Автор: Зима Виктория Андрониковна
Должность: к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования
Учебное заведение: ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: "Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста
Интерактивные
формы
работы
с
детьми
дошкольного
возраста
предполагают
специальную
форму
организации
познавательной
деятельности дошкольников, где информация усваивается не в пассивном
режиме,
а
в
активном,
с
использованием
интерактивных
циклов.
Интерактивные
циклы
–
это
специальная
конструкция
некоторых
последовательных
интерактивных
действий
при
создании
педагогом
определенных условий познания или самопознания, творческой реализации
идеи или ее поиск и презентация. При работе в малых группах дети учатся
распределять роли, становятся соавторами, учитывают пожелания друг друга,
формулируют общие выводы и заключения, защищают свой выбор перед
сверстниками.
Интерактивные
формы
работы
с
дошкольниками
включают
в
себя
следующие коммуникационные формы взаимодействия:
«ребенок – ребенок» (работа в парах), «ребенок – группа детей»
(работа в группах),
«ребенок – аудитория»,
«группа детей – аудитория» (презентация работы в группах) и
т.д..
Они логично сочетаются с основными формами организации детской
деятельности детей дошкольного возраста, указанными в ФГОС ДО.
Цели интерактивных форм работы с детьми дошкольного возраста в
образовательном процессе могут быть различными:
- решение познавательной или учебной задачи;
- обмен опытом;
- выработка общего мнения;
- формирование умений, навыков;
- создание условия для диалога;
- создание условия для группового сплочения;
- изменения психологической атмосферы.
Организация
познавательной
деятельности д е т е й
в
ф о р м е
интерактивного
взаимодействия
позволяет
решать
такие задачи основной
образовательной программы дошкольного образования, как:
развивать мыслительные процессы дошкольников;
развивать способности решать интеллектуальные и личностные
задачи, адекватные возрасту;
развивать речевую активность детей;
развивать коммуникативные умения и навыки;
формировать
мотивационную
готовность
к
межличностному
взаимодействию дошкольников;
формировать
способность
принимать
нравственные
нормы
и
правила при работе в команде.
Концептуальными позициями
интерактивных
форм
взаимодействия
являются следующие аспекты:
Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном,
с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.
Интерактивное
общение
способствует
умственному
развитию
всех
участников.
При наличии обратной связи отправитель и получатель информации
меняются
коммуникативными
ролями.
Изначальный
получатель
становится
отправителем
и
проходит
все
этапы
процесса
обмена
информацией для передачи своего отклика начальному отправителю.
Обратная
связь
может
способствовать
значительному
повышению
эффективности обмена информацией (познавательной, воспитательной,
творческой, прикладной).
Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но
более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.
Обратная
связь
увеличивает
шансы
на
эффективный
обмен
информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.
Контроль
качества
предполагает
умение
участников
применять
полученные знания на практике.
Интерактивный режим взаимодействия в основных формах работы с
детьми дошкольного возраста включает в себя:
микроформы – взаимодействие с конкретным ребёнком;
модально-локальные
формы
–
дидактические
и
организационно-
деятельностные игры, коллективные творческие дела и т.д.;
макроформы
– дистанционное обучение, компьютерные технологии,
разговорные формы коммуникации;
метаформы – социальные проекты, телекоммуникационные технологии
и т.д..
Характерными
особенностями
методики
интерактивных
формах
работы с детьми дошкольного возраста являются:
1.
Наличие
участников,
интересы
которых
в
значительной
степени
пересекаются или совпадают.
2.
Наличие
чётко
оговариваемых
правил
(каждая
методика
имеет
собственные правила).
3. Наличие ясной, конкретной цели.
4. Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который
они сами определяют.
5. Групповая рефлексия.
6. Подведение итогов.
Главное в
методике интерактивных форм работы с дошкольниками
игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них
опыта
социального
поведения.
Вследствие
этого
способ
их
проведения
достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:
1.
Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно
проведение подготовительного занятия.)
2.
Дошкольников
знакомят
с
проблемой,
которую
предстоит
решить,
определяются с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания
должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у
детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем
они собираются заниматься.
3.
Детей
информируют
о
правилах
той
или
иной
выбранной
формы
взаимодействия, дают им четкие инструкции.
4.
В
процессе
взаимодействия
дети
вступают
в
многоплановую
коммуникацию друг с другом для достижения поставленной цели. Если
какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия
дошкольников.
5.
По окончании взаимодействия (после небольшой паузы, призванной
снять
напряжение)
анализируются
результаты,
подводятся
итоги.
Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте
–
на
чувствах,
которые
испытали
дошкольники,
и
обсуждения
содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение,
как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники,
каков результат).
В
числе
основных
методических
принципов
интерактивных
форм
работы с детьми дошкольного возраста выделяют следующие:
взаимное общение с целью принятия и продуцирования информации,
одинаково интересной для всех участников, в ситуации, важной для
всех;
совместная
деятельность,
характеризующаяся
взаимосвязью
трех
объектов:
производителя
информации,
получателя
информации
и
ситуативного контекста;
изменение традиционной роли педагога, переход к демократическому
стилю общения на основе сотрудничества и сотворчества;
рефлективность
обучающего
процесса,
сознательное
и
критическое
осмысление
действия,
его
мотивов,
качества
и
результатов
как
со
стороны взрослого, так и детей.
Педагог
выступает
в
интерактивных
формах
работы
с
детьми
дошкольного возраста в нескольких основных ролях. В каждой из них он
организует
взаимодействие
участников
с
той
или
иной
областью
информационной среды:
В
р ол и информатора-эксперта
воспитатель
излагает
текстовый
материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников,
отслеживает результаты процесса и т.д.
В
р о л и организатора-фасилитатора он
налаживает
взаимодействие
дошкольников с социальным и физическим окружением (разбивает на
подгруппы,
побуждает
их
самостоятельно
собирать
данные,
координирует выполнение заданий и т.д.).
В роли консультанта воспитатель обращается к личному опыту детей,
помогает
искать
решения
уже
поставленных
задач,
самостоятельно
ставить новые и т.д.
Педагог
лишь
регулирует
процесс
и
занимается
его
общей
организацией, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения
намеченного плана. Соответственно данной позиции педагога используются
и
методы
интерактивной
направленности.
Интерактивные
методы
складывается
из
понятий
«метод»
и
«интерактивный». Метод –
способ
целенаправленного
взаимодействия
педагога
и
участников
для
решения
образовательных задач. В понятии же «интеракции» можно выделить два
слагаемых: «интер» – между, «акция» – усиленная деятельность между кем-
либо.
Таким
образом,
интерактивные
методы –
это
усиленное
взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса.
В
практике
дошкольного
образования
особенно
актуальны
интерактивные групповые методы, которые используются в работе с детьми
последовательно
и
системно,
приучают
детей
разрешать
те
проблемы,
с
которыми они сталкиваются, принимать коллективные решения и улаживать
конфликты. Любой применяемый метод должен завершаться определенными
успехами, которые прививают детям навыки ответственности за следующее
рабочее
задание.
Дети
понимают
и
замечают,
что
степень
их
участия
различна, однако, поощряемые воспитателем, они смогут развить в себе
желание включиться в выполнение групповых заданий. В свою очередь,
группа понимает, что не следует отодвигать на второй план партнеров, что
нужно проявлять терпение, развивать в себе толерантность.
Интерактивные
групповые
методы
классифицируются
следующим
образом:
метод преподавания и обучения (Взаимообучение, Мозаика, Цветок
лотоса, Двойная булла, Опорный партнер, Кубик, Пазлы, Сообщение по
кругу,
Смени
пару,
Знаменитые
места,
Загадочное
путешествие,
Аквариум, Обучение по кругу, Реклама, Карта с фигурами и др.);
методы
закрепления,
укрепления
и
оценивания (Пирамида,
Алмаз,
Загадки,
Гроздь,
Фотоязык,
Комиксы,
Постер,
Разбор
утверждений,
Герб, Синтез, Диаграмма Венна, Графический журнал, Обзор галереи,
Турнир
вопросов,
Турнир
предложений,
Анализ
и
толкование
изображений, Распределение по категориям);
творческие методы (Мозговая атака, Техника 6/3/5, или Брэйнрайтинг,
Филипс 6/6, Техника сна/ мечты);
методы
решения
задач (Шесть
шляп
мышления,
Ситуационное
исследование,
Разделенные
квадраты,
Мини-ситуации,
Причинно-
следственная диаграмма, Интервью, Звездный взрыв, Фриско, Много
голов вместе);
методы
исследования (Проект,
Репортаж,
Групповое
исследование,
Эксперимент, Изыскание).
Применение
данных
методов
требует
проявление
такта,
много
времени,
богатства
идей,
творчества,
внимательности,
дидактической
ответственности
и,
конечно,
предполагает
наличие
и
расширение
развивающей среды.
Интерактивные
формы
и
методы
работы
с
детьми
дошкольного
возраста характеризуются рядом отличительных особенностей:
коллективно-распределенной формой обучения;
высоким уровнем коммуникации, обмена деятельностями, сменой и
разнообразием их видов, форм и приёмов;
развитием
умений критически
мыслить,
рассуждать,
решать
противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации
и
обстоятельств,
взвешивать
альтернативные
мнения,
принимать
продуманные решения;
о т с у т с т в и е м одного
правильного
ответа,
исключаемо стью
доминирования как одного выступающего, так и одного мнения;
целенаправленной
рефлексией
участников
своей
деятельности
и
состоявшегося взаимодействия;
устойчивым эмоционально-положительным фоном обучения;
включенностью ребенка в процесс обучения, который выступает для него
процессом
жизнедеятельности,
личностно
значимым
и
переживаемым,
прямым взаимодействием детей со своим опытом и опытом своих друзей;
изменением и совершенствованием моделей поведения и деятельности
участников образовательного процесса.
Следует
также
отметить,
что
интерактивные
формы
работы
с
дошкольниками являются, здорвьесберегающими по своей сути, поскольку
способствуют
повышению
положительной
мотивации
здорового
образа
жизни, степени активности, творчества и работоспособности детей, а значит,
способствуют формированию, сохранению и укреплению индивидуального
здоровья каждого ребенка.
Интерактивные
формы
и
методы
обучения
показывают
новые
возможности,
связанные,
прежде
всего,
с
налаживанием
межличностного
взаимодействия между детьми в группе. И от того, какими они будут, во
многом
зависит
успешность
их
деятельности.
Умелая
организация
взаимодействия воспитанников на основе изучаемого материала может стать
мощным фактором повышения эффективности приобретаемых знаний и их
закрепления в личностно значимом социальном опыте каждого ребенка.
Интерактивные
формы
работы
с
детьми
дошкольного
возраста
завоевывают
сегодня
все
большее
признание
в
системе
дошкольного
образования,
что
актуализирует
проблему
системного
осмысления
оптимальных
условий
организации
их
применения
для
повышения
эффективности
качества
образовательного
процесса
на
первой
ступени
системы непрерывного образования.