Напоминание

Твоя профессиональная карьера


Автор: Федорова Марина Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ Долматовская ООШ №16
Населённый пункт: Александровского района
Наименование материала: Рабочая программа элективного курса
Тема: Твоя профессиональная карьера
Раздел: среднее образование





Назад




Элективный курс

«Твоя профессиональная карьера»

Пояснительная записка

В настоящее время социально-экономическое состояние общества обуславливает

развитие рыночных отношений не только в сфере экономики, но и в сфере труда и

занятости. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди

оказываются невостребованными на рынке труда. Для того чтобы не оказаться в подобной

ситуации молодой человек должен ориентироваться в ситуации на рынке труда, быть

конкурентоспособным и гибким в принятии разного рода решений, уметь представить

себя

в

более

выгодном

свете

для

работодателя,

а

для

этого

необходимо

адекватно

оценивать свои личные особенности, способности, возможности и потребности, а также

иметь четкое представление о своих профессиональных и жизненных планах.

Таким

образом,

в

современных

условиях

профессиональное

самоопределение

предполагает четко продуманный выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития

личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к

социокультурным и профессионально-производственным условиям.

Современные социально-экономические условия предопределяют принципиально

новые требования к процессу социализации молодого поколения. Сегодня на первый план

выдвигается идеал Успешного Человека, обладающего большим потенциалом знаний,

умений и навыков, которые он превращает в «рабочий капитал».

Курс

позволяет

учащимся

ориентироваться

в

профессиях

и

специальностях,

поможет в выборе деятельности, которая приведет к удовлетворению своих потребностей

и

поможет

реализоваться

применительно

к

способностям,

склонностям,

характеру,

темпераменту

конкретной

личности,

поможет

оценить

свои

возможности,

уменьшить

вероятность ошибок при выборе профессии.

Программа

профориентационного

курса

составлена

для

учащихся

9-ых,

предпрофильных классов, на основе факультативного курса «Я и моя профессия», автор Г.

Резапкина,

программы

«Твоя

профессиональная

карьера»

рекомендованной

департаментом

общего

среднего

образования

Министерства

образования

Российской

Федерации

Цели курса:

1)

Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря

специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе,

о мире профессионального труда.

2)

Помощь

учащимся

в

формировании

собственной

позиции

к

миру

профессий,

рынку труда, создание на ее основе портфеля достижений,

выбор маршрута

профессионального становления.

3)

Развитие у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных

социально-экономических условиях.

4)

Формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с

социумом.

Задачи курса:

1)

Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их

соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия,

формирования

адекватной

самооценки,

пробуждения

потребности

в

самосовершенствовании.

2)

Сформировать

положительное

отношение

к

самому

себе,

осознание

своей

индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в

будущей профессии;

3)

Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами

организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

Структура курса:

Курс состоит из трех равноценных частей. В первой части дается возможность

каждому узнать свои интересы и склонности; особенности темперамента, мышления,

памяти,

внимания.

Вторая

часть

знакомит

с

требованиями

различных

профессий;

учащиеся могут соотнести их со своими возможностями. Третья часть представляет собой

авторские

тренинги,

в

ходе

которых

актуализируется

процесс

профессионального

самоопределения, расширяются границы восприятия самого себя и других людей.

Форма проведения:

В

ходе

работы

с

учащимися

предусмотрено

использование

комплекса

психологических

методик,

направленных,

во-первых,

на

изучение

и

анализ

индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их

психологического развития.

В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации

занятий

и

методы

обучения:

комбинированный

урок,

конференция,

«круглый

стол»,

индивидуальные

и

групповые

беседы;

семинары,

описание

профессий,

встреча

с

представителями

отдельных

профессий,

диспут,

конкурс,

составление

и

решение

профориентационных

кроссвордов,

ролевые

игры,

творческие

этюды,

элементы

психодрамы,

метод

конкретных

ситуаций.

Он

более

других

методов

способствует

развитию изобретательности, умения решать проблемы с учетом конкретных условий. С

его помощью у подростков развиваются такие качества, как умение четко формулировать и

высказывать свою позицию, умение общаться, дискутировать, оценивать информацию, а,

кроме того, он способствует развитию у обучающихся чувства уверенности в себе. В

завершении

курса

учащимся

предлагается

творческая

работа,

которая

заключается

в

написании проектов по следующим темам: «Как я представляю своё будущее», «Как я

понимаю счастье», «В чём цель жизни» и т. д. Изучение курса предполагает активное

участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних

заданий различными упражнениями для самостоятельной работы.

Примерный перечень формируемых знаний и умений:

Учащиеся

должны

знать:

значение

профессионального

самоопределения,

требования к составлению профессионального плана; правила выбора профессии;

понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах,

мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и

психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о

темпераменте,

ведущих

отношениях

личности,

эмоционально-волевой

сфере,

интеллектуальных

способностях,

стилях

общения;

значение

творческого

потенциала человека, карьеры.

Учащиеся

должны

уметь:

соотносить

свои

индивидуальные

особенности

с

требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план

и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной

и

трудовой

деятельности;

анализировать

профессиограммы,

информацию

о

профессиях

по

общим

признакам

профессиональной

деятельности,

а

также

о

современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться

сведениями о путях получения профессионального образования.

Желательно занятия проводить в звукоизолированном помещении, где можно было

бы довольно быстро организовать учебное пространство — переставлять стулья и столы,

освобождать место для подвижных психотехнических упражнений.

Несмотря

на

наличие

плана

работы,

нельзя

свести

способ

ведения

занятий

с

подростками к четко запрограммированному; в намеченный замысел всегда могут быть

внесены изменения.

Описываемые занятия по форме, содержанию и способу организации учебной

деятельности,

по

принципам

взаимодействия

психолога

с

учащимися

во

многом

отличаются от традиционных уроков в школе, поскольку основаны, прежде всего, на

диалогичности

общения,

рефлексивной

позиции

ведущего,

безоценочном

принятии

учащихся.

Психолог, ведущий занятия, выступает в роли психолога, и педагога. Как учитель,

он

дает

теоретические

знания,

организует

и

направляет

учебную

деятельность

старшеклассников. Как психолог — профессионально осуществляет все диагностические

процедуры, проводя их анализ и интерпретацию таким образом, чтобы это служило как

целям обучения, так и формированию мотивации достижения у подростков, укреплению у

них

веры

в

свои

силы

и

возможности,

способствовало

групповой

рефлексии

и

благоприятному эмоциональному климату в классном коллективе.

При

получении

обратной

связи

от

подростков

и

интерпретации

данных

недопустимо использовать негативные оценочные характеристики. В то же время можно

открыто

выражать

свои

чувства

и

использовать

положительное

стимулирование

для

осуществления обратной связи.

Курс делает попытку реализовать задачу формирования успешности подростков,

подготовить их к взрослой жизни, научить решать личные и профессиональные проблемы,

возникающие в жизни.

Учебно-тематический план

элективного курса «Профессиональное самоопределение».

№ Тема занятия

Кол.

часов

Виды

деятельности

РАЗДЕЛ I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ.

1

Что я знаю о своих

возможностях?

1

Беседа, дискуссия, сочинение «Кто я?»

2

Склонности и интересы в

выборе профессии.

1

Беседа, методика «Карта интересов»

3

Понятие о темпераменте.

1

Беседа, тест

4

Мышление. Как определить

тип своего мышления? Как

развивать мышление?

1

Беседа, решение задач,

методика ШТУР

5

Память. Виды памяти. Как

улучшить память?

1

Беседа, диагностика, упражнения на

развитие произвольной памяти

6

Внимание. Как оценить

внимание? Как развивать

внимание?

1

Беседа, диагностика, упражнения,

ИПУ «Муха»

7

Воображение. Как

определить уровень развития

воображения? Аффективно

направленное воображение.

2

Беседа, диагностика, упражнения,

ИПУ «Один день из жизни», «Сон из

жизни»

8

Что такое характер? Как

формировать характер?

2

Беседа, упражнения, тренинг «Одни в

лесу»

9

Коллаж «Мой

психологический портрет».

1

Беседа, практическая работа – коллаж

РАЗДЕЛ II. МИР ПРОФЕССИЙ.

10

Классификация профессий.

1

Беседа, ОПГ, ИПУ «Аукцион»

11

Профессии типа «Человек –

техника», «Человек –

природа».

1

Беседа, упражнения

12

Профессии типа «Человек –

знаковая система»

1

Беседа, методика «Корректурная проба»

13

Профессии типа «Человек –

искусство».

1

Беседа, ИПУ «Интервью»

14

Профессии типа «Человек –

человек».

1

Беседа, ИПУ «Контакт»

15

Мир профессий.

2

Беседа, ИПУ «Отгадай профессию»,

«Профессии на букву», «Профессия –

специальность», «Цепочка профессий»

16

Ошибки в выборе

профессии.

2

Беседа, ИПУ «Ловушки-капканчики»,

«Лучший мотив»

17

Формула профессии.

3

ПМ Н. Пряжникова, ИПУ «Самая-

самая», «Кто есть кто?», «Поступь

профессионала»

18

Способности и

профессиональная

пригодность.

2

Беседа, ПМ, ИПУ «Человек –

профессия», «Знаешь ли ты свою

будущую профессию?»

19

Что такое профессиограмма?

1

Беседа, ИПУ «Оптимисты и скептики»,

«Угадай профессию», «Советчики»,

«Звездный час»

РАЗДЕЛ III. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.

20

Самопрезентация личных и

профессиональных качеств.

2

Семинар-тренинг

21

Призвание.

2

Беседа, ИПУ «Призвание»,

«Собеседование с работодателем – А вот

и я!»

22

Моя профессиональная

карьера.

1

ИПУ «5 шагов», «План моего будущего»

23

Игра-проект «Сотворение

мира».

1

ИПУ

24

Игра-проект «Спящий

город».

1

ИПУ

25

Заключительное занятие

«Общее панно».

1

Практическая работа

ПМ – профориентационных методики

ИПУ – игровое профориентационное упражнение

ОПГ – опросник профессиональной готовности

Литература

1.

Баева

И.

А.

Психология

в

понятиях,

образах,

переживаниях

(возможности

психологического словаря): Учеб пособие для учителя-психолога и ученика. —

М.:ЦГО, 1996.

2.

Бендюков М, Соломин И., Диалоги о выборе профессий. — СП6.: Рост, 2001.

3.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н\д., 1996.

4.

Кнебель Х. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу? «Интерэксперт»,

М.,1996.

5.

Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. - Ростов н/д. - 1996.

6.

Махаева О.А., Григорьева Е.Е.Я выбираю профессию: Комплексная программа

активного

профессионального

самоопределения

школьников.

М.:

УЦ

«Перспектива»,2002.

7.

Пенкрат Л.В. Мотивы выбора профессии. - Минск, 1986 г.

8.

Пиз А. Язык телодвижений. - Нижний Новгород, 1992.

9.

Подготовка школьников к выбору профессии в условиях районной и городской

служб профориентации (сб. науч. трудов) - под ред. С.Н.Чистяковой, М., 1991.

10. Поляков В.А. Технология карьеры. - М., 1995.

11. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. - М., 1991.

12. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. - М., 1995.

13. Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного

самоопределения. - метод. Пособие 2. - Москва - Воронеж, 1997.

14. Пряжников

Н.С.

Профессиональное

и

личностное

самоопределение.

Москва

Воронеж,1996.

15. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической

перспективе. II Вопросы психологии, 1996, !Ч 1. С. 62-72.

16. Психология популярных профессий / Под ред. Л.А.Головей. — СП6.: Речь, 2003.

17. Резапкина

Г.В.

Секреты

выбора

профессии:

Научно-популярное

издание,

-

М.:Генезис, 2002.

18. Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений /

Под ред. С.Н.Чистяковой и Т.И.Шалавиной. — М., 2000.

19. Технология профессионального успеха: Эксперим. Учеб. для 10-11 кл. естественно

науч.

Профиля

/

В.П.Бондарев,

А.В.Гапоненко,

Л.А.Зингер

и

др,;

Под

ред.

С.Н.Чистяковой. — М.: Просвещение, 2001.



В раздел образования