Автор: Белогубов Вячеслав Семенович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Директор ЧОУ ДО Центра "Троица"
Населённый пункт: с.Нижняя Тавда
Наименование материала: статья
Тема: "ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ, ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА В ДОСТИЖЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО И НРАВСТВЕННОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ"
Раздел: дополнительное образование
«ЕДИНСТВО
ЦЕРКВИ,
ГО СУДАР СТВА
И
ОБЩЕСТВА
В
Д О С Т И Ж Е Н И И
С О Ц И А Л Ь Н О Г О
И
Н РА В С Т В Е Н Н О ГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ»
иерей
Вячеслав
Белогубов, настоятель
прихода
храма
Святой
Троицы,
директор Центра традиционной православной культуры «Троица».
В
современном
мире
церковно-государственно-обще ственное
взаимодействие
по
вопросам
духовно-нравственного
воспитания
детей
и
молодежи является актуальным и все более значимым. Взаимодействие в
общественном воспитании детей семьи, школы, государства, общественных
объединений традиционно является также темой научных исследований в
педагогике.
Происходит постепенный уход от модели общественного воспитания,
сложившейся у нас в советский период и предусматривавшей фактически
монополию государства на воспитание ребёнка, на определение целей и
содержания воспитательного процесса в системе общего, обязательного для
всех детей в стране образования.
Сегодня федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
устанавливает правовые нормы об участии семьи и религиозных организаций
в духовно-нравственном образовании, воспитании детей в российской школе
[11, ст. 87].
В примерную программу духовно-нравственного развития и воспитания
на
ступени
начального
общего
образования
(первый
раздел
примерной
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования)
включён специальный раздел: «Совместная деятельность образовательного
учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и
воспитанию обучающихся». В нём определённо обозначена роль семьи как
основного социального партнера школы в духовно-нравственном воспитании.
Впервые
в
постсоветский
период
среди
социальных
партнеров
школы
в
воспитании,
кроме
обычно
указываемых
учреждений
дополнительного
образования, культуры, спорта указаны и религиозные организации. «При
разработке и осуществлении программы духовно-нравственного развития и
воспитания
обучающихся
на
ступени
начального
общего
образования
образовательное
учреждение
может
взаимодействовать,
в
том
числе
на
системной основе, с традиционными религиозными организациями…» [1, с.
25].
Если
раньше
речь
шла
о
разных,
но
в
основном
государственных
учреждениях (культуры, спорта, здравоохранения и др.), с которыми должна
сотрудничать школа в реализации воспитательного процесса, то сейчас в их
числе
упоминаются
действительно
общественные,
гражданские,
не
учреждённые
органами
власти
общественные
объединения,
структуры,
ассоциации.
Это
обусловлено,
в
частности,
особенностями
духовно-
нравственного
воспитания
как
формирующегося
самостоятельного
направления
воспитания
детей
в
российской
школе.
Несмотря
на
сохраняющиеся
в
научной
литературе,
образовательных
документах
различные
подходы
в
осмыслении
сущности
духовно-нравственного
воспитания
(отождествление
его
с
воспитанием
вообще
или
только
с
религиозным
воспитанием
и
др.)
педагогическая
практика
всё
более
очевидно
выявляет
его
специфику.
Эта
специфика
состоит
в
том,
что
в
процессе
духовно-нравственного
воспитания
формирование
ценностно-
смысловой
сферы
личности
осуществляется
на
основе
определённого
мировоззрения
и
соответствующих
ему
системы
морали,
нравственных
ценностей,
культуры,
образа
жизни.
Имея
в
виду,
прежде
всего,
традиционную
духовно-нравственную
культуру
народов
Ро ссии,
традиционных российских конфессий.
Важно то, что духовно-нравственное воспитание школьников на основе
традиционных
национальных
и
религиозных
ценностей
народов
России
должно осуществляться при соблюдении определенных условий.
Это
добровольность: когда родители за своего несовершеннолетнего
ребенка делают выбор направленности духовно-нравственного образования и
воспитания в соответствии с культурными особенностями и потребностями
семьи;
Вариативность:
возможность
мировоззренческого
выбора
в
рамках
предложенных программых модулей;
Непротиворечивость любого
духовно-нравственного
воспитания
(православного, исламского и др.) в российской школе общим гражданским
ценностям
и
нормам,
законодательству
и
общепринятой
в
российском
обществе морали. Условно эту российскую светскую (гражданскую) мораль
можно соотнести с «базовыми общенациональными ценностями».
К этим условиям можно добавить выбор семьей духовно-нравственного
образования
традиционной
религиозной
направленности,
а
значит
и
соответствующих религиозных организаций.
Данная
специфика
духовно-нравственного
воспитания
школьников
позволяет
обосновать
тезис
о
том,
что
его
реализация
не
возможна
без
участия в воспитании основных социальных институтов.
В
социологии
выработаны
пять
основных
«институциональных
порядков»
(по
Ч.
Миллсу):
экономический,
политический,
семейный,
военный, религиозный.
Достижение
социального
и
нравственного
благополучия
в
развитии
общества
не
возможно
без
нормального
и
согласованного
их
функционирования.
Не
может
неискаженно
осуществляться
и
практика
общественного
воспитания
детей
и
молодежи,
в
частности,
духовно-
нравственного воспитания учащихся в системе общего образования.
Искажение мы сегодня наблюдаем в состоянии низкого уровня развития
современного общества по нескольким позициям. Это явно низкий уровень
социальной
солидарности,
общественной
морали,
личной
и
групповой
социальной ответственности. Большая часть общества, в том числе дети
и
молодежь,
отчуждена
от
традиционных
духовно-нравственных
ценностей,
обеспечивающих
гармоничную
социализацию
и
формирование
личности.
Соответственно
—
испытывает
трудности
в
социальной
адаптации, задаёт высокий уровень преступности, социальных девиаций
(алкоголизм, наркомания, беспорядочные сексуальные связи, бродяжничество
и
др.),
демонстрирует
отсутствие
устойчивых
социально
приемлемых
нравственных убеждений.
Ряд исследователей убедительно показывают, что утрата ценностно-
целевых
оснований
жизнедеятельности
всё
ещё
доминирует
над
нравственным
развитием
современного
общества.
Имеются
и
более
оптимистичные
оценки.
Но
в
целом
нельзя
не
признать
явно
недостаточный,
низкий
уровень
нравственной
культуры
и
социальной
солидарности
в
нашем
обществе.
Это
подтверждают
социологически
данные,
об
этом
говорят
общественные
деятели,
политические
руководители. Так, президент В.В. Путин в одном из ежегодных посланий
Федеральному Собранию Российской Федерации обратил на это внимание:
«Сегодня
российское
общество
испытывает
явный
дефицит
духовных
скреп:
милосердия,
сочувствия,
сострадания
друг
другу,
поддержки
и
взаимопомощи — дефицит того, что всегда, во все времена исторические
делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились».
В XX веке общественный уклад жизни русского и ряда других коренных
народов, подвергся исключительной по жестокости и бескомпромиссности
ломке,
фактически
—
уничтожению. Путем
массового
физического
и
духовного насилия, репрессий был сформирован уклад жизни «советского
народа» как некоей новой исторической общности людей, построенный на
коммунистической
идеологии.
Это
стоило
огромных
человеческих
и
культурных потерь, последствия которых ещё далеко не преодолены и будут
преодолеваться
(в
благоприятных
условиях)
также
не
менее
100
лет.
Отметим, что в том же обращении к Федеральному собранию В.В. Путин
сказал о роли государства, направленности государственной политики в
преодолении
этой
ситуации: «Мы
должны
всецело
поддержать
институты, которые являются носителями традиционных ценностей,
исторически доказали свою способность передавать их из поколения в
поколение.
Закон
может
защищать
нравственность,
и
должен
это
делать…»
Одной из характеристик противоестественности общественного уклада,
созданного
в
СССР,
была
именно
идеологически
обусловленная
деятельность,
осуществляемая
силами
и
ресурсами
государства
и
направленная на разрыв взаимодействия основных социальных институтов,
внесение
искажений
в
их
функционирование
и,
по
сути,
уничтожение
некоторых из них. При том, что основные социальные институты, как было
сказано выше, потому и называются основными, что без них общество не
может
нормально
существовать,
разрушается. Институт
политической
власти
в
обществе
(государство) был
монополизирован
идеологической
организацией,
получил
гипертрофированное
развитие
как
инструмент,
прежде всего, массового организованного насилия, что было теоретически
«обосновано»
в
коммунистической
идеологии. Функционирование
института
производства было
искажено
насильственным
запретом
свободной
экономической
деятельности
людей,
граждан
в
качестве
самостоятельных субъектов хозяйственной инициативы. Институт семьи в
принципе был предназначен к уничтожению теоретиками нового социального
строя и только с 1930-х гг. получил относительное право на существование
как
особая
«советская
семья»,
но
в
условиях
искажения
традиционной
структуры
внутрисемейных
отношений
и
важнейших
функций
семьи
(приоритет в воспитании своих детей, экономическая свобода и др.). Также
институт религии, под которым понимается в целом духовная культура
общества,
пространство
мысли,
убеждений,
ценностных
ориентаций
—
целенаправленно уничтожался в своих традиционных основаниях и сводился
к
одной
узкой
и
примитивной
вульгарно-материалистической
идеологии,
которая была объявлена непреложным, объективным, «научным» знанием.
Соответственно институт образования, в том числе его важнейшая для
воспитания детей составляющая — общее образование, в значительной мере
изолировался от традиционной духовной культуры и морали народов России.
Он полностью соподчинялся государству и использовался, прежде всего, для
поддержания
влияния
в
обществе
коммунистической
идеологии,
а
также
социального
манипулирования
и
решения
практических
задач
создания
экономической базы сначала для «мировой революции», а позже мировой
социалистической
системы,
победы
коммунистического
социально-
исторического проекта во всемирном масштабе. Все социальные институты
существовали
в
условиях
глубокой
дисфункциональности,
которая
целенаправленно формировалась через институт государства, политической
власти, «законного насилия».
Совершившийся
в
начале
1990-х
гг.
уход
от
идеологического
атеистического
государства
и
переход
к
современным,
демократическим
формам общественного устройства, конечно, не мог сразу и полноценно
настроить социальную систему на нормальный режим функционирования. В
прошедшие 20 лет наша общественная жизнь значительно «поправилась».
Однако
до
сих
пор
в
социальной
структуре,
общественном
сознании
и
функционировании
социальных
институтов
сохраняются
глубокие
искажения,
нарушения.
Тем
не
менее,
общая
благоприятная
тенденция
оздоровления общественной жизни, восстановления социального организма
при
всех
разнонаправленных
внутренних
и
внешних
воздействиях,
—
сохраняется.
Одним
из
проявлений
этой
тенденции
является
и
восстановление
практики
духовно-нравственного
воспитания
детей
в
российской
школе
на
основе
традиционных
духовных
и
нравственных
ценностей, культуры народов России, традиционных российских религий
(религиозных объединений).
Система образования выступает в этой практике в качестве социального
пространства, в котором реализуется духовно-нравственное воспитание. И в
этом
отношении
выполняет
одну
из
основных
функций
социального
института
образования
—
интеграцию
детей
в
культуру
общества,
их
социализацию, воспитание в процессе обучения в интересах государства и
общества — семьи, народов России, традиционных российских религиозных
общин.
Семья выступает заказчиком духовно-нравственного воспитания детей в
школе,
частично
передавая
ей
свои
полномочия
в
воспитании
детей
и
взаимодействуя, сотрудничая со школой в реализации своей воспитательной
функции, в формировании ценностно-смысловой сферы личности ребенка,
его
нравственной
и
поведенческой
культуры.
Опираясь
при
этом
и
на
поддержку религиозных организаций в случае связи семьи с определённой
религиозной
традицией,
соответствующей
общиной,
и
на
государство
(например, если возникают ситуации нарушения прав семьи или школа не
обеспечивает необходимого качества духовно-нравственного воспитания).
Государство должно обеспечивать правовые и организационные условия
духовно-нравственного
воспитания
школьников,
о р и е н т и руяс ь
исключительно на образовательный заказ, общественные потребности, а не
что-либо
иное,
особенно
на
субъективные
мировоз зренче ские,
идеологические предпочтения политического класса, чиновников.
Для этого государство вступает в функциональное взаимодействие с
религиозными
организациями
по
вопросам
совместной,
распределённой
компетенции в обеспечении качества духовно-нравственного образования и
воспитания
на
основе
ценностей
и
традиций
российских
религий
(преподавание основ религиозных культур в школе).
Главной функцией религиозных организаций в духовно-нравственном
воспитании школьников является обеспечение идентичности образования по
религиозным
культурам,
а
значит
и
духовно-нравственного
воспитания
учащихся,
соответствующей
религиозной
традиции,
кул ьту р е .
Взаимодействие для этого с государством, школой и семьей в обеспечении
необходимого качества воспитания и обучения по религиозным культурам
(содержание образовательных программ, подготовка педагогов и др.). Также
конфессии
во
взаимодействии
с
органами
государственной
власти,
государственными и муниципальными организациями в системе образования
должны адекватно и компетентно представлять интересы соответствующих
религиозных общин.
Достижение
социального
и
нравственного
благополучия
в
развитии
общества
при
оптимальном
взаимодействии
основных
социальных
институтов в духовно-нравственном воспитании школьников — актуальная
задача нашего общества и государства на ближайший период. Продвижение в
её решении будет способствовать действительному обновлению российской
школы на российской историко-культурной основе, оказывать благотворное
влияние
на
состояние
общественной
морали,
человеческое
«качество»
российского общества, а значит и в целом — на социальное и нравственное
развитие страны.