Напоминание

"Особенности работы над полифоническим произведением в младших классах ДШИ"


Автор: Ляпунова Людмила Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ"
Населённый пункт: г. Новомосковск Тульской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Особенности работы над полифоническим произведением в младших классах ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методический доклад

«Особенности работы над полифоническим

произведением в младших классах ДШИ»

Выполнила Ляпунова Л.Ю., преподаватель МБУДО «Детская школа искусств»

г. Новомосковска.

Полифония

-

вид

многоголосия,

основанный

на

одновременном

сочетании

двух

и

более

мелодических

линий.

Воспитывает

слух,

учит

звуковому

разнообразию,

навыкам

игры

легато,

готовит

к

исполнению

произведений любых жанров.

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой

частью

обучения

фортепианному

исполнительскому

искусству.

Это

объясняется

тем

громадным

значением,

которое

имеет

для

каждого

играющего на фортепиано развитое полифоническое мышление и владение

полифонической

фактурой.

Умение

слышать

полифоническую

ткань,

исполнять полифоническую музыку учащийся развивает и углубляет на всем

протяжении обучения.

Фортепиано

по

своей

природе

инструмент

многоголосный.

В

сущности,

вся

фортепианная

литература

создана

в

расчете

на

полифонические

возможности

инструмента.

Параллельно

общему

музыкальному развитию учащегося должно расти его восприятие музыки как

искусства многоплановых звучаний. Учащийся уже на 1-ом году обучения

приступает к освоению двухголосия в простейшей его форме. Это ставит

перед

ними

двойную

задачу

слышание

и

проведение

обоих

голосов

сочетанием различных движений 2-х рук.

Полифонию, доступную уже в 1-е годы обучения, можно разделить на

3 группы:

1. Н а р о д н о - п е с е н н а я

м у з ы к а

п о д г о л о с н о г о

с к л а д а.

Например, учащийся играет песню «За селом» – укр. песня в обработке

Г.Орлянского. Затем учащийся вместе с преподавателем разбирают основную

мелодию и подголоски.

2. Пьеса

с

двумя

контрастирующими

голосами. Исполняется

«Русская песня» Т. Салютринской, анализируется полифония. Основной –

верхний, менее значительный – нижний голос.

3. Сочинения

имитационного

склада. Композиторы

создали

много

простых и лаконичных пьес, вводящих ученика в полифонический стиль.

Остановимся вкратце на сборнике Е. Гнесиной «Фортепианная азбука» (М.

«Музыка» 2001г. № 6, 10, 25, 31, 33, 37, 46). Пьесы просты – поочередное

вступление

голосов

и

дослушивание

в

конце

произведений.

Показ

музыкального

материала.

Учащиеся

исполняют

перечисленные

пьесы

и

анализируют проведения имитаций.

Значительное место в репертуаре начинающих пианистов занимают

произведения И.С. Баха - автора знаменитых полифонических произведений.

Лучшими пьесами являются менуэты, полонезы, марши из сборника «Нотная

тетрадь

А.М.

Бах».

В

форме

менуэта

И.С.

Бах

выражал

различные

эмоциональные

оттенки – жизнерадостность,

задумчивость,

печаль.

В

некоторых

менуэтах

жанровые

черты,

танцевальность,

значительно

сглажены. Зато заимствованы танцевальные ритмы и формы. Верхний голос

любого

из

менуэтов

отличается

мелодической

гибкостью,

ритмическим

разнообразием, чередованием различных штрихов. Нижний голос обычно

ведет, хотя и самостоятельную по выразительности, но более сдержанную и

плавную линию. Так возникает контраст между голосами.

На этом этапе учащийся может исполнить менуэт № 7 Соль-мажор И.С.

Баха из «Нотной тетради А.М. Бах». Вместе с преподавателем он

анализирует форму, лад, тональный план, полифонию, показывает имитации,

разбирает по голосам.

Новая ступень в развитие полифонического слышания учащегося –

передача значительности, самостоятельности нижнего голоса, и в то же время

проведения его как бы на втором плане.

В общем виде процесс разучивания полифонической пьесы состоит из

следующих этапов.

1. Ознакомление с сочинением в целом.

2. Изучения каждого голоса отдельно.

3 Проигрывание отдельных пар голосов.

4. Совместное проигрывание по голосам (преподаватель-учащаяся).

5. Пропевание голосов.

Известно, что изучение произведений И.С. Баха – одна из труднейших

проблем

музыкальной

педагогики.

Основная

работа

над

интонационной

выразительностью и самостоятельностью каждого голоса. В менуэте № 7,

который исполнял учащийся, преподаватель обращает внимание на:

1. Различный характер звучания голосов.

2. Фразировку.

3. Несовпадение штрихов

4. Несовпадение кульминаций.

5. Разная ритмика.

6. Несовпадение динамического развития.

П л а н и р у е м ы й

р е з у л ь т а т

р а б о т ы :

Когда учащийся играет произведение целиком, в работу включаются новые

музыкальные

задачи.

Одна

из

них

-

поиск

нужного

соотношения

всех

голосов в их одновременном звучании. Каждый голос имеет свое «лицо»,

характер,

окраску.

Учащийся

добивается

нужного

туше;

более

звонкого,

открытого звука в верхнем голосе, более густого, основательного звука в басу.

Преподаватель перечисляет, на что надо обратить внимание при

исполнении произведений И.С. Баха на фортепиано.

а) темп

и

характер

движения;

связь

характера

движения

с

нотным

текстом: соотношением длительностей, фактурой, жанровой характерностью,

размером;

б) раскрытие

структурной

и

выразительной

стороны

тематического

материала.

Музыкально-смысловая

и

синтаксическая

суть

темы

и

противосложения,

интермедии.

Характер

темы,

выразительно е

интонирование с помощью средств артикуляции и динамики;

в) артикуляция.

Различная роль артикуляции:

– как краски;

– использование штрихов для достижения ясного произведения

мотивов (межмотивная и внутримотивная артикуляция).

Артикуляция вертикали двухголосной ткани: обычно каждый голос

оттеняется разными штрихами.

г) Динамика.

Выводы Ф. Бузони и А. Швейцера о терассообразном характере

баховской динамики (противопоставление пластов возможно - как по

горизонтали, так и по вертикали). Лаконичность динамических указаний.

д) орнаментика.

Мелизмы – небольшие относительно устойчивые украшения отдельных

звуков. Основное правило исполнения: за счет основного звука. Обозн При

работе над полифонией Баха учащиеся часто встречаются с мелизмами –

важнейшим художественно - выразительным средством музыки XVII-

XVIII веков. Если учесть различия в редакторских рекомендациях как по

поводу количества украшений, так и в их расшифровках, то станет ясно, что

ученику здесь обязательно понадобятся помощь и конкретные указания

преподавателя. Педагог должен исходить из чувства стиля исполняемых

произведений, собственного исполнительского и педагогического опыта, а

также имеющихся методических руководств. Так, педагогу можно

порекомендовать статью Л.И. Ройзмана «Об исполнении украшений

(мелизмов) в произведениях старинных композиторов», в которой подробно

разбирается этот вопрос и приводятся указания И.С. Баха. Можно обратиться

к капитальному исследованию Адольфа Бейшлага «Орнаментика в музыке»,

и конечно, познакомиться с баховской трактовкой исполнения мелизмов по

составленной самим композитором таблице в «Ночной тетради Вильгельма

Фридемана Баха», охватывающей главные типовые примеры. Здесь важны

три момента:

1. исполнять мелизмы Бах рекомендует за счет длительности основного

звука (за отдельными исключениями);

2. все мелизмы начинаются с верхнего вспомогательного звука (кроме

перечеркнутого мордента и нескольких исключений, например, если перед

звуком, на котором выставлена трель или неперечеркнутый мордент, уже

стоит ближайший верхний звук, то украшение исполняется с главного звука);

3. вспомогательные звуки в мелизмах исполняются на ступенях

диатонической гаммы, кроме тех случаев, когда знак альтерации указан

композитором – под знаком мелизма или над ним.

Чтобы наши ученики не относились к мелизмам как к досадной помехе в

пьесе, нужно умело преподнести им этот материал, пробудить интерес,

любознательность. Например, разучивая Менуэт № 4 G-dur, ученик

знакомится с мелодией, не обращая внимания вначале на выписанные в нотах

морденты. Затем он слушает пьесу в исполнении педагога сначала без

украшений, затем с украшениями и сравнивает. Ребятам конечно же больше

нравится исполнение с мордентами. Пусть самостоятельно поищет, где и как

они обозначены в нотах. Найдя новые для него значки (морденты), ученик

обычно с интересом ждет объяснений педагога, и педагог рассказывает, что

эти значки, украшающие мелодию, представляют собой сокращенный способ

записи мелодических оборотов, распространенный в XVII – XVIII веках.

Украшения как бы соединяют, объединяют мелодическую линию, усиливают

речевую выразительность. И если мелизмы – мелодия, значит и исполнять их

надо певуче и выразительно, в том характере и темпе, которые присущи

данной пьесе. Чтобы мелизмы не были «камнем преткновения», их надо

сначала услышать «про себя», пропеть и только потом играть, начиная с

медленного темпа и постепенно доводя до нужного.

е) аппликатура

Использование приемов «перекладывания», «скольжение», «беззвучная

подмена»; возможность «неудобного» разъединения конца одного построения

и начала другого путем использования одного и того же пальца.

ж) педаль.

Функция педали: освобождение рук и достижение связности,

обогащение выразительности звучания; заострение ритмического и

артикуляционного характера. Педализация не должна разрушать

прозрачность и ясность голосоведения и превращать полифоническое

мышление в гармоническое.

Итогом

работы

над

полифонией

становится

понимание

учащимися

художественно-выразительного значения полифонических произведений. Это

помогает

понять

мир

глубоких

содержательных

музыкальных

образов

композиторов.

Изучение

полифонической

музыки

много

дает

учащимся

детских музыкальных школ и для музыкально-пианистической подготовки в

целом, так как звуковая многоплановость свойственна всей фортепианной

литературе.

Список литературы.

Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры».

Б. Милич «Воспитание ученика-пианиста в 3-4 классах ДМШ».

Б. Милич «Воспитание ученика-пианиста в 5-7 классах ДМШ».

А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой».

Булатова «Педагогические принципы Е.Ф. Гнесиной».

Б. Кременштейн «Воспитание самостоятельности учащегося в классе

специального фортепиано».

Н. Любомудрова «Методика обучения игре на фортепиано».

Е. Макуренкова «О педагогике В.В. Листовой».

Н. Калинина «Клавирная музыка Баха в фортепианном классе».

А. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано».

«Вопросы фортепианной педагогики». Выпуск второй.

И. Браудо «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной

школе».



В раздел образования