Автор: Дьяченко Татьяна Петровна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Калинка" г.Волгодонска
Населённый пункт: г.Волгодонск
Наименование материала: презентация
Тема: ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО- ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ ДС "КАЛИНКА" Г.ВОЛГОДОНСКА
Раздел: дошкольное образование
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ
ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО- ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ ДС «КАЛИНКА»
Г.ВОЛГОДОНСКА
АВТОР:
Т.П. ДЬЯЧЕНКО
Всё хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши.
Чтоб для них экология стала.
Не наукой, а частью души!
В.А. Сухомлинский
Сегодня, как никогда экологическое образование стало одной из актуальнейших
проблем современного общества.
Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым
ответственности за судьбу нашего общего дома - планеты Земля.
Да, Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен
заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-
оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-
личностное развитие детей. Экологоориентированное направление можно выделить
отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных
направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и
нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.
Реализация требований ФГОСТ ДОУ в области экологического воспитания дошкольников
предполагает формирование у дошкольников первичных экологических представлений и
понятий, являющихся основой для процесса экологического образования.
Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.
Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку,
не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но
пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.
Через общение с природой возможно обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной,
выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как
любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов,
требующих ответов.
Мы предположили, что совершенствовать свою деятельность по экологическому
воспитанию и обучению дошкольников и добиться более высоких результатов в работе
мы сможем, применяя инновационные образовательные технологии.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Для дальнейшей работы мы
определили цель:
-
повышение уровня экологической
культуры детей дошкольного
возраста,
-
воспитание с первых лет жизни
гуманной, социально активной,
творческой личности, способной
понимать и любить окружающий
мир, природу и бережно относиться
к ним.
Работая над этой проблемой, мы определили следующие
приоритетные направления:
1. Создание предметно-развивающей среды в группе, на
территории детского сада.
2. Широкое использование художественной литературы,
дидактических игр, интерактивных игр, проблемных
ситуаций.
3. Знакомство с опытно-экспериментальной
деятельностью.
Эти направления экологического воспитания мы успешно
реализуем посредством инновационных образовательных
технологий, таких как:
- здоровьесберегающие технологии
- технологии проектной деятельности
- технология исследовательской деятельности
- информационно-коммуникационные технологии
- игровые технологии
- технология «ТРИЗ»
Для реализации поставленной цели,
внедрения технологий нами были созданы
условия:
- разработан перспективный план, создана
развивающая среда по экологии,
- подобраны презентации, аудиокниги,
видеосюжеты, виртуальные экскурсии по
музеям мира,
- картотеки с подбором электронных д\и,
настольных игр,
- разработаны электронные д\и по экологии.
ЦЕЛЬ:
-обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья,
-формирование у него необходимых знаний, умений,
навыков по здоровому образу жизни.
Реализуются на занятиях по физической культуре:
-
«Путешествие в осенний лес»,
-
«Пожарные спасают лесных жителей»…
Спортивных развлечениях:
-
«Сказки зимнего леса»,
-
« В гостях у Лесовичка»…
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
На занятиях, в свободных видах деятельности широко
используется пальчиковая гимнастика:
- «Листья», «Осень», «Грибы», «Птицы», «Апельсин»…
После сна – гимнастика
пробуждения:
«Жуки проснулись»,
«Бабочка»…
Для поддержания здоровья проводятся
ежедневные прогулки на свежем воздухе
- «Четыре стихии»,
- «Природа Донского края»,
- «Юные защитники»,
- «У природы есть друзья – это ты, и это я»,
- «Наш участок»…
Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством
включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
П
роекты:
На прогулках ежедневно проводится трудовая
деятельность, которая развивает желание
детей оказывать посильную помощь взрослым.
ИЗГОТОВЛЕНЫ ЛЭПБУКИ
Проведены экскурсии в Дубравушку, по осеннему
городу, в экологический музей, детскую библиотеку…
Проведены занятия:
«Удивительные насекомые», «Планета Земля в опасности»,
«Четыре стихии», «Покормите птиц зимой», «В гости к осени»…
ЦЕЛЬ:
ЗНАКОМСТВО С ОБЪЕКТАМИ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ, ВРЕМЕНАМИ
ГОДА, СТИХИЯМИ ПРИРОДЫ; ЗАКРЕПЛЕНИЕ УМЕНИЯ УСТАНАВЛИВАТЬ ПРИЧИННО -
СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ; ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ, ЖЕЛАНИЮ ЗАБОТИТЬСЯ
О НЕЙ.
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОБЪЕКТАМИ ЖИВОЙ И НЕ
ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ:
«Посади тюльпан», «Подвяжи виноград», «Подкорми
виноград», Посади дерево памяти»( с ветеранами)…
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Изготовление кормушек, перекопка клумб, посадка
винограда, деревьев, кустарников, озеленение детского
сада «Сделаем сад цветущим», «Встреча
пернатых»(конкурс на лучший скворечник)…
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С
ИЗОРУКОВОДИТЕЛЕМ
РАБОТА В СОЦИУМЕ
Наш детский сад тесно сотрудничает с СЮТ, где дети
учатся моделировать, конструировать, обучаются
работе с компьютером
- ухаживать за своим участком,
- территорией ДОУ,
- видеть красоту природы,
- с заботой относиться к зимующим птицам,
- вырос интерес к познанию, живой и не живой природе,
- обогатился и накопился познавательный, практический
опыт.
В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ
ДЕТИ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ
НАУЧИЛИСЬ:
Технология исследовательской
деятельности
Цель: сформировать у дошкольников основные ключевые
компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
В группах проводятся
ОПЫТЫ:
СВОЙСТВА ВОДЫ,
с песком
зависимость
растений от
солнца, воды,
тепла и света
проходимость
света через
разные
предметы
ЗАВИСИМОСТЬ ГЛУБИНЫ СНЕГА ОТ
ВЕТРА, ЗАЩИТНЫХ ОБЪЕКТОВ
СОСТАВ ПОЧВЫ, ЛИСТЬЕВ
С целью проведения исследовательской деятельности
совместно с родителями были изготовлены пособия:
- флюгеры,
- султанчики,
- вертушки.
ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА
Планшеты для
занесения
ежедневных
наблюдений за
температурой
воздуха и
состоянием погоды.
В группах в зимний период времени были выращены
огороды
Ежедневно дети ухаживают
за комнатными растениями
•
Цель:
- привлекать пассивных детей к активной
деятельности;
- делать занятия более наглядными,
интенсивными.
Активизировать:
- познавательный интерес,
- мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные,
дифференцированные подходы в
образовательной деятельности.
информационно-коммуникационные
технологии
На сегодняшний день воспитателю доступен
довольно обширный выбор ИКТ в своей практике.
Это компьютер, использование сети интернет,
телевизор, видео, DVD, различного рода
мультимедиа – и аудио – визуальное оборудование.
В группах имеется электронная картотека
презентаций:
- «Подводный мир»;
- «Растительный мир Дона»;
- «Животный мир»;
-«Природные явления» и др.
Раньше эти темы было трудно донести до детей,
мало наглядного материала, но с появлением
Интернета и мультимедийной техники стало проще.
Такие презентации, помогают более глубоко, ярко,
интересно рассказать о прошлом, сравнить с
настоящим.
Систематически применяем на занятиях, в совместной
деятельности воспитателя и детей, на педчасах,
семинарах, родительских собраниях…
В работе используем разработанные мной электронные
игры:
«Когда это бывает», «Кто где живет», «Назови по
порядку»…
На занятиях и в совместной деятельности воспитателя и
детей применяем следующий инструментарий:
-СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК ПО НЕСТЕРЕНКО С ОТРИЦАНИЕМ «НЕ»,
-СОСТАВЛЕНИЕ ДЕВЯТИЭКРАННИКА
(прошлое, настоящее,
будущее объектов живой и не живой природы),
-МОЗГОВОЙ ШТУРМ,
-АЛГОРИТМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМВОЛОВ И СТРЕЛОК
(
последовательность действий
)
-МФО - ИЗОБРЕТЕНИЕ ЧЕГО - ТО НОВОГО (ПЛАТЬЕ ОСЕНИ, СЕАЗОЧНАЯ
ПТИЦА»,
-МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ МАЛЕНЬКИМИ
ЧЕЛОВЕЧКАМИ,
-пищевые цепочки,
-круги жизни…
ТЕХНОЛОГИЯ «ТРИЗ»
Цель: развитие творческого воображения,
нестандартного мышления
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
- «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ…»
- «ХОРОШО – ПЛОХО»
- «НРАВИТСЯ – НЕ НРАВИТСЯ»
- «Я ЗАДУМАЛА ПРЕДМЕТ»…
Строится как целостное образование,
охватывающее определенную часть
учебного процесса и объединенное
общим содержанием, сюжетом,
персонажем.
Цель: воспитывать заботливое
отношение ко всему живому, желание
оказывать помощь.
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Сюж. - рол. игры: «Ветеринарная лечебница»,
«Пожар в лесу», «МЧС»…
П\И «Ежик и мыши», «Хитрая лиса»
Цель: учить передавать повадки животных,
их передвижение, издаваемые звуки…
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ