Автор: Держинская Елена Разитовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Субханкулово
Населённый пункт: Туймазинский район
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с текстом как основа формирования метапредметных компетенций"
Раздел: среднее образование
Работа с текстом как основа формирования метапредметных компетенций
В своей педагогической деятельности я обратила внимание на то, что у детей слабо
сформированы
навыки
развития
речи.
Учащиеся
не
всегда
могут
свободно
аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы или просто свободно и
произвольно общаться друг с другом.
Зачастую они стараются заменить живую
культурную
речь
стандартной
житейской
мимикой
и
жестами,
т.е.
примитивными
невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных
связных, обобщенных устных и письменных высказываний и выступлений. Возникает
противоречие
между
общим
снижением
уровня
культуры
речи
учащихся
и
требованием общества, которое нуждается во всесторонне грамотных людях, свободно
владеющих навыками устной и письменной речи.
Уровень
образования,
который
дети
должны
освоить
по
окончании
основной
образовательной программы основного общего образования отражается в контрольно-
измерительных материалах государственной итоговой аттестации по всем предметам
Единое
требование
к
выполнению
заданий
предполагает
работу
с
текстом.
Несмотря на то, что ответы лежат на поверхности (найдите в тексте, автор сказал),
задания такого тапа оказываются сложными для ребят. Поэтому им не всегда удается
получить высокое количество баллов, предусмотренное за его выполнение.
ФГОС
включают
в
метапредметные
результаты
освоения
о сновной
образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного
компонента
«овладение
навыками
чтения
текстов
различных
стилей
и
жанров».
Метапредметные
результаты
–это
формирование
универсальных
компетентностей,
которые должны дать возможность быть успешными в любом проявлении учебной и
внеучебной деятельности. Они должны формироваться при изучении любого предмета.
К метапредметным результатам стандарт устанавливает следующие требования :
- умение
определять понятия,
создавать
обобщения, строить
логическое
рассуждение, делать умозаключения и выводы;
-
умение
осознанно
использовать
речевые
средства
в
соответствии
с
задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и
регуляции
своей
деятельности;
владение
устной
и
письменной
речью,
монологической контекстной речью;
- смысловое чтение.
Результаты исследований, проведенных PISA(пи ай эс эй), утверждают, что навык
чтения по праву является фундаментом всего последующего образования. Но особая
роль у предметов гуманитарного цикла, в частности – русского языка и литературы.
Язык, как никакой другой учебный предмет, имеет все возможности для формирования
коммуникативной,
образовательной,
развивающей
компетенций.
Изучив
труды
известных лингвистов, я пришла к выводу, что работа с текстом (текстоцентрический
подход)- необходимое условие достижения нового качества образования.
Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом
как одно из условий развития улучшения качества речи учащихся, пополнения их
словарного
запаса
и
творческого
потенциала,
т.к.
текст
–
это
основа
создания
развивающейся речевой среды на уроках русского языка, это - основной компонент
структуры учебника по русскому языку. Через текст реализуются все цели обучения в
их комплексе.
Используя
работу
с
текстом
на
уроках,
я
планирую
получить
следующие
результаты:
1.Сформировать универсальные способы мыслительной деятельности и
метапредметные компетенции;
2. Развить речевую компетенцию в единстве с языковой и прописной;
3. Воспитать любовь к родному языку, к Родине, уважение к духовной культуре
разных народов.
На экране вы видите
типы заданий, направленные на достижение метапредметных
( познавательных) результатов:
Предлагаю вашему вниманию приемы работы с текстом, которые я отработала со
своими учениками и активно используются другими учителями-предметниками:
1.
Нетрадиционным
началом
урока
может
стать
прием «Верные-неверные
утверждения», использование
которого
способствует
вдумчивой
работе
с
текстом, критическому восприятию информацию. Он также позволяет
делать
выводы о точности и ценности информации.
2.
При изучении новой темы целесообразно использовать приём «Инсёрт» (прием
технологии
развития
критического
мышления
через
чтение)
-
технология
эффективного чтения, представляющая собой систему знаков, организованных в
таблицу.
3.
Активизирует
мыслительную
деятельность
учащихся,
подталкивает
их
к
размышлению
прием
«Проблемные вопросы». Его я часто использую на
уроке литературы. Он опирается на обязательное знание текста. В начале урока
задаю проблемный вопрос, который записывается в тетради, а после изучения
произведения возвращаю ребят к их версиям и мы проверяем, кто из них
выдвинул более близкую к истине версию. Можно варьировать этот метод:
задать
вопрос
на
первом
уроке,
когда
только
начинается
изучение
произведения, а когда произведение прочитано и образы-персонажи разобраны
(на последнем уроке), ученики возвращаются к этому вопросу и уже отвечают
на него (можно в письменной форме) - метод «отложенный ответ».
Интересным
приемом
является «Двухчастный
дневник». При
помощи
этого
приёма можно увязать содержание текста с личным опытом учащихся. В левой
части
дневника
записываются
цитаты
из
текста,
которые
произвели
на
них
наибольшее
впечатление,
вызвали
ассоциации
с
эпизодами
из
их
собственной
жизни, озадачили их. Справа записывается комментарий: что заставило записать
именно
эту
цитату.
На
стадии
рефлексии
учащиеся
возвращаются
к
работе
с
двойными дневниками. С их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся
делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице.
Работу в группах на уроке можно организовать с помощью приема «Сложение
целого текста из частей». Учитель предварительно разрезает несколько или один
текст и перемешивает их. После обсуждения учащиеся
должны восстановить
предложенные им тексты в нужной последовательности.
На заключительном этапе урока предлагаю прием «Ментальные карты». В
центре – основная проблема, понятие. На боковых ветвях обозначены несколько
основных
признаков
(знаков,
графических
изображений),
на
вспомогательных
веточках
каждый
из
признаков
конкретизируется.
Ментальные
карты
позволяют
систематизировать и конкретизировать информацию.
Также
можно
использовать прием «ПОПС-формула» Использование данного
приема
позволяет
учащимся логически, последовательно формулировать ответ,
продумывать примеры для подтверждения своего мнения и делать выводы. При
использовании
этого
приема
развивается
речемыслительная деятельность
школьников.
Удобно использовать «Сравнительную таблицу» для сопоставления персонажей
того
или
иного
произведения.
Критерии
сравнения
разрабатываю
сама,
а
работу
учащихся организую в паре или в группе. «+» этого приема в том, что он позволяет
учащимся внимательно читать текст, самостоятельно добывать знания, самостоятельно
делать выводы в конце таблицы или написать эссе о герое, выражая свое личное
отношение.
Интерес
к
комплексному
анализу
текста
продиктован
необходимостью
подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом
текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 класса с
учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам
лингвистического комплексного анализа текста.
Нельзя обойти стороной и такие приемы как «Редактирование текста» - процесс
внесения
изменений
в
содержание
текста
и
«Восстанови
предложение
по
опознавательным признакам» - составление предложений по схемам.
Эти приемы просты, и могут стать превалирующими. Они вырабатывают у
учащихся внимательное отношение к тексту, прививают навык вдумчивого чтения и
готовят к более сложной работе с текстом. Ведь умение работать с текстом – это
основной атрибут на уроке по любому предмету. При этом примером для анализа
могут служить как учебные тексты (статья параграфа), так и лингвистические (связный
текст упражнения).
Очень важны критерии отбора текстов. Они должны быть интересными с
точки зрения орфографии, лексики, синтаксиса, должны отличаться стилем и типом
речи и с точки зрения содержания (как правило, это фрагменты из произведений
писателей-классиков). Особую роль в воспитании, развитии современного школьника
приобретают тексты, направленные на духовно- нравственное развитие личности.
Работа с текстом потребовала изменения структуры урока. В практике работы
такой урок (урок-дуэль, урок-откровение, урок-аукцион, урок – фантазия, урок- суд)
состоит из следующих этапов.
На
подобных
уроках
происходит
обобщение
материалов
в
устной
или
письменной
форме:
учащиеся
размышляют
о
средствах
выражения
собственных
мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над
текстом,
готовятся
к
выразительному
чтению.
Учитель
может
оценить
не
только
результат, но и сам процесс работы.
О
результативности
опыта
свидетельствуют
высокие
показатели
качества
итоговой
и
промежуточной
аттестации;
всероссийских
и
республиканских
проверочных
работ по русскому языку; выступления учащихся с докладами на
уроках
мировой
художественной
культуры,
биологии,
основ
безопасности
жизнедеятельности,
географии;
исследовательская
деятельность.
Созданные
учащимися связные тексты на заданную тему используются не только на уроках,
но и во внеурочной деятельности: это статьи в школьной газете «Позитив»,
выступления волонтерских групп в школьной агитбригаде, а также выступления в
школьном радиоэфире «Мир», руководителем которого я являюсь.
С целью распространения своего опыта созданы методические разработки с
набором
тренировочных
заданий,
размещены
методические
рекомендации
на
персональном сайте «Открытая книга», я участвую в дистанционных общероссийских
конкурсах.
Таким образом, работая с текстом на уроках русского языка и литературы, учитель
выбирает нелегкий путь, требующий и творчества, и профессионального мастерства, и
немалых знаний, и много времени. Однако, это путь открытий и находок, обретений и
радости
совместного
с
учениками
творчества
вполне
оправдает
себя
и
позволит
ненавязчиво и надежно формировать основные компетенции школьников.