Напоминание

"Взаимодействие педагогов, специалистов и родителей в речевом развитии воспитанников ДОО"


Автор: Гришатова Мария Вячеславовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 17 "Ягодка"
Населённый пункт: город Кстово, Нижегородская облпсть
Наименование материала: доклад
Тема: "Взаимодействие педагогов, специалистов и родителей в речевом развитии воспитанников ДОО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад

«Взаимодействие педагогов,

специалистов и родителей в

речевом развитии воспитанников

ДОО»

автор: учитель-логопед Гришатова М.В.,

МБДОУ д/с № 17 «Ягодка» города Кстово

2018 г

Для

чего

нужен

логопед

Цель работы учителя-логопеда:

оказание необходимой коррекционной помощи

детям с легкими речевыми нарушениями

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб всем было понятно!

Для

чего

нужен

логопед

Звуки- основной строительный материал человеческой речи,

и только при их чёткой точной передаче речь может быть

понята правильно, а значит - служить средством общения.

Правильное произношение необходимо ребёнку для

уверенного общения, успешного обучения, грамотного

чтения и письма, гармоничного развития.

Нарушение произношения не только косметический дефект,

но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком

письменной речью .Оно отрицательно влияет на

эмоциональное состояние ребёнка, его самооценку,

формирование личностных черт , общение со сверстниками.

Что

развивает

и

корректирует

логопед

?

понимание речи;

звукопроизношение;

лексико-грамматический строй речи;

связную речь;

активизацию речевой деятельности;

психические процессы (память, внимание,

мышление, восприятие);

мелкую и общую моторику (подготовка руки к

письму).

Задачами

учителя

-

логопеда

являются

:

формирование и развитие фонематического слуха

у детей с нарушениями речи;

коррекция нарушений звуковосприятия и

звукопроизношения;

своевременное предупреждение и преодоление

трудностей речевого развития;

привитие детям навыков коммуникативного

общения;

организация работы педагогов по

формированию речевого развития детей.

Причины

нарушения

звукопроизношения

:

Несформированность фонематических

процессов.

Недостаточное развитие мышц губ и языка, что

является необходимым условием для правильного

произнесения сложных звуков.

Дефекты в строении речевых органов

(неправильный прикус, высокое “готическое

небо”, укороченная подъязычная уздечка языка и

т.д.).

Отсутствие правильного образца для подражания

( не правильная речь окружающих, “сюсюканье”).

Основные

виды

речевых

нарушений

:

Отсутствие звука.

Например, вместо рука малыш говорит ука или вместо лук -

ук;

Замена звука.

Например, ребёнок может заменять[ц] на [ть] (типлёнок);

[ш] на [с]; [р] на [л]; [с] на [сь]; [ль] на [й] и т.д.;

Искажение звука, проявляющееся например:

в межзубном произнесении

некоторых звуков (кончик языка просовывается между

зубами);

в боковом произнесении звуков

(слышится неприятный «хлопающий» звук);

в горловом произнесении звука [р]

Подготовительный этап

Мышцы

губ

и

языка

с

помощью

артикуляционной

гимнастики подготавливаются к произнесению сложных

звуков. Проводится работа по развитию фонематического

слуха.

Выработка

навыка

формирования

направленной

воздушной.

Постановка звука и его первичное закрепление

Логопед

с

помощью

специальных

приемов

и

приспособлений осуществляет постановку звука.

Автоматизация (закрепление) звука

Поставленный

звук

необходимо

закрепить

п ут ем

многократных повторений сначала в слогах, в словах, а

затем во фразах, стихах и связной речи.

Дифференциация звуков

Это различение звуков, схожих по каким-то признакам.

Этапы

работы

Методика

работы

:

Пальчиковая гимнастика . Упражнения по развитию

тонких движений пальцев рук способствуют

стимулированию и функционированию речевых зон коры

головного мозга и более быстрому становлению речи.

Развитие мелкой моторики пальцев рук помогает

облегчить будущим школьникам усвоение навыков

письма.

Артикуляционная гимнастика способствует

укреплению мышц языка и помогает постановке

нарушенных звуков. Каждый поставленный звук

автоматизируется изолированно, в слогах, словах,

фразовой речи . Недостатки произношения носят

индивидуальный характер- трудно найти детей с

одинаковыми особенностями их речевой недостаточности.

Методика

работы

:

Речевое дыхание. Перед постановкой звука

вырабатывается правильное речевое дыхание,

обеспечивающее нормальное звукообразование и

нормализацию темпоритмической организации речи.

Одновременно с автоматизацией поставленного звука

развивается фонематический слух, совершенствуется

слоговая структура слова, обогащается словарный запас,

формируется грамматический строй речи, звукобуквенный

анализ слогов и слов, что способствует обучению чтению

и подготавливает ребёнка к обучению грамоте. На

подготовительном этапе большое внимание уделяется

закреплению детьми цвета, формы, размера предметов,

геометрических фигур; классификации предметов и

исключению 4-го лишнего.

Единое

коррекционно

-

образовательное

пространство

для

ребенка

с

речевыми

нарушениями

РЕБЁНОК

ЛОГОПЕД

Музыкальный

руководитель.

ВОСПИТАТЕЛЬ

РОДИТЕЛИ

МЕД.

ПЕРСОНАЛ

Такое

взаимодействие

необходимо

так

как

Много детей с нарушением речи и

невозможность охватить всех

дошкольников коррекционной работой.

Ограниченное время коррекционных

занятий.

Необходимость закрепления навыков

правильной речи, полученных на

коррекционных занятиях.

Взаимодействие

с

воспитателями

заключается

в

рекомендациях учителя-логопеда воспитателям по

формированию правильной речи (тетрадь

взаимодействия, индивидуальные тетради),

индивидуальной работе воспитателя с детьми,

имеющими нарушения речи (обязательная фиксация в

календарных планах),

семинары,открытые занятия, совместные занятия, досуги,

развлечения, праздники.

еженедельные логопедические консультации по

индивидуальным особенностям детей с речевыми

нарушениями, предоставление речевого материала: по

обучению грамоте, речевые задания по лексическим

темам, задания по индивидуальной работе на закрепление

звукопроизношения.

Воспитателям

нужно

помнить

о

:

правилах и условиях проведения артикуляционной

гимнастики

необходимости ежедневных занятий

индивидуальной работе с подгруппами детей,

имеющими одинаковые дефекты

автоматизации уже поставленных звуков

(проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание

стихотворений)

контроле произношения детьми уже поставленных

звуков во время режимных моментов

Взаимодействие

со

специалистами

:

Медицинский персонал образовательного учреждения

выполняет назначение врачей: невропатолога, педиатра.

Музыкальными руководителями используются упражнения

для развития основных движений, мелких мышц руки,

синхронного взаимодействия между движениями и речью,

активизации внимания, воспитания чувства музыкального

ритма.

Эффективность коррекционной работы достигается в

результате сотрудничества учителя–логопеда , специалистов,

воспитателей групп и родителей. Систематическая и

кропотливая работа приводит к закреплению знаний, умений

и навыков, полученных детьми на фронтальных и

индивидуальных занятиях.

Взаимодействие

с

педагогами

ДОО

Достижение положительного результата работы учителя-

логопеда ДОО предполагает реализацию комплексного

подхода в деятельности специалистов детского сада: учите

ля-логопеда, воспитателей, инструктора по физической

культуре, музыкального руководителя, педагога-психолога.

Только систематическое взаимодействие специалистов ДОО

по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи

позволяет индивидуализировать процесс сопровождения

ребенка с учетом следующих показателей: психологического

возраста, специфики этапа развития речи, выявленной

речевой и неречевой симптоматики нарушений,

особенностей образовательных и социальных условий

развития конкретного воспитанника.

Взаимодействие

педагога

с

родителями

.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями как с участниками

образовательного процесса значительно повышает результативность

коррекционно-развивающей и профилактической работы.

Важна систематическая организация разнообразных форм

взаимодействия с родителями воспитанников: во-первых, собраний,

групповых и индивидуальных консультаций для родителей детей по

вопросам воспитания в семье ребенка с нарушениями речи, а также

мастер-классы по обучению артикуляционным упражнениям, семинары-

практикумы по обучению родителей логопедическим играм, открытые

итоговые занятия для родителей с целью обучения их игровым приемам

закрепления речевых навыков и пр. Во-вторых, просветительская работа

с родителями всех воспитанников ДОО, в том числе создание

информационных стендов. Традиционные формы работы с родителями

дополняются интерактивными формами, в том числе такими, как

логопедическая гостиная, ток-шоу, аукцион, выставка, пpec-конференция,

практикум.

ВЫВОД

:

Правильная, хорошо развитая речь является одним

из показателей готовности ребёнка к успешному

обучению в школе.

Преемственность в работе логопеда,

воспитателей, тесный контакт детского сада с

семьёй обеспечивает наибольший успех в

своевременном исправлении недостатков речи у

детей дошкольного возраста.

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ

!



В раздел образования