.

Поэтому одно из основных направлений работы педагога является работа по

формированию правильного дыхания. Научив ребёнка «правильно» дышать,

воспитав

длительный

речевой

выдох,

мы,

тем

самым,

создадим

необходимую базу для овладения правильным звукопроизношением.

Для начала, на 1 этапе, нужно научить ребёнка дифференцировать носовой и

ротовой выдох. С этой целью предлагаются 4 простых упражнения, которые

не только подготовят детей к правильному речевому дыханию, но и будут

хорошим профилактическим средством от простуды.

1. Вдох ртом, выдох носом.

2. Вдох ртом, выдох ртом.

3. Вдох носом, выдох ртом.

4. Вдох носом, выдох носом.

После того как ребёнок научился различать носовой и ротовой вдох и выдох,

можно приступить к воспитанию диафрагмального дыхания. Диафрагма - это

самая

большая

мышца

в

организме.

Медики

часто

называют

диафрагму

венозным сердцем, так много она значит для кровообращения, она разделяет

грудную

и

брюшную

полости,

охраняя

сердце

и

легкие

от

случайных

повреждений, например, если человек встанет на голову.

Чтобы сказать на дыхании фразу, нужен достаточный объем воздуха, который

проходя

постепенно,

струей

через

связки,

заставит

наш

"голосовой

инструмент"

звучать.

Это

и

обеспечивает

диафрагмальное

дыхание.

Дыхание же наших детей, в основном, верхнеключичное, поверхностное, а

значит, объёма воздуха, которой вдохнул ваш ребёнок будет недостаточно для

нормальной

речи.

Выход

один:

научить

ребёнка

дышать

не

«плечами»

(обратите внимание, как вздрагивают плечи Вашего малыша при вдохе), а

животом. На начальном этапе упражнения по воспитанию диафрагмального

дыхания лучше проводить лёжа.

1. Лечь на спину, на живот положить плоский небольшой груз. Сделать

глубокий, но не слишком длинный вдох через нос и ЖИВОТОМ (груз при

этом должен слегка приподняться), затем длительный выдох через рот (груз

опускается).

2. Это же упражнение, но без груза.

3. Это же упражнение, но без груза и сидя.

После

воспитания

диафрагмального

дыхания,

можно

приступить

непосредственно

к

развитию

речевого

дыхания.

Для

качественной

организации

воспитательно-образовательного

процесса

был

разработан

перспективный

план

по

формированию

у

детей

правильного

дыхания.

Работая с детьми младшего возраста, мы добиваемся от них длительного

речевого выдоха, учимся одном выдохе произносить 3-4 слога. Со средней

группы

вырабатываем

дифференцированное

дыхание.

В

старшем

дошкольном возрасте эти навыки совершенствуются.

Эти приёмы широко представлены и в литературе, и на страницах Интернета.

Мы

предлагаем

Вам

те

упражнения,

которые,

с

нашей

точки

зрения,

являются, с одной стороны, наиболее эффективными, с другой стороны, не

требуют каких-либо специальных пособий и не занимают много времени.

Мы

считаем,

что

в

д/с

необходимо

создавать

условия

для

работы

над

дыханием,

а

именно:

организовывать смотры

по

использованию

дыхательных упражнений в работе всех педагогов ДОУ, в каждой группе

организовать «Уголки-дыхания» (Материал, представленный в уголках может

быть

самым

разнообразным

-

это

атрибуты

для

игр,

макеты,

модели,

настольно-печатные

игры,

и

др.); для привлечения родителей оформлять

родительские уголки, где предоставляется вся информация для родителей по

данной проблеме, советы и памятки, журналы, наглядный материал.

Развитие правильного физиологического дыхания.

Цель:

координация

ротового

и

носового

дыхания,

выработка

нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы, т.е.

проведение дыхательных гимнастик (см. приложение).

Во время выполнения дыхательных упражнений необходимо следить,

чтобы дети соблюдали следующие правила:

- вдыхали воздух через рот и нос, а выдыхали через рот;

-

вдыхали

бесшумно,

при

выдохе

не

набирали

слишком

много

воздуха, не выдыхали весь воздух полностью и сохраняли небольшой запас

в

легких

(выдох должен

быть

естественным,

экономным,

без

усилий,

дыхание не форсированное);

- «добирали» воздух только между смысловыми отрезками во фразе;

- следили за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения

мышц шеи, рук, груди, чтобы плечи не поднимались при вдохе;

- учились дышать свободно, избегая судорожности и толчков в

дыхании;

-

учились

необходимости

сочетать

выдох

с

работой

артикуляционного и голосового аппарата.

2) Введение голосовых упражнений.

Особо обратить внимание детей на различную высоту, силу, тембр

голоса. Необходимо отметить, что еще на этапе формирования правильного

физиологического дыхания при систематическом повторении классических

упражнений (см. приложение) дети уже тогда начинают ощущать разницу в

направлениях воздушной струи и учатся правильно ее регулировать. В работе

над

непосредственно

речевым

дыханием

следует

придерживаться

следующего алгоритма работы:

- дыхательные упражнения без участия голоса;

- дыхательные упражнения на материале гласных звуков;

- дыхательные упражнения на материале согласных звуков;

- дыхательные упражнения на материале слогов, а затем слов;

- дыхательные упражнения на материале предложений и фраз.

3) Обучение умению пользоваться добором воздуха на паузах.

Это лучше всего отрабатывается на материале слоговых рядов, слов и

стихотворений с проблемными звуками каждого ребенка. Подобная работа

поможет попутно устранить элементы скандированной речи у детей.

В итоге работы по данному направлению дети могут в разной степени:

-

освоить

технику

нижнереберного

диафрагмального

дыхания

с

активизацией мышц брюшного пресса;

- научиться сознательно регулировать ритм дыхания, а также

правильному

соотношению

вдоха

и

выдоха,

распределению

выдоха

на

определенные речевые отрезки;

- научиться согласованию процессов дыхания и голосоведения.

Механизмы

формирования

подвижности

мышц

артикуляционного

аппарата:

это

регулярное

проведение

артикуляционномимической

гимнастики (см. приложение).

Упражнения помогут создать:

1 .

Не р вно -мы шечны й

ф о н

для

о тр а бо тк и

точны х

и

координированных движений, необходимых для звучания полноценного

голоса, ясной и четкой дикции.

2. Помогут предотвратить патологическое развитие движений

артикуляции.

3.

Снять

излишнюю

напряженность

артикуляционной

и

мимической

мускулатуры,

выработать

необходимые

мышечные

д в и ж е н и я

д л я

с в о б о д н о г о

в л а д е н и я

и управления

частями

артикуляционного аппарата.

4. Помогут натренировать мышцы нижней челюсти, губ, языка,

мягкого неба, мимических мышц (для этого используются статические и

динамические упражнения). Все упражнения выполняются перед зеркалом.

При

проведении

артикуляционно-мимической

гимнастики

нужно

следить, чтобы дети обязательно выполняли следующие правила:

избегали сопутствующих движений (работает только группа мышц);

выполняли упражнения в спокойном темпе, без усилий, стремясь к

плавному и ритмическому выполнению движений.

Таким

образом,

регулярные

занятия

дыхательной

гимнастикой

способствуют формированию правильного речевого дыхания с удлиненным,

постепенным выдохом. Это позволит детям произносить различные по длине

речевые

отрезки

без

напряжения,

без

особых

усилий.

Контроль

за

правильным речевым дыханием осуществляется с помощью ладони, если

положить ее на область диафрагмы.

Дыхание, голосообразование и артикуляция – взаимообусловленные

процессы,

поэтому

тренировку

дыхания,

улучшение

голоса

и

уточнение

артикуляции проводится одновременно, не фиксируя внимание только на

одном направлении работы.



В раздел образования