Автор: Беляева Екатерина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - д/с "Сказка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Губкинский
Наименование материала: Методический атлас профессиональных достижений
Тема: "Интерактивные игры - проба детской инициативы"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка» - детский сад «Сказка»
Интерактивные игры – проба детской
инициативы
Подготовила:
Беляева Екатерина Алексеевна
г.Губкинский, 2017
Введение
Развитие самостоятельности и инициативности — важная задача воспитания детей
дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках
активно
и
настойчиво
проявляет
стремление
к
самостоятельности.
Актуальность
проблемы
развития
самостоятельности
у
младших
дошкольников
связана
с
определенными перекосами в воспитании детей. Исследования, проведенные в последнее
время,
свидетельствуют
о
том,
что
детям
свойственен
инфантилизм
и
синдром
беспомощности, так как взрослые не предоставляют детям свободу выбора и не создают
условия для развития самостоятельности. Промедление в развитии самостоятельности
приводит
к
появлению
детских
капризов,
упрямства,
вредной
привычки
постоянно
надеяться на помощь окружающих.
Вместе
с
тем,
развитая
самостоятельность
и
инициативность
обеспечивает
формирование
эмоционально-положительного
настроя
ребенка
в
коллективе,
уравновешенность его поведения, активность во взаимоотношениях со сверстниками.
Своевременное
развитие
самостоятельности
у
младших
дошкольников
является
необходимой предпосылкой для проявления ими активной взаимопомощи, заботы об
окружающих, бережного отношения к вещам.
Но,
к
сожалению,
большинство
взрослых
в
сензитивный
период
развития
самостоятельности подавляют инициативу детей, в результате чего у детей возникают
сложности
в
самообслуживании,
инициативности
и
относительной
независимости
ребенка. С каждым годом число несамостоятельных младших дошкольников неуклонно
растет. Вместе с тем, в практике работы ДОУ педагоги испытывают трудности в развитии
самостоятельности у младших дошкольников: не знают специфики работы по развитию
самостоятельности, затрудняются в выборе форм, методов и приемов развития у детей
инициативности.
Цель: формирование базовой культуры личности, развитие самостоятельности у
дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Задачи:
1. Развивать эмоционально – волевую регуляцию.
2. Развивать умения действовать по собственной инициативе как в знакомых, так и в
новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; выполнять действия
без помощи взрослых; осуществлять самоконтроль при наличии адекватной самооценки.
Выбирая формы и методы воздействия на ребенка, педагог должен учитывать
соблюдение
пропорционального
соотношения
усилий
ребенка
и
усилий
педагога
в
совместной
деятельности:
на
начальном
этапе
доля
активности
педагога
превышает
активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе
ребенок все делает сам под контролем педагога.
Совместная
деятельность
педагога
и
ребенка
помогает
ребенку
ощутить
себя
субъектом
деятельности,
а
это
чрезвычайно
важно
для
развития
самостоятельности
ребенка. Педагог должен чувствовать границы меры собственного участия в деятельности
детей, суметь отойти в тень и признать полное право детей на свободный выбор. Только в
условиях защищенности ребенок свободно выражает свое отношение к чему – либо,
благоприятно ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок.
Ситуация
успеха
–
это
субъективное
переживание
достижений,
внутренняя
удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и
результатом.
Используя Познавательно исследовательский учебный материал (ПИУМ) в виде
интерактивной
игры
мы
предоставляем
детям
полную
свободу
выбора
в
принятии
решений.
В научно-педагогической литературе под педагогическими условиями понимают
совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-
пространственной среды, направленных на решение поставленных задач. При этом к
педагогическим
условиям
относятся
только
те,
которые
сознательно
создаются
в
образовательном процессе и реализация которых обеспечивает наиболее эффективное его
протекание.
Т.о.,
мы
рассматриваем
педагогические
условия
как
совокупность
обстоятельств,
в
которых
осуществляется
поддержка
инициативности
и
самостоятельности
дошкольников
в
интерактивных
играх,
и
которые
способствуют
успешности этого процесса. К педагогическим условиям мы относим:
– объекты
окружающей
действительности,
т.е.
развивающую
предме тно-
пространственную среду детского сада;
– субъекты образовательного процесса (педагоги, дети, родители);
– формы организации и методы руководства деятельностью детей.
Психологические условия – это причины, мотиваторы, стимулы, благодаря которым
происходит
развитие
качеств
личности
(в
нашем
случае,
таких
как
инициатива
и
самостоятельность в интерактивных играх).
К группе психологических условий мы отнесли:
– серьезное, искреннее, эмоционально-положительное отношение педагога к играм детей;
– позиция педагога (рядом с ребенком), создание ситуации успеха для каждого ребенка с
учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей;
– творческих подход.
Теоретическая база опыта
Самой главной задачей педагога в интерактивной технологии является направление
процесса обмена информацией и помощь в нем: выявление многообразия точек зрения;
обращение к личному опыту участников; поддержка активности; соединение теории и
практики;
взаимообогащение
опыта
участников;
облегчение
восприятия,
усвоения,
взаимопонимания; поощрение творчества.
Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий
обучения,
таких,
при
которых
обучаемый
чувствует
свою
успешность,
свою
интеллектуальную
состоятельность,
что
делает
продуктивным
и
эффективным
весь
процесс обучения. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие
диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному
решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач.
Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для
обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой
понимается
не
просто
взаимодействие
дошкольников
друг
с
другом
и
педагогом,
а
совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В
такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают
собственный опыт.
Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции. В процессе игры
дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то
этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.
По
окончании
игры
(после
небольшой
паузы,
призванной
снять
напряжение)
анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания
на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения
содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась
ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).
Важно,
чтобы
дети
получали
удовольствие
от
игры,
попробовав
себя
в
новой
ситуации.
В
результате
использования
интерактивных
методов
происходит: эффективное
усвоение
информации;
коммуникативная
компетентность;
сотрудничество;
доверие;
толерантность;
эмпатия;
рефлексия;
познавательная
активность;
творческая
самостоятельность;
удовольствие
от
совместной
деятельности;
сплоченность;
взаимоуважение;
приобретение
важных
социальных
навыков;
индивидуализация
обучения.
Преимущества
использования
интерактивных
технологий
в
дошкольном
образовании: если начать внедрять такие интерактивные методы обучения в ДОУ с самого
раннего возраста, тогда мы придем к тому, что человек, развиваясь, будет нести в себе
зерно интерактивных методов. Все конструктивные особенности этих методов будут
проявляться
и
в
дальнейшей
жизни.
Это
поможет
ребенку
эффективно
налаживать
взаимодействия в любой сфере своей деятельности, быть хорошим собеседником и уметь
воспринимать
информацию,
а
также
научит
его
самостоятельно
прорабатывать,
обрабатывать и использовать информацию, использовать интерактивные технологии в
дошкольном образовании.
Трудоемкость опыта
Подготовка занятия с использованием Познавательно исследовательского материала
в
виде
интерактивных
игр
предполагает
серьезную
дополнительную
работу
по
формированию материала в электронном виде. Разработка игр с ее использованием –
достаточно трудоемкий процесс.
В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями:
- для создания интерактивных игр требуется знание большого количества технологических
приемов;
- необходим строгий отбор игр, в соответствии с возрастом детей и программными
требованиями.
Адресность опыта
Данный инновационный педагогический опыт «Интерактивные игры-проба детской
инициативы» может быть использован педагогами, воспитателями и родителями.
Можно выделить множество преимуществ применения интерактивных игр:
Все дошкольники вовлечены в процесс познания;
Каждый участник вносит в нее свой индивидуальный вклад;
Обмен идеями происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной
поддержки;
Устанавливаются эмоциональные контакты;
Дети учатся самостоятельности, ответственности за свое поведение;
Все открытия под руководством взрослого дети совершают сами. А истинное
удовольствие дошкольникам доставляет именно то, что они смогли сделать сами.