Автор: Гришатова Мария Вячеславовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 17 "Ягодка"
Населённый пункт: город Кстово, Нижегородская облпсть
Наименование материала: доклад
Тема: "Взаимодействие педагогов, специалистов и родителей в речевом развитии воспитанников ДОО"
Раздел: дошкольное образование
Доклад
«Взаимодействие педагогов,
специалистов и родителей в
речевом развитии воспитанников
ДОО»
автор: учитель-логопед Гришатова М.В.,
МБДОУ д/с № 17 «Ягодка» города Кстово
2018 г
Для
чего
нужен
логопед
Цель работы учителя-логопеда:
оказание необходимой коррекционной помощи
детям с легкими речевыми нарушениями
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно!
Для
чего
нужен
логопед
Звуки- основной строительный материал человеческой речи,
и только при их чёткой точной передаче речь может быть
понята правильно, а значит - служить средством общения.
Правильное произношение необходимо ребёнку для
уверенного общения, успешного обучения, грамотного
чтения и письма, гармоничного развития.
Нарушение произношения не только косметический дефект,
но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком
письменной речью .Оно отрицательно влияет на
эмоциональное состояние ребёнка, его самооценку,
формирование личностных черт , общение со сверстниками.
Что
развивает
и
корректирует
логопед
?
понимание речи;
звукопроизношение;
лексико-грамматический строй речи;
связную речь;
активизацию речевой деятельности;
психические процессы (память, внимание,
мышление, восприятие);
мелкую и общую моторику (подготовка руки к
письму).
Задачами
учителя
-
логопеда
являются
:
формирование и развитие фонематического слуха
у детей с нарушениями речи;
коррекция нарушений звуковосприятия и
звукопроизношения;
своевременное предупреждение и преодоление
трудностей речевого развития;
привитие детям навыков коммуникативного
общения;
организация работы педагогов по
формированию речевого развития детей.
Причины
нарушения
звукопроизношения
:
Несформированность фонематических
процессов.
Недостаточное развитие мышц губ и языка, что
является необходимым условием для правильного
произнесения сложных звуков.
Дефекты в строении речевых органов
(неправильный прикус, высокое “готическое
небо”, укороченная подъязычная уздечка языка и
т.д.).
Отсутствие правильного образца для подражания
( не правильная речь окружающих, “сюсюканье”).
Основные
виды
речевых
нарушений
:
Отсутствие звука.
Например, вместо рука малыш говорит ука или вместо лук -
ук;
Замена звука.
Например, ребёнок может заменять[ц] на [ть] (типлёнок);
[ш] на [с]; [р] на [л]; [с] на [сь]; [ль] на [й] и т.д.;
Искажение звука, проявляющееся например:
в межзубном произнесении
некоторых звуков (кончик языка просовывается между
зубами);
в боковом произнесении звуков
(слышится неприятный «хлопающий» звук);
в горловом произнесении звука [р]
Подготовительный этап
Мышцы
губ
и
языка
с
помощью
артикуляционной
гимнастики подготавливаются к произнесению сложных
звуков. Проводится работа по развитию фонематического
слуха.
Выработка
навыка
формирования
направленной
воздушной.
Постановка звука и его первичное закрепление
Логопед
с
помощью
специальных
приемов
и
приспособлений осуществляет постановку звука.
Автоматизация (закрепление) звука
Поставленный
звук
необходимо
закрепить
п ут ем
многократных повторений сначала в слогах, в словах, а
затем во фразах, стихах и связной речи.
Дифференциация звуков
Это различение звуков, схожих по каким-то признакам.
Этапы
работы
Методика
работы
:
Пальчиковая гимнастика . Упражнения по развитию
тонких движений пальцев рук способствуют
стимулированию и функционированию речевых зон коры
головного мозга и более быстрому становлению речи.
Развитие мелкой моторики пальцев рук помогает
облегчить будущим школьникам усвоение навыков
письма.
Артикуляционная гимнастика способствует
укреплению мышц языка и помогает постановке
нарушенных звуков. Каждый поставленный звук
автоматизируется изолированно, в слогах, словах,
фразовой речи . Недостатки произношения носят
индивидуальный характер- трудно найти детей с
одинаковыми особенностями их речевой недостаточности.
Методика
работы
:
Речевое дыхание. Перед постановкой звука
вырабатывается правильное речевое дыхание,
обеспечивающее нормальное звукообразование и
нормализацию темпоритмической организации речи.
•
Одновременно с автоматизацией поставленного звука
развивается фонематический слух, совершенствуется
слоговая структура слова, обогащается словарный запас,
формируется грамматический строй речи, звукобуквенный
анализ слогов и слов, что способствует обучению чтению
и подготавливает ребёнка к обучению грамоте. На
подготовительном этапе большое внимание уделяется
закреплению детьми цвета, формы, размера предметов,
геометрических фигур; классификации предметов и
исключению 4-го лишнего.
Единое
коррекционно
-
образовательное
пространство
для
ребенка
с
речевыми
нарушениями
РЕБЁНОК
ЛОГОПЕД
Музыкальный
руководитель.
ВОСПИТАТЕЛЬ
РОДИТЕЛИ
МЕД.
ПЕРСОНАЛ
Такое
взаимодействие
необходимо
так
как
Много детей с нарушением речи и
невозможность охватить всех
дошкольников коррекционной работой.
Ограниченное время коррекционных
занятий.
Необходимость закрепления навыков
правильной речи, полученных на
коррекционных занятиях.
Взаимодействие
с
воспитателями
заключается
в
рекомендациях учителя-логопеда воспитателям по
формированию правильной речи (тетрадь
взаимодействия, индивидуальные тетради),
индивидуальной работе воспитателя с детьми,
имеющими нарушения речи (обязательная фиксация в
календарных планах),
семинары,открытые занятия, совместные занятия, досуги,
развлечения, праздники.
еженедельные логопедические консультации по
индивидуальным особенностям детей с речевыми
нарушениями, предоставление речевого материала: по
обучению грамоте, речевые задания по лексическим
темам, задания по индивидуальной работе на закрепление
звукопроизношения.
Воспитателям
нужно
помнить
о
:
правилах и условиях проведения артикуляционной
гимнастики
необходимости ежедневных занятий
индивидуальной работе с подгруппами детей,
имеющими одинаковые дефекты
автоматизации уже поставленных звуков
(проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание
стихотворений)
контроле произношения детьми уже поставленных
звуков во время режимных моментов
Взаимодействие
со
специалистами
:
Медицинский персонал образовательного учреждения
выполняет назначение врачей: невропатолога, педиатра.
Музыкальными руководителями используются упражнения
для развития основных движений, мелких мышц руки,
синхронного взаимодействия между движениями и речью,
активизации внимания, воспитания чувства музыкального
ритма.
Эффективность коррекционной работы достигается в
результате сотрудничества учителя–логопеда , специалистов,
воспитателей групп и родителей. Систематическая и
кропотливая работа приводит к закреплению знаний, умений
и навыков, полученных детьми на фронтальных и
индивидуальных занятиях.
Взаимодействие
с
педагогами
ДОО
Достижение положительного результата работы учителя-
логопеда ДОО предполагает реализацию комплексного
подхода в деятельности специалистов детского сада: учите
ля-логопеда, воспитателей, инструктора по физической
культуре, музыкального руководителя, педагога-психолога.
Только систематическое взаимодействие специалистов ДОО
по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи
позволяет индивидуализировать процесс сопровождения
ребенка с учетом следующих показателей: психологического
возраста, специфики этапа развития речи, выявленной
речевой и неречевой симптоматики нарушений,
особенностей образовательных и социальных условий
развития конкретного воспитанника.
Взаимодействие
педагога
с
родителями
.
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями как с участниками
образовательного процесса значительно повышает результативность
коррекционно-развивающей и профилактической работы.
Важна систематическая организация разнообразных форм
взаимодействия с родителями воспитанников: во-первых, собраний,
групповых и индивидуальных консультаций для родителей детей по
вопросам воспитания в семье ребенка с нарушениями речи, а также
мастер-классы по обучению артикуляционным упражнениям, семинары-
практикумы по обучению родителей логопедическим играм, открытые
итоговые занятия для родителей с целью обучения их игровым приемам
закрепления речевых навыков и пр. Во-вторых, просветительская работа
с родителями всех воспитанников ДОО, в том числе создание
информационных стендов. Традиционные формы работы с родителями
дополняются интерактивными формами, в том числе такими, как
логопедическая гостиная, ток-шоу, аукцион, выставка, пpec-конференция,
практикум.
ВЫВОД
:
Правильная, хорошо развитая речь является одним
из показателей готовности ребёнка к успешному
обучению в школе.
Преемственность в работе логопеда,
воспитателей, тесный контакт детского сада с
семьёй обеспечивает наибольший успех в
своевременном исправлении недостатков речи у
детей дошкольного возраста.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ
!