Напоминание

"Нравственное воспитание суворовцев на современном этапе развития общества"


Автор: Смирнова Алла Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ МсСВУ МО РФ
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нравственное воспитание суворовцев на современном этапе развития общества"
Раздел: среднее образование





Назад




Московское суворовское военное училище

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по теме «Нравственное воспитание суворовцев на современном этапе

развития общества».

Исполнил:

Воспитатель 1 учебного курса

старший прапорщик

Смирнова Алла Алексеевна

Дата защиты: 9 апреля 2018г.

1

ПЛАН

1.

Вступление……………………………………………………………2 стр.

Актуальность

темы

методической

разработки.

Отражение

вопросов

нравственного

воспитания

в

содержании

нормативно

-

правовой

базы,

регламентирующей образовательную деятельность в МсСВУ МО РФ.

2.

Основная часть………………………………………………………..3 стр.

Особенности нравственного воспитания суворовцев.

Система работы воспитателя, направленная на достижение эффективных

результатов реализации нравственного воспитания суворовцев в современном

обществе.

3.

Заключение…………………………………………………………..6 стр.

Оценка

результатов

воспитательной

работы

по

формированию

нравственного поведения суворовцев взвода.

4.

Список используемой литературы…………………………………7 стр.

5.

Приложения……………………………………………………………8 стр.

2

1.

Вступление.

М с С ВУ

я в л я е т с я

о б щ е о б р а з о в а т е л ь н ы м

у ч р е ж д е н и е м ,

осуществляющим

образовательную

деятельность.

Одной

из

важнейших

составляющих

процесса

образования

является

нравственное

воспитание

подрастающих поколений, которое на протяжении веков рассматривалось в

качестве одного из центральных звеньев формирования личности.

Актуальность

темы

данной

методической

разработки

обусловлена

несколькими факторами. На сегодняшний день возрастает необходимость

решения

вопросов

нравственного

воспитания

подростков

в

целом,

а

воспитанников суворовских училищ в частности. В настоящее время Россия

переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая

опасность, подстерегающая наше общество, состоит в разрушении личности.

Сегодня

материальные

ценности

доминируют

над

духовными,

нравственными,

эстетическими,

поэтому

у

подрастающего

поколения

искажены

представления

о

доброте,

милосердии,

великодушии,

справедливости.

Современное

общественное

развитие

России

поставило

задачу

духовного

возрождения

нации.

Особую

актуальность

этот

вопрос

приобретает

в

сфере

нравственного

воспитания

молодёжи. Обществу

исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит

две важные социальные роли - гражданина и патриота.

Согласно

Закону

Российской

Федерации

«Об

образовании»

в

части

общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных

образовательных программ (ст. 9, п. 6), в ФГОС, в Уставе МсСВУ(ст.69) даны

целеполагающие

установки

по

формированию

и

во с п и т а н и ю

высоконравственной

личности

нашего

общества. В

данных

документах

описаны

главные

положения

воспитательного

процесса

и

указано

на

необходимость

включения

в

основную

образовательную

программу

подпрограммы духовно-нравственного развития и воспитания. Кроме этого,

согласно

военной

специфике,

обучение

и

воспитание

в

МсСВУ

выстраивается с учётом требований общевоинских уставов. В статьях 67, 70,

78,

101

Устава

Внутренней

Службы

ВС

РФ

закреплены

обязанности

военнослужащих,

в

части

их

нравственного

поведения

и

воспитания.

Необходимо

отметить,

что

во

все

времена

в

России

в

основе

системы

воспитания

воина

и

защитника

оставались

вечные

общечеловеческие

ценности. К ним относятся те, которые выражают отношение к обществу,

природе, ближнему, себе, армии. Именно они способствуют развитию всех

сущностных сил человека, его дарований и индивидуальности; помогают

обрести

внутреннюю

нравственную

свободу,

осознать

долг

и

ответственность,

сформировать

духовный

фундамент

личности

(совесть,

любовь, надежду, честь и достоинство).

Одна

из

целей

образования

в

МсСВУ

-

высоконравственный,

творческий,

компетентный

гражданин

России,

принимающий

судьбу

Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и

будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях

3

российского народа. В процессе образовательной деятельности у суворовцев

формируется

внутренний

нравственный

регулятор,

способствующий

проявлению их личной морали, самооценки их поступков и поведения.

Для организации системы нравственного воспитания, формирования.

нравственного

поведения

необходимо

активное

взаимодействие

всех

участников

образовательного

процесса

(суворовцев,

воспитателей,

преподавателей, психолога курса, родителей). Ведущая роль в организации

тесного

сотрудничества

принадлежит

воспитателю,

который

является

основным связующим звеном этой цепочки.

2.

Основная часть.

Особенности нравственного воспитания суворовцев.

Нравственное воспитание предполагает вовлечение в деятельность, в

результате которой (стихийно или под влиянием педагогических требований

и

воздействий)

происходит

формирование

определенной

системы

общечеловеческих ценностей: ответственность, чувство долга, патриотизм,

совесть и честь, умение различать хорошее и плохое, добро и зло, готовность

преодолевать

жизненные

трудности,

милосердие

и

сочувствие,

доброта,

терпение

и

терпимость,

способность

любить. Деятельность

человека

выступает как критерий его нравственного развития. Практика воспитания

показывает,

что

деятельность

должна

быть

разнообразной,

так

как

однообразная

деятельность

утомляет,

снижает

воспитательную

ценность.

Учитывая

военную

составляющую

образования

в

МсСВУ,

суворовцев

необходимо

включать

в

деятельно сть

в о е н н о - п ат р и от и ч е с ко й

направленности,

широко

использовать

воспитательную

роль

воинских

традиций и ритуалов.

В процессе нравственного воспитания необходимо

стимулировать

активность

суворовцев.

Чем

активнее

они

участвуют

в

воспитательном процессе, тем выше его эффективность.

Условиями

эффективной

организации

процесса

нравственного

воспитания являются использование различных форм, методов и приемов

нравственного воспитания; поэтапное формирование нравственной культуры

от понимания, знания до практического применения; организация условий

необходимости применения суворовцами полученных знаний и умений.

Система

работы

воспитателя,

направленная

на

достижение

эффективных

результатов

реализации

нравственного

воспитания

суворовцев в современном обществе.

Целью

системы

нравственного

воспитания

является

создание

предпосылок и условий, путём использования различных методов, приёмов,

средств,

направленных

на

формирование

у

суворовцев

мотивации

деятельности и правильного поведения. Любой метод воспитания не является

сам по себе хорошим или плохим, его эффективность зависит от условий его

применения. Правильный выбор и оптимальное сочетание методов приводят

к

желаемому

результату,

позволяют

эффективно

о суще ствлять

воспитательный процесс.

4

В

содержание

воспитательной

работы

мною

включается

несколько

направлений,

позволяющих

конкретизировать

работу

по

нравственному

воспитанию, ориентированную на «Модель выпускника» согласно ФГОС.

При

этом

использую

следующую

классификацию

методов

нравственного

воспитания:

1.

Методы

формирования

сознания

личности,

направленные

на

формирование нравственных взглядов и убеждений: рассказы, объяснения,

разъяснения,

лекции,

этические

беседы,

диспуты,

дискуссии,

примеры.

Общей особенностью методов данной группы является их вербальность.

Оценивая полученную информацию, суворовцы или утверждаются в своих

взглядах и позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного,

они

формируют

свою

систему

взглядов

на

мир,

общество,

социальные

отношения, экологическую культуру, любовь к природе, которую мы обязаны

сохранять. Тематика используется самая разнообразная: «Россия - Родина

моя», «Страницы истории», «Мои права - моя свобода», «Я - гражданин»,

«Правовая азбука», «Традиции народной культуры»,

«Мир, в котором мы

живём», «Спасём нашу планету», «Добро и зло. Милосердие и гуманность»,

«Истоки милосердия», «Моральный долг и совесть человека. В чем они

проявляются?», «Спорт объединяет!»

2.

Методы организации деятельности и формирования опыта

общественного

поведения: упражнения,

приучение,

метод

создания

воспитывающих

ситуаций,

педагогическое

требование,

инструктаж,

наблюдения,

иллюстрации

и

демонстрации,

лабораторные

работы,

репродуктивные

и

проблемно-поисковые

методы,

индуктивные

и

дедуктивные

методы. Формирование навыков межличностных отношений

является одним из трудных направлений в воспитательной работе. Процесс

формирования межличностных отношений включает в себя, прежде всего

коррекцию

недостатков

характера

каждого

суворовца

в

отдельности

и

коррекцию

его

поведения

при

взаимодействии

с

другими

членами

коллектива. В данном блоке уместны проведение занятий на темы «Школа

вежливости», «Мои эмоции», «Я в социуме», «Достоинства и недостатки»,

«Добрым быть совсем не просто», «Если бы ни у кого не было совести»,

«Этика и этикет», «Достойный гражданин своей страны» в процессе которых

формируются умения чувствовать и понимать других людей, уметь адекватно

выбирать

формы

и

способы

общения

в

различных

ситуациях.

Также

включаются в работу игры и упражнения на основе социализации и общения:

«Волшебный

стул»,

«Тумба

честности»,

«Волшебные

очки»,

«Панорама

поступков»,

«Оцени

ситуацию»,

«Рыцарский

турнир»,

«Что

я

хотел

бы

сохранить и передать потомкам», «В силах ли я искоренить зло в самом

себе?» и многие другие.

Большое эмоциональное и воспитательное воздействие на суворовцев

оказывают

воинские

ритуалы:

торжественное

принятие

Присяги,

вынос

знамени в праздничные дни, проведение торжественных построений, участие

5

в Параде Победы на Красной площади, прохождение мимо аллеи Славы у

памятника А.В. Суворову.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности используют в целях

подкрепления и усиления воздействия на личность суворовца: поощрение,

одобрение, наказание и прочие. Поощряя, воспитатели должны стремиться,

чтобы

поведение

воспитанника

мотивировалось

и

направлялось

не

стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями,

нравственными

мотивами.

В

современном

обществе

прочно

утвердилось

мнение о том, что превалировать должно, все-таки, поощрение, как более

эффективное.

Доказано,

что

вера

в

свои

силы,

стремление

к

успеху,

достижениям более плодотворны, чем страх перед наказанием. Но бывают

ситуации, в которых наказание за совершённый проступок неизбежно. В

таком

случае необходимо помнить: - эффективность наказания возрастает,

если оно исходит из коллектива или поддерживается им;

- не следует применять групповые наказания;

-

наказание

будет

действенным,

если

оно

применено справедливо и

воспринимается осознанно;

- использовать наказание без оскорблений воспитанника;

-

применять

метод

следует

только

при

полной

уверенности

в

его

положительной результативности.

4.

Диагностика

результатов

нравственного

воспитания

суворовцев.

Выявление уровня нравственной воспитанности, не может быть одноактным,

одномоментным.

Оно

требует

длительного

времени

и

применения

разнообразных методов и приёмов. Я в своей работе использую следующие:

Диагностика

нравственной

самооценки.

Автор

методики

Колмогорцева Л. Н (см. Приложение)

Диагностика отношения к жизненным ценностям. (Коровина Е.А.)

Диагностика нравственной воспитанности подростков. Автор методики

Петрова С.М.

Основными

проблемами

формирования

нравственной

культуры

суворовцев являются:

- противоречивость нравственных представлений. С одной стороны, у

всех

должны

быть

представления

о

должном

и

запретном,

с

другой

считается, что человек может поступать как угодно, если это не вредит и не

мешает другим людям;

-

допущение

возможности

нарушения

этики

в

общении

со

сверстниками,

использования

нецензурной

лексики,

лжи

в

собственных

интересах, неуважительного отношения к старшим;

-

снижение

ценности

здорового

образа

жизни,

повышение

их

лояльности к употреблению спиртного и курению;

Факторами,

снижающими

эффективность

нравственного

воспитания,

являются:

-

недостаточное

взаимопонимание

и

доверие

в

отношениях

между

родителями и суворовцами;

6

-

недо статочная

о сведомленно сть

родителей

в

в о п р о с а х

психологических

особенностей

подросткового

и

юношеского

возраста,

формирования духовных интересов и нравственных ценностей, признаков и

профилактики

компьютерной

зависимости,

особенностей

нравственно-

полового воспитания юношей.

С учетом вышеизложенного при организации воспитательного процесса

воспитателям рекомендуется:

- целенаправленно актуализировать нравственный опыт учащихся (их

нравственные

представления,

эмоциональные

переживания,

ценностные

ориентации,

поведенческие

установки)

в

процессе

проведения

воспитательных мероприятий, организации деятельности коллектива и т.д.;

-

использовать

разнообразные

формы

и

методы

нравственного

воспитания,

обеспечивая

оптимальное

сочетание

форм

нравственного

просвещения и практической деятельности суворовцев.

3.

Заключение.

Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности

является

нравственное

воспитание.

В

системе

образования

нравственное

воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и

воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на

развитие

её

ценностно-смысловой

сферы,

посредством

сообщения

ей

духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.

Подводя итог вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что:

1.

Основой нравственного воспитания должно являться диалоговое

общение,

сотрудничество

суворовцев

с

воспитателем.

Педагогические

воздействия должны корректировать уже имеющийся опыт нравственного

поведения суворовцев и, в тоже время, прививать новый опыт общественного

поведения.

2.

Воспитатель

должен

быть

эмоционально

отзывчивым

на

переживания

подростков.

Правильно

понимать

и

раскрывать

процесс

нравственного

становления

можно

лишь

при

условии

основательного

изучения

психофизических

закономерностей

развития

личности

воспитуемых.

3.

Формирование

нравственности

должно

происходить

на

всех

уровнях

педагогического

процесса

-

урочной,

внеурочной

и

внеклассной

деятельности учащихся.

4.

Основой процесса воспитания является не только содержание,

методы и организация воспитания, не только воспитатель, его личность,

знания, убеждения, но и атмосфера, которая складывается в коллективе, стиль

отношений воспитателя и суворовцев, суворовцев между собой.

5.

Для

формирования

у

учащихся

устойчивых,

осознанных

нравственных качеств, необходимо, чтобы процесс нравственного воспитания

был

организован

разнообразной

внеклассной

деятельностью,

в

которой

суворовцы не только будут познавать, но и иметь возможность закрепить

полученные знания и умения в практических упражнениях.

7

6.

Для

формирования

любого

нравственного

поведения

важно,

чтобы оно проходило осознанно. Поэтому воспитатель должен дать знания,

на

основе

которых

у

суворовцев

будут

складываться

представления

о

сущности нравственных качеств, о его необходимости и о преимуществах

овладения им.

Благодаря правильному нравственному воспитанию подростки будут

делать намного меньше ошибок в жизни, за которые им придется дорого

платить. Отсутствие нравственного воспитания приводит детей к неэтичным

и аморальным поступкам, иногда даже к преступлениям.

Список литературы

1.

Азбука

нравственного

воспитания:

пособие

для

учителя

/

под

ред.

И.А.Каирова, О.С.Богдановой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение,

1979. – 318 с

2.

Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение,

1979.-197с.

3.

Богданова

О.С.,

Катаева

Л.И.,

Шамшурина

А.И.

О

нравственном

воспитании подростков. – М.: Просвещение, 1979. – 213с.

4.

Божович,

Л.И.,

Нравственное

формирование

личности

школьника

в

коллективе. – Москва, 2000. – 468с.

4.

Ермакова

Е.

Курс

нравственного

воспитания

«Этика».

/

Народное

образование. 1998. № 9–10.

5.

Каиров, И.А. Азбука нравственного воспитания. – Москва, 2006. – 201с.

6.

Марьенко, И.С. Нравственное становление личности. – Москва, 2005. –

219с.

7.

Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных

заведений/В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е

изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512с.

8.

Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад –

М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. – 528с.:ил.

9.

Рахимов

А.З.

Роль

нравственного

воспитания

в

формировании

личности. / Классный руководитель. 2001. – № 6.

10.

Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание / И.Ф.Свадковский. – М.:

Педагогика, 1977. – 144 с.

11.

Толкачёва, Л. Всех выше должно стоять образование нравственное. –

Минск, 2002. – 291с.

12.

Харламов,

И.Ф.

Нравственное

воспитание

школьников

/

И.Ф.Харламов. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.

13.

Яновская,

М.Г.

Нравственное

воспитание

и

эмоциональная

сфера

личности. – СПб., 2003. – 413с.

8

Приложение:

Диагностика нравственной самооценки. (Колмогорцева Л. Н.)

Инструкция:

4 балла - если вы полностью согласны с высказыванием,

3 балла - если, вы больше согласны, чем не согласны

2 балла - если вы немножко согласны

1 балла - если вы совсем не согласны

Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили

прочитанное высказывание.

Текст вопросов:

1.Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2.Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3.Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4.Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне

человеку.

5.Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди

людей.

6.Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое

замечание в мой адрес.

7.Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8.Мне приятно делать людям радость.

9.Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10.Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Данные, полученные в ходе тестирования подростков, с помощью методики

Колмогорцева Л. Н приведены в таблицах. Таблица 2.1 - Результаты (см.

Приложение 2). .

Полученные результаты показывают, что в данном классе у 100 % подростков

средний уровень нравственной самооценки (95 % : 19 чел. ) и только 7 % (.

1 чел. 5 = %) нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

9

Диагностика отношения к жизненным ценностям. (Коровина Е.А.)

Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10

желаний, выбрать из которых можно только 5.

Распечатанный бланк раздаётся суворовцам.

№ Список желаний

№ ответов

1.

Быть человеком, которого любят

2.

Иметь много денег.

3.

Иметь самый современный компьютер.

4.

Иметь верного друга.

5.

Мне важно здоровье родителей.

6.

Иметь возможность многими командовать.

7.

Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8.

Иметь доброе сердце.

9.

Уметь

сочувствовать

и

помогать

другим

людям.

10

.

Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов:2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов – высокий уровень.

4,3 – средний уровень.

2 – ниже среднего уровня.

0-1 – низкий уровень.

Диагностика нравственной воспитанности подростков. ( Петрова С.М.)

Ход о п р о с а . Ребятам предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два

варианта работы с этим бланком. В первом варианте

учащимся требуется

внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее

содержанием по следующей шкале:

1 б а л л - согласен в очень незначительной степени;

2 б а л л а - частично согласен;

3 б а л л а - в общем согласен;

4 б а л л а - почти полностью согласен;

5

баллов- совершенно согласен.

В о втором варианте каждому ученику необходимо внимательно прочитать

каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием

которой согласен в наибольшей степени.

Предлагаются следующие пословицы:

10

1. а) Счастлив тот, у кого совесть спокойна;

б) Стыд не дым, глаза не выест;

в) Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;

г) Что за честь, коли нечего есть.

2.а) Не хлебом единым жив человек;

б) Живется, у кого денежка ведется;

в) Не в деньгах счастье;

г) Когда деньги вижу, своей души не слышу.

3.а) Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;

б) Где счастье плодится, там и зависть родится;

в) Кто хорошо живет, тот долго живет;

г) Жизнь прожить - не поле перейти.

4.а) Бояться несчастья - и счастья не видать;

б) Людское счастье, что вода в бредне;

в) Деньги - дело наживное;

г) Голым родился, гол и умру.

5.а) Только тот не ошибается, кто ничего не делает;

б) Береженого Бог бережет;

в) На Бога надейся, а сам не плошай;

г) Не зная броду, не суйся в воду.

6.а) Всяк сам своего дела кузнец;

б) Бьется, как рыба об лед;

в) Хочу - половина могу;

г) Лбом стены не прошибешь.

7.а) Добрая слава лучше богатства;

б) Уши выше лба не растут;

в) Как проживешь, так и прослывешь;

г) Выше головы не прыгнешь.

8.а) Мир не без добрых людей;

б) На наш век дураков хватит;

в)Люди - всё, а деньги - сор;

г) Деньгам не повинуются.

9.а) Что в людях живет, то и нас не минет;

б) Живу, как живется, а не как люди хотят;

в) От народа отстать - жертвою стать;

г) Никто мне не указ.

10. а) Всякий за себя отвечает;

б) Моя хата с краю, ничего не знаю;

в) Своя рубашка ближе к телу;

г) Наше дело - сторона.

11.а) Сам пропадай, а товарища выручай;

б) Делай людям добро, да себе без беды;

в)Жизнь дана на добрые дела;

г) Когда хочешь добра, то никому не делай зла.

11

12.а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей;

б) На обеде все - соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;

в)Доброе братство лучше богатства;

г) Черный день придет - приятели откажутся.

13.а) Ученье - свет, а неученье - тьма;

б) Много будешь знать, скоро состаришься;

в)Ученье лучше богатства;

г) Век живи, век учись, а дураком помрешь.

14.а) Без труда нет добра;

б) От трудов праведных не наживешь палат каменных;

в)Можно тому богатым быть, кто от трудов мало спит;

г) От работы не будешь богат, а, скорее, будешь горбат.

15.а) На что и законы писать, если их не исполнять;

б) Закон - паутина, шмель проскочит, муха увязнет;

в)Где тверд закон, там всяк умен;

г) Закон - что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.

Обработка результатов.

Текст методики содержит 30 пар ценностных

суждений

о

жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании

пословиц

и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения

человека к жизни, людям, самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и

в тексте методики располагаются следующим образом:

1.

а, в - духовное отношение к жизни, б, г - бездуховное отношение к жизни;

2.

а, в - незначимость материального благополучия в жизни; б, г - материально

благополучная жизнь;

3.

а, в - счастливая, хорошая жизнь, б, г - трудная, сложная жизнь;

4.

а,

в

-

оптимистическое

отношение

к

жизни,

б,

г

-

пессимистическое

отношение;

5.

а, в, - решительное отношение к жизни, б, г - осторожное отношение;

6.

а, в - самоопределение в жизни, б, г - отсутствие самоопределения;

7.

а, в - стремление к достижениям в жизни, б, г - отсутствие стремления к

достижениям;

8.

а, в - хорошее отношение к людям, б, г - негативное отношение к людям;

9.

а, в - коллективистическое отношение к людям, б, г - индивидуалистическое

отношение к людям;

10. а, в - эгоцентрическое отношение к людям, б, г - эгоистическое отношение к

людям;

11. а, в - альтруистическое отношение к людям, б, г - паритетное отношение к

людям;

12. а, в - значимость дружбы, б, г - незначимость дружбы;

13. а, в - значимость ученья, б, г - незначимость ученья;

14. а, в - значимость труда, б, г - незначимость труда;

15. а, в - значимость соблюдения законов, б, г - незначимость соблюдения законов.

12

Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по

варианту 2) отдельно по ответам «а» и «в», «б» и «г».

Основной принцип оценивания полученных результатов - сравнение сумм

баллов

или

количества

выборов.

Более

высокие

оценки или

большее

количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствуют об устойчивости

желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, самим

себе; по ответам «б» и «г» - об устойчивости нежелательных ценностных

отношений.

Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением:

чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и меньше

степень согласия с пословицами «б» и «г», тем выше уровень нравственной

воспитанности, и наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием

пословиц «а» и «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б» и

«г», тем он ниже.

Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В

этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы

под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».



В раздел образования