Напоминание

"Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста"


Автор: Зима Виктория Андрониковна
Должность: к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования
Учебное заведение: ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: "Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста

Интерактивные

формы

работы

с

детьми

дошкольного

возраста

предполагают

специальную

форму

организации

познавательной

деятельности дошкольников, где информация усваивается не в пассивном

режиме,

а

в

активном,

с

использованием

интерактивных

циклов.

Интерактивные

циклы

это

специальная

конструкция

некоторых

последовательных

интерактивных

действий

при

создании

педагогом

определенных условий познания или самопознания, творческой реализации

идеи или ее поиск и презентация. При работе в малых группах дети учатся

распределять роли, становятся соавторами, учитывают пожелания друг друга,

формулируют общие выводы и заключения, защищают свой выбор перед

сверстниками.

Интерактивные

формы

работы

с

дошкольниками

включают

в

себя

следующие коммуникационные формы взаимодействия:

«ребенок – ребенок» (работа в парах), «ребенок – группа детей»

(работа в группах),

«ребенок – аудитория»,

«группа детей – аудитория» (презентация работы в группах) и

т.д..

Они логично сочетаются с основными формами организации детской

деятельности детей дошкольного возраста, указанными в ФГОС ДО.

Цели интерактивных форм работы с детьми дошкольного возраста в

образовательном процессе могут быть различными:

- решение познавательной или учебной задачи;

- обмен опытом;

- выработка общего мнения;

- формирование умений, навыков;

- создание условия для диалога;

- создание условия для группового сплочения;

- изменения психологической атмосферы.

Организация

познавательной

деятельности д е т е й

в

ф о р м е

интерактивного

взаимодействия

позволяет

решать

такие задачи основной

образовательной программы дошкольного образования, как:

развивать мыслительные процессы дошкольников;

развивать способности решать интеллектуальные и личностные

задачи, адекватные возрасту;

развивать речевую активность детей;

развивать коммуникативные умения и навыки;

формировать

мотивационную

готовность

к

межличностному

взаимодействию дошкольников;

формировать

способность

принимать

нравственные

нормы

и

правила при работе в команде.

Концептуальными позициями

интерактивных

форм

взаимодействия

являются следующие аспекты:

Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном,

с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.

Интерактивное

общение

способствует

умственному

развитию

всех

участников.

При наличии обратной связи отправитель и получатель информации

меняются

коммуникативными

ролями.

Изначальный

получатель

становится

отправителем

и

проходит

все

этапы

процесса

обмена

информацией для передачи своего отклика начальному отправителю.

Обратная

связь

может

способствовать

значительному

повышению

эффективности обмена информацией (познавательной, воспитательной,

творческой, прикладной).

Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но

более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.

Обратная

связь

увеличивает

шансы

на

эффективный

обмен

информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.

Контроль

качества

предполагает

умение

участников

применять

полученные знания на практике.

Интерактивный режим взаимодействия в основных формах работы с

детьми дошкольного возраста включает в себя:

микроформы – взаимодействие с конкретным ребёнком;

модально-локальные

формы

дидактические

и

организационно-

деятельностные игры, коллективные творческие дела и т.д.;

макроформы

– дистанционное обучение, компьютерные технологии,

разговорные формы коммуникации;

метаформы – социальные проекты, телекоммуникационные технологии

и т.д..

Характерными

особенностями

методики

интерактивных

формах

работы с детьми дошкольного возраста являются:

1.

Наличие

участников,

интересы

которых

в

значительной

степени

пересекаются или совпадают.

2.

Наличие

чётко

оговариваемых

правил

(каждая

методика

имеет

собственные правила).

3. Наличие ясной, конкретной цели.

4. Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который

они сами определяют.

5. Групповая рефлексия.

6. Подведение итогов.

Главное в

методике интерактивных форм работы с дошкольниками

игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них

опыта

социального

поведения.

Вследствие

этого

способ

их

проведения

достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

1.

Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно

проведение подготовительного занятия.)

2.

Дошкольников

знакомят

с

проблемой,

которую

предстоит

решить,

определяются с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания

должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у

детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем

они собираются заниматься.

3.

Детей

информируют

о

правилах

той

или

иной

выбранной

формы

взаимодействия, дают им четкие инструкции.

4.

В

процессе

взаимодействия

дети

вступают

в

многоплановую

коммуникацию друг с другом для достижения поставленной цели. Если

какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия

дошкольников.

5.

По окончании взаимодействия (после небольшой паузы, призванной

снять

напряжение)

анализируются

результаты,

подводятся

итоги.

Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте

на

чувствах,

которые

испытали

дошкольники,

и

обсуждения

содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение,

как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники,

каков результат).

В

числе

основных

методических

принципов

интерактивных

форм

работы с детьми дошкольного возраста выделяют следующие:

взаимное общение с целью принятия и продуцирования информации,

одинаково интересной для всех участников, в ситуации, важной для

всех;

совместная

деятельность,

характеризующаяся

взаимосвязью

трех

объектов:

производителя

информации,

получателя

информации

и

ситуативного контекста;

изменение традиционной роли педагога, переход к демократическому

стилю общения на основе сотрудничества и сотворчества;

рефлективность

обучающего

процесса,

сознательное

и

критическое

осмысление

действия,

его

мотивов,

качества

и

результатов

как

со

стороны взрослого, так и детей.

Педагог

выступает

в

интерактивных

формах

работы

с

детьми

дошкольного возраста в нескольких основных ролях. В каждой из них он

организует

взаимодействие

участников

с

той

или

иной

областью

информационной среды:

В

р ол и информатора-эксперта

воспитатель

излагает

текстовый

материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников,

отслеживает результаты процесса и т.д.

В

р о л и организатора-фасилитатора он

налаживает

взаимодействие

дошкольников с социальным и физическим окружением (разбивает на

подгруппы,

побуждает

их

самостоятельно

собирать

данные,

координирует выполнение заданий и т.д.).

В роли консультанта воспитатель обращается к личному опыту детей,

помогает

искать

решения

уже

поставленных

задач,

самостоятельно

ставить новые и т.д.

Педагог

лишь

регулирует

процесс

и

занимается

его

общей

организацией, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения

намеченного плана. Соответственно данной позиции педагога используются

и

методы

интерактивной

направленности.

Интерактивные

методы

складывается

из

понятий

«метод»

и

«интерактивный». Метод –

способ

целенаправленного

взаимодействия

педагога

и

участников

для

решения

образовательных задач. В понятии же «интеракции» можно выделить два

слагаемых: «интер» – между, «акция» – усиленная деятельность между кем-

либо.

Таким

образом,

интерактивные

методы –

это

усиленное

взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса.

В

практике

дошкольного

образования

особенно

актуальны

интерактивные групповые методы, которые используются в работе с детьми

последовательно

и

системно,

приучают

детей

разрешать

те

проблемы,

с

которыми они сталкиваются, принимать коллективные решения и улаживать

конфликты. Любой применяемый метод должен завершаться определенными

успехами, которые прививают детям навыки ответственности за следующее

рабочее

задание.

Дети

понимают

и

замечают,

что

степень

их

участия

различна, однако, поощряемые воспитателем, они смогут развить в себе

желание включиться в выполнение групповых заданий. В свою очередь,

группа понимает, что не следует отодвигать на второй план партнеров, что

нужно проявлять терпение, развивать в себе толерантность.

Интерактивные

групповые

методы

классифицируются

следующим

образом:

метод преподавания и обучения (Взаимообучение, Мозаика, Цветок

лотоса, Двойная булла, Опорный партнер, Кубик, Пазлы, Сообщение по

кругу,

Смени

пару,

Знаменитые

места,

Загадочное

путешествие,

Аквариум, Обучение по кругу, Реклама, Карта с фигурами и др.);

методы

закрепления,

укрепления

и

оценивания (Пирамида,

Алмаз,

Загадки,

Гроздь,

Фотоязык,

Комиксы,

Постер,

Разбор

утверждений,

Герб, Синтез, Диаграмма Венна, Графический журнал, Обзор галереи,

Турнир

вопросов,

Турнир

предложений,

Анализ

и

толкование

изображений, Распределение по категориям);

творческие методы (Мозговая атака, Техника 6/3/5, или Брэйнрайтинг,

Филипс 6/6, Техника сна/ мечты);

методы

решения

задач (Шесть

шляп

мышления,

Ситуационное

исследование,

Разделенные

квадраты,

Мини-ситуации,

Причинно-

следственная диаграмма, Интервью, Звездный взрыв, Фриско, Много

голов вместе);

методы

исследования (Проект,

Репортаж,

Групповое

исследование,

Эксперимент, Изыскание).

Применение

данных

методов

требует

проявление

такта,

много

времени,

богатства

идей,

творчества,

внимательности,

дидактической

ответственности

и,

конечно,

предполагает

наличие

и

расширение

развивающей среды.

Интерактивные

формы

и

методы

работы

с

детьми

дошкольного

возраста характеризуются рядом отличительных особенностей:

коллективно-распределенной формой обучения;

высоким уровнем коммуникации, обмена деятельностями, сменой и

разнообразием их видов, форм и приёмов;

развитием

умений критически

мыслить,

рассуждать,

решать

противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации

и

обстоятельств,

взвешивать

альтернативные

мнения,

принимать

продуманные решения;

о т с у т с т в и е м одного

правильного

ответа,

исключаемо стью

доминирования как одного выступающего, так и одного мнения;

целенаправленной

рефлексией

участников

своей

деятельности

и

состоявшегося взаимодействия;

устойчивым эмоционально-положительным фоном обучения;

включенностью ребенка в процесс обучения, который выступает для него

процессом

жизнедеятельности,

личностно

значимым

и

переживаемым,

прямым взаимодействием детей со своим опытом и опытом своих друзей;

изменением и совершенствованием моделей поведения и деятельности

участников образовательного процесса.

Следует

также

отметить,

что

интерактивные

формы

работы

с

дошкольниками являются, здорвьесберегающими по своей сути, поскольку

способствуют

повышению

положительной

мотивации

здорового

образа

жизни, степени активности, творчества и работоспособности детей, а значит,

способствуют формированию, сохранению и укреплению индивидуального

здоровья каждого ребенка.

Интерактивные

формы

и

методы

обучения

показывают

новые

возможности,

связанные,

прежде

всего,

с

налаживанием

межличностного

взаимодействия между детьми в группе. И от того, какими они будут, во

многом

зависит

успешность

их

деятельности.

Умелая

организация

взаимодействия воспитанников на основе изучаемого материала может стать

мощным фактором повышения эффективности приобретаемых знаний и их

закрепления в личностно значимом социальном опыте каждого ребенка.

Интерактивные

формы

работы

с

детьми

дошкольного

возраста

завоевывают

сегодня

все

большее

признание

в

системе

дошкольного

образования,

что

актуализирует

проблему

системного

осмысления

оптимальных

условий

организации

их

применения

для

повышения

эффективности

качества

образовательного

процесса

на

первой

ступени

системы непрерывного образования.



В раздел образования