Автор: Ляпунова Людмила Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ"
Населённый пункт: г. Новомосковск Тульской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Особенности работы над полифоническим произведением в младших классах ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
Методический доклад
«Особенности работы над полифоническим
произведением в младших классах ДШИ»
Выполнила Ляпунова Л.Ю., преподаватель МБУДО «Детская школа искусств»
г. Новомосковска.
Полифония
-
вид
многоголосия,
основанный
на
одновременном
сочетании
двух
и
более
мелодических
линий.
Воспитывает
слух,
учит
звуковому
разнообразию,
навыкам
игры
легато,
готовит
к
исполнению
произведений любых жанров.
Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой
частью
обучения
фортепианному
исполнительскому
искусству.
Это
объясняется
тем
громадным
значением,
которое
имеет
для
каждого
играющего на фортепиано развитое полифоническое мышление и владение
полифонической
фактурой.
Умение
слышать
полифоническую
ткань,
исполнять полифоническую музыку учащийся развивает и углубляет на всем
протяжении обучения.
Фортепиано
по
своей
природе
инструмент
многоголосный.
В
сущности,
вся
фортепианная
литература
создана
в
расчете
на
полифонические
возможности
инструмента.
Параллельно
общему
музыкальному развитию учащегося должно расти его восприятие музыки как
искусства многоплановых звучаний. Учащийся уже на 1-ом году обучения
приступает к освоению двухголосия в простейшей его форме. Это ставит
перед
ними
двойную
задачу
–
слышание
и
проведение
обоих
голосов
сочетанием различных движений 2-х рук.
Полифонию, доступную уже в 1-е годы обучения, можно разделить на
3 группы:
1. Н а р о д н о - п е с е н н а я
м у з ы к а
п о д г о л о с н о г о
с к л а д а.
Например, учащийся играет песню «За селом» – укр. песня в обработке
Г.Орлянского. Затем учащийся вместе с преподавателем разбирают основную
мелодию и подголоски.
2. Пьеса
с
двумя
контрастирующими
голосами. Исполняется
«Русская песня» Т. Салютринской, анализируется полифония. Основной –
верхний, менее значительный – нижний голос.
3. Сочинения
имитационного
склада. Композиторы
создали
много
простых и лаконичных пьес, вводящих ученика в полифонический стиль.
Остановимся вкратце на сборнике Е. Гнесиной «Фортепианная азбука» (М.
«Музыка» 2001г. № 6, 10, 25, 31, 33, 37, 46). Пьесы просты – поочередное
вступление
голосов
и
дослушивание
в
конце
произведений.
Показ
музыкального
материала.
Учащиеся
исполняют
перечисленные
пьесы
и
анализируют проведения имитаций.
Значительное место в репертуаре начинающих пианистов занимают
произведения И.С. Баха - автора знаменитых полифонических произведений.
Лучшими пьесами являются менуэты, полонезы, марши из сборника «Нотная
тетрадь
А.М.
Бах».
В
форме
менуэта
И.С.
Бах
выражал
различные
эмоциональные
оттенки – жизнерадостность,
задумчивость,
печаль.
В
некоторых
менуэтах
жанровые
черты,
танцевальность,
значительно
сглажены. Зато заимствованы танцевальные ритмы и формы. Верхний голос
любого
из
менуэтов
отличается
мелодической
гибкостью,
ритмическим
разнообразием, чередованием различных штрихов. Нижний голос обычно
ведет, хотя и самостоятельную по выразительности, но более сдержанную и
плавную линию. Так возникает контраст между голосами.
На этом этапе учащийся может исполнить менуэт № 7 Соль-мажор И.С.
Баха из «Нотной тетради А.М. Бах». Вместе с преподавателем он
анализирует форму, лад, тональный план, полифонию, показывает имитации,
разбирает по голосам.
Новая ступень в развитие полифонического слышания учащегося –
передача значительности, самостоятельности нижнего голоса, и в то же время
проведения его как бы на втором плане.
В общем виде процесс разучивания полифонической пьесы состоит из
следующих этапов.
1. Ознакомление с сочинением в целом.
2. Изучения каждого голоса отдельно.
3 Проигрывание отдельных пар голосов.
4. Совместное проигрывание по голосам (преподаватель-учащаяся).
5. Пропевание голосов.
Известно, что изучение произведений И.С. Баха – одна из труднейших
проблем
музыкальной
педагогики.
Основная
работа
над
интонационной
выразительностью и самостоятельностью каждого голоса. В менуэте № 7,
который исполнял учащийся, преподаватель обращает внимание на:
1. Различный характер звучания голосов.
2. Фразировку.
3. Несовпадение штрихов
4. Несовпадение кульминаций.
5. Разная ритмика.
6. Несовпадение динамического развития.
П л а н и р у е м ы й
р е з у л ь т а т
р а б о т ы :
Когда учащийся играет произведение целиком, в работу включаются новые
музыкальные
задачи.
Одна
из
них
-
поиск
нужного
соотношения
всех
голосов в их одновременном звучании. Каждый голос имеет свое «лицо»,
характер,
окраску.
Учащийся
добивается
нужного
туше;
более
звонкого,
открытого звука в верхнем голосе, более густого, основательного звука в басу.
Преподаватель перечисляет, на что надо обратить внимание при
исполнении произведений И.С. Баха на фортепиано.
а) темп
и
характер
движения;
связь
характера
движения
с
нотным
текстом: соотношением длительностей, фактурой, жанровой характерностью,
размером;
б) раскрытие
структурной
и
выразительной
стороны
тематического
материала.
Музыкально-смысловая
и
синтаксическая
суть
темы
и
противосложения,
интермедии.
Характер
темы,
выразительно е
интонирование с помощью средств артикуляции и динамики;
в) артикуляция.
Различная роль артикуляции:
– как краски;
– использование штрихов для достижения ясного произведения
мотивов (межмотивная и внутримотивная артикуляция).
Артикуляция вертикали двухголосной ткани: обычно каждый голос
оттеняется разными штрихами.
г) Динамика.
Выводы Ф. Бузони и А. Швейцера о терассообразном характере
баховской динамики (противопоставление пластов возможно - как по
горизонтали, так и по вертикали). Лаконичность динамических указаний.
д) орнаментика.
Мелизмы – небольшие относительно устойчивые украшения отдельных
звуков. Основное правило исполнения: за счет основного звука. Обозн При
работе над полифонией Баха учащиеся часто встречаются с мелизмами –
важнейшим художественно - выразительным средством музыки XVII-
XVIII веков. Если учесть различия в редакторских рекомендациях как по
поводу количества украшений, так и в их расшифровках, то станет ясно, что
ученику здесь обязательно понадобятся помощь и конкретные указания
преподавателя. Педагог должен исходить из чувства стиля исполняемых
произведений, собственного исполнительского и педагогического опыта, а
также имеющихся методических руководств. Так, педагогу можно
порекомендовать статью Л.И. Ройзмана «Об исполнении украшений
(мелизмов) в произведениях старинных композиторов», в которой подробно
разбирается этот вопрос и приводятся указания И.С. Баха. Можно обратиться
к капитальному исследованию Адольфа Бейшлага «Орнаментика в музыке»,
и конечно, познакомиться с баховской трактовкой исполнения мелизмов по
составленной самим композитором таблице в «Ночной тетради Вильгельма
Фридемана Баха», охватывающей главные типовые примеры. Здесь важны
три момента:
1. исполнять мелизмы Бах рекомендует за счет длительности основного
звука (за отдельными исключениями);
2. все мелизмы начинаются с верхнего вспомогательного звука (кроме
перечеркнутого мордента и нескольких исключений, например, если перед
звуком, на котором выставлена трель или неперечеркнутый мордент, уже
стоит ближайший верхний звук, то украшение исполняется с главного звука);
3. вспомогательные звуки в мелизмах исполняются на ступенях
диатонической гаммы, кроме тех случаев, когда знак альтерации указан
композитором – под знаком мелизма или над ним.
Чтобы наши ученики не относились к мелизмам как к досадной помехе в
пьесе, нужно умело преподнести им этот материал, пробудить интерес,
любознательность. Например, разучивая Менуэт № 4 G-dur, ученик
знакомится с мелодией, не обращая внимания вначале на выписанные в нотах
морденты. Затем он слушает пьесу в исполнении педагога сначала без
украшений, затем с украшениями и сравнивает. Ребятам конечно же больше
нравится исполнение с мордентами. Пусть самостоятельно поищет, где и как
они обозначены в нотах. Найдя новые для него значки (морденты), ученик
обычно с интересом ждет объяснений педагога, и педагог рассказывает, что
эти значки, украшающие мелодию, представляют собой сокращенный способ
записи мелодических оборотов, распространенный в XVII – XVIII веках.
Украшения как бы соединяют, объединяют мелодическую линию, усиливают
речевую выразительность. И если мелизмы – мелодия, значит и исполнять их
надо певуче и выразительно, в том характере и темпе, которые присущи
данной пьесе. Чтобы мелизмы не были «камнем преткновения», их надо
сначала услышать «про себя», пропеть и только потом играть, начиная с
медленного темпа и постепенно доводя до нужного.
е) аппликатура
Использование приемов «перекладывания», «скольжение», «беззвучная
подмена»; возможность «неудобного» разъединения конца одного построения
и начала другого путем использования одного и того же пальца.
ж) педаль.
Функция педали: освобождение рук и достижение связности,
обогащение выразительности звучания; заострение ритмического и
артикуляционного характера. Педализация не должна разрушать
прозрачность и ясность голосоведения и превращать полифоническое
мышление в гармоническое.
Итогом
работы
над
полифонией
становится
понимание
учащимися
художественно-выразительного значения полифонических произведений. Это
помогает
понять
мир
глубоких
содержательных
музыкальных
образов
композиторов.
Изучение
полифонической
музыки
много
дает
учащимся
детских музыкальных школ и для музыкально-пианистической подготовки в
целом, так как звуковая многоплановость свойственна всей фортепианной
литературе.
Список литературы.
Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры».
Б. Милич «Воспитание ученика-пианиста в 3-4 классах ДМШ».
Б. Милич «Воспитание ученика-пианиста в 5-7 классах ДМШ».
А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой».
Булатова «Педагогические принципы Е.Ф. Гнесиной».
Б. Кременштейн «Воспитание самостоятельности учащегося в классе
специального фортепиано».
Н. Любомудрова «Методика обучения игре на фортепиано».
Е. Макуренкова «О педагогике В.В. Листовой».
Н. Калинина «Клавирная музыка Баха в фортепианном классе».
А. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано».
«Вопросы фортепианной педагогики». Выпуск второй.
И. Браудо «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной
школе».