Напоминание

"Реализация авторской технологии "Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ОНР" как фактор успешной подготовки ребенка к школе"


Автор: Ковешникова Юлия Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Родничок"
Населённый пункт: р.п.Линёво Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация авторской технологии "Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ОНР" как фактор успешной подготовки ребенка к школе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ковешникова Юлия Евгеньевна

учитель-логопед Муниципального Казенного Дошкольного

Образовательного Учреждения (МКДОУ) д/с "Родничок"

рабочего посёлка Линёво Новосибирской области

"Реализация

авторской

технологии

"Развитие

фонематического восприятия у дошкольников с ОНР" как

фактор успешной подготовки ребенка к школе"

В последние годы в несколько раз увеличилось количество

детей с ОНР, нуждающихся в логопедической помощи. Такие

дети, как правило, затрудняются в усвоении понятий звук, слог,

слово,

плохо

различают

гласные

и

согласные

звуки,

не

дифференцируют понятия: слог-слово, слово-предложение; они

не могут выделить первый и последний звук в слове. Согласно

ФГОС ДО « речевое развитие включает развитие звуковой и

интонационной

культуры

речи,

фонематического

слуха

…,

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки

обучения

грамоте.»

Таким

образом,

успешное

обучение

в

школе

невозможно

без

сформированного

фонематического восприятия.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с

ОНР

(Р.Е.Левина,

Г.А.Каше,

Л.Ф.Спирова

и

др.),

а

также

практический опыт логопедической работы, обучение детей по

специализированным (коррекционным) программам позволяет не

только

полностью

устранить

речевые

нарушения,

но

и

сформировать

устноречевую

базу

для

овладения

элементами

грамоты еще в дошкольный период.

Моя деятельность, в должности учителя-логопеда,

основывается

на

взглядах

известных

ученых:

Гвоздева

А.И.,

Левиной Р.Е., Каше Г.А., Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., и др.,

которые

рассматривали

проблему

обучения

детей

с

ОНР,

имеющих

фонетико-фонематическое

недоразвитие,

с

разных

позиций.

Представленные

ими

коррекционные

методики

содержат взаимодополняющие методы и приемы, которые можно

эффективно использовать в процессе коррекционной работы с

детьми 5-7 лет, учитывая индивидуальные особенности детей и

условия организации обучения. Многолетний опыт работы по

данному направлению, условия развития детей в нашем ДОУ,

позволили мне определить наиболее эффективные пути в работе,

осуществить

отбор

результативных

методов

и

приемов,

что

нашло

отражение

в

авторской

технологии

"Развитие

фонематического

восприятия

у

дошкольников

с

ОНР".

В

современных

условиях

важно

успешное

развитие

речи

в

дошкольном

возрасте,

что

имеет

решающее

значение

для

последующего

систематического

обучения

родному

языку

в

школе.

Работая по программе я решала следующие задачи:

Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;

Формирование

фонематического

слуха,

навыков

звукового анализа и синтеза;

Обогащение словарного запаса;

Формирование грамматического строя речи;

Развитие связной речи;

Обучение грамоте.

Представленный

опыт

направлен

на

развитие

фонематических процессов у детей с ОНР через основной вид

деятельности

игру.

Предлагаемые

в

программе

игры

и

упражнения

для

развития

фонематического

слуха

у

детей

я

провожу

на

фронтальных,

подгрупповых,

индивидуальных

занятиях, во время НОД и в режимных моментах. Начинается эта

работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает

все звуки речи, правильно произносимые детьми, а затем те,

которые

вновь

ставятся

(или

исправляются)

и

вводятся

в

самостоятельную речь. Кроме этого, с самых первых занятий я

одновременно провожу работу по развитию слухового внимания

и слуховой памяти, что позволит добиться более эффективных и

быстрых результатов развития фонематического восприятия. Во

в р е м я

п р о в ед е н и я

з а н я т и й

н е о бход и м о

у ч и т ы в а т ь

индивидуальные особенности каждого ребенка, видеть зону его

ближайшего развития, подходить к содержанию предложенного

материала творчески.

Работа

по

программе

предусматривается

по

нескольким

направлениям:

Диагностический блок.

Блок «Работа с детьми по развитию фонематического

восприятия».

Бл о к

« Р а б о т а

с

п е д а го г а м и

п о

р а з в и т и ю

фонематического восприятия у дошкольников с ОНР».

Бл о к

« Р а б от а

с

р од и т е л я м и

п о

р а з в и т и ю

фонематического восприятия у детей с ОНР».

Диагностика проводится с 1 по

15 сентября и с 1 по 15 мая каждого

у ч е б н о г о

г о д а .

П о

и т о г а м

диагностики

составляется

общая

картина

развития

всей

группы

и

каждого

конкретного

ребёнка.

Это

помогает спланировать и организовать

коллективную

и

индивидуальную

работу с детьми через определённую

с и с т е м у

з н а н и й , в

дальнейшем

отследить

результаты

проведённой

работы.

Ежедневное наблюдение за деятельностью детей помогло в

определении

индивидуального

подхода

в

подборке

игр

и

упражнений

на

развитие

фонематического

восприятия.

Мною

были

разработаны

комплексы

упражнений

и

заданий,

направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких

движений пальцев рук, дыхания, голоса, а также формирования

фонематического

восприятия.

Работа

с

предложенными

комплексами

позволила

улучшить

координацию

движений,

выработать

правильное

речевое

дыхание, развить интонационную

выразительность,

с о в е р ш е н с т в о в а т ь

н а в ы к и

фонематиче ского

анализа

и

синтеза.

.

Необычная

игровая

деятельность вызывала

у детей

ярко

выраженный

интерес

и

э м о ц и о н а л ь н ы й

н а с т р о й ,

предельно

мобилизовывало

их

внимание,

стимулировало

запоминание. Данные комплексы я реализовывала в любом виде

детской деятельности, на протяжении одной лексической темы.

Работа

с

родителями,

воспитателями,

музыкальным

руководителем

и

инструктором

по

физическому

воспитанию

строится по тематическому принципу. Это позволяет обеспечить

тесную

взаимосвязь

в

работе

педагогического

коллектива

и

устойчивую,

положительную

динамику

в

работе

по

развитию

фонематического

восприятия.

Для

данного

вида

работы

я

разработала технологическую карту, в которой собрано большое

количество

игр,

упражнений

и

заданий

на

разв итие

фонематического восприятия. Это делает процесс обучения более

интересным, занимательным и доступным.

Особенностью

технологической

карты

является

создание

модели

взаимодействия

педагогов,

родителей

в

процессе

коррекционно-развивающей

деятельности,

в

изменении

родительских

установок,

повышении

профессиональной

компетентности педагогов и обучении родителей новым формам

общения

и

поддержки

ребенка,

организации

предметной

коррекционно-развивающей

среды,

стимулирующей

развитие

фонематических процессов ребенка.

Положительные

результаты

достигаются

те сным

сотрудничеством учителя-логопеда и воспитателей. Поэтому в

технологии

представлено

комплексное

тематиче ское

планирование

для

осуществления

преемственности

учителя-

логопеда с воспитателем. Данное планирование охватывает все

направления коррекции речевых нарушений. В нём подобраны

задания

для

работы

с

подгруппой

детей,

индивидуально.

Например, отдельные артикуляционные упражнения, повторение

текстов, стихотворений, игры по совершенствованию словарного

запаса

детей

и

грамматического

строя

речи

и

т.д.,

включены

варианты

упражнений

по

развитию

мышления,

внимания,

памяти, различению звуков. Главное условие применения такого

планирования заключается в том, что виды заданий должны быть

знакомы детям и подробно объяснены воспитателю учителем-

логопедом.

На

каждый

день

предусмотрено

планирование

индивидуальной

работы

в

соответствии

с

планом

учителя-

логопеда.

Важным направлением модернизации образования является

обеспечение

государственной

гарантии

доступности

и

равных

возможностей

получения

полноценного

образования

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Правильная

речь

один из показателей готовности ребенка к обучению в школе,

залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. Если

вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики,

грамматики,

фонематических

процессов

и

др.,

то

у

детей

дошкольного

возраста

возникают

трудности

общения

с

окружающими, когда закомплексованность

будет мешать им

учиться

и

в

полной

мере

раскрывать

свои

природные

способности

и

интеллектуальные

возможности.

Поиски

эффективных

приемов

и

методов

коррекции

речи

является

приоритетным направлением и сегодня. Особенно актуально это

звучит

для

логопедических

групп.

Реализация

авторской

технологии дала возможность устранения и сведение к минимуму

отклонений в сенсорном, моторном, интеллектуальном и речевом

развитии;

предупреждения

нарушений

письма

и

чтения;

устранения

фонетико-фонематической

недостаточности;

формирования навыка звукового анализа, а затем и послогового

чтения; высокого уровня успеваемости в школе;



В раздел образования