Авторы: Перепелкина Елена Владимировна, Пылаева Татьяна Захаровна
Должность: воспитатель, инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МКДОУ №1 детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: р.п. Бисерть
Наименование материала: проектная деятельность
Тема: Проект "Зимние забавы"
Раздел: дошкольное образование
Проект
«Зимние забавы»
Составили:
Пылаева Т.З. инструктор по физической культуре, первая
квалификационная категория
Перепелкина Е.В. воспитатель, первая квалификационная категория
1
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………... 2
2. Содержание проектной деятельности
2.1. Паспорт проекта…………………………………………… 4
2.2. Организация игровой проектной деятельности……………. 6
2.3 Методические рекомендации к работе над проектом……….7
3. Заключение…………………………………………………………10
Литература…………………………………………………………… 11
Приложения…………………………………………………………...12
2
1.
Пояснительная записка.
Зима – это время самых интересных занятий: кататься на санках, лыжах, играть в снежки,
лепить снеговиков. Зима это не один день в году, а целых три месяца. Как сделать, чтобы
часы, отпущенные на прогулку, были наполнены веселыми играми, увлекательными
занятиями, а главное с большой пользой для детей?
Поэтому решили повысить интерес детей к двигательной деятельности в зимнее время
года. Привить любовь к русской зиме, красоте зимней природы. Познакомить детей с
зимними видами спорта и зимними забавами. Заинтересовать родителей и привлечь их к
участию в данном проекте.
Проект на тему «Зимние забавы» разработан для детей младшего дошкольного возраста.
В проекте даются методические рекомендации проведения игр и забав в зимний период.
Содействует развитию разнообразной двигательной деятельности детей и обогащает
знания о зиме и зимних забавах на прогулке. Укреплять здоровье детей, приобщая их к
здоровому образу жизни. Воспитывать радость и удовольствие от двигательной
деятельности на участке ДОУ в зимний период. Проект рассчитан на две недели. Проект
адресован воспитателям, инструкторам по физической культуре, родителям.
3
Паспорт проекта
Вид проекта: творческо – игровой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 16-27 января 2017 года).
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, инструктор по физической
культуре, родители воспитанников.
Актуальность
Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать
их врожденное стремление к движению. Становление детской идентичности, образа Я
тесно связано с физическим развитием ребенка, с его ловкостью, подвижностью,
активностью.
Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно ежедневно
предоставлять детям возможность активно двигаться. Обучать детей правилам
безопасности, создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия,
способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в
двигательной сфере, использовать различные методы обучения, помогающие детям с
разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.
Кроме того, в дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и
воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно
взаимодействовать не только с ребенком, но и с членами его семьи. Именно в этот период
у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья и это самое
благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с
обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья могут и
должны привести к положительным результатам.
Проблема
Современная жизнь все больше ориентирует свободное время ребенка на различные
электронные устройства, что снижает уровень двигательной активности. Особенно в
зимнее время дети много времени проводят у телевизора, мало гуляют на улице. Родители
и дети не имеют достаточных знаний об играх и забавах, в которые можно поиграть в
зимний период на улице.
Цель
Данная проблема способствовала определению цели. Разработать совместно детско –
взрослый проект по теме «Зимние забавы», основой которого, будет обогащение у детей
знаний о зиме, зимних забавах, о красоте зимней природы. Вовлечение родителей в
образовательную деятельность.
4
Задачи
• закреплять знания детей о зиме, её признаках;
• способствовать физическому, интеллектуальному и эстетическому развитию детей;
• совершенствовать навыки безопасного поведения в играх со снегом, при катании с горки,
на санках и лыжах, при проведении подвижных игр;
• формировать у детей начальные представлений о здоровом образе жизни;
• развивать познавательные способности детей, активно включать их в творческо –
поисковую деятельность;
• обогащать детско – родительские отношения опытом совместной деятельности.
• воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью других
детей (рассказать, как опасно есть снег, сосать сосульки)
• воспитывать взаимное - отношение между сверстниками и взрослыми
Целевые ориентиры
(характеристики возможных достижений ребенка)
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность, способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности; ребенок овладевает установкой положительного отношения к
миру, другим людям и самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх; у ребенка развита крупная и мелкая моторика
соответственно возрасту, он подвижен, развивается выносливость и основные виды
движения, контролирует свои движения и управляет ими, соблюдает правила
безопасности; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым, пытается
найти на них ответы; старается принимать собственные решения, опираясь на свои знания
и умения в различных видах деятельности.
Планируемый результат:
Обогащение знаний о зиме и зимних забавах;
Формирование двигательных умений и навыков;
Приобщение детей к здоровому образу жизни;
Формирование у детей умений взаимодействовать в коллективе и с родителями.
Продукт проектной деятельности макет «Зимние забавы»; выставка рисунков; развлечение
«Зимние забавы».
Родители стали активными участниками в жизни группы. Повысить интерес к зимним
видам спорта, зимним забавам у детей и родителей.
5
2.
Организация игровой проектной деятельности
1 – этап: организационно – подготовительный
Задачи:
• определение проблемы через выявление уровня развития детей и образовательные
возможности семьи;
• изучение нормативно – правовых документов, общеобразовательной программы ДОУ,
методической литературы, материалов сети Интернет по вопросам выявленной проблемы;
• введение воспитанников в тематику с использованием модели «Трех вопросов»,
обсуждение плана с семьями воспитанников;
• сбор информации, материалов и средств, для реализации проекта;
• создание необходимых условий для реализации проекта.
2 – этап: основной (цикл практических дел)
Задачи: организация всех видов деятельности детей вокруг проекта «Зимние забавы» в
ДОУ, совместной деятельности воспитателя с детьми, самостоятельной деятельности
детей и совместной деятельности детей с родителями.
3 – этап: заключительный
Задачи: организация деятельности по изготовлению продуктов проекта.
Реализация проекта «Зимние забавы».
6
3.
Методические рекомендации к работе над проектом
В начале организационно – подготовительного этапа путем наблюдений за детьми во
время прогулок и бесед с воспитанниками были выявлены затруднения у детей в знании
подвижных игр, забав и видов спорта, в которые можно поиграть коллективно в зимний
период; большая часть детей малоактивны во время пребывания на улице. В свою очередь
родители мало внимания уделяют семейным прогулкам, не обладая в полном объеме
навыками правильной организации двигательной деятельности детей и взрослых в зимний
период.
На основании полученных данных была определена проблема и сформулирована цель
проектной деятельности, указанные выше.
Решая поставленные задачи организационно – подготовительного этапа, изучалась и
анализировалась нормативно – правовая база, методическая литература по организации
проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и вовлечению в данную
деятельность родителей (законных представителей) воспитанников.
После ознакомления с нормативными документами и методическими рекомендациями
осуществлялась деятельность по подбору материала, форм и методов обучения и
воспитания, адекватных возрасту детей и положениям ФГОС ДО, создавались условия для
реализации проекта согласно требованиям стандарта.
Введение воспитанников в тематику проекта осуществлялось с использованием модели
«Трех вопросов».
Что мы знаем о зимних забавах?
• Сейчас зима, много снега.
• На улице можно поиграть (слепить снеговика, играть в снежки, сгребать снег лопаткой).
• Можно кататься на коньках, с горки, на лыжах, на санках.
Что мы хотим узнать о зимних забавах?
• В какие игры еще можно поиграть?
• Как не заболеть зимой?
• Чем спортсмены занимаются зимой? Какие зимние виды спорта есть?
• Правила безопасности на улице зимой во время зимних забав.
Что мы должны сделать, чтобы узнать еще больше о зимних забавах?
• Спросить у родителей.
• Посмотреть в книгах, энциклопедиях.
• Поискать в интернете.
Разучить новые игры.
Посмотреть мультфильмы.
7
На основе детских высказываний определили содержательные направления проекта,
совместно с детьми обсудили эту тему.
Формы работы с детьми по подготовке к реализации проекта:
проведение бесед, игровых ситуаций;
чтение стихотворений, сказок, рассказов о зиме; рассматривание энциклопедий, просмотр
презентаций;
показ иллюстраций, картин о зимних видах спорта, о зимних забавах;
рассматривание спортивного инвентаря; познавательно – исследовательская деятельность.
Формы работы с родителями по подготовке к реализации проекта:
консультация «Зимние забавы для всей семьи»;
консультация «Роль подвижных игр в жизни ребенка» см. приложение №15
папка-передвижка «Детские зимние игры».
детско – родительские проекты «Вот так я провожу выходной день», «Какой чудесный
день», «Наша дружная семья».
Мероприятия по подготовке к реализации проекта:
поиск родителями информации в интернете о зимних забавах и играх и составление
проектов.
2 этап: Основной
План осуществления проекта:
В группе воспитатель организует развивающую предметно - пространственную
среду:
Выставку книг о зиме, зимних играх.
Знакомит детей с литературными произведениями :Г. Ладонщиков «На горке – на санках»,
«Тепло и в мороз», «Моя лыжня», А.Введенский «На лыжах», А.Барто «Снежная баба»,
И.Горина «Снеговик».
Проводит целевую прогулку на тему: «Чародейкою зимою околдован лес стоит…».
Разучивает пальчиковые игры: «Зима», «Мы слепили снежный ком», «Мы во двор пошли
гулять», «Зимние забавы», «Раз – шажок», «Снежок», «Снеговик», «Котик».
Беседует с детьми по теме: «Что мы знаем о зиме?», «Какие зимние забавы мы знаем?»,
«Как мы играем зимой?»
Организует образовательную деятельность:
По развитию речи – заучивание русской народной песенки: «Ты мороз - мороз-мороз...»
см. конспект приложение №3
8
По ознакомлению с окружающим и развитию речи учила детей слушать художественное
слово, разгадывать загадки, отвечать на вопросы, расширяли у детей знания о зимних
видах спорта и о зимних забавах; закрепляли у детей знания о свойствах снега;
учили детей рассматривать картину, видеть в картине сюжет, отвечать на вопросы по её
содержанию; учили детей составлять небольшой рассказ (из 2 предложений) по открытым
вопросам; детям был предоставлен просмотр мультимедийной презентации «У зимушки
свои забавушки».см. конспект приложение №2,4,5
При организации продуктивной деятельности дети делали снеговика:
способом наклеивания готовых форм (круги) в определённой последовательности:
располагая в высоту от самого большого до самого маленького; учили дорисовывать
дополнительные элементы (глазки, ротик); см. конспект приложение №6
Способом рисования предметов круглой формы; см. конспект приложение №8
Способом лепки скатывали шар из пластилина между ладонями круговыми движениями.
см. конспект приложение №7
В совместной деятельности воспитатель вместе с детьми
Изготовили макет «Зимние забавы», провели опыты и эксперименты «Зимой снег и вода
- интересные друзья», из строительного материала на конструирование построили «Горку
для ребят».
В самостоятельной деятельности
дети раскрашивали картинки цветными карандашами по теме проекта, играли в
настольно-печатные, дидактические игры.
Работа с родителями
Проводит консультацию «С родителями на прогулку»
Инструктор по физической культуре:
Разработала и провела комплекс утренней гимнастики «Зима», гимнастика пробуждения
после дневного сна см. приложение №13
провела
игровое занятия в зале «В гости к Снеговику», где дети учились прыжкам с
передвижением вперед; закрепляли умения: спрыгивать с высоты 10-15см; пролезать в
обруч, не касаясь руками пола; сохранять равновесие, стоя на носках; совершенствовали
умения: перепрыгивать через линию; прокатывать обруч вперед;
см. конспект приложение №9
сюжетное занятие «Приключения снежинок», где дети учились ходьбе по наклонной
доске, сохраняя равновесие; закрепляли умения прокатывать мяч друг другу под шнуром
(высота – 20-25см) из исходного положения «сидя на полу»; перепрыгивать через линию
(шнур); совершенствовали умения прыгать с продвижением вперед на 2-3м; перелезать
9
через предметы; координировать движения при выполнении переката туловища; см.
конспект Приложение №10
На физкультурном занятии на улице «Снег, снег кружиться» дети выполняли ходьбу и бег
по кругу с изменением направления движения, развивали глазомер при бросании снежков
на дальность. см. конспект Приложение №11
На занятии «Зайка беленький» разучили игру «Зайка беленький»; повторили игровые
упражнения на равновесие и метание.
см. конспект Приложение №12
В совместной деятельности педагога и детей - дети учились ходить на лыжах, возить друг
друга на санках, скатываться с ледяной горки, учились ходить между предметами, бросать
снежки на дальность, научились бегать в лабиринтах.
Работа по реализации проекта
Работа над проектом проводилась с большим интересом и увлечением. Родители
принимали участие в подготовке материалов к занятиям, выполняли домашние творческие
задания. Большую роль в активизации родительского внимания сыграли сами дети.
Дети с большим удовольствием демонстрировали тематические рисунки, выполненные
дома вместе с родителями, а также дети с гордостью рассказывали о спортивных
достижениях родителей.
3 этап: Заключительный
Работа по итоговым мероприятиям проекта:
Итогом проекта стали мероприятия:
Фотоальбом «На прогулку всей семьей»
Выставка рисунков
Изготовление макета «Зимние забавы»
Развлечение «Зимние забавы» см. конспект Приложение №14
Родители и дети творчески подошли к созданию альбома «Зимние забавы», включив всю
свою фантазию и воображение. Родители использовали в работе свои художественные
умения и навыки, передавая их своим детям.
Работа по реализации проекта была проведена успешно и интересно. Разнообразие видов
деятельности обогатили у детей знания о зиме, зимних забавах, а также сформировали у
детей практические умения и навыки.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что совместные подвижные игры, забавы,
развлечения не оставили равнодушной ни одну семью. А значит, работа над проектом
способствовала повышению уровня детей и родителей по формированию культуры
здорового образа жизни.
10
ЛИТЕРАТУРА
1.
Желобкович Е. Ф. Физкультурные занятия в детском саду. – Москва, 2014
2.
И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая
группа Творческий центр - Москва, 2015
3.
С.Н.Николаева Экологическое воспитание младших дошкольников.- Москва
Издательство Мозаика Синтез, 2010
4.
О.С. Ушакова Развитие речи детей 3-5 лет. Творческий центр «Сфера», 2014
5.
О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш Знакомим дошкольников с литературой. Творческий
центр «Сфера», 2014
11
ПРИЛОЖЕНИЯ
12
Фото отчет по реализации проекта Приложение №1
13
14
15
16
17
18
19
Макет «Зимние забавы»
20
Выставка рисунков
Игровые упражнения на прогулке.
21
22
23
24
25
26
Подвижные игры на улице
27
28
Приложение №2
Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи и
ознакомлению с окружающим «Зимние забавы» с использованием ИКТ
Цель: Формирование у детей знаний о зиме и зимних забавах.
Задачи:
Учить детей слушать художественное слово, разгадывать загадки, отвечать на вопросы.
расширять у детей знания о зимних видах спорта и о зимних забавах.
Закреплять у детей знания о свойствах снега, уточнять у детей представления о зиме.
Учить детей рассматривать картину, видеть в картине сюжет, отвечать на вопросы по её
содержанию.
Учить детей составлять небольшой рассказ (из 2 предложений) по открытым вопросам.
Развивать у детей воображение, восприятие, произвольную память и внимание,
наблюдательность, словесно-образное мышление.
Воспитывать интерес к явлениям природы.
Обогащать у детей словарный запас новыми прилагательными, глаголами,
существительными (каток, хоккей, коньки, забава, бархатный, пушистый, блестящий,
серебрится, блестит).
Закреплять и активизировать словарь детей.
Материал: Картина «Зимние забавы», бумажные снежки, корзины, кукла, презентация.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом
Раздаётся стук в дверь.
К детям приходит кукла Катя в зимней одежде. Она принесла с улицы снег, и предлагает
детям рассмотреть и потрогать его.
Воспитатель: Ребята, снег получается из снежинок. Когда выпадает много снежинок, то
появляются снежные сугробы.
Воспитатель: Дети, какой снег? Холодный, белый, пушистый, блестящий. Снег блестит,
серебрится.
Воспитатель: Послушайте, ребята, стихотворение:
С неба падают снежинки,
Словно белые пушинки.
Покрывая всё кругом
Мягким бархатным ковром.
Воспитатель: Вспомните, ребята. Когда снег тает, во что он превращается? В воду.
Правильно. А когда вода замерзает, что получается? Лед. Чтобы на коньках кататься и
29
играть в хоккей, нужен каток. А если снег полить водой, то получится каток (хоровое
повторение слов: каток, лед, хоккей).
Воспитатель: Ребята, я сейчас внимательно послушайте загадку и постарайтесь разгадать
ее:
Снег на полях
Лёд на реках
Вьюга гуляет
Когда это бывает?
Дети: Зимой
Воспитатель: А какие вы знаете приметы зимы? Падает снег, на улице холодно, деревья
стоят без листьев, люди стали тепло одеваться. Правильно. Молодцы! Ребята, мы все
любим зиму. Зимой очень красиво. А еще зимой, мы, очень любим играть на улице.
Давайте рассмотрим картину.
Рассматривание сюжетной картины «Зимние забавы».
Воспитатель: Выпал белый снег. Белые дорожки, белые дома. На деревьях, вместо
листьев, на ветках лежит белый снег. Посмотрите, какая елочка-красавица. На ее зеленых
ветках также лежит белый пушистый снег. На елке вместо листочков – зеленые иголочки,
которые осенью не опадают. Настоящая зима пришла! Надели дети шубки, штаны,
варежки - на ладошки, на ножки - новые валенки и сапожки. Ребята идут кататься с горки.
С горки катаются ребята на санках, на лыжах, на ледянках. Девочки на катке катаются на
коньках, а мальчики с клюшками в руках идут играть в хоккей. Ах, а какого снеговика
слепили дети! Вместо носа - морковка, вместо шапки – ведро, шарфик на шее и метла в
руке.
Воспитатель читает рифмовку:
Снеговик, снеговик
Появился во дворе
Нос - морковка,
Рот - картошка
И ведро на голове.
Воспитатель: Вот как интересно дети играют зимой на улице. Правда, ребята?
Внимательно рассмотрите еще раз картину.
Воспитатель:
Что делают дети? (Гуляют)
Где гуляют дети? (На улице)
Какое время года? (Зима)
30
Как одеты дети? (Тепло)
Что делают дети? (Катаются на лыжах, на санках, на коньках)
Что дети сделали во дворе? (Слепили снеговика)
Молодцы!
Послушайте стихотворение:
Снег на улице белеет, собирайся поскорее,
Варежки надень на руки, шарф на шею повяжи,
Застегни замок на куртке и на улицу спеши.
Но при этом не забудь сани взять и лыжи.
А не хочешь, значит, будешь бабу строить снежную.
Ком пока один скатай, и второй, и третий.
Друг на друга их поставь, вышла баба - прелесть!
Ребята, устали? Вспомните, как вы на улице играли в снежки. Хотите сейчас поиграть?
Игра в «Снежки»?
Воспитатель: Смотрите, сколько белых бумажных снежков. Представим, что это
настоящие снежки. Сейчас, мы с вами будем метать снежки в корзину (воспитатель
показывает детям, как играть). Кто больше всех кинет снежков в корзину, тот победит.
Начали (дети играют).
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Закончи предложение»:
Наступила… (зима).
Идет… (снег).
Зимой бывают… (морозы).
Дети катаются… (на лыжах, на коньках, на санках).
Мальчики идут с клюшками … (на каток).
На катке мальчики играют… (в хоккей).
Еще дети играют… (в снежки).
Из снега дети лепят (снеговика, снежную бабу, крепости, снежки).
Правильно. Молодцы, ребята!
А сейчас, дети, мы будем смотреть слайды, и учиться разгадывать загадки.
1 слайд. С неба звездочки летят,
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой снежинки… (Снежинки)
2 слайд. Снежный шарик сделать можно,
Это ведь совсем не сложно!
31
Лепим мы не пирожки,
Для игры нужны… (Снежки)
3 слайд. Мы его слепили ловко,
Глазки есть и нос – морковка.
Чуть тепло – заплачет вмиг.
И растает… (Снеговик)
4 слайд. Ежик на нее похож,
Листьев вовсе не найдешь.
Как красавица стройна,
А на Новый год – нужна! (Елка)
5 слайд. Мы в морозный день с друзьями,
Снег из шланга поливаем.
Как появится ледок,
Значит, все готов… (Каток)
6 слайд. Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих,
Что за кони у меня? (Лыжи)
7 слайд. Шайбу здесь вовсю гоняют,
И в ворота все бросают.
Здесь на поле лед везде,
Рады мы такой игре! (Хоккей)
8 слайд. Нелегко иногда,
Забираться туда.
Но легко и приятно,
Прокатиться обратно! (Снежная горка)
9 слайд. С горки сами вниз летят,
А на горку не хотят.
Надо в горку за веревку,
Каждый раз тянуть назад. (Санки)
10 слайд. Деревянные гонцы,
Словно братья – близнецы!
На лыжне вдвоем всегда,
Друг без друга – никуда! (Лыжи)
Молодцы, ребята! Очень хорошо и интересно занимались. Вам понравилось?
32
Да. О чем мы сегодня говорили на занятии? О зиме, о зимних играх и забавах. Что еще
делали? Играли в снежки, разгадывали загадки, смотрели мультфильм. Правильно. А
теперь пришло время попрощаться с куклой Катей. Тебе понравилось, Катя, у нас на
занятии? Кукла Катя говорит, что было очень интересно и ребята хорошо занимались. И
говорит, чтобы мы тепло оделись на прогулку, потому что там зима. До свидания, Катя!
33
Приложение № 3
Конспект НОД по развитию речи в младшей группе
Тема: заучивание русской народной песенки «Ты мороз - мороз-мороз..»
Задачи: закрепить знания детей о зимних развлечениях, вызвать положительные эмоции.
Познакомить детей со значением и содержанием песенки, учить выразительно и ритмично
рассказывать наизусть песенку «Ты, мороз- мороз- мороз.»,помочь запомнить поговорку
«Береги нос в большой мороз». Закрепить умение играть в словесную игру.
Материал: мнемотаблица
Ход занятия.
1. Вводная часть. В гости приходит зайчик с корзинкой. Воспитатель загадывает загадку.
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет-
Когда это бывает?
Воспитатель: Да, зимой на траве босиком не побегаешь, на лавочке не посидишь.
В: Почему?
Дети: холодно,
В: в беседке не поиграешь –
Дети: все снегом засыпано.
В: в реке не искупаешься –
Дети: река замерзла.
В: Ребята, какая погода зимой?
Дети: морозная, снежная, холодная, ветреная.
В: Есть такая пословица «Береги нос в большой мороз».
ТРИЗ: Игра «хорошо - плохо».
-Зима хорошо. Почему? Ответы детей
Дети: Играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, на лыжах, на коньках,
чистить дорожки лопатами, бегать по глубоким сугробам, играть в подвижные игры.
В: Значит, зимой тоже хорошо и можно придумать много разных игр, забав и развлечений.
-Зима плохо. Почему? Ответы детей
Дети: Холодно на дворе, мороз.
В: Чтобы Мороз не морозил людей, надо ему спеть песенку, чтобы потеплело и дети
смогли гулять. Люди раньше всегда пели песни морозу, чтобы он не злился, был добрым.
-Вот послушайте, какую я знаю русскую народную песенку.
«Ты, мороз- мороз- мороз, не показывай свой нос!
34
Уходи скорей домой,
стужу уводи с собой.
Мы саночки возьмем и на улицу пойдем.
Сядем в саночки - самокаточки.
Да с горы – то - ух! В снег пушистый - бух!
- А чтобы мы быстрее запомнили эту песенку, зайчик нам принес вот такую таблицу.
Дети заучивают песенку с помощью мнемотаблицы.
Давайте скажем ласково «Морозушко!» Послушай нашу песенку, мы для тебя ее споем.
Дети с воспитателем проговаривают.
-А еще зайчик хочет поиграть в игру «Зайка беленький сидит.»
-Сначала выберем ловишку. Сегодня я считаю. На ком остановлюсь, тот и будет ловишкой.
Считалка. Мы собрались поиграть.
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три, начинаешь ты.
Дети играют в игру «Зайка беленький сидит».
В: Ребята давайте зайчику скажем спасибо за то, что он принес нам таблицу, с помощь
которой мы так быстро запомнили песенку.
Приложение №4
35
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в младшей группе «Знакомство с
зимними видами спорта»
Программное содержание:
- Расширить и закрепить знания детей о зимних видах спорта, развивать логическое
мышление;
- развивать речь дошкольников, интерес к различным видам спорта, желание заниматься
ими.
- формировать потребность в здоровом образе жизни.
Предварительная работа: знакомство детей с отдельными видами спорта (лыжи, коньки,
сани); ознакомление с временами года в повседневной жизни.
Материалы и оборудование: символ олимпийских игр (белый медведь), ноутбук, слайд-
шоу о зимних видах спорта.
Ход занятия:
.Орг. момент
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости пришел Мишка и принес с собой загадки.
Внимательно послушайте загадки и попробуйте их отгадать.
Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой)
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает. (Зимой)
Мишка: правильно, зимой. А как вы думаете, как называются виды спорта, которыми
занимаются зимой.
Ответы детей. Правильным считается обобщающий ответ “Зимние”.
Мишка: Теперь другой вопрос: что нужно чтобы заниматься зимними видами спорта, а я
вам подскажу:
На деревьях, на дорожках,
На ребячьих на сапожках.
Он зимой лежит на всех
Ну конечно, это … (Снег)
36
Мишка: Да, молодцы ребята! Для занятий зимними видами спорта нужен снег и
определенные предметы - инвентарь.
Знакомство с новой темой.
Воспитатель: Мишке очень понравились ваши ответы на вопросы и загадки. И он решил
остаться и послушать про зимние виды спорта, а заодно и посмотреть, как вы умеете
внимательно слушать. Итак, первый вид зимнего спорта, с которым мы с вами
познакомимся - это лыжный спорт!
К лыжным видам спорта относятся: лыжные гонки и прыжки с трамплина.
В лыжных гонках задачей спортсмена является первым добраться до финиша на лыжах,
преодолев большой пусть.
Воспитатель: А как называется спортсмен, который катается на лыжах:
Кто по снегу быстро мчится,
Провалится не боится? (Лыжник)
Воспитатель: Молодцы ребята. Кроме лыжных гонок, на лыжах есть еще и другие виды
спорта к ним относят прыжки с трамплина. Прыжки с трамплина очень красивый вид
спорта. Спортсмен на большой скорости разгоняется на трамплине (гора) взлетают в
воздух и летят далеко – далеко. Главное для спортсмена обогнать всех и стать первым.
Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе.
Кто помог мне в этом? (Лыжи)
Ответы детей: прыжки с трамплина, спуск с гор и др.
Воспитатель: Сейчас мы с вами вспомнили зимние виды спорта, которые проходят на
снегу, но есть и такие виды зимнего спорта, которые проходят на льду:
С морозами, пургой и снегом
Зима-волшебница придет.
И все речушки и озера
Покроет скользкий толстый … (Лёд)
Воспитатель: А что еще необходимо для занятий на льду:
Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная! (Коньки)
Воспитатель: Для катания по льду нужны коньки. А какие виды спорта вы знаете на
коньках?
37
Ответы детей: Фигурное катание, хоккей.
Физкультминутка
Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег.
И на елке - снег, снег,
И под елкой – снег, снег.
А под снегом, спит медведь.
Тише, тише – не шуметь.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на эти виды спорта.
Воспитатель: Танцевать на лёд пойдём,
Музыку мы заведём.
О каком виде спорта идет речь в этой загадке?
Воспитатель: Правильно, фигурное катание. Оно есть одиночное, где катаются только
мальчики или девочки, мужчины или женщины, а есть парные виды, где спортсмены
катаются в парах.
На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!".
Веселая игра. (Хоккей)
Воспитатель: Правильно. Цель этой игры в том, чтобы забить шайбу в ворота соперника.
Воспитатель: Ребята, есть еще зимние виды спорта, которые начинались на снегу, а теперь
проводятся на специальных ледяных трассах:
Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры —
Помчались с горы (Санки)
Воспитатель: Вот мы с вами и вспомнили зимние виды спорта. А теперь проверим, как
хорошо вы запомнили зимние виды спорта. Перед вами предметы- инвентарь, которые
необходимы для занятия зимними видами спорта. Назовите их и, скажите, к какому виду
спорта они относятся.
Воспитатель:
Чтоб крепким и здоровым быть, надо спорт вам полюбить.
Занимайтесь, не ленитесь, и со спортом подружитесь.
Приложение №5
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Зимние забавы»
38
Задачи:
Образовательные: Расширять знания и представления детей о зиме, её признаках, о
зимних забавах; оживлять в памяти детей собственные впечатления о зимних забавах,
побуждать детей эмоционально высказывать свои мысли и чувства.
Развивающие: Развивать речь, наблюдательность, внимание, мышление, ловкость и
быстроту реакции.
Воспитательные: Воспитывать культуру речевого общения, прививать любовь к
художественному слову.
Демонстрационный материал: Сюжетные картинки: «Лепим снеговика»; «Игра в снежки»;
«Катание на санках» мольберт (магнитная доска), кукла Катя, листочки для снежков.
Подготовительная работа: Рассматривание картин о зиме, чтение стихов и сказок о зиме,
наблюдение на прогулках за природой, окружающими людьми.
Методические приемы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание картин, игра - физминутка,
сюрпризный момент.
Ход НОД.
Введение в тему
Воспитатель: Кто-то в дверь стучит, вы слышите? Посмотрите, кто пришёл сегодня к нам в
гости. Это кукла Катя. Она хочет вместе с нами заниматься. Садись, Катюша, на стульчик
и слушай. (кукла на стульчике рядом с воспитателем)
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: А как мы узнали, что зима?
Дети: Много снега, на улице холодно, мороз. (называют признаки зимы)
Воспитатель: А как мы одеваемся?
Дети: Тепло.
Воспитатель: Почему нужно тепло одеваться зимой? (чтобы не замерзнуть)
Воспитатель: Молодцы дети! Все правильно сказали. Но зима-это не только холод.
Зимой много разных развлечений! А вы любите гулять? А что мы с вами на прогулке
делаем?
Дети: Играем в снежки, копаем снег, лепим снеговиков. (ответы детей)
Беседа по картине «Лепим снеговика»
Воспитатель: Посмотрите, дети, на картину. Кого вы видите?
Дети: Дети, снеговик.
Воспитатель: Дети лепят снеговика. Скажем вместе «Дети лепят снеговика» .Молодцы!
Маша, что делают дети? (индивидуальные повторы)
39
А из какого снега легко лепить?
Дети: Из сырого, мокрого. (помочь, если дети затрудняются)
Давайте представим, что мы тоже лепим снеговика.
Пальчиковая гимнастика «Снеговик»
Мы слепили снежный ком лепим двумя руками комок,
Шляпу сделали на нём соединяем руки в кольцо и кладем на голову,
Нос приделали и вмиг приставляем кулачки к носу,
Получился снеговик обрисовываем двумя руками фигуру снеговика.
Воспитатель: А как одеты дети?
Дети: На них теплые вещи.
Воспитатель: Посмотрите, наша Катюша тоже тепло одета. Что у Кати на голове? Что ещё
есть (перечисляем во что одета кукла) Молодцы!
Беседа по картине «Игра в снежки»
А на этой картине что видите (выставляется картина «Игра в снежки»)
Дети:Дети играют в снежки. (выслушиваются все ответы детей)
Воспитатель:Да, детям зимой очень весело играть в снежки. А как мы на прогулке делаем
снежки (наклоняемся, набираем руками снег и лепим) Молодцы!
Игра - физминутка «Снежки».
Воспитатель: А вы хотите поиграть в снежки. Только снег у нас будет не настоящий.
Возьмите листочки бумаги
(лучше брать бумажные полотенца, детям легко будет мять их) и скомкайте их.
Посмотрите, как делаю это я. Получилось! Вот здорово!
(Дети кидаются бумажными комочками под музыку Е. Крылатова «Кабы не было
зимы…»)
Воспитатель: Вот как весело поиграли! Устали, а теперь отдохнем на стульчиках. Снежки
складываем в корзинку.
Молодцы! Тихонечко полетели как снежинки на свои места.
Ножки - две дорожки, ручки - на коленочки, спинки выпрямили.
Беседа по картине «Катание на санках»
Воспитатель: Посмотрите на следующую картинку. Кого видите? Чем заняты дети?
Дети: Дети катаются на санках.
Воспитатель: Правильно. Повторите «Дети катаются на санках».
Как вы думаете, им весело? А как вы узнали?
А давайте покажем как мы катаемся на санках с горы. (показываем рукой сверху вниз и
проговариваем -у-у-ух! несколько раз)
40
Рефлексия.
Воспитатель: Дети,смотрите наша Катенька улыбается. Ей понравилось с нами. Спасибо
нам говорит! А вам понравилось заниматься? А что понравилось? Вот видите, как весело
зимой на улице. Ребята, раз Кате понравилось у нас, может быть пригласим ее на
прогулку? Ну, что ж пойдемте гулять и Катю с собой возьмем.
Приложение№6
41
Конспект интегрированной образовательной деятельности детей в младшей группе
«Снеговик - почтовик»
И нте г р ация
обр азов ате л ь ны х
обл ас те й: «Художественное
творче ство»
«Коммуникация», «Здоровье», «Познание» (ФЭМП), «Продуктивная».
задачи: продолжать закреплять навыки работы с клейстером, приёмы наклеивания из
частей
круглой
формы
разной
величины;
закрепить
знания
плоских
и
объемных
геометрических фигур (квадрат, круг, овал, куб, шар), повторить счет до трех и один-
много;
учить
ориентироваться
на
плоскости
(выше,
ниже,
право,
лево,
с
краю,
по
середине); учить отвечать хором в такт с воспитателем и давать полный ответ; развивать
внимание, память и усидчивость; воспитывать чувство сопереживания, желание помочь
персонажу; вызывать радостное настроение от совместного творчества.
Материал:
демонстрационный — круги разных размеров для составления фигуры снеговика на
магнитах, квадраты и овалы; игрушка-снеговик; картинки со снеговиками;
раздаточный (на
каждого
ребенка)-
белые
бумажные
круги
трех
размеров
для
составления
фигуры
снеговика,
листы
А
4
тонированные
в
голубой
цвет,
клестер,
кисточки, салфетки.
Предварительная работа: показ иллюстраций со снеговиками (при возможности слепить
его из снега на прогулке), беседа о снеговиках.
Ход:
Раздается стук. Воспитатель идет посмотреть, кто пришел и приносит игрушку-снеговика
с письмом.
— Ребята посмотрите, кто к нам пришел! Кто это?
-Снеговик — отвечают дети
-А что это у него? Наверное письмо!? Точно письмо! Для ребят младшей группы д.с.
«солнышко». Так это для вас! Давайте почитаем?
«Здравствуйте дорогие ребята! Я снеговик — почтовик и мне очень нужна ваша помощь!
К сожалению, я говорить могу только ночью, поэтому написал вам письмо. Прошлой
ночью у нас в лесу была сильная вьюга, и моих помощников-снеговиков раскидало по
всему лесу. Помогите пожалуйста мне их собрать!»
педагог: Ну что ребята поможем?
— Да — отвечают дети
педагог: Давайте посмотрим, почему снеговик — почтовик не смог собрать своих друзей.
А, понятно! Здесь всё так напутано.
педагог: из каких фигур состоит снеговик? (кругов) Правильно из кругов.
42
педагог: Это круги, а это, что? (квадрат).
педагог: А это, что? (овал).
педагог: А это фигура как называется? (треугольник).
Педагог: Давайте посчитаем, сколько нам нужно кругов для снеговика (один, два, три).
Выберите
круги
и
их
необходимо
собрать
в
снеговик.
Но
перед
тем
как
собирать
снеговика, нам нужно размяться! Для этого мы встанем и вспомним разминку про зиму.
Физкультминутка
Воспитатель:
– Дети, вы боитесь мороза?
Дети:
– Нет.
Воспитатель:
– Тогда играем.
Я мороза не боюсь,
(Дети шагают на месте.)
Я с ним крепко подружусь,
(Берутся за руки.)
Подойдет ко мне мороз,
(Разнимают руки, касаются правой рукой левой.)
Тронет руку, тронет нос.
(Касаются левой рукой правой.)
Значит, надо не зевать,
(Дотрагиваются до носа.)
Прыгать, весело скакать.
(Подпрыгивают.)
Педагог: Молодцы! А теперь приступим к нашей работе.
Педагог: Какой мы вначале положим круг? (большой).
Педагог: А как мы узнаем, какой круг большой, а какой маленький? (дети называют или
показывают прием накладывания). Правильно нужно наложить их друг на друга.
Педагог: А следующий? (поменьше)
Педагог: А следующей круг, где мы разместим выше или ниже? (выше).
Педагог: Последним какой будет круг? (самый маленький)
Самый верхний будет у нас голова. А теперь каждый у себя на листе выкладывает
снеговика.
43
— Посмотрите, если я дуну на снеговика — он разлетится. Поэтому давайте мы его
приклеим на бумагу клейстер.
Педагог: Молодцы! А чего-то ему не хватает!?
Педагог: Конечно же, на голове у снеговика ведро, вместо носа морковка. Вот у меня как
раз они есть. Давайте и их наклеим.
Педагог: Опять чего-то не хватает. Ну конечно же глаз и рта нет у снеговика и рук. Всё это
можно дорисовать карандашом.
Педагог: Ну что, помогли мы снеговику-почтовику? (да)
Педагог: Из каких фигур состоит снеговик? (кругов)
Педагог: Скажите, сколько снеговиков сделала Маша? (один)
Педагог: А сколько мы вместе снеговиков собрали? (много).
Готовые работы ребята показывают друг другу и воспитателю.
44
Приложение№7
Конспект НОД в младшей группе
Тема: «Лепим снеговика»
Цель: закрепить знания о зимней забаве – лепке снеговика.
Задачи:
- обогащать и активизировать речь;
- совершенствовать умение скатывать шар из пластилина между ладонями круговыми
движениями;
Материалы: игрушка снеговик, пластилин, дощечки для лепки.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня кто-то пришел. Послушайте загадку и угадайте, кто
это.
Красный нос, в руках метелка.
Проживает рядом с елкой.
К холодам давно привык.
Наш веселый…
Ответы детей.
2. Основная часть. Рассматривание снеговика.
Воспитатель: Ребята, это снеговик. Давайте рассмотрим нашего снеговика. Посмотрите, из
чего он сделан?
Дети рассматривают и рассказывают (внизу у него большой шар, в середине поменьше, а
на верху маленький).
Воспитатель: что у него на голове?
Дети: На голове у него ведерко. А нос сделан из морковки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у нашего снеговика на ногах. Он приехал к нам на
лыжах( дети рассматривают снеговика, трогают, отвечают на вопросы воспитателя) .
Воспитатель: Давайте покажем как он ехал на лыжах. (воспитатель показывает, дети
повторяют)
Воспитатель: Ребята, нашему снеговику очень, очень грустно одному. У него совсем нет
друзей. Что же делать?
Дети: А давайте ему поможем и слепим друзей снеговиков.
Воспитатель: А чтобы наши ручки хорошо работали, разомнем пальчики.
3. Пальчиковая гимнастика.
«Снежинки»
45
Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Туча по небу плыла
(пальцы обоих рук соединить подушечками и округлить в форме шара).
Вдруг из тучи над землей
Полетел снежинок рой.
(руки поднять вверх, пальцы развести в стороны, поворачивать кисти, медленно опуская
руки)
Ветер дунул, загудел –
(подуть на кисти рук)
Рой снежинок вверх взлетел.
(встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими)
Ветер с ними кружится, Может быть подружится
(вращать кистями, попеременно скрещивая руки).
4. Лепка снеговика.
Воспитатель: (объясняет и показывает приемы работы).
Какого цвета мы возьмем пластилин?
Дети: белого цвета.
Воспитатель: Теперь мне нужно комок пластилина разделить на три кусочка, чтобы я
смогла скатать три шара.
Какого размера будут шары?
Дети: один большой, другой поменьше и самый маленький.
Воспитатель показывает приемы скатывания из пластилина шаров. Вот у меня получилось
три шара.
- Что дальше нужно делать? (ответы детей)
Складываем из них фигурку снеговика (обсуждая, какой шар берем сначала, какой потом).
Вот и готов мой снеговик.
Дети начинаю лепить, воспитатель в процессе лепки контролирует приемы работы,
помогает детям, затрудняющимся в выполнении задания. Своих снеговиков дети ставят на
макет
Воспитатель: Ребята, какие у нас получились красивые снеговики, потрудились мы на
славу. Теперь давайте поставим наших снеговиков на наш макет и разместим их так, чтобы
всем хватило места.
Ребята как мы лепили снеговика, из скольких шариков состоит наш снеговик?
По окончании воспитатель одобряет работу детей, отмечает их самостоятельность, просит
рассказать о своих снеговиках.
46
Приложение № 8
Конспект НОД в младшей группе
Художественное творчество: рисование
Тема: «Веселые снеговики»
Задачи
Образовательные: упражнять в рисовании предметов круглой формы,
вызвать желание создать образ забавных снеговиков.
Развивающие:
развивать воображение, чувство юмора.
Воспитательные:
воспитывать у детей веселый и добрый нрав.
Методы:
- словесный (беседа, диалог);
- наглядный
- практический (самостоятельная продуктивная деятельность детей).
- личностно-ориентированный подход с целью формирования самостоятельности.
Раздаточный материал: альбомные листы тонированные, вода в банках, краски гуашевые,
салфетки матерчатые, кисти №8, №2.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением снеговиков, их
одежды, их действий, дидактическая игра « Собери снеговика».
Ход: Организационный момент
Ребята, отгадайте загадку:
В лютый холод без пальто,
Вместо шляпы решето
Парень носит напоказ,
Угольки заместо глаз,
И морковки острый нос,
Не простой совсем вопрос.
Он с руками, да без ног,
Чтобы спрятаться не смог.
Сотворенный детворой,
День и ночь стоит с метлой. (Снеговик)
Воспитатель: Кто стучится к нам, ребятки?
Кто пришел к нам в гости?
Дети. Снеговик
47
Воспитатель: Какой он веселый, проходи, мы посмотрим на тебя. Что это у тебя?
Дети. Нос.
Воспитатель: Какой длинный и смешной.
Что это вместо шапки?
Дети. Ведро.
Какой ты забавный. Поиграй с нами.
Физминутка: «Лепим снеговика»
Лепим мы снеговика:
(идут друг за другом по кругу, каждый имитирует, что катит ком снега)
Шляпу, нос, глаза, бока.
(дотрагиваются до головы, носа, глаз, хлопают по бокам)
Вышел славный снеговик
(качаются из стороны в сторону, переступая с ноги на ногу)
Он не мал и не велик.
(делают «пружинку», руки на поясе 2 раза)
Вот как славно поиграли. Жарко стало снеговику, скажем ему спасибо, пусть идет на
улицу.
Снеговика благодарят, и он уходит.
Воспитатель: А чтобы не скучно было, нарисуем нашего снеговика.
Как нарисовать снеговика, чтобы он был смешной?
Дети. На голове – кастрюля, шапка, шарфик, вместо носа сучок или морковка; в руках
метла, рот большой, смеется.
Воспитатель: Что может делать смешной снеговик?
Дети. Плясать, смеяться, кувыркаться.
Воспитатель: Какого цвета бывает снеговик?
Дети. Белого.
Воспитатель: Что нарисуем сначала?
Дети. Большой ком снеговика.
Воспитатель: Приступайте к рисованию.
Дети рисуют, воспитатель уточняет, как одет снеговик, что он делает.
В конце занятия рассмотреть все рисунки и определить:
- У кого самый смешной снеговик?
Оформить детскими работами группу вместе с детьми.
48
Приложение №9
Конспект физкультурного игрового занятия в зале «В гости к Снеговику».
Задачи:
Учить детей прыжкам с передвижением вперед.
Закреплять умения спрыгивать с высоты 10-15см;
пролезать в обруч, не касаясь руками пола; сохранять равновесие, стоя на носках.
Совершенствовать умения перепрыгивать через линию; прокатывать обруч вперед.
Оборудование: шнуры длиной30-35см – 9шт.; обручи – по количеству детей;
гимнастическая скамейка высотой 10-15см.; лестница.
1 часть
Построение в шеренгу.
- Сегодня мы все вместе отправляемся в гости к Снеговику. Дорога будет непростая,
поэтому приготовьтесь к различным препятствиям и заданиям. В путь!
-Вышли на дорожку, быстро идут ножки.
Вот направо поворот, вот налево поворот.
А сейчас идем на лыжах то быстрее, то потише.
(ходьба обычная в чередовании с ходьбой на носках, мелким и широким шагом, изображая
ходьбу на лыжах, дети идут широким шагом)
-Чтобы путь стал короче, полетим на самолете.
(подвижная игра «Самолеты»)
2 часть
ОРУ без предметов, стоя в обруче.
-Вот мы и пришли в гости к Снеговику. Но что за чудеса – он делает зарядку! Давайте
вместе, выполним его упражнения.
1. Падает снег.
И.п. – стоя, ноги на ширине ступни, руки внизу.
Поднять руки через стороны вверх и плавно опустить их вниз. (4-5 раз)
2. Играем в снежки.
И.п. – то же.
Наклониться, взять «снег». Выпрямиться, «слепить снежок» и, размахнувшись, бросить
его.
3. Поедем на санках с горки.
И.п. – то же.
Присесть, руки вперед (держась за веревочку). Выпрямиться.
4. Поедем на лыжах с горки.
49
И.п. – то же.
Не сгибая колени, наклониться вперед- вниз, руки отвести назад, смотреть вперед.
Выпрямиться.
5. И.п.- стоя, ноги на ширине ступни, руки на поясе.
Прыжки на двух ногах на месте.
ОВД
-Ребята, давайте слепим маленьких Снеговиков - пусть у нашего Снеговика будет много
друзей.
1.Катание обруча вперед.
- Давайте поиграем со Снеговиком: вместе перешагнем через 3 волшебных шнура.
2.Прыжки в длину с места подряд через 3 шнура, лежащие на расстоянии 1м один от
другого.
- А у Снеговика уже собрались гости – зайцы. Давайте с ними поиграем.
Прыг – скок, прыг – скок –
Прыгают зайчата.
Прыг – скок, прыг – скок –
Храбрые ребята!
Дружно встанут на пеньки,
Спрыгнут в мягкий снег они.
А потом начнут играть –
Хвостиком вперед скакать.
3.Спрыгивание с высоты (10-15см), а затем прыжки с продвижением назад.
- Нам в гостях у Снеговика очень весело. Давайте его научим играть в игру «Вороны и
собачка»
Подвижная игра «Вороны и собачка»
3 часть
-Пришла пора прощаться со Снеговиком. Вам понравилось, ребята, в гостях у Снеговика?
-Порезвились, поиграли, снова все в колонну встали.
И знакомою тропой отправляемся домой.
Ходьба с заданиями:
- построиться в колонну;
- по сигналу выполнить стойку на носках;
-пройти по «следам»;
- пройти, переступая между рейками, лежащей на полу лестницы.
50
Приложение №10
Конспект физкультурного сюжетного занятия в зале «Приключения снежинок».
Задачи:
Учить детей ходьбе по наклонной доске, сохраняя равновесие.
Закреплять умения прокатывать мяч друг другу под шнуром (высота – 20-25см) из
исходного положения «сидя на полу»; перепрыгивать через линию (шнур).
Совершенствовать умения прыгать с продвижением вперед на 2-3м; перелезать через
предметы; координировать движения при выполнении переката туловища.
Оборудование: снежинки из бумаги – по 2 для каждого ребенка; кубики 4-6 шт.;
цилиндрические мягкие модули – 2 шт.; доска с бортиками – 2 шт.; мячи (диаметр – 20см)
музыкальное сопровождение для ОРУ.
1 часть
Построение в шеренгу.
- Сегодня утром мне в окошко постучалась снежинка. Она была очень красивой. Я
открыла окно, чтобы полюбоваться ею, а снежинка вдруг опустилась на подоконник и
рассказала мне свою чудесную историю. А вам эту историю я не только расскажу, но и
вместе с вами ее покажу. В одном снежном царстве жили подружки – снежинки. Они
вместе водили снежный хоровод.
Ходьба в колонне по одному; на носках, руки в стороны; с высоким подниманием колен;
на пятках, хлопая в ладоши над головой.
- А еще снежинки очень красиво высоко – высоко летали, поднимаясь над спящими
деревьями и городами.
Бег по кругу.
Дыхательные упражнения в ходьбе.
2 часть
ОРУ (с бумажными снежинками).
- В танце прекрасном
Снежинка кружится.
Плавно взлетает вверх,
Медленно падает вниз.
1.И.п. – стоя, ноги на ширине ступни параллельно, руки внизу.
Поднять руки через стороны вверх и плавно опустить их вниз.
- На снежной карусели
Катаются снежинки.
Руки вверх, руки вниз,
51
Вместе с нами прокатись.
2.И.п. – то же. Поднимать обе руки вместе вверх-вниз.
- Снежинки – серебринки
Играют с нами в прятки.
Нужно на коленки встать
И снежинку показать.
3.И.п. – сидя на пятках, руки со снежинками за спиной. Встать на колени – руки вперед;
вернуться в и.п.
- Дует ветер иногда
На легкие снежинки.
Они катятся вперед – назад,
Как легкие пушинки.
4.И.п. – лежа на спине, прямые руки вверху. Перекат туловища вправо – влево.
- В веселом снежном танце кружатся снежинки.
5.И.п. – стоя, ноги на ширине ступни, руки в стороны. Кружение и подскоки на месте.
ОВД
- Кружатся снежинки,
Летают, наблюдают,
Как дети снежки
Друг другу катают.
1. Катание мячей друг другу под натянутый шнур из и.п. сидя.
- По ледяной дорожке
Шагают наши ножки.
И дети не пугаются,
Что дорожка вниз спускается.
2. Ходьба по наклонной доске.
- Снеговик давно дружил со снежинками. Они всегда любили играть вместе.
Неуклюжий снеговик
Топать ножками привык.
Он шагал, шагал, шагал
И преграду повстречал.
Перелез разок,
А потом прыг – скок,
Приземлился на носок.
52
3. Перелезание через цилиндрический мягкий модуль с последующими прыжками через 5-
6 линий.
Подвижная игра «Лошадки».
- Дед Мороз наблюдал за снежинками и решил их покатать на лошадках. И поскакали
снежинки на лошадках говоря волшебные слова:
«Цок! Цок! Цок! Цок!
Я – лошадка серый бок.
Я копытцами стучу,
Если хочешь – прокачу!»
Весело стучат копытцами лошадки, кивают нам головой, отдыхают и снова скачут.
3 часть
Ходьба обычная в чередовании с ходьбой по дорожке со следами.
- Но вот и наступило время отдыха для снежинок – они прилетели на окошко, на ветки
деревьев, на пальто прохожих и застыли, чтобы все могли полюбоваться их красивыми
узорами.
- Представьте, что вы – легкая пушистая снежинка, которая летит в воздухе, плавно
опускаясь вниз.
Релаксация «Снежинки».
Дети покачиваются, выполняя полуприсед. Поднимаются на носки, руки вверх, кружатся
на месте.
53
Приложение №11
Физкультурное занятие на улице «Снег, снег кружиться»
Задачи: упражнять в ходьбе и беге по кругу с изменением направления движения,
развивать глазомер при бросании снежков на дальность.
1 часть:
«Снежная карусель». Взявшись за руки, дети образуют круг. По сигналу «Снежинки
полетели!» дети ускоряют шаг и переходят на легкий бег; по сигналу «Ветер
переменился!» поворачиваются в другую сторону и повторяют движения по кругу; по
сигналу «Ветер стих!» постепенно замедляют движения.
2часть:
1.Пройди не задень»
Дети лепят по 2-3 снежка и с помощью взрослых выкладывают их в одну линию
(расстояние между снежками 0,5м). Затем выстраиваются в одну колонну и идут змейкой
между снежками, стараясь не задеть их.
2. «Метко в цель»
Дети берут свои снежки, становятся у исходной черты и по сигналу «Бросили!» бросают
их в обруч (4-5шт.) положенные на расстоянии 1,5-2м друг от друга в одну линию.
3 часть:
Игра «Найдем снегурочку».
54
Приложение №12
Физкультурное занятие на улице «Зайка беленький».
Задачи: разучить игру «Зайка беленький»; повторить игровые упражнения на равновесие и
метание.
1 часть: Игра «Зайка беленький»
Все дети зайки.
Инструктор: Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит
(дети шевелят над головой руками)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп,
Надо лапочки погреть.
(дети встают и хлопают в ладоши)
Зайке холодно стоять.
Надо зайке поскакать
Скок – скок, скок – скок,
Надо зайке поскакать.
(дети прыгают на двух ногах с продвижением вперед)
2 часть: «Метко в цель»
На расстоянии 2,5 – 3 м ставятся кегли. Дети подгруппами выстраиваются вдоль исходной
линии по сигналу инструктора, бросают снежки в цель.
«По снежному мостику»
Ходьба по утрамбованному снежному валу (высота20см).
Страховка обязательна.
3 часть: игра «Найдем зайчика».
55
Приложение №13
Комплекс утренней гимнастики «Зима».
Ходьба в колонне. Ходьба носки врозь, пятки вместе. Ходьба на пятках. Медленный бег.
Общеразвивающие упражнения
1.«Согрей плечи». И. п.: ноги - пятки вместе, носки врозь, руки внизу. Развести руки в
стороны, хлопнуть по противоположным плечам, опять развести, руки в стороны,
вернуться в исходное положение. Повторить 7 раз.
2.«Стряхни снег». И. п.: ноги на ширине плеч, руки внизу, наклониться вперед, похлопать
по коленям — «отряхнуть снег», вернуться в исходное положение. Повторить 7 раз.
3.«Согрей ноги». И.п.: сидя, руки внизу, ноги вместе. Развести руки в стороны, согнуть
ноги в коленях, обхватить их руками, вернуться в исходное положение. Повторить 7 раз.
4.«Лепка снежков». И.п.: ноги — пятки вместе, носки врозь, руки внизу. Поднять руки
вперед, хлопнуть, подняться на носки, вернуться в исходное положение. Повторить 7 раз.
5.«Бросание снежков». И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Отвести правую (левую)
руку назад, в сторону, резким движением перевести вперед — «бросить снежок»,
вернуться в исходное положение. Повторить б раз.
6.«Снеговик». И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повернуться вправо (влево),
выпрямиться. Повторить 8 раз. 7.
7.«Прыжки с хлопками». И.п.: ноги — пятки вместе, носки врозь, руки внизу. Выполнить
14 прыжков на месте на двух ногах, одновременно хлопать по бокам, ходьба на месте и
вновь 14 прыжков.
Упражнения на восстановление дыхания в движении. Ходьба на носочках. Ходьба
обычным шагом.
56
Гимнастика пробуждения после дневного сна
57
.
58
Приложение №14
Спортивное развлечение «Зимние забавы»
Цель: содействовать полноценному физическому развитию детей, поддерживать
потребность в двигательной активности.
Задачи: укреплять разные группы мышц под средством игр, закрепить умение двигаться
по кругу; развивать ловкость, быстроту реакции; приобщать детей к ценностям
физической культуры; закрепить бросание «снежка» правой и левой рукой вдаль.
Оборудование: по 2 снежка на каждого ребенка, обруч, корзина, большая рукавичка,
снежинка, елочка, зимние деревья.
Ход развлечения.
1. Инструктор по физической культуре: Здравствуйте ребята! Хочу пригласить вас
отправиться со мной в путешествие! Хотите, вместе со мной отправится в сказочный
лес зимних игр и развлечений! Все готовы?
-Отправляемся мы в лес,
Ждет нас много в нем чудес.
(Ходьба в колонне друг за другом 10 сек.)
По сугробам мы шагаем, выше ножки поднимаем!
По сугробам мы идем и ничуть не устаем.
(Ходьба с высоким подниманием колена 10сек.)
Холодно в лесу зимой побежали все за мной
(Бег в колонне по одному за воспитателем 15 сек.)
Как на тоненький ледок, выпал беленький снежок.
Чтоб его не затоптать, надо на носочки встать.
(Ходьба на носках 10 сек.)
Начался снегопад.
Снегу каждый очень рад.
(Бег врассыпную 15 сек.)
Вот и елочка в лесу. (Обратить внимание на елочку.)
Вот она какая,
Елочка лесная!
(На елочке лежит снежинка, под елочкой снежки. Спросить детей, что это?
Рассматривание снежинки. Предложить детям взять под елочкой по два снежка. Ходьба со
снежками по кругу вокруг елочки.)
Инструктор по физической культуре:
- Мы идем все со снежками,
посмотрите все на нас,
59
вот как топаем ногами,
раз - два - раз, раз- два – раз.
2. ОРУ со снежками. (вокруг елочки)
1. «Подними снежки»
(И. п. - стоя, руки внизу. Поднять руки вверх, посмотреть на снежок, опустить. (4 раза)
- А теперь снежок поднимем выше, выше, высоко, и опустим их пониже – больше нет ни у
кого.
2. «Положи снежки»
(И. п. – сидя на полу, снежки в руках. Наклониться, положить снежки к пяткам ног,
выпрямиться, похлопать в ладоши. (4 раза)
– А сейчас снежок положим, ближе к елочке сюда, (дети тянутся к пяткам) и теперь в
ладоши можно нам похлопать без труда.
-Осторожно поднимайтесь, не забудьте взять снежки.
Поднимайтесь поскорее, и вставайте все в кружок.
3. «Покажи снежок»
(И. п. – стоя, снежки в руках. Руки вперед – покрутить снежками, руки за спину спрятать
снежки)
Дружно все снежки покажем - вот –вот –вот
А теперь снежки мы спрячем, не покажем - нет, нет, нет.
4. «Попрыгай около снежков» (И. п. – стоя, руки на поясе. Снежки на полу около ног)
- И попляшем и поскачем, веселей ребяток нет!
Инструктор по физической культуре:
А сейчас поиграем мы в снежки.
(Бросаем снежки из в корзину).
Самый меткий будет тот, кто в корзину попадёт.
Игра «Попади в цель»
Дети стараются попасть снежком в цель (в корзину).
Инструктор по физической культуре:
У нас полная корзина снежков.
Высыпав, снежки все в обруч.
Дружно сядем мы в кружок (дети садятся на корточки по кругу)
Глазки быстро все закроим
«Раз, два, три. Чудо к нам приди»
(В обруче стоит «Снеговик» (воспитатель в костюме Снеговика с рукавичкой в руках)
Снеговик:
Я, весёлый снеговик,
К зиме, холоду привык.
Снеговик я, непростой,
Я весёлый, озорной.
Очень я люблю играть-
Бегать, прыгать, догонять!
Подвижная игра «Догони меня»
(После последнего слова «догонять», дети разбегаются по залу. «Снеговик» пытается
догнать детей и осалить. Кого догнал, тот становится в круг и «замерзает» на время игры.
Игра повторяется 2-3 раза)
Снеговик: Здорово вы бегаете, не догнать мне вас не как! А сейчас я предлагаю поиграть в
снежки!
(Снеговик разбрасывает снежки по залу из обруча)
Игра «Снежки» (ребята собирают снежки с пола и бросают в друг друга и снеговика, во
время игры воспитатель прячет рукавичку снеговика)
60
Инструктор по физической культуре:
Ребята хватит, хватит, забросали мы нашего снеговика! Садитесь быстро все на стульчики.
Снеговик: и то верно, давайте лучше ребята поиграем в игру «Кто больше снежков
соберёт»
(ведущий вызывает по 5 детей. По сигналу: «Раз-два-три! Как можно больше снежков
собери!» дети начинают собирать снежки в охапку. Затем подводят итоги: считают снежки
вместе. У кого больше, тот победитель. Игра повторяется 2-3 раза.)
Снеговик:
Молодцы, ребята! Ловкие вы!
(хлопает руками, дует на руки)
У меня замерзли руки. Давайте все дружно подуем на свои руки, погреем.
Дыхательное упражнение: «Погреем руки»
Инструктор по физической культуре:
Снеговик, а где ты свою рукавичку потерял? Неужели, пока с ребятами играл?
Снеговик: И, правда, потерял. Сам не знаю, где.
Инструктор по физической культуре:
Не расстраивайся. Мы с ребятами поможем найти рукавичку снеговику?
(ходят по залу, находят рукавичку большого размера)
3. Малоподвижная игра «Найди рукавичку»
Снеговик: Спасибо, что нашли рукавичку. А рукавичка-то не простая. С сюрпризом.
(заглядывают в рукавичку, находят конфеты)
Снеговик: До свиданья детвора!
Инструктор по физической культуре:
Ребята и нам пора возвращаться в детский садик.
Спокойная ходьба за инструктором по физической культуре.
61
Приложение №15
Консультации для родителей
1.
Зимние забавы для всей семьи
Для детишек зима очень веселая пора! Пожалуй, никакое другое время года не может
их порадовать таким большим разнообразием игр и развлечений на свежем воздухе.
Зимние игры, безусловно, идут на пользу малышам. Прогулка зимой – это чаще всего
активный и подвижный отдых, она почти всегда связана с разнообразными занятиями.
Катание на лыжах.
Лыжные прогулки – едва ли не лучший вид активного отдыха с ребенком в зимнее
время. Уже в 3-4 года ваши дети смогут кататься и 20, и 30 минут подряд, скатываться с
маленьких горок и даже ездить на буксире. Лыжи - увлекательнейшее занятие, катание на
них способно приносить настоящее удовольствие вашему ребенку укрепляя при этом его
здоровье.
Многие
малыши
любят
кататься
на
«коротышках»,
для
которых
не
нужна
лыжная трасса, а, значит, и особых проблем нет.
Безопасность! В
целом,
это
наименее
безопасный
вид
зимних
прогулок.
Однако,
обратите внимание, может быть горка, на которой Вы собираетесь кататься, слишком
крутая, ухабистая или леденистая? Постарайтесь исключить все возможные опасные
ситуации. Разумеется, кататься следует в парковой зоне, либо за городом, либо в том
районе города, где движение автотранспорта отсутствует.
Катание на коньках.
Если ваш малыш полюбит коньки – это на всю жизнь! Наиболее подходящий период
для освоения этого стремительного и изящного вида спорта – 3-5 лет. Катание на коньках,
укрепляет стопу и голеностоп, поэтому полезно любому ребенку! В идеале ботинок
должен сидеть плотно, если на ноги ребенка надеты колготки и одна пара шерстяных
носков.
Безопасность! В отличие от лыж, занятие коньками сопряжено все же с определенным
риском. Не ходите на каток в те дни, когда на нем катается много людей. Падения
исключить невозможно, поэтому постарайтесь, чтобы ребенок был одет в плотную
62
одежду. Позаботьтесь о том, чтобы, по крайней мере, затылок был хорошо защищен
(например, толстым слоем мягкой ткани). Не отходите от малыша ни на шаг, чтобы в
случае необходимости поддержать его и избежать падений.
Катание на санках.
Чтобы зима для малыша не прошла даром, ему обязательно нужен "транспорт" для
катания с гор и обычных прогулок. Это могут быть санки или ледянка. В отличие от
других зимних развлечений, которые связаны с активным движением, для прогулки на
санках одеться надо потеплее. В последнее время стало распространено такое зимнее
развлечение, как тюбинг. Это своего рода тоже санки, которые используются для катания с
больших и длинных спусков.
Безопасность! Перевозить ребёнка через дорогу можно только в санках, которые
толкаются перед собой. Если у них имеется только веревка-буксир, то малыша
необходимо вынуть. Кататься на санках с горки нежелательно. На тюбинге возможно
возникновение опасных ситуаций по причине высокой скорости.
Катание с горки.
Катание с ледяной горки - одно из любимейших детских забав зимой. Правда многие
малыши до определенного возраста боятся кататься на горке, примерно до 3,5-4 лет, но
если взять с собой маму или папу, то не так страшно! Полюбив это занятие, детишки
готовы кататься с горки до бесконечности и не хотят уходить от нее домой. Одежда
должна быть не промокаемой, иначе уже через 20 мин. придется идти переодеваться.
Безопасность! Объясните малышу заранее, что на горке надо соблюдать дисциплину и
последовательность. Вам необходимо самим убедиться в безопасности горки, поэтому
перед
катанием
внимательно
изучите
местность.
Спуск
не
должен
выходить
на
проезжую часть, а малышей лучше катать с маленьких пологих снежных горок, причём в
немноголюдных местах и при отсутствии деревьев, заборов и других препятствий.
Игры около дома.
Зима тем и хороша, что за развлечениями далеко ходить не надо! Достаточно просто
выйти из дома, вдохнуть свежий морозный воздух и поиграть в снежки. Это всегда
вызывает смех и поднимает настроение. Слепить снеговика, а еще можно построить
снежный тоннель, или, даже сделать целый лабиринт! Сделать ангела на снегу или просто
поваляться в сугробе! Вариантов чем заняться множество. Главное не лениться!
63
2.
Роль подвижных игр в жизни детей дошкольников
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека.
В
этом
возрастном
периоде
закладываются
основы
здоровья,
правильного
физического
развития,
происходит
становление
двигательных
способностей,
формируется
интерес
к
физической
культуре
и
спорту,
воспитываются
личностные,
морально-волевые
и
поведенческие качества.
Воспитание
здорового,
физически
подготовленного
подрастающего
поколения
является
жизненно необходимой и основной задачей педагогов, медиков и родителей. На сегодняшний
день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в
деятельности любого дошкольного учреждения.
Важную роль при этом играет своевременно и правильно организованное физическое
воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование
движений.
Развитие
и
совершенствование
движений
ребенка
в
период
дошкольного
детства
осуществляются
разными
путями.
С
одной
стороны,
обогащению
двигательного
опыта
малышей,
приобретению
новых
навыков
и
умений
способствуют
их
самостоятельная
деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по физической
культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного
характера. Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время
весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают
подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах
Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их
помощью
решаются
самые
разнообразные
задачи:
образовательные,
воспитательные
и
оздоровительные.
В
процессе
игр
создаются
благоприятные
условия
для
развития
и
совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек
и навыков жизни в коллективе. Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых
заданий
доставляет
большое
удовольствие.
Играя,
ребенок
упражняется
в
различных
действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.
64
Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить
малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям
своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.
Подчинение
правилам
игры
воспитывает
у
детей
организованность,
внимание,
умение
управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны,
например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего
только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.
Подвижные игры чаще всего проводятся на улице, на свежем воздухе. При
активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и
легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает
благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется
нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
Родители - первые участники игр своих малышей. И чем активнее общение матери или отца
с ребёнком, тем быстрее он развивается.
Родители не только организуют игру, но и сами включаются в детские забавы. Такое
участие
взрослых
приносит
двойную
пользу:
доставляет
детям
много
радости
и
удовольствия, а папам и мамам даёт возможность лучше узнать своего ребёнка, стать его
другом.
Энергия,
которая
у
маленького
ребенка
бьет
ключом,
требует
своего
выхода
наружу,
поэтому детям младшего дошкольного возраста движение и подвижные игры необходимы.
Организуйте
досуг
вашего
малыша
на
пользу
его
здоровья
в
виде
игры.
Выбирая
подвижную
игру
для
ребенка,
отслеживайте
соответствие
игровых
действий
возрасту
ребенка, его знаниям, умениям и навыкам.
Подвижные игры для детей 1, 5-3 года
«Паровоз»
В этой игре принимают участие взрослые. Мама, папа и малыш встают паровозиком и при
движении друг за другом, издают звуки паровоза. Затем можно поменяться местами и малыш
будет впереди паровозика и вести «состав» вперед.
«Догонялки»
Самая любимая и первая подвижная игра малыша, он убегает от взрослого, а взрослый его
догоняет и обнимает, после можно поменяться ролями.
«Воробушки».
Представьте,
что
вы
воробушки,
прыгучие
и
непоседливые.
Можно
подпрыгивать
и
одновременно помахивать руками. Пусть ребенок прыгает на двух ногах на месте или вперед
и назад. Если малышу это трудно дается, держите его сначала под мышки, потом за руку.
65
«Прыгаем через лужи».
Вы можете найти настоящие лужи и прыгать через них (более экстремальный вариант). А
можете нарисовать их мелом на асфальте и перепрыгивать
66