Автор: Томина Ольга Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Дворец творчества детей и молодежи"
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер - класс Тема: "Народное искусство. Накосник девичий".
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи»
Центр творчества и спорта «Лора Плюс»
Мастер - класс
Тема:
«Народное искусство. Накосник девичий».
Возраст: для педагогов
Направление деятельности: художественно-эстетическое
Тип занятия: изучение нового материала
Автор составитель
Томина Ольга Михайловна
Педагог дополнительного
образования I категории
г. Оренбург 2018г.
Пояснительная записка к методическому материалу
педагога дополнительного образования театра моды «Лора»
Томиной Ольги Михайловны
Данный мастер-класс - один из наиболее эффективных современных
способов обмена и распространения передового педагогического опыта
путем прямого комментированного показа приемов и методов работы
педагога. Участники мастер - класса получают информацию об истории
женских русских народных головных уборов и сможет самостоятельно
изготовить авторское украшение . Данный мастер-класс – это демонстрация
возможного занятия по предмету «Технология изготовления швейных
изделий»
Цель мастер - класса:
Активизация творческого процесса при изготовлении русского
народного украшения - накосника.
Задачи:
Обучающие – ознакомить участников с приемами соотношения
возможностей тканей, особенностей ее применения с образом будущего
изделия. Совершенствовать ориентировочные и планирующие действия
участников в процессе подготовки и выполнения практической работы.
Развивающие – развивать художественно – эстетический вкус
участников. Развивать умение выполнять самоанализ своей деятельности и
деятельности других участников. Развивать мыслительные процессы, мелкую
моторику, глазомер.
Воспитывающие – формирование устойчивого интереса к
самостоятельному изготовлению изделий, а так же аккуратности,
усидчивости, настойчивости. Воспитывать положительную мотивацию к
выполнению практической работы.
Ожидаемые результаты:
Практическое освоение навыков по изготовлению женского русского
народного украшения - накосник. Рост мотивации участников мастер – класса
к творческой деятельности.
Оборудование
1. Проектор
2. Экран
3. Компьютерная презентация
4. Раздаточный материал
Материалы
1. Образцы
2. Демонстрационный материал
3. Ножницы
4. Нитки
5. Иголки
6. Линейки
7. Булавки
8. Ленты
9. Бисер
11. Стеклярус
Структура мастер-класса:
Вступительное слово
1. Вводная часть.(30 мин.)
1.1. Организационный момент (3 мин.)
1.2. Накосник в русском народном костюме.
(10 мин.)
Просмотр слайдов. (7 мин.)
2. Основная часть ( 40 мин.)
2.1.Теоретическая часть (20 мин.)
Накосник. Техника исполнения (7 мин.)
Просмотр слайдов (3 мин.)
Старинная русская техника вышивки бисером . (10 мин.)
2.2. Практическая часть (20 мин.)
Изготовление и отделка накосника. (20 мин.)
3. Заключительная часть (10 мин.)
3.1. Анализ, самоанализ
3.2. Итог занятия
4. Круглый стол
Итого: 1час 20 мин .
Методы работы.
1.
Рассказ, беседа.
2.
Показ рисунков, слайдов.
3.
Изготовление образцов.
4.
Индивидуальная работа с участниками мастер – класса
5.
Самооценка.
Вступительное слово
1.Вводная часть.
НАКОСНИКИ / КОСОПЛЕТЫ
Повсюду девушки заплетали волосы в одну косу. Спускаясь на спину, коса
заканчивалась "косоплетом" или "накосником". Косоплетом местами служила
лента или шнур, богато украшенный бисером. В Весьегонском уезде
Тверской губернии такие ленты являлись обязательной деталью девичьего
наряда в XVIII веке.
Накосники имели разные формы - плоские и объемные. Плоские были почти
всегда пятиугольными и завершались кольцом или петлей для продевания
завязки. Заполнени их различны. Цветной бисер часто сочетался с кумачом,
яркой тесьмой, шерстяной бахромой. Узор вышивался или низался в виде
сетки. В одном предмете часто соединялись обе техники. Например,
треугольная вышитая часть накосника состоит из встречных дуг, со всех
сторон направленных к середине, и заканчивается шитым кружком. Эта
плотная блестящая поверхность продолжена сквозной низаной полосой
белых ромбов с безузоными цветными сетками. По отношению к верху эта
низаная часть заменяет бахрому (ил.51). В другом накоснике большое
значение имеет цвет кумача, которым он обтянут. Зеленый фон низаной части
с тремя желтыми ромбами в сочетании с красной тканью весьма декоративен
(ил.15).
Накосников, самых разных, исполнялось множество. Не трудно заметить, что
все плоские напоминают по силуэту кисть, словно принявшую уплощенную
форму. Именно бисерная кисть до десяти сантиметров длины являлась самым
распространенным объемным накосником. Но и кисти сильно различались по
виду. У них были нарядные ворворки, двойные, тройные, иногда
соединенные по четыре. Сама кисть в этом случае принимает форму
колокола. Накосники в виде кистей из бисера были в употреблении в
деревнях уже в конце XVIII века.
Все описанные украшения кос являлись праздничными. В будни носили так
называемую "нанку" - сложенную вдвое полоску синей ткани, расшитую
бисером.
Старинная русская техника вышивки бисером(шитье по белиЗдесь
рассматривается воссоздание девичьего свадебного головного убора
(перевязка и накосник) по историческим аналогам. Из старинных техник
применяются шитье по бели (белым бисером по х/б шнуру), шитье речным
жемчугом и шитье канителью (тонкой проволочной пружинкой, иногда
можно найти в церковных лавках).
Вот исторический образец накосника (украшение, которое одевалось на
конец косы у девушек)
из Государственного
Исторического музея. Девичий
накосник, Север России. XVIII-
XIX вв.
Основы шитья по бели я взяла из
журнала "Убрус"
Шитье по бели.
Старинная русская техника
жемчужного и бисерного шитья.
Сажают жемчуг на настил,
который прокладывают тонким
х/б шнуром (можно скрутить
самостоятельно из нескольких нитей) белого цвета вдоль всего рисунка.
Часто такой настил называют «бель». Обычно настил под жемчуг/бисер
выглядит как сдвоенная нить, пришитая тонкой белой ниткой к ткани
поперечными стежками через край на расстоянии примерно 1 см
друг от друга.
Если рисунок сложный, с многочисленными завитками, удобнее
пройти его сначала одинарной нитью бели, а потом,
разворачиваясь на концах элементов, удваивать, прикрепляя
нить в шахматном порядке относительно первой (рис. 12). И в
первом и во втором случае мы получаем двойной настил.
На закрепленную в начале мотива
двойную тонкую нить нанизываем
нужное количество жемчужин.
Затем пришиваем ее к настилу
другой, прочной ниткой, делая поперечные стежки «на проем»,
охватывающие бель, после каждого зерна. Жемчужины / бисеринки должны
плотно сидеть на настиле, не болтаться, для этого обе нити — и ту, на
которую бусины нанизаны, и нить прикрепа — следует все время подтягивать
во время работы. Не следует пытаться пришивать жемчужины слишком
часто, они не должны касаться друг друга.
Переводим узор и контуры
накосника на основную
ткань – золотистый репс.
Плотно прикалываем кусок
репса к основе – двунитке.
Шитье будет проходить
через обе эти ткани
Готовим бель. Я для этого раскрутила обычные бельевые х/б веревки.
Начинаем пришивать бель к ткани по контуру рисунка.
Начинаем сажать бисер на бель. Для этого
берем две иголки – бисерную, на которую
нанизываем белый перламутровый бисер
(тонкая белая синтетическая нитка), и
тонкую швейную (прочная капроновая
белая нить, ей будем приметывать
бисеринки к бели).
Верхний «колокольчик», который в оригинале заполнен золотым шитьем,
заполняем золототканой парчой.
Обшиваем изделие тонким золотым шнуром по контуру внутри и снаружи,
вокруг всех узоров бели и т.д. – в
соответствии с историческим
оригиналом.
Далее работу ведем тонкой бисерной
иголкой и леской. На этом этапе
удобнее выполнять работу разными
материалами – стеклянными
стразами, перламутровыми
бляшками, канителью по узору.
Одиночные бусины нанизываются
на двойные прочные нити (типа
ЛЛ) и пришиваются несколькими
стежками (насколько позволяет
диаметр бусины) таким образом,
как показано на рисунке.
Окантовка канителью стразов, бусин и
бисераДля этого выведите иглу с нитью
вплотную к бусине, нанижите на нее
канитель. Обведя бусину
канителью, убедитесь в том,
что концы канители плотно
смыкаются, не образуя зазора.
Вводите иглу перпендикулярно
ткани (то есть в месте ее
выхода из ткани) или, если
возможно, под небольшим
углом, как бы углубляясь в полость
канители на 1–2 мм. В этом
случае нить прикрепа стягивает оба
канительных среза, не оставляя
им возможности цепляться краями и
портиться. Чтобы канитель не
соскакивала с бусины или страза, ее
прикрепляют короткими поперечными стежками в одном или нескольких
местах (в зависимости от размера).
Лицевая часть
накосника закончена.
Чтобы придать изделию форму, из
плотного картона вырезается шаблон
по форме.
Для нужной мне толщины (5 мм) пришлось склеить две заготовки между
собой клеем ПВА
Вырезаем заднюю
сторону накосника. Для
этого берем двунитку
(опять же, под основу) и
золотисто-серебристую
парчу, из которой будет
изготовлена перевязка.
Вырезаются по форме с
припуском 1,5 см.
По этому же размеру
вырезаем лицевые ткани изделия (репс и двунитка). Далее складываем
заготовки слоями: парча, двунитка, склеенная из картона форма,
двунитка, репс с вышитым узором. Все это сметываем вплотную к
картонной форме.
Обрезаем края всех тканей на расстоянии ок. 3-4 мм. от обметочной нити (и
края картона соответственно), плотно обметываем.
В оригинальном накоснике края
скрыты под черно-золотым шнуром,
мы сделаем то же самое. Для этого
золотистой нитью (я использовала
металлизированное мулине)
обматываем черный шнур (диаметр
ок.5 мм). Примерно 1 см обмотки на 7 мм. шнура.
Этим шнуром обшиваем накосник по
краю обметки. Сначала – с лицевой
стороны.
Потом
по середине боковой стороны накосника
пришиваем тот же черный шнур без
обметки.
Затем шнур, уже с обмоткой
пришиваем на заднюю сторону
накосника, тоже по обметке и
закрывая ее. Обмотка золотыми
нитями спереди и сзади
располагается симметрично,
между ними – черный шнур.
Из двойного золотого шнура плетем
узел-шахматку. Прилепляем к верхней
части накосника.
Шнур-шахматка плетется из трех
нитей по схеме:
У взятого мной за основу исторического образца отсутствуют ленты для
завязки, но в том же ГИМе есть образец с лентами.
Прикрепляем сложенную пополам клетчатую
ленту (полосатой не было), 2 метра. Концы
получаются по 1 метру.
Накосник готов.
Практическая часть
Изготовление накосника
После
прослушивания
материала
и
просмотра
слайдов,
учасникам
мастер-класса предлагается самостоятельно выполнить макет женской рубахи
из выданного кроя и декорировать его.
3.Заключительная часть
Осознание полученных знаний и умений.
Способ закрепления учебного материала.
Подведение итогов полученного результата, вследствие выполненной
творческой работы. (Выставка работ).
4. Круглый стол
Приложение