Автор: Ковешникова Юлия Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Родничок"
Населённый пункт: р.п.Линёво Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация авторской технологии "Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ОНР" как фактор успешной подготовки ребенка к школе"
Раздел: дошкольное образование
Ковешникова Юлия Евгеньевна
учитель-логопед Муниципального Казенного Дошкольного
Образовательного Учреждения (МКДОУ) д/с "Родничок"
рабочего посёлка Линёво Новосибирской области
"Реализация
авторской
технологии
"Развитие
фонематического восприятия у дошкольников с ОНР" как
фактор успешной подготовки ребенка к школе"
В последние годы в несколько раз увеличилось количество
детей с ОНР, нуждающихся в логопедической помощи. Такие
дети, как правило, затрудняются в усвоении понятий звук, слог,
слово,
плохо
различают
гласные
и
согласные
звуки,
не
дифференцируют понятия: слог-слово, слово-предложение; они
не могут выделить первый и последний звук в слове. Согласно
ФГОС ДО « речевое развитие включает развитие звуковой и
интонационной
культуры
речи,
фонематического
слуха
…,
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки
обучения
грамоте.»
Таким
образом,
успешное
обучение
в
школе
невозможно
без
сформированного
фонематического восприятия.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с
ОНР
(Р.Е.Левина,
Г.А.Каше,
Л.Ф.Спирова
и
др.),
а
также
практический опыт логопедической работы, обучение детей по
специализированным (коррекционным) программам позволяет не
только
полностью
устранить
речевые
нарушения,
но
и
сформировать
устноречевую
базу
для
овладения
элементами
грамоты еще в дошкольный период.
Моя деятельность, в должности учителя-логопеда,
основывается
на
взглядах
известных
ученых:
Гвоздева
А.И.,
Левиной Р.Е., Каше Г.А., Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., и др.,
которые
рассматривали
проблему
обучения
детей
с
ОНР,
имеющих
фонетико-фонематическое
недоразвитие,
с
разных
позиций.
Представленные
ими
коррекционные
методики
содержат взаимодополняющие методы и приемы, которые можно
эффективно использовать в процессе коррекционной работы с
детьми 5-7 лет, учитывая индивидуальные особенности детей и
условия организации обучения. Многолетний опыт работы по
данному направлению, условия развития детей в нашем ДОУ,
позволили мне определить наиболее эффективные пути в работе,
осуществить
отбор
результативных
методов
и
приемов,
что
нашло
отражение
в
авторской
технологии
"Развитие
фонематического
восприятия
у
дошкольников
с
ОНР".
В
современных
условиях
важно
успешное
развитие
речи
в
дошкольном
возрасте,
что
имеет
решающее
значение
для
последующего
систематического
обучения
родному
языку
в
школе.
Работая по программе я решала следующие задачи:
Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
Формирование
фонематического
слуха,
навыков
звукового анализа и синтеза;
Обогащение словарного запаса;
Формирование грамматического строя речи;
Развитие связной речи;
Обучение грамоте.
Представленный
опыт
направлен
на
развитие
фонематических процессов у детей с ОНР через основной вид
деятельности
–
игру.
Предлагаемые
в
программе
игры
и
упражнения
для
развития
фонематического
слуха
у
детей
я
провожу
на
фронтальных,
подгрупповых,
индивидуальных
занятиях, во время НОД и в режимных моментах. Начинается эта
работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает
все звуки речи, правильно произносимые детьми, а затем те,
которые
вновь
ставятся
(или
исправляются)
и
вводятся
в
самостоятельную речь. Кроме этого, с самых первых занятий я
одновременно провожу работу по развитию слухового внимания
и слуховой памяти, что позволит добиться более эффективных и
быстрых результатов развития фонематического восприятия. Во
в р е м я
п р о в ед е н и я
з а н я т и й
н е о бход и м о
у ч и т ы в а т ь
индивидуальные особенности каждого ребенка, видеть зону его
ближайшего развития, подходить к содержанию предложенного
материала творчески.
Работа
по
программе
предусматривается
по
нескольким
направлениям:
Диагностический блок.
Блок «Работа с детьми по развитию фонематического
восприятия».
Бл о к
« Р а б о т а
с
п е д а го г а м и
п о
р а з в и т и ю
фонематического восприятия у дошкольников с ОНР».
Бл о к
« Р а б от а
с
р од и т е л я м и
п о
р а з в и т и ю
фонематического восприятия у детей с ОНР».
Диагностика проводится с 1 по
15 сентября и с 1 по 15 мая каждого
у ч е б н о г о
г о д а .
П о
и т о г а м
диагностики
составляется
общая
картина
развития
всей
группы
и
каждого
конкретного
ребёнка.
Это
помогает спланировать и организовать
коллективную
и
индивидуальную
работу с детьми через определённую
с и с т е м у
з н а н и й , в
дальнейшем
отследить
результаты
проведённой
работы.
Ежедневное наблюдение за деятельностью детей помогло в
определении
индивидуального
подхода
в
подборке
игр
и
упражнений
на
развитие
фонематического
восприятия.
Мною
были
разработаны
комплексы
упражнений
и
заданий,
направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких
движений пальцев рук, дыхания, голоса, а также формирования
фонематического
восприятия.
Работа
с
предложенными
комплексами
позволила
улучшить
координацию
движений,
выработать
правильное
речевое
дыхание, развить интонационную
выразительность,
с о в е р ш е н с т в о в а т ь
н а в ы к и
фонематиче ского
анализа
и
синтеза.
.
Необычная
игровая
деятельность вызывала
у детей
ярко
выраженный
интерес
и
э м о ц и о н а л ь н ы й
н а с т р о й ,
предельно
мобилизовывало
их
внимание,
стимулировало
запоминание. Данные комплексы я реализовывала в любом виде
детской деятельности, на протяжении одной лексической темы.
Работа
с
родителями,
воспитателями,
музыкальным
руководителем
и
инструктором
по
физическому
воспитанию
строится по тематическому принципу. Это позволяет обеспечить
тесную
взаимосвязь
в
работе
педагогического
коллектива
и
устойчивую,
положительную
динамику
в
работе
по
развитию
фонематического
восприятия.
Для
данного
вида
работы
я
разработала технологическую карту, в которой собрано большое
количество
игр,
упражнений
и
заданий
на
разв итие
фонематического восприятия. Это делает процесс обучения более
интересным, занимательным и доступным.
Особенностью
технологической
карты
является
создание
модели
взаимодействия
педагогов,
родителей
в
процессе
коррекционно-развивающей
деятельности,
в
изменении
родительских
установок,
повышении
профессиональной
компетентности педагогов и обучении родителей новым формам
общения
и
поддержки
ребенка,
организации
предметной
коррекционно-развивающей
среды,
стимулирующей
развитие
фонематических процессов ребенка.
Положительные
результаты
достигаются
те сным
сотрудничеством учителя-логопеда и воспитателей. Поэтому в
технологии
представлено
комплексное
тематиче ское
планирование
для
осуществления
преемственности
учителя-
логопеда с воспитателем. Данное планирование охватывает все
направления коррекции речевых нарушений. В нём подобраны
задания
для
работы
с
подгруппой
детей,
индивидуально.
Например, отдельные артикуляционные упражнения, повторение
текстов, стихотворений, игры по совершенствованию словарного
запаса
детей
и
грамматического
строя
речи
и
т.д.,
включены
варианты
упражнений
по
развитию
мышления,
внимания,
памяти, различению звуков. Главное условие применения такого
планирования заключается в том, что виды заданий должны быть
знакомы детям и подробно объяснены воспитателю учителем-
логопедом.
На
каждый
день
предусмотрено
планирование
индивидуальной
работы
в
соответствии
с
планом
учителя-
логопеда.
Важным направлением модернизации образования является
обеспечение
государственной
гарантии
доступности
и
равных
возможностей
получения
полноценного
образования
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Правильная
речь
–
один из показателей готовности ребенка к обучению в школе,
залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. Если
вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики,
грамматики,
фонематических
процессов
и
др.,
то
у
детей
дошкольного
возраста
возникают
трудности
общения
с
окружающими, когда закомплексованность
будет мешать им
учиться
и
в
полной
мере
раскрывать
свои
природные
способности
и
интеллектуальные
возможности.
Поиски
эффективных
приемов
и
методов
коррекции
речи
является
приоритетным направлением и сегодня. Особенно актуально это
звучит
для
логопедических
групп.
Реализация
авторской
технологии дала возможность устранения и сведение к минимуму
отклонений в сенсорном, моторном, интеллектуальном и речевом
развитии;
предупреждения
нарушений
письма
и
чтения;
устранения
фонетико-фонематической
недостаточности;
формирования навыка звукового анализа, а затем и послогового
чтения; высокого уровня успеваемости в школе;