Напоминание

"Работа с текстом как основа формирования метапредметных компетенций"


Автор: Держинская Елена Разитовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Субханкулово
Населённый пункт: Туймазинский район
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с текстом как основа формирования метапредметных компетенций"
Раздел: среднее образование





Назад




Работа с текстом как основа формирования метапредметных компетенций

В своей педагогической деятельности я обратила внимание на то, что у детей слабо

сформированы

навыки

развития

речи.

Учащиеся

не

всегда

могут

свободно

аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы или просто свободно и

произвольно общаться друг с другом.

Зачастую они стараются заменить живую

культурную

речь

стандартной

житейской

мимикой

и

жестами,

т.е.

примитивными

невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных

связных, обобщенных устных и письменных высказываний и выступлений. Возникает

противоречие

между

общим

снижением

уровня

культуры

речи

учащихся

и

требованием общества, которое нуждается во всесторонне грамотных людях, свободно

владеющих навыками устной и письменной речи.

Уровень

образования,

который

дети

должны

освоить

по

окончании

основной

образовательной программы основного общего образования отражается в контрольно-

измерительных материалах государственной итоговой аттестации по всем предметам

Единое

требование

к

выполнению

заданий

предполагает

работу

с

текстом.

Несмотря на то, что ответы лежат на поверхности (найдите в тексте, автор сказал),

задания такого тапа оказываются сложными для ребят. Поэтому им не всегда удается

получить высокое количество баллов, предусмотренное за его выполнение.

ФГОС

включают

в

метапредметные

результаты

освоения

о сновной

образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного

компонента

«овладение

навыками

чтения

текстов

различных

стилей

и

жанров».

Метапредметные

результаты

–это

формирование

универсальных

компетентностей,

которые должны дать возможность быть успешными в любом проявлении учебной и

внеучебной деятельности. Они должны формироваться при изучении любого предмета.

К метапредметным результатам стандарт устанавливает следующие требования :

- умение

определять понятия,

создавать

обобщения, строить

логическое

рассуждение, делать умозаключения и выводы;

-

умение

осознанно

использовать

речевые

средства

в

соответствии

с

задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и

регуляции

своей

деятельности;

владение

устной

и

письменной

речью,

монологической контекстной речью;

- смысловое чтение.

Результаты исследований, проведенных PISA(пи ай эс эй), утверждают, что навык

чтения по праву является фундаментом всего последующего образования. Но особая

роль у предметов гуманитарного цикла, в частности – русского языка и литературы.

Язык, как никакой другой учебный предмет, имеет все возможности для формирования

коммуникативной,

образовательной,

развивающей

компетенций.

Изучив

труды

известных лингвистов, я пришла к выводу, что работа с текстом (текстоцентрический

подход)- необходимое условие достижения нового качества образования.

Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом

как одно из условий развития улучшения качества речи учащихся, пополнения их

словарного

запаса

и

творческого

потенциала,

т.к.

текст

это

основа

создания

развивающейся речевой среды на уроках русского языка, это - основной компонент

структуры учебника по русскому языку. Через текст реализуются все цели обучения в

их комплексе.

Используя

работу

с

текстом

на

уроках,

я

планирую

получить

следующие

результаты:

1.Сформировать универсальные способы мыслительной деятельности и

метапредметные компетенции;

2. Развить речевую компетенцию в единстве с языковой и прописной;

3. Воспитать любовь к родному языку, к Родине, уважение к духовной культуре

разных народов.

На экране вы видите

типы заданий, направленные на достижение метапредметных

( познавательных) результатов:

Предлагаю вашему вниманию приемы работы с текстом, которые я отработала со

своими учениками и активно используются другими учителями-предметниками:

1.

Нетрадиционным

началом

урока

может

стать

прием «Верные-неверные

утверждения», использование

которого

способствует

вдумчивой

работе

с

текстом, критическому восприятию информацию. Он также позволяет

делать

выводы о точности и ценности информации.

2.

При изучении новой темы целесообразно использовать приём «Инсёрт» (прием

технологии

развития

критического

мышления

через

чтение)

-

технология

эффективного чтения, представляющая собой систему знаков, организованных в

таблицу.

3.

Активизирует

мыслительную

деятельность

учащихся,

подталкивает

их

к

размышлению

прием

«Проблемные вопросы». Его я часто использую на

уроке литературы. Он опирается на обязательное знание текста. В начале урока

задаю проблемный вопрос, который записывается в тетради, а после изучения

произведения возвращаю ребят к их версиям и мы проверяем, кто из них

выдвинул более близкую к истине версию. Можно варьировать этот метод:

задать

вопрос

на

первом

уроке,

когда

только

начинается

изучение

произведения, а когда произведение прочитано и образы-персонажи разобраны

(на последнем уроке), ученики возвращаются к этому вопросу и уже отвечают

на него (можно в письменной форме) - метод «отложенный ответ».

Интересным

приемом

является «Двухчастный

дневник». При

помощи

этого

приёма можно увязать содержание текста с личным опытом учащихся. В левой

части

дневника

записываются

цитаты

из

текста,

которые

произвели

на

них

наибольшее

впечатление,

вызвали

ассоциации

с

эпизодами

из

их

собственной

жизни, озадачили их. Справа записывается комментарий: что заставило записать

именно

эту

цитату.

На

стадии

рефлексии

учащиеся

возвращаются

к

работе

с

двойными дневниками. С их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся

делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице.

Работу в группах на уроке можно организовать с помощью приема «Сложение

целого текста из частей». Учитель предварительно разрезает несколько или один

текст и перемешивает их. После обсуждения учащиеся

должны восстановить

предложенные им тексты в нужной последовательности.

На заключительном этапе урока предлагаю прием «Ментальные карты». В

центре – основная проблема, понятие. На боковых ветвях обозначены несколько

основных

признаков

(знаков,

графических

изображений),

на

вспомогательных

веточках

каждый

из

признаков

конкретизируется.

Ментальные

карты

позволяют

систематизировать и конкретизировать информацию.

Также

можно

использовать прием «ПОПС-формула» Использование данного

приема

позволяет

учащимся логически, последовательно формулировать ответ,

продумывать примеры для подтверждения своего мнения и делать выводы. При

использовании

этого

приема

развивается

речемыслительная деятельность

школьников.

Удобно использовать «Сравнительную таблицу» для сопоставления персонажей

того

или

иного

произведения.

Критерии

сравнения

разрабатываю

сама,

а

работу

учащихся организую в паре или в группе. «+» этого приема в том, что он позволяет

учащимся внимательно читать текст, самостоятельно добывать знания, самостоятельно

делать выводы в конце таблицы или написать эссе о герое, выражая свое личное

отношение.

Интерес

к

комплексному

анализу

текста

продиктован

необходимостью

подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом

текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 класса с

учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам

лингвистического комплексного анализа текста.

Нельзя обойти стороной и такие приемы как «Редактирование текста» - процесс

внесения

изменений

в

содержание

текста

и

«Восстанови

предложение

по

опознавательным признакам» - составление предложений по схемам.

Эти приемы просты, и могут стать превалирующими. Они вырабатывают у

учащихся внимательное отношение к тексту, прививают навык вдумчивого чтения и

готовят к более сложной работе с текстом. Ведь умение работать с текстом – это

основной атрибут на уроке по любому предмету. При этом примером для анализа

могут служить как учебные тексты (статья параграфа), так и лингвистические (связный

текст упражнения).

Очень важны критерии отбора текстов. Они должны быть интересными с

точки зрения орфографии, лексики, синтаксиса, должны отличаться стилем и типом

речи и с точки зрения содержания (как правило, это фрагменты из произведений

писателей-классиков). Особую роль в воспитании, развитии современного школьника

приобретают тексты, направленные на духовно- нравственное развитие личности.

Работа с текстом потребовала изменения структуры урока. В практике работы

такой урок (урок-дуэль, урок-откровение, урок-аукцион, урок – фантазия, урок- суд)

состоит из следующих этапов.

На

подобных

уроках

происходит

обобщение

материалов

в

устной

или

письменной

форме:

учащиеся

размышляют

о

средствах

выражения

собственных

мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над

текстом,

готовятся

к

выразительному

чтению.

Учитель

может

оценить

не

только

результат, но и сам процесс работы.

О

результативности

опыта

свидетельствуют

высокие

показатели

качества

итоговой

и

промежуточной

аттестации;

всероссийских

и

республиканских

проверочных

работ по русскому языку; выступления учащихся с докладами на

уроках

мировой

художественной

культуры,

биологии,

основ

безопасности

жизнедеятельности,

географии;

исследовательская

деятельность.

Созданные

учащимися связные тексты на заданную тему используются не только на уроках,

но и во внеурочной деятельности: это статьи в школьной газете «Позитив»,

выступления волонтерских групп в школьной агитбригаде, а также выступления в

школьном радиоэфире «Мир», руководителем которого я являюсь.

С целью распространения своего опыта созданы методические разработки с

набором

тренировочных

заданий,

размещены

методические

рекомендации

на

персональном сайте «Открытая книга», я участвую в дистанционных общероссийских

конкурсах.

Таким образом, работая с текстом на уроках русского языка и литературы, учитель

выбирает нелегкий путь, требующий и творчества, и профессионального мастерства, и

немалых знаний, и много времени. Однако, это путь открытий и находок, обретений и

радости

совместного

с

учениками

творчества

вполне

оправдает

себя

и

позволит

ненавязчиво и надежно формировать основные компетенции школьников.



В раздел образования