Автор: Федорова Марина Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ Долматовская ООШ №16
Населённый пункт: Александровского района
Наименование материала: Рабочая программа элективного курса
Тема: Твоя профессиональная карьера
Раздел: среднее образование
Элективный курс
«Твоя профессиональная карьера»
Пояснительная записка
В настоящее время социально-экономическое состояние общества обуславливает
развитие рыночных отношений не только в сфере экономики, но и в сфере труда и
занятости. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди
оказываются невостребованными на рынке труда. Для того чтобы не оказаться в подобной
ситуации молодой человек должен ориентироваться в ситуации на рынке труда, быть
конкурентоспособным и гибким в принятии разного рода решений, уметь представить
себя
в
более
выгодном
свете
для
работодателя,
а
для
этого
необходимо
адекватно
оценивать свои личные особенности, способности, возможности и потребности, а также
иметь четкое представление о своих профессиональных и жизненных планах.
Таким
образом,
в
современных
условиях
профессиональное
самоопределение
предполагает четко продуманный выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития
личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к
социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Современные социально-экономические условия предопределяют принципиально
новые требования к процессу социализации молодого поколения. Сегодня на первый план
выдвигается идеал Успешного Человека, обладающего большим потенциалом знаний,
умений и навыков, которые он превращает в «рабочий капитал».
Курс
позволяет
учащимся
ориентироваться
в
профессиях
и
специальностях,
поможет в выборе деятельности, которая приведет к удовлетворению своих потребностей
и
поможет
реализоваться
применительно
к
способностям,
склонностям,
характеру,
темпераменту
конкретной
личности,
поможет
оценить
свои
возможности,
уменьшить
вероятность ошибок при выборе профессии.
Программа
профориентационного
курса
составлена
для
учащихся
9-ых,
предпрофильных классов, на основе факультативного курса «Я и моя профессия», автор Г.
Резапкина,
программы
«Твоя
профессиональная
карьера»
рекомендованной
департаментом
общего
среднего
образования
Министерства
образования
Российской
Федерации
Цели курса:
1)
Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря
специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе,
о мире профессионального труда.
2)
Помощь
учащимся
в
формировании
собственной
позиции
к
миру
профессий,
рынку труда, создание на ее основе портфеля достижений,
выбор маршрута
профессионального становления.
3)
Развитие у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных
социально-экономических условиях.
4)
Формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с
социумом.
Задачи курса:
1)
Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их
соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия,
формирования
адекватной
самооценки,
пробуждения
потребности
в
самосовершенствовании.
2)
Сформировать
положительное
отношение
к
самому
себе,
осознание
своей
индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в
будущей профессии;
3)
Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами
организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
Структура курса:
Курс состоит из трех равноценных частей. В первой части дается возможность
каждому узнать свои интересы и склонности; особенности темперамента, мышления,
памяти,
внимания.
Вторая
часть
знакомит
с
требованиями
различных
профессий;
учащиеся могут соотнести их со своими возможностями. Третья часть представляет собой
авторские
тренинги,
в
ходе
которых
актуализируется
процесс
профессионального
самоопределения, расширяются границы восприятия самого себя и других людей.
Форма проведения:
В
ходе
работы
с
учащимися
предусмотрено
использование
комплекса
психологических
методик,
направленных,
во-первых,
на
изучение
и
анализ
индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их
психологического развития.
В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации
занятий
и
методы
обучения:
комбинированный
урок,
конференция,
«круглый
стол»,
индивидуальные
и
групповые
беседы;
семинары,
описание
профессий,
встреча
с
представителями
отдельных
профессий,
диспут,
конкурс,
составление
и
решение
профориентационных
кроссвордов,
ролевые
игры,
творческие
этюды,
элементы
психодрамы,
метод
конкретных
ситуаций.
Он
более
других
методов
способствует
развитию изобретательности, умения решать проблемы с учетом конкретных условий. С
его помощью у подростков развиваются такие качества, как умение четко формулировать и
высказывать свою позицию, умение общаться, дискутировать, оценивать информацию, а,
кроме того, он способствует развитию у обучающихся чувства уверенности в себе. В
завершении
курса
учащимся
предлагается
творческая
работа,
которая
заключается
в
написании проектов по следующим темам: «Как я представляю своё будущее», «Как я
понимаю счастье», «В чём цель жизни» и т. д. Изучение курса предполагает активное
участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних
заданий различными упражнениями для самостоятельной работы.
Примерный перечень формируемых знаний и умений:
Учащиеся
должны
знать:
значение
профессионального
самоопределения,
требования к составлению профессионального плана; правила выбора профессии;
понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах,
мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и
психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о
темпераменте,
ведущих
отношениях
личности,
эмоционально-волевой
сфере,
интеллектуальных
способностях,
стилях
общения;
значение
творческого
потенциала человека, карьеры.
Учащиеся
должны
уметь:
соотносить
свои
индивидуальные
особенности
с
требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план
и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной
и
трудовой
деятельности;
анализировать
профессиограммы,
информацию
о
профессиях
по
общим
признакам
профессиональной
деятельности,
а
также
о
современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться
сведениями о путях получения профессионального образования.
Желательно занятия проводить в звукоизолированном помещении, где можно было
бы довольно быстро организовать учебное пространство — переставлять стулья и столы,
освобождать место для подвижных психотехнических упражнений.
Несмотря
на
наличие
плана
работы,
нельзя
свести
способ
ведения
занятий
с
подростками к четко запрограммированному; в намеченный замысел всегда могут быть
внесены изменения.
Описываемые занятия по форме, содержанию и способу организации учебной
деятельности,
по
принципам
взаимодействия
психолога
с
учащимися
во
многом
отличаются от традиционных уроков в школе, поскольку основаны, прежде всего, на
диалогичности
общения,
рефлексивной
позиции
ведущего,
безоценочном
принятии
учащихся.
Психолог, ведущий занятия, выступает в роли психолога, и педагога. Как учитель,
он
дает
теоретические
знания,
организует
и
направляет
учебную
деятельность
старшеклассников. Как психолог — профессионально осуществляет все диагностические
процедуры, проводя их анализ и интерпретацию таким образом, чтобы это служило как
целям обучения, так и формированию мотивации достижения у подростков, укреплению у
них
веры
в
свои
силы
и
возможности,
способствовало
групповой
рефлексии
и
благоприятному эмоциональному климату в классном коллективе.
При
получении
обратной
связи
от
подростков
и
интерпретации
данных
недопустимо использовать негативные оценочные характеристики. В то же время можно
открыто
выражать
свои
чувства
и
использовать
положительное
стимулирование
для
осуществления обратной связи.
Курс делает попытку реализовать задачу формирования успешности подростков,
подготовить их к взрослой жизни, научить решать личные и профессиональные проблемы,
возникающие в жизни.
Учебно-тематический план
элективного курса «Профессиональное самоопределение».
№ Тема занятия
Кол.
часов
Виды
деятельности
РАЗДЕЛ I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ.
1
Что я знаю о своих
возможностях?
1
Беседа, дискуссия, сочинение «Кто я?»
2
Склонности и интересы в
выборе профессии.
1
Беседа, методика «Карта интересов»
3
Понятие о темпераменте.
1
Беседа, тест
4
Мышление. Как определить
тип своего мышления? Как
развивать мышление?
1
Беседа, решение задач,
методика ШТУР
5
Память. Виды памяти. Как
улучшить память?
1
Беседа, диагностика, упражнения на
развитие произвольной памяти
6
Внимание. Как оценить
внимание? Как развивать
внимание?
1
Беседа, диагностика, упражнения,
ИПУ «Муха»
7
Воображение. Как
определить уровень развития
воображения? Аффективно
направленное воображение.
2
Беседа, диагностика, упражнения,
ИПУ «Один день из жизни», «Сон из
жизни»
8
Что такое характер? Как
формировать характер?
2
Беседа, упражнения, тренинг «Одни в
лесу»
9
Коллаж «Мой
психологический портрет».
1
Беседа, практическая работа – коллаж
РАЗДЕЛ II. МИР ПРОФЕССИЙ.
10
Классификация профессий.
1
Беседа, ОПГ, ИПУ «Аукцион»
11
Профессии типа «Человек –
техника», «Человек –
природа».
1
Беседа, упражнения
12
Профессии типа «Человек –
знаковая система»
1
Беседа, методика «Корректурная проба»
13
Профессии типа «Человек –
искусство».
1
Беседа, ИПУ «Интервью»
14
Профессии типа «Человек –
человек».
1
Беседа, ИПУ «Контакт»
15
Мир профессий.
2
Беседа, ИПУ «Отгадай профессию»,
«Профессии на букву», «Профессия –
специальность», «Цепочка профессий»
16
Ошибки в выборе
профессии.
2
Беседа, ИПУ «Ловушки-капканчики»,
«Лучший мотив»
17
Формула профессии.
3
ПМ Н. Пряжникова, ИПУ «Самая-
самая», «Кто есть кто?», «Поступь
профессионала»
18
Способности и
профессиональная
пригодность.
2
Беседа, ПМ, ИПУ «Человек –
профессия», «Знаешь ли ты свою
будущую профессию?»
19
Что такое профессиограмма?
1
Беседа, ИПУ «Оптимисты и скептики»,
«Угадай профессию», «Советчики»,
«Звездный час»
РАЗДЕЛ III. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.
20
Самопрезентация личных и
профессиональных качеств.
2
Семинар-тренинг
21
Призвание.
2
Беседа, ИПУ «Призвание»,
«Собеседование с работодателем – А вот
и я!»
22
Моя профессиональная
карьера.
1
ИПУ «5 шагов», «План моего будущего»
23
Игра-проект «Сотворение
мира».
1
ИПУ
24
Игра-проект «Спящий
город».
1
ИПУ
25
Заключительное занятие
«Общее панно».
1
Практическая работа
ПМ – профориентационных методики
ИПУ – игровое профориентационное упражнение
ОПГ – опросник профессиональной готовности
Литература
1.
Баева
И.
А.
Психология
в
понятиях,
образах,
переживаниях
(возможности
психологического словаря): Учеб пособие для учителя-психолога и ученика. —
М.:ЦГО, 1996.
2.
Бендюков М, Соломин И., Диалоги о выборе профессий. — СП6.: Рост, 2001.
3.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н\д., 1996.
4.
Кнебель Х. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу? «Интерэксперт»,
М.,1996.
5.
Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. - Ростов н/д. - 1996.
6.
Махаева О.А., Григорьева Е.Е.Я выбираю профессию: Комплексная программа
активного
профессионального
самоопределения
школьников.
—
М.:
УЦ
«Перспектива»,2002.
7.
Пенкрат Л.В. Мотивы выбора профессии. - Минск, 1986 г.
8.
Пиз А. Язык телодвижений. - Нижний Новгород, 1992.
9.
Подготовка школьников к выбору профессии в условиях районной и городской
служб профориентации (сб. науч. трудов) - под ред. С.Н.Чистяковой, М., 1991.
10. Поляков В.А. Технология карьеры. - М., 1995.
11. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. - М., 1991.
12. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. - М., 1995.
13. Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного
самоопределения. - метод. Пособие 2. - Москва - Воронеж, 1997.
14. Пряжников
Н.С.
Профессиональное
и
личностное
самоопределение.
Москва
Воронеж,1996.
15. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической
перспективе. II Вопросы психологии, 1996, !Ч 1. С. 62-72.
16. Психология популярных профессий / Под ред. Л.А.Головей. — СП6.: Речь, 2003.
17. Резапкина
Г.В.
Секреты
выбора
профессии:
Научно-популярное
издание,
-
М.:Генезис, 2002.
18. Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений /
Под ред. С.Н.Чистяковой и Т.И.Шалавиной. — М., 2000.
19. Технология профессионального успеха: Эксперим. Учеб. для 10-11 кл. естественно
науч.
Профиля
/
В.П.Бондарев,
А.В.Гапоненко,
Л.А.Зингер
и
др,;
Под
ред.
С.Н.Чистяковой. — М.: Просвещение, 2001.