Напоминание

"Интерактивные игры - проба детской инициативы"


Автор: Беляева Екатерина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - д/с "Сказка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Губкинский
Наименование материала: Методический атлас профессиональных достижений
Тема: "Интерактивные игры - проба детской инициативы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка» - детский сад «Сказка»

Интерактивные игры – проба детской

инициативы

Подготовила:

Беляева Екатерина Алексеевна

г.Губкинский, 2017

Введение

Развитие самостоятельности и инициативности — важная задача воспитания детей

дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках

активно

и

настойчиво

проявляет

стремление

к

самостоятельности.

Актуальность

проблемы

развития

самостоятельности

у

младших

дошкольников

связана

с

определенными перекосами в воспитании детей. Исследования, проведенные в последнее

время,

свидетельствуют

о

том,

что

детям

свойственен

инфантилизм

и

синдром

беспомощности, так как взрослые не предоставляют детям свободу выбора и не создают

условия для развития самостоятельности. Промедление в развитии самостоятельности

приводит

к

появлению

детских

капризов,

упрямства,

вредной

привычки

постоянно

надеяться на помощь окружающих.

Вместе

с

тем,

развитая

самостоятельность

и

инициативность

обеспечивает

формирование

эмоционально-положительного

настроя

ребенка

в

коллективе,

уравновешенность его поведения, активность во взаимоотношениях со сверстниками.

Своевременное

развитие

самостоятельности

у

младших

дошкольников

является

необходимой предпосылкой для проявления ими активной взаимопомощи, заботы об

окружающих, бережного отношения к вещам.

Но,

к

сожалению,

большинство

взрослых

в

сензитивный

период

развития

самостоятельности подавляют инициативу детей, в результате чего у детей возникают

сложности

в

самообслуживании,

инициативности

и

относительной

независимости

ребенка. С каждым годом число несамостоятельных младших дошкольников неуклонно

растет. Вместе с тем, в практике работы ДОУ педагоги испытывают трудности в развитии

самостоятельности у младших дошкольников: не знают специфики работы по развитию

самостоятельности, затрудняются в выборе форм, методов и приемов развития у детей

инициативности.

Цель: формирование базовой культуры личности, развитие самостоятельности у

дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Задачи:

1. Развивать эмоционально – волевую регуляцию.

2. Развивать умения действовать по собственной инициативе как в знакомых, так и в

новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; выполнять действия

без помощи взрослых; осуществлять самоконтроль при наличии адекватной самооценки.

Выбирая формы и методы воздействия на ребенка, педагог должен учитывать

соблюдение

пропорционального

соотношения

усилий

ребенка

и

усилий

педагога

в

совместной

деятельности:

на

начальном

этапе

доля

активности

педагога

превышает

активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе

ребенок все делает сам под контролем педагога.

Совместная

деятельность

педагога

и

ребенка

помогает

ребенку

ощутить

себя

субъектом

деятельности,

а

это

чрезвычайно

важно

для

развития

самостоятельности

ребенка. Педагог должен чувствовать границы меры собственного участия в деятельности

детей, суметь отойти в тень и признать полное право детей на свободный выбор. Только в

условиях защищенности ребенок свободно выражает свое отношение к чему – либо,

благоприятно ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок.

Ситуация

успеха

это

субъективное

переживание

достижений,

внутренняя

удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и

результатом.

Используя Познавательно исследовательский учебный материал (ПИУМ) в виде

интерактивной

игры

мы

предоставляем

детям

полную

свободу

выбора

в

принятии

решений.

В научно-педагогической литературе под педагогическими условиями понимают

совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-

пространственной среды, направленных на решение поставленных задач. При этом к

педагогическим

условиям

относятся

только

те,

которые

сознательно

создаются

в

образовательном процессе и реализация которых обеспечивает наиболее эффективное его

протекание.

Т.о.,

мы

рассматриваем

педагогические

условия

как

совокупность

обстоятельств,

в

которых

осуществляется

поддержка

инициативности

и

самостоятельности

дошкольников

в

интерактивных

играх,

и

которые

способствуют

успешности этого процесса. К педагогическим условиям мы относим:

– объекты

окружающей

действительности,

т.е.

развивающую

предме тно-

пространственную среду детского сада;

– субъекты образовательного процесса (педагоги, дети, родители);

– формы организации и методы руководства деятельностью детей.

Психологические условия – это причины, мотиваторы, стимулы, благодаря которым

происходит

развитие

качеств

личности

нашем

случае,

таких

как

инициатива

и

самостоятельность в интерактивных играх).

К группе психологических условий мы отнесли:

– серьезное, искреннее, эмоционально-положительное отношение педагога к играм детей;

– позиция педагога (рядом с ребенком), создание ситуации успеха для каждого ребенка с

учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей;

– творческих подход.

Теоретическая база опыта

Самой главной задачей педагога в интерактивной технологии является направление

процесса обмена информацией и помощь в нем: выявление многообразия точек зрения;

обращение к личному опыту участников; поддержка активности; соединение теории и

практики;

взаимообогащение

опыта

участников;

облегчение

восприятия,

усвоения,

взаимопонимания; поощрение творчества.

Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий

обучения,

таких,

при

которых

обучаемый

чувствует

свою

успешность,

свою

интеллектуальную

состоятельность,

что

делает

продуктивным

и

эффективным

весь

процесс обучения. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие

диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному

решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для

обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой

понимается

не

просто

взаимодействие

дошкольников

друг

с

другом

и

педагогом,

а

совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В

такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают

собственный опыт.

Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции. В процессе игры

дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то

этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.

По

окончании

игры

(после

небольшой

паузы,

призванной

снять

напряжение)

анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания

на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения

содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась

ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Важно,

чтобы

дети

получали

удовольствие

от

игры,

попробовав

себя

в

новой

ситуации.

В

результате

использования

интерактивных

методов

происходит: эффективное

усвоение

информации;

коммуникативная

компетентность;

сотрудничество;

доверие;

толерантность;

эмпатия;

рефлексия;

познавательная

активность;

творческая

самостоятельность;

удовольствие

от

совместной

деятельности;

сплоченность;

взаимоуважение;

приобретение

важных

социальных

навыков;

индивидуализация

обучения.

Преимущества

использования

интерактивных

технологий

в

дошкольном

образовании: если начать внедрять такие интерактивные методы обучения в ДОУ с самого

раннего возраста, тогда мы придем к тому, что человек, развиваясь, будет нести в себе

зерно интерактивных методов. Все конструктивные особенности этих методов будут

проявляться

и

в

дальнейшей

жизни.

Это

поможет

ребенку

эффективно

налаживать

взаимодействия в любой сфере своей деятельности, быть хорошим собеседником и уметь

воспринимать

информацию,

а

также

научит

его

самостоятельно

прорабатывать,

обрабатывать и использовать информацию, использовать интерактивные технологии в

дошкольном образовании.

Трудоемкость опыта

Подготовка занятия с использованием Познавательно исследовательского материала

в

виде

интерактивных

игр

предполагает

серьезную

дополнительную

работу

по

формированию материала в электронном виде. Разработка игр с ее использованием –

достаточно трудоемкий процесс.

В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями:

- для создания интерактивных игр требуется знание большого количества технологических

приемов;

- необходим строгий отбор игр, в соответствии с возрастом детей и программными

требованиями.

Адресность опыта

Данный инновационный педагогический опыт «Интерактивные игры-проба детской

инициативы» может быть использован педагогами, воспитателями и родителями.

Можно выделить множество преимуществ применения интерактивных игр:

Все дошкольники вовлечены в процесс познания;

Каждый участник вносит в нее свой индивидуальный вклад;

Обмен идеями происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной

поддержки;

Устанавливаются эмоциональные контакты;

Дети учатся самостоятельности, ответственности за свое поведение;

Все открытия под руководством взрослого дети совершают сами. А истинное

удовольствие дошкольникам доставляет именно то, что они смогли сделать сами.



В раздел образования