Автор: Калинина Ольга Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Центр внешкольной работы №2
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа с одаренными детьми"
Раздел: дополнительное образование
Управление образования Администрации города Иванова
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр внешкольной работы № 2
Методическая разработка
Тема: «Работа с одаренными детьми»
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Калинина Ольга Александровна
Иваново 2016
Многие образовательные учреждения реализуют программы работы с
одаренными детьми. Необходимая среда для развития творческих,
интеллектуальных способностей есть во многих образовательных
учреждениях. Но одним из приоритетных направлений в этой области
является система дополнительного образования, обеспечивающая условия
для обучения, воспитания, развития способностей детей, подростков,
молодых людей. Это среда - для их роста и дальнейшей самореализации.
Посещение учреждений дополнительного образования является для ребёнка
добровольным, что даёт ему возможность выбора того или иного
объединения, соответствующего его интересам. Также ребенку
предоставляется выбор педагога, по тому или иному направлению, так как
чаще всего в учреждении работает не один педагог данного профиля.
Поэтому здесь с большей лёгкостью раскрываются таланты, способности,
проявляется одарённость детей, начиная с дошкольного возраста.
Взаимодействие педагога с одарённым ребёнком должно быть направлено на
оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи и поддержки.
Конечно, одним из аспектов успеха, в вокальном развитии одарённых детей,
является то, насколько сам педагог увлечён пением и владеет им. Во вторых,
конечно педагог должен иметь хороший контакт с ребенком, «ощущать» его,
чувствовать, быть с ним «на одной волне» В третьих, он должен нести
ответственность за свои действия, быть компетентным в вопросах
педагогики, психологии, поддерживать и развивать способности ребенка.
В- четвертых, педагог должен находить контакт с родителями, без поддержки
которых в современном творческом мире просто невозможно часто привести
ребенка к «ситуации успеха», добиться результативности, развития.
Из практики работы с детьми, видно, что у 90% детей можно поставить
голос и добиться нормального, красивого звучания. Основное отличие в
результатах заключается в том, что у вокально - одарённых обучающихся
наблюдается особая яркость, полётность голоса, его физическая сила,
самобытный тембр.
На занятии необходимо уделять внимание также развитию эмоциональной
сферы талантливых детей. Ребёнок, обладая образным мышлением, лучше
запоминает всё яркое, выразительное и охотнее стремится реализовать себя в
творческой деятельности, чем взрослый.
Многие обладают природными певческими голосами, но, как правило, все
голоса нуждаются в развитии и совершенствовании. Один
одарённый ребёнок чисто интонирует, но не умеет тянуть звуки на дыхании,
поет в низкой позиции;
другой, обладая ярким тембром голоса, поёт с задранной гортанью или
посылает звук «в затылок»; третий весьма музыкален и артистичен, с
большим диапазоном голоса, поёт позиционно точно, но
фальшиво, четвертый - имеет красивый тембр голоса, поет интонационно
точно, но не эмоционален, вял. Таких примеров может быть много. Для
выработки профессиональных качеств, требуются время и совместный труд
вокалиста и педагога.
Одним из важных условий воспитания навыков пения является
соблюдение правил певческой установки: положение корпуса, головы, плеч,
рук и ног во время пения. Специальное внимание уделяется чистоте
интонирования и певческому дыханию.
Важную роль в развитии дыхания играют упражнения по системе
Стрельниковой. Особое внимание следует обратить на распевки,
разучивание упражнений, способствующих развитию певческих навыков и
музыкальных способностей, расширению диапазона голоса.
При исполнении подобных упражнений создается эмоциональная творческая
атмосфера, способствующая тому, что голоса детей постепенно приобретают
естественное звучание, в них
появляется певучесть, звонкость, высота, полётность.
Для того чтобы дети пели эмоционально и выразительно привлекаются
необходимые традиционные приёмы: предварительная беседа о содержании
песни, характере её исполнения, объяснение новых непонятных слов.
Подбирая репертуар, педагог должен помнить о том, что развитие голоса
ребёнка должно быть постепенным, без торопливости.
При работе с детьми на начальном этапе нужно подбирать песни, которые
написаны в тесситуре юного вокалиста, не вызывают напряжение голосовых
связок, постепенно расширяют певческий диапазон.
Педагог должен внимательно следить за тем, чтобы ребенок не перегружал
голосовые связки, не пытался петь громко. Особое внимание уделять подбору
песенного репертуара: и выбирать его в соответствии с возрастом детей, их
вокальными возможностями, избегать того, чтобы дети пели репертуар
взрослых.
В работе с одарёнными детьми педагогу необходимо соблюдать
важнейшее условие для их развития – сохранение оригинальности,
неповторимости, стараться схоранить индивидуальность в каждом ребенке.
Заниматься с одарёнными детьми необходимо индивидуально.
Главная задача педагога состоит в том, что бы из своего привычного
набора упражнений подобрать для каждого певца именно то, что ему
необходимо в данный момент.
Ребенок должен чувствовать что он может добиться правильного
результата, что его голос звучит лучше, что пусть маленькими шагами, но он
приближается к своей цели. Ребенок должен осознавать те моменты, когда у
него что- то получается, когда он получает удовольствие от своего голоса,
своего пения, когда он понимает, на что способен.
Строение голосового аппарата имеет индивидуальные особенности в
каждом отдельно взятом случае. Поэтому педагогический подход к каждому
вокалисту субъективен. При работе с певцом, учитываются, в первую
очередь, физическое состояние голосового аппарата, физиологическое
строение и личностные особенности, психологическое и эмоциональное
состояния.
Работа с одаренными детьми не проста, в ней много своих сложностей
Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и
углубленной работе одарённых детей определяют требования к
психологической атмосфере занятий и к методам обучения.
При тесном контакте педагога и ребенка, могут возникать более тесные
личные связи и это хорошо, потому что у детей с высоким уровнем
креативности, с необычными запросами, атмосфера на занятии в студии
поможет ему раскрыться, проявить себя, поделиться своими идеями.
Педагог, работающий с талантливыми детьми должен и сам постоянно
совершенствоваться, быть профессионально грамотным, и, прежде всего,
увлечённым своим делом.
Этапы работы с одарёнными детьми в вокальном ансамбле, студии:
1. Выявление одарённых и талантливых детей. Проведение мониторинга,
направленного на определение наличия вокальных данных, музыкальных
способностей, тембра и диапазона голоса, эмоциональности и артистичности.
2. Организация воспитательного процесса в работе с одарёнными детьми.
Обеспечение необходимой техникой на занятиях ( ноутбук, звуковая
аппаратура, микрофоны), музыкальными инструментами(фортепино
или синтезатор).
Подбор репертуара для учебного процесса, просмотр концертов
профессиональных исполнителей и видеоклипов.
Развитие творческой личности ребёнка посредством приобщения его к
музыкально-певческому искусству, развитие вокальных данных,
соответствующих индивидуальности каждого одарённого ребёнка и
созданию его, так называемого, музыкально – артистического имиджа.
Подготовка концертных номеров и организация концертов. Творческие
мероприятия полезны: они активизируют работу, позволяют более
полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют
творческому росту обучающихся. Дети преображаются на глазах.
Анализ выступлений после концерта и на следующем занятии при
просмотре видеозаписей выступлений.
Постановка новых исполнительских задач для одарённых детей.
Расширение и усложнение репертуара.
Регулярные концертные и конкурсные выступления.
Добиться высоких результатов в вокальной технике недостаточно для
самореализации одарённого ребёнка. Обязательным условием творческого
потенциала является формирование у ребёнка чувства успешности, которое
достигается путём его участия в концертах, фестивалях, конкурсах.
Талантливый ребёнок испытывает потребность не только в
самосовершенствовании и показе своего таланта зрителям, он
испытывает тягу к соперничеству. Дети постоянно сравнивают свои
результаты с результатами других поющих детей, стремятся быть
похожими на уже добившихся успехов сверстников. Все талантливые
дети с особым интересом показывают свой талант на фестивалях,
конкурсах.
Новые виды творческой работы для одарённых детей: аудиозапись
собственного исполнения в профессиональной студии звукозаписи,
ротация на радио, включение песен в музыкальные сборники, публикации в
журналах с рассказом о своем творчестве.
3. Тесное сотрудничество с родителями одарённых детей. Не часто
родители способны вовремя заметить проявление талантливости у своих
детей и создать условия для её развития.
Семья имеет непосредственное отношение к развитию личности одарённого
ребёнка. Причём значение семьи для развития одарённого ребёнка всегда
остается решающим. От родителей, от их заинтересованности в творческом
становлении ребёнка и финансовых возможностей, напрямую зависит, какого
уровня в самореализации достигнет их талантливый ребёнок.
К сожалению, сегодня всё решают деньги. Большинство конкурсов
родителям не по карману. Чем выше уровень конкурса, тем дороже
организационный взнос, тем богаче должен быть костюм...
Задача педагога: наблюдать за семьями одарённых детей и выделить
следующие особенности:
высокая ценность образования в семье;
повышенное внимание к ребёнку;
выступление родителей в роли наставников;
детоцентричность семьи;
особое внимание к школьному обучению ребёнка и работе ребёнка в
студии.
Необходимость развивать потребность в познании музыкального
искусства, вокальных возможностей своей личности, умении понять глубину
воздействия музыки на человека – всё это является условием развития
одарённости. Каждый человек талантлив. Добьётся ли человек успеха, во
многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс
использовать свою одарённость.
Литература:
1. Бабаева Ю.Д. Потенциальная и скрытая одаренность // Начальная школа:
плюс-минус.-2000.-N 3.-С.29-35.
2. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых
талантов / утверждена президентом России 3 апреля 2012 г.
3. Психология одаренности: от теории к практике // Ред. Д. В. Ушаков.- М.:
ПЕР СЭ, 2000.
4. Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка /Сост.
Залепа Е.А., Люманова Л.Р., Алексюк М.И.– Симферополь, 2004.-136 с.__