Автор: Синева Галина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 152
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: доклад
Тема: Методы экологического образования детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Методы экологического образования детей дошкольного
возраста.
Ознакомление дошкольников с природой, это - средство образования
в их сознании реалистических знаний об окружающей природе,
основанных на чувственном опыте и воспитании правильного
отношения к ней.
.
В педагогическом процессе детского сада используются различные
методы обучения (наглядные, практические, словесные).
Методы
обучения
—
это
способы
совместной
деятельности
воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование
знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.
При
ознакомлении
детей
с
природой
широко
используются
все
указанные методы.
К наглядным
методам относятся
наблюдение,
рассматривание
картин,
демонстрация
моделей,
кинофильмов,
диафильмов,
диапозитивов.
Наглядные
методы
с
наибольшей
полнотой
соответствуют
возможностям
познавательной
деятельности
детей
дошкольного
возраста,
позволяют
сформировать
у
них
яркие,
конкретные представления о природе.
Практические
методы —
это
игра,
элементарные
опыты
и
моделирование.
Использование
этих
методов
в
процессе
ознакомления
с
природой
позволяет
воспитателю
уточнять
представления
детей,
углублять
их
путем
установления
связей
и
отношений
между
отдельными
предметами
и
явлениями
природы,
приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в
применении знаний.
Словесные методы — это рассказы воспитателя и детей, чтение
художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы
используются
для
расширения
знаний
детей
о
при роде,
систематизации
и
обобщения
их.
Словесные
методы
помогают
формировать
у
детей
эмоционально
положительное
отношение
к
природе.
В
работе
по
ознакомлению
детей
с
природой
необходимо
использовать
разные
методы
в
комплексе,
правильно
сочетать
их
между
собой.
Выбор
методов
и
необходимость
комплексного
их
использования
определяются
возрастными
возможностями
детей,
характером воспитательно-образовательных задач, которые решает
воспитатель.
Разнообразие
самих
объектов
и
явлений
природы,
которые
должен
познать
ребенок,
также
требует
использования
разнообразных методов.
Например,
формирование
знаний
об
образе
жизни
кролика
невозможно
без
наблюдений,
о
способах
ухода
за
комнатными
растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда —
при
проведении
опытов
или
игр.
Знания
о
диких
животных
формируются во время чтения или рассказа воспитателя
Наблюдение - метод чувственного познания природы. Обеспечивает
непосредственный
контакт
с
природой,
живыми
объектами,
окружающей средой.
Наблюдение —
это
специально
организованное
воспитателем,
целенаправленное,
более
или
менее
длительное
и
планомерное,
активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
Целью
наблюдения может
быть
усвоение
разных
знаний
—
установление
свойств
и
качеств,
структуры
и
внешнего
строения
предметов,
причин
изменения
и
развития
объектов
(растений,
животных) сезонных явлений.
Этот
метод
является
основным
способом ознакомления
дошкольников с природой, т.к. - это главный способ формирования у
дошкольников
конкретных
(сенсорных)
представлений
о
природе,
основа образного мышления.
Основной
запас
накопленных
ребенком
в
дошкольном
возрасте
знаний — это представления, т. е. образы воспринятых им ранее
объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче
ребенку
использовать
его
в
практической
и
познавательной
деятельности.
А
для
этого
необходимы
частые
непосредственные
встречи с природой, наблюдение за ее объектами.
Наблюдение
позволяет показать детям природу
в
естественных
условиях
во
всем
ее
многообразии,
в
простейших,
наглядно
представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных
явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы.
Систематическое
использование
наблюдения
в
ознакомлении
с
природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности
и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из
важнейших задач умственного воспитания.
Для
успешного
достижения
поставленной
цели
воспитатель
продумывает
и
использует специальные
приемы,
организующие
активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать,
к
сравнивать
объекты
между
собой,
устанавливать
связи
между
отдельными объектами и явлениями природы.
Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и
детей,
чтобы
полученные
знания
усвоились.
Так
как
наблюдение
требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен
регулировать его по времени, объему и содержанию.
Наблюдение
природы
является неисчерпаемым
источником
эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.
Воспитатель использует разные виды наблюдения.
Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и
животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей
тех
или
иных
объектов,
их
свойств,
признаков,
к ач е с т в
используется распознающее
наблюдение.
О н о
о б е с п е ч и в а е т
накопление у детей ярких, живых знаний о природе.
Используется
и наблюдение,
способствующее
формированию
представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных
изменениях в природе.
Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое
явление по отдельным его признакам. Например, определить по цвету,
зрелый
или
незрелый
плод;
узнать
по
упавшему
семени,
какому
дереву оно принадлежит, по следу — какое животное прошло, и т. д.
Наблюдение
может
проводиться как
с
отдельными
детьми, с
небольшими
группами ( в
3 — 6
ч е л о в е к ) ,
т а к
и с о
в с е й
группой воспитанников.
Это
зависит
от
цели
и
содержания
наблюдения, а также задач, стоящих перед воспитателем. Так, на
занятии
можно
наблюдать
за
животными
и
растениями,
трудом
взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется фронтально.
На
экскурсии
наблюдение
организуется
со
всеми
детьми,
с
маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке
природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми
или с небольшими подгруппами.
В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно
может быть индивидуальным, групповым и фронтальным.
В зависимости от объекта и возраста детей, от поставленных задач
наблюдения
могут
быть эпизодическими,
продолжающимися
несколько минут, и длительными, которые ведутся в течение многих
дней, а иногда и недель и итоговыми (обобщающими).
Наблюдения можно проводить:
- на прогулках и во время экскурсий;
- в уголке природы;
- на земельном участке ДОУ;
- на занятиях..
На
прогулках можно,
наблюдать
погоду,
небо
(движение
облаков,
радугу, закат солнца и др.), сезонные изменения в жизни растений и
животных (появление листьев и цветков, листопад, прилет и отлет
птиц).
Наблюдения
эти
обычно
кратковременны,
но
проводятся
многократно за одним и тем же объектом или явлением природы. На
ежедневных прогулках и экскурсиях нужно обращать внимание на
характерные сезонные изменения в жизни растений и животных.
Т.к.
наблюдения
на
экскурсиях
случайны
и
обычно
очень
кратковременны, то наблюдения, начатые па прогулке или экскурсии,
продолжают в уголке природы. Приведем пример. На прогулке дети
наблюдают
за
гусеницами,
рассматривают
их
внешний
вид
и
передвижение. Воспитатель сажает пойманных гусениц в банку со
свежей веткой того деревца, с которого они взяты, и переносит ее в
уголок
природы.
Детям
дают
задание:
«Посмотрите
завтра,
что
случится с этой веточкой». На другой день они обнаруживают, что
листья
у
веточки
обглоданы
гусеницами,
и,
следовательно,
устанавливают приносимый ими вред.
На участке ДОУ можно наблюдать, как происходит рост растений, их
цветение и плодоношение.
Также на земельном участке ДОУ можно продолжить наблюдения,
начатые на экскурсии или прогулке. Так, например, можно создать
уголок из дикорастущих растений, перенесенных из леса и с луга,
ухаживать за ними, наблюдать за ростом растений, и затем сравнивать
эти растения с оставшиеся, например, в парке.
Подытожив
свои
наблюдения,
можно
сделать
вывод:
растения,
за
которыми ухаживали, растут быстрее, стали крупнее, красивее.
На занятиях с натуральными объектами детей учат рассматривать и
правильно
называть
части
растений
и
животных.
На
некоторых
занятиях дети наблюдают, как питаются, передвигаются животные.
Так, на занятиях в группах раннего возраста дети второго года жизни
могут
наблюдать
котенка,
щенка,
цыпленка,
птичку
в
клетке,
плавающую в тазу рыбку, летом ― лягушку, жука.
Основным приемом воспитателя на занятии является показ с такими
пояснениями, которые приближают объект к детям («Поплыла рыбка к
Нине, а теперь к Тане» и т.п.). Это повышает интерес у маленьких
детей
к
наблюдениям.
То
же
значение
имеет
пересадка
рыб
из
аквариума в таз, а затем обратно в аквариум.
Для фиксации, закрепления того, что дети наблюдают, могут служить
зарисовки и лепка объектов, рассказы о виденном, игры, игрушки.
Согласно
«Программе
воспитания
в
детском
саду»
дети
подготовительной
к
школе
группы
круглый
год
ведут
наблюдения
погоды
и
сезонных
изменений
в
жизни
растений
и
животных
и
фиксируют их в рисунках на отдельных листах (74 или/е листа), из
которых составляют календарь природы.
2. Использование иллюстративно-наглядного материала в работе с
детьми
Знакомя
детей
с
природой,
педагог
использует
разнообразный
иллюстративно-наглядный
материал:
дидактические
картины,
репродукции
с
художественных
картин,
фотографии,
диапозитивы,
модели, диафильмы, кино- и телефильмы.
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в
жизни
ребенка
-
это
период
его
бурного
роста
и
интенсивного
развития, период непрерывного совершенствования физических и
психических
возможностей,
начало
становления
личности.
Достижением
первых
семи
лет
является
с та н о вл е н и е
самосознания:
ребенок
выделяет
себя
из
предметного
мира,
начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей,
осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном
мире,
вычленять
его
ценности. В
этот
период
закладываются
основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок
начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Все
выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое
значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский
видел
в
природе
источник
знаний,
средство
для
развития
ума,
ч у в с т в
и
в о л и .
К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы
сообщать
им
все
доступное
и
полезное
для
их
умственного
и
словесного
развития.
Одно
из
первых
-
исследование
Э.
И.
Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, -
показало,
как
важна
правильная
организация
чувственного
восприятия
объектов
природы:
продуманное
руководство
наблюдениями
дает
детям
много
впечатлений,
которые
преобразуются
в
конкретные
и
обобщенные
представления,
способствуют
развитию
речи. Именно
на
этапе
дошкольного
детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе,
накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него
формируются
первоосновы
экологического
мышления,
сознания,
закладываются начальные элементы экологической культуры. Но
происходит
это
только
при
одном
условии:
если
взрослые,
воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой:
понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их
поводу,
показывают
маленькому
человеку
прекрасный
мир
природы,
помогают
наладить
взаимоотношения
с
ним.
Ознакомление
дошкольников
с
природой,
это
-
средство
образования в их сознании реалистических знаний об окружающей
природе,
основанных
на
чувственном
опыте
и
воспитании
правильного отношения к ней. Отсутствие у детей знаний, верно
отражающих действительность, приводит нередко к образованию у
них
различных
предрассудков
и
суеверий.
Неправильные
представления
часто
служат
причиной
недоброжелательного
отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей,
полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но
и
отрицательно
действует
на
психику
детей,
ожесточает
их.
Исправить имеющиеся неправильные представления значительно
труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень
важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные
сведения о природе, для этого необходимо направлять процесс
восприятия
ими
природы.
Без
приближения
детей
к
природе
и
широкого
использования
ее
в
воспитательно-образовательной
работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития
дошкольников
―
умственного,
эстетического,
нравственного,
трудового и физического.
Для этого нужно: Формировать у детей элементарные знания о
природе…
Система
знаний
о
природе
включает
знания
об
ее
объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и
отношениях
между
ними.
Знания
о
природе
у
детей
дошкольного
возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены
существенные, но внешние выраженные признаки, связи и отношения.
Бережное отношение к природе невозможно сформировать только на
основе
знаний.
Труд
в
природе
является
проявлением
активной
заботы
о
ней. Развивать у
детей
трудовые
навыки и
умения.
Понимание
детьми
необходимости
создания
тех
или
иных
благоприятных
условий,
основанное
на
знаниях
и
подкрепленное
прочными
трудовыми
навыками
и
умениями,
создает
основу
для
подлинной любви к природе. Труд детей в природе дает реальные
результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и
желание ухаживать за растениями и животными. Воспитывать у детей
любовь
к
природе
и
необходимости
охраны
природы
–
насущной
заботы
всего
человечества.
Особое
значение
для
формирования
бережного отношения к природе имеют знания о живом организме,
умение отличать его от объектов неживой природы.