Автор: Темникова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "детский сад № 162"
Населённый пункт: г. Новокузнецк кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Как научить ребенка общению?"
Раздел: дошкольное образование
Как научить ребенка общению?
Невербальное общение – это всё, что находится за пределами
словесной информации. Это мимика, позы, жесты.
Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык
жестов самый древний способ достижения взаимопонимания.
Жест «уверенности»
Жест «радости»
Поза
–
это
положение
тела.
Человеческое
тело
способно
принять
около
1000
устойчивых
различных
положений.
Поза
показывает,
как
данный
человек
воспринимает
свой
статус
по
отношению к статусу других присутствующих лиц.
Поза
«внимательного
слушателя»
Поза
«обиженного
ребенка»
Поза «задумчивости»
Предлагаем игру-упражнение «Здороваемся без слов».
Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.
Мама (папа) называет, какие части тела должны поздороваться.
Ребенок без слов выполняет задание.
Игра «Через стекло». Представьте, что между вами толстое
стекло, оно не пропускает звука. Ребенку говорите на ухо, чтобы он
показал
жестом,
мимикой:
«Ты
забыл
надеть
шапку»,
«Мне
холодно», «Я хочу пить...», а мама (папа) отгадывают то, что хотел
сказать ребенок.
Мимика –
это
движения
мышц
лица,
главный
показатель
чувств.
В
мимическом
выражении
лица
шесть
основных
эмоциональных
состояний (гнев,
радость,
страх,
печаль,
удивление,
отвращение)
в с е
д в и ж е н и я
м ы ш ц
л и ц а
скоординированы.
Основную
информативную
нагрузку
в
мимическом плане несут брови и губы.
"Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я учусь".
Ребёнок, впервые оказавшийся в группе детского сада, сразу
определит отношение к себе незнакомых детей и воспитателя. Он
может не понять ни одного слова, не сразу привыкнет к темпу речи
педагога, произношению, но бессловесная коммуникация его не
подведёт:
каким
тоном
говорит
эта
тётя
детям
и
каким
маме;
отворачивается ли от него, от детей; прихорашивается, не замечая
детей, или улыбается им; прижимает к себе обиженного. Всё учтёт,
впитает его разум. Таким образом, невербальной коммуникацией
является вся атмосфера в группе: и свободный доступ к любым
пособиям, и сами эти пособия, и особый порядок, и отношения
взрослых и детей, и их жесты, взгляды, и ритуалы, традиции в
группе, и семейная обстановка.
С
детства мы всё определяем интуитивно, кто нас любит, а кто нет, и
без всяких слов знаем, как к нам относятся. Ребёнок это чувствует
гораздо тоньше, сильнее. Для примера, сравните слова «улыбка
ребёнка» и саму улыбку годовалого малыша, который неожиданно
обратил
на
вас
внимание.
Не
важно,
чем
ему
приглянулся
прохожий, незнакомец, но в нас появился сильный отклик. А потом
представьте
вежливую
улыбку
соседа.
Конечно,
она
уступает
в
красочности переживания — из-за, казалось бы, незначительного
подарка ребёнка.
Язык
бессловесный - это язык мимики, улыбок, гримас, смеха, плача -
язык эмоций и переживаний. Этот язык появляется очень рано и
позволяет
малышу
"считывать"
информацию
об
отношении
окружающих к нему и друг к другу, их настроение, эмоции. Детям
младшего
дошкольного
возраста
наиболее
понятны
и
доступны
следующие радость, удивление, печаль (страдание), гнев. Эмоции
страха
и
интереса
крайне
трудно
смоделировать
для
малышей,
поэтому работу с ними целесообразно проводить, начиная с 5-ти
лет.
Также
следует
поступить
и
в
отношении
эмоции
пренебрежения
(презрения)
-
младшим
детям
она
попросту
не
понятна, в связи с недостатком у них социального опыта.
Основные задачи формирования
эмоциональной сферы дошкольников.
Выражать
собственное
эмоциональное
состояние
(радость,
обиду, гнев, удивление).
Распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и
эмоциональное
состояние
взрослых
и
сверстников
(человек
радуется, расстроен, удивлен, рассержен).
Адекватно
реагировать
на
эмоции
других
(если
человек
обижен, - пожалеть его, помочь, радуется - порадоваться вместе с
ним, разгневан, - постараться понять причину).
Создание
условий
для
понимания
детьми
собственных
эмоций; для понимания эмоционального состояния других,
для
овладения средствами эмоциональной выразительности.
Обогащение
словаря
детей
за
счет
слов,
обозначающих
различные эмоциональные состояния.
Принципы формирования эмоциональной сферы дошкольников.
1.Принцип индивидуального подхода. Для дошкольников
характерно яркое проявление эмоций. Однако типична мгновенная
смена
настроения
-
от
смеха
к
плачу
и
наоборот
Младшего
дошкольника легко отвлечь от негативных эмоций. Задача педагога
выявить и развить индивидуальные особенности каждого ребенка.
Научить одного сдерживать эмоциональные проявления, другого -
проявлять эмоциональный отклик, то есть адекватно эмоционально
реагировать в той или иной ситуации. Важно в работе с детьми,
ориентироваться
не
на
"паспортный",
а
на
психологический
возраст ребенка.
2.Постоянность процесса. Эта задача решается в процессе
всего времени пребывания ребенка в детском саду. Совместная
деятельность ребенка с педагогом, со сверстниками (на занятиях, в
игровой или бытовой деятельности) постоянно оказывает влияние
на его эмоциональную сферу. Общение с ребенком необходимо
организовать так, чтобы он сам понял и открыл для себя, как ему
следует реагировать и поступать в различных ситуациях. И пример
взрослого здесь - один из решающих факторов.
3."Я
рядом.
Мы
вместе".
Основополагающим
принципом
программы
"Я
и
Мы"
является
формирование
у
ребенка
такой
концепции,
когда
он
адекватно
воспринимает
себя
-
свои
способности, отношения с другими людьми, уверен в своих силах.
В
дошкольном
возрасте
эта
работа
только
начинается.
Однако,
слово педагога (родителей), их действия должны вселять в ребенка
уверенность
в
себе,
развивать
положительное
отношение
к
сверстникам.
Постараемся
чаще
замечать
позитивные
эмоции
ребенка,
направленные
на
других
детей
или
вызванные
собственным успехом. А, в случае проявления негативных чувств,
напоминать ему о его положительном опыте.
Заповеди для родителей.
Детей учит то, что их окружает.
Если ребёнка часто критикуют - он учится осуждать.
Если ребёнку часто демонстрируют враждебность - он учится
драться.
Если ребёнка часто высмеивают - он учится быть робким.
Если
ребёнка
часто
позорят
-
он
учится
чувствовать
себя
виноватым.
Если к ребёнку часто бывают, снисходителен - он учится быть
терпеливым.
Если ребёнка часто подбадривают - он учится уверенности в
себе.
Если ребёнка часто хвалят - он учится оценивать.
Если с ребёнком обычно честны - он учится справедливости.
Если ребёнок живёт с чувством безопасности - он учится
верить.
Если
ребёнка
часто
одобряют
-
он
учится
хорошо
к
себе
относиться.
Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя
нужным - он учится находить в этом мире любовь.
Общение ребенка – это не только способность вступать в
контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно
и активно слушать, использование мимики и жестов для более
эффективного
выражения
своих
мыслей,
а
также
осознание
особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.
Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и
вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно
слушать, использование мимики и жестов для более эффективного
выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и
других
людей
и
учет
их
в
ходе
общения.
Обогащать
речевое
общение детей, сделать его более естественным, непринужденным
помогают
невербальные
средства
коммуникации.
Важно,
чтобы
ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию.
Каждый новый ребёнок – новая и чудесная краска на
палитре семьи, где художник – жизнь.