Напоминание

Методы экологического образования детей дошкольного возраста.


Автор: Синева Галина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 152
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: доклад
Тема: Методы экологического образования детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методы экологического образования детей дошкольного

возраста.

Ознакомление дошкольников с природой, это - средство образования

в их сознании реалистических знаний об окружающей природе,

основанных на чувственном опыте и воспитании правильного

отношения к ней.

.

В педагогическом процессе детского сада используются различные

методы обучения (наглядные, практические, словесные).

Методы

обучения

это

способы

совместной

деятельности

воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование

знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

При

ознакомлении

детей

с

природой

широко

используются

все

указанные методы.

К наглядным

методам относятся

наблюдение,

рассматривание

картин,

демонстрация

моделей,

кинофильмов,

диафильмов,

диапозитивов.

Наглядные

методы

с

наибольшей

полнотой

соответствуют

возможностям

познавательной

деятельности

детей

дошкольного

возраста,

позволяют

сформировать

у

них

яркие,

конкретные представления о природе.

Практические

методы

это

игра,

элементарные

опыты

и

моделирование.

Использование

этих

методов

в

процессе

ознакомления

с

природой

позволяет

воспитателю

уточнять

представления

детей,

углублять

их

путем

установления

связей

и

отношений

между

отдельными

предметами

и

явлениями

природы,

приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в

применении знаний.

Словесные методы — это рассказы воспитателя и детей, чтение

художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы

используются

для

расширения

знаний

детей

о

при роде,

систематизации

и

обобщения

их.

Словесные

методы

помогают

формировать

у

детей

эмоционально

положительное

отношение

к

природе.

В

работе

по

ознакомлению

детей

с

природой

необходимо

использовать

разные

методы

в

комплексе,

правильно

сочетать

их

между

собой.

Выбор

методов

и

необходимость

комплексного

их

использования

определяются

возрастными

возможностями

детей,

характером воспитательно-образовательных задач, которые решает

воспитатель.

Разнообразие

самих

объектов

и

явлений

природы,

которые

должен

познать

ребенок,

также

требует

использования

разнообразных методов.

Например,

формирование

знаний

об

образе

жизни

кролика

невозможно

без

наблюдений,

о

способах

ухода

за

комнатными

растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда —

при

проведении

опытов

или

игр.

Знания

о

диких

животных

формируются во время чтения или рассказа воспитателя

Наблюдение - метод чувственного познания природы. Обеспечивает

непосредственный

контакт

с

природой,

живыми

объектами,

окружающей средой.

Наблюдение

это

специально

организованное

воспитателем,

целенаправленное,

более

или

менее

длительное

и

планомерное,

активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью

наблюдения может

быть

усвоение

разных

знаний

установление

свойств

и

качеств,

структуры

и

внешнего

строения

предметов,

причин

изменения

и

развития

объектов

(растений,

животных) сезонных явлений.

Этот

метод

является

основным

способом ознакомления

дошкольников с природой, т.к. - это главный способ формирования у

дошкольников

конкретных

(сенсорных)

представлений

о

природе,

основа образного мышления.

Основной

запас

накопленных

ребенком

в

дошкольном

возрасте

знаний — это представления, т. е. образы воспринятых им ранее

объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче

ребенку

использовать

его

в

практической

и

познавательной

деятельности.

А

для

этого

необходимы

частые

непосредственные

встречи с природой, наблюдение за ее объектами.

Наблюдение

позволяет показать детям природу

в

естественных

условиях

во

всем

ее

многообразии,

в

простейших,

наглядно

представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных

явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы.

Систематическое

использование

наблюдения

в

ознакомлении

с

природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности

и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из

важнейших задач умственного воспитания.

Для

успешного

достижения

поставленной

цели

воспитатель

продумывает

и

использует специальные

приемы,

организующие

активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать,

к

сравнивать

объекты

между

собой,

устанавливать

связи

между

отдельными объектами и явлениями природы.

Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и

детей,

чтобы

полученные

знания

усвоились.

Так

как

наблюдение

требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен

регулировать его по времени, объему и содержанию.

Наблюдение

природы

является неисчерпаемым

источником

эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.

Воспитатель использует разные виды наблюдения.

Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и

животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей

тех

или

иных

объектов,

их

свойств,

признаков,

к ач е с т в

используется распознающее

наблюдение.

О н о

о б е с п е ч и в а е т

накопление у детей ярких, живых знаний о природе.

Используется

и наблюдение,

способствующее

формированию

представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных

изменениях в природе.

Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое

явление по отдельным его признакам. Например, определить по цвету,

зрелый

или

незрелый

плод;

узнать

по

упавшему

семени,

какому

дереву оно принадлежит, по следу — какое животное прошло, и т. д.

Наблюдение

может

проводиться как

с

отдельными

детьми, с

небольшими

группами ( в

3 — 6

ч е л о в е к ) ,

т а к

и с о

в с е й

группой воспитанников.

Это

зависит

от

цели

и

содержания

наблюдения, а также задач, стоящих перед воспитателем. Так, на

занятии

можно

наблюдать

за

животными

и

растениями,

трудом

взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется фронтально.

На

экскурсии

наблюдение

организуется

со

всеми

детьми,

с

маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке

природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми

или с небольшими подгруппами.

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно

может быть индивидуальным, групповым и фронтальным.

В зависимости от объекта и возраста детей, от поставленных задач

наблюдения

могут

быть эпизодическими,

продолжающимися

несколько минут, и длительными, которые ведутся в течение многих

дней, а иногда и недель и итоговыми (обобщающими).

Наблюдения можно проводить:

- на прогулках и во время экскурсий;

- в уголке природы;

- на земельном участке ДОУ;

- на занятиях..

На

прогулках можно,

наблюдать

погоду,

небо

(движение

облаков,

радугу, закат солнца и др.), сезонные изменения в жизни растений и

животных (появление листьев и цветков, листопад, прилет и отлет

птиц).

Наблюдения

эти

обычно

кратковременны,

но

проводятся

многократно за одним и тем же объектом или явлением природы. На

ежедневных прогулках и экскурсиях нужно обращать внимание на

характерные сезонные изменения в жизни растений и животных.

Т.к.

наблюдения

на

экскурсиях

случайны

и

обычно

очень

кратковременны, то наблюдения, начатые па прогулке или экскурсии,

продолжают в уголке природы. Приведем пример. На прогулке дети

наблюдают

за

гусеницами,

рассматривают

их

внешний

вид

и

передвижение. Воспитатель сажает пойманных гусениц в банку со

свежей веткой того деревца, с которого они взяты, и переносит ее в

уголок

природы.

Детям

дают

задание:

«Посмотрите

завтра,

что

случится с этой веточкой». На другой день они обнаруживают, что

листья

у

веточки

обглоданы

гусеницами,

и,

следовательно,

устанавливают приносимый ими вред.

На участке ДОУ можно наблюдать, как происходит рост растений, их

цветение и плодоношение.

Также на земельном участке ДОУ можно продолжить наблюдения,

начатые на экскурсии или прогулке. Так, например, можно создать

уголок из дикорастущих растений, перенесенных из леса и с луга,

ухаживать за ними, наблюдать за ростом растений, и затем сравнивать

эти растения с оставшиеся, например, в парке.

Подытожив

свои

наблюдения,

можно

сделать

вывод:

растения,

за

которыми ухаживали, растут быстрее, стали крупнее, красивее.

На занятиях с натуральными объектами детей учат рассматривать и

правильно

называть

части

растений

и

животных.

На

некоторых

занятиях дети наблюдают, как питаются, передвигаются животные.

Так, на занятиях в группах раннего возраста дети второго года жизни

могут

наблюдать

котенка,

щенка,

цыпленка,

птичку

в

клетке,

плавающую в тазу рыбку, летом ― лягушку, жука.

Основным приемом воспитателя на занятии является показ с такими

пояснениями, которые приближают объект к детям («Поплыла рыбка к

Нине, а теперь к Тане» и т.п.). Это повышает интерес у маленьких

детей

к

наблюдениям.

То

же

значение

имеет

пересадка

рыб

из

аквариума в таз, а затем обратно в аквариум.

Для фиксации, закрепления того, что дети наблюдают, могут служить

зарисовки и лепка объектов, рассказы о виденном, игры, игрушки.

Согласно

«Программе

воспитания

в

детском

саду»

дети

подготовительной

к

школе

группы

круглый

год

ведут

наблюдения

погоды

и

сезонных

изменений

в

жизни

растений

и

животных

и

фиксируют их в рисунках на отдельных листах (74 или/е листа), из

которых составляют календарь природы.

2. Использование иллюстративно-наглядного материала в работе с

детьми

Знакомя

детей

с

природой,

педагог

использует

разнообразный

иллюстративно-наглядный

материал:

дидактические

картины,

репродукции

с

художественных

картин,

фотографии,

диапозитивы,

модели, диафильмы, кино- и телефильмы.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в

жизни

ребенка

-

это

период

его

бурного

роста

и

интенсивного

развития, период непрерывного совершенствования физических и

психических

возможностей,

начало

становления

личности.

Достижением

первых

семи

лет

является

с та н о вл е н и е

самосознания:

ребенок

выделяет

себя

из

предметного

мира,

начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей,

осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном

мире,

вычленять

его

ценности. В

этот

период

закладываются

основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок

начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Все

выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое

значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский

видел

в

природе

источник

знаний,

средство

для

развития

ума,

ч у в с т в

и

в о л и .

К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы

сообщать

им

все

доступное

и

полезное

для

их

умственного

и

словесного

развития.

Одно

из

первых

-

исследование

Э.

И.

Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, -

показало,

как

важна

правильная

организация

чувственного

восприятия

объектов

природы:

продуманное

руководство

наблюдениями

дает

детям

много

впечатлений,

которые

преобразуются

в

конкретные

и

обобщенные

представления,

способствуют

развитию

речи. Именно

на

этапе

дошкольного

детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе,

накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него

формируются

первоосновы

экологического

мышления,

сознания,

закладываются начальные элементы экологической культуры. Но

происходит

это

только

при

одном

условии:

если

взрослые,

воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой:

понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их

поводу,

показывают

маленькому

человеку

прекрасный

мир

природы,

помогают

наладить

взаимоотношения

с

ним.

Ознакомление

дошкольников

с

природой,

это

-

средство

образования в их сознании реалистических знаний об окружающей

природе,

основанных

на

чувственном

опыте

и

воспитании

правильного отношения к ней. Отсутствие у детей знаний, верно

отражающих действительность, приводит нередко к образованию у

них

различных

предрассудков

и

суеверий.

Неправильные

представления

часто

служат

причиной

недоброжелательного

отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей,

полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но

и

отрицательно

действует

на

психику

детей,

ожесточает

их.

Исправить имеющиеся неправильные представления значительно

труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень

важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные

сведения о природе, для этого необходимо направлять процесс

восприятия

ими

природы.

Без

приближения

детей

к

природе

и

широкого

использования

ее

в

воспитательно-образовательной

работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития

дошкольников

умственного,

эстетического,

нравственного,

трудового и физического.

Для этого нужно: Формировать у детей элементарные знания о

природе…

Система

знаний

о

природе

включает

знания

об

ее

объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и

отношениях

между

ними.

Знания

о

природе

у

детей

дошкольного

возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены

существенные, но внешние выраженные признаки, связи и отношения.

Бережное отношение к природе невозможно сформировать только на

основе

знаний.

Труд

в

природе

является

проявлением

активной

заботы

о

ней. Развивать у

детей

трудовые

навыки и

умения.

Понимание

детьми

необходимости

создания

тех

или

иных

благоприятных

условий,

основанное

на

знаниях

и

подкрепленное

прочными

трудовыми

навыками

и

умениями,

создает

основу

для

подлинной любви к природе. Труд детей в природе дает реальные

результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и

желание ухаживать за растениями и животными. Воспитывать у детей

любовь

к

природе

и

необходимости

охраны

природы

насущной

заботы

всего

человечества.

Особое

значение

для

формирования

бережного отношения к природе имеют знания о живом организме,

умение отличать его от объектов неживой природы.



В раздел образования