Напоминание

"Научно-практическая деятельность как средство формирования познавательной компетенции учащихся"


Автор: Коростелёва Юлия Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 79
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Научно-практическая деятельность как средство формирования познавательной компетенции учащихся"
Раздел: среднее образование





Назад




Научно-практическая деятельность как средство формирования

познавательной компетенции учащихся.

В моей практике как учителя биологии учебно-исследовательские

групповые и индивидуальные задания занимают особое место, они позволяют

учитывать интересы учащихся, их образовательные потребности. Очень значимо

то, что исследовательская деятельность ориентирует школьников не только на

получение новых биологических знаний, а на углубление, расширение этих

знаний, возможность понять их практическую направленность. Кроме того,

выполнение учебно-исследовательских заданий способствует формированию у

учащихся познавательных компетенций – способности изучать, искать, думать,

усваивать приёмы приобретения и использования знаний. Выполняя

разнообразные задания, дети учатся работать с информацией из разных

источников, осваивают способы учебной деятельности – анализ, синтез,

обобщение, классификацию. Старшеклассники овладевают исследовательскими

умениями: определять цели и задачи исследования, составлять его программу,

выбирать методы исследования, оформлять и защищать работу, разработать

исследовательский проект. Включение в УИД позволяет приобрести опыт

использования новых знаний в активной практической деятельности.

Такой деятельностью в моём опыте является эколого-краеведческая

деятельность на уроках и во внеурочное время.

На уроках ботаники в 6-м классе ученикам предлагается подготовить небольшие

устные сообщения о тех или иных растениях и грибах, растущих в нашей

местности. Например, «Лекарственные растения семейства Розоцветных»,

«Декоративные растения нашего микрорайона», «Съедобные пластинчатые грибы

лесов Ленинградской области». Такие задания способствуют развитию речи

учащихся, умения выступать с докладом, приучают работать с дополнительной

литературой.

Ученики, которые посещали занятия кружка «Экология растений», во время

экскурсий в природу, знакомились с местной флорой, оценивали экологическое

состояние различных территорий микрорайона школы № 79, Муринского ручья,

водоёмов на улицах О. Форш и Учительской.

На время летних каникул ребята получают задания изучить (по выбору)

различные фитоценозы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Они должны

не только собрать гербарий данного сообщества, но и указать распределение

растений по ярусам, дать ботаническую характеристику каждого растения,

оценить экологическое состояние фитоценоза. Объектами изучения были самые

разнообразные сообщества дачных посёлков Ленинградской области (Комарово,

Дибуны, Токсово, Саблино, Трубниково и др.) , а также ближайшие лесопарки

Сосновка и Пискарёвка. При выполнении учебно-исследовательского задания

учащиеся опирались на академические знания, использовали дополнительную

эколого-биологическую литературу, анализировали и обобщали практический

материал.

При изучении курса зоологии в 7-м классе большое внимание на уроках

уделяется животным, обитающим в парках и лесах Санкт-Петербурга и

Ленинградской области. Учащиеся выполняют творческие задания, посвящённые

особенностям жизнедеятельности животных, их роли в природных биоценозах,

проблемам сохранения редких видов. Например, «Хищные млекопитающие лесов

Ленинградской области», «Особенности размножения пресмыкающихся в

северных районах», «Животные Красной книги Ленинградской области».

Выполняя эти задания дети учатся работать с дополнительными источниками

информации, систематизировать материал, сравнивать и делать выводы.

В течение учебного года учащиеся ведут дневник наблюдений за птицами,

записывая в него короткие рассказы о жизни пернатых. Привожу отрывок из

дневника ученицы 6 «Б» Любы К. : «22 сентября. На пруду шум, гам и крики! В

последнее время чайки с утками стали больше враждовать: корма мало,

драться приходится за каждый кусок хлеба. Кинешь утке хлеб, она его схватит

и отплывёт, чтобы съесть. А тут чайки налетают на неё, кричат, хотят

отнять добычу. Единственное спасение утки – плыть в заросли тростника,

ведь чайка туда не пролезет. Размах её крыльев около полуметра! Утки всё

чаще «встают на крыло»: они либо опираются ногами о воду и машут

крыльями, либо взлетают с воды и пролетают круг над озером. Молодым

птицам надо много тренироваться…Утки продержатся на озере до того, пока

оно не покроется льдом, А пока еды мало, ходите и кормите их!» » Некоторые

ребята пишут: «Раньше я никогда не строил кормушки для птиц, а теперь

обязательно построю». Выполняя такое задание, дети привыкают более

внимательно относиться к окружающей живой природе, учатся видеть красоту

окружающего мира в самых обычных вещах. В

качестве летнего задания ребятам предлагается вести наблюдения за

домашними животными. Дети с большой любовью пишут о своих питомцах, их

привычках и повадках. Например, ученица 7 «Б» Женя З. наблюдала за

декоративными мышами: «..Прошло несколько недель, Муся и Дуся продолжали

жить дружно. Иногда Муся вылизывала Дусю, иногда наоборот. Очень смешно

было на них смотреть, когда они катались в колесе. Мама называла их

«орловские рысаки». Они бежали в колесе бок о бок, догадавшись, что бежать

надо в одну сторону. Правда иногда они бежали в разные стороны и, конечно,

колесо не крутилось.» К исследовательской работе добавляются творчество и

эмоциональность, характерные для этого возраста и позволяющие лучше

раскрыться внутреннему миру ребёнка.

Для учащихся 7-х классов проводятся занятия на базе Центра Окружающей

среды в г. Павловске. На этих занятиях дети включаются в практико-

ориентированную деятельность, изучают фауну реки Славянки, пресноводного

озера, почвы. В процессе исследования ребята учатся работать со

справочниками и определителями животных, получают навыки систематизации

материала, формируется умение сравнивать живые объекты. Кроме того,

учащиеся оценивают экологическое состояние водоёмов и почвы по наличию или

отсутствию тех или иных животных.

В 8-х и 9-х классах усложняется УИД учащихся, они проводят целевой

мониторинг окружающей среды на основе описания ситуации района проживания.

В исследованиях используются простейшие инструменты (химические ёмкости).

Ребята исследуют и оценивают степень загрязнённости атмосферы в зимнее

время по пробам снега, взятым в различных местах: около проезжей части, во

дворе дома, в парке и т.п. Сравнивая полученные результаты, учащиеся делают

выводы о причинах загрязнения воздуха, и, что важно, ищут и предлагают

возможные пути решения этой проблемы. Например, увеличение доли

электротранспорта в общем объёме перевозок, перевод автомобилей на

экологически чистое топливо. В

программу занятий экологического кружка включены исследования по оценке

экологического состояния парка Сосновка. Учащиеся исследуют фауну водоёмов

этого объекта, определяют степень антропогенной нагрузки по наличию

тропиночной сети в различных частях парка, исследуют процессы вытаптывания

почвы и состояние растительного покрова (многообразие видов растений,

наличие сорных растений в биоценозе смешанного леса). Результаты учебных

исследований показывают, что парк Сосновка подвержен очень сильной

антропогенной нагрузке: большинство водоёмов значительно загрязнены, лесные

растения вытесняются сорными, семена которых распространяются

отдыхающими там людьми. Большой вред парку наносят крупные

автомагистрали, окружающие его. Это приводит к вымиранию сосен, растущих по

краям массива. В процессе работы ученики не только выявляют экологические

проблемы парка, но и предлагают проекты по его сохранению. Например, убрать

из парка торговые точки, установить плакаты с призывами к охране леса от

пожара и повреждения отдыхающими, ограничение сбора растений, бережном

отношении к диким животным.

Учащиеся 10-11-х классов выполняют исследовательские эколого-краеведческие

работы в рамках уроков и занятий элективного курса «Экология в вопросах и

ответах», проводят исследования по экологии человека. Особое внимание

учащихся обращаю на формулировку темы, её актуальность, помогаю

сформулировать цель и задачи учебного исследования, составить план,

определить процедуру работы. В процессе работы старшеклассники используют

различные источники информации: справочники, СМИ, интернет. Обязательной

частью исследования является проведение социологических опросов среди

старшеклассников, касающихся употребления газированных напитков,

кондитерских изделий, колбасных изделий. Исследовательские работы

посвящены проблемам пищевых добавок, их влиянию на здоровье современного

человека и будущих поколений. На базе Центра Окружающей среды в г.

Павловске проводятся занятия по определению и разделению добавок в пищевых

продуктах химическими методами, изготовлению газированных напитков и

киселей из «экологически чистых» компонентов, использованию отходов для

создания оригинальных изделий (решение проблемы бытового мусора).

Одной из самых серьёзных проблем современного общества являются

психические заболевания, вызванные воздействием стрессорных факторов на

жителей крупных городов. К таким факторам относятся большая плотность

населения, уплотнительная застройка, большие учебные нагрузки на организм

школьника, нарушение режима питания, сна и отдыха. В связи с этим ухудшается

состояние здоровья детей. Поэтому ряд исследовательских работ посвящён

изучению адаптационных возможностей организма, степени воздействия

стрессорных факторов на современного школьника, биоритмов человека и их

влиянию на способность к восприятию учебного материала во время уроков.

Некоторые работы посвящены проблемам загрязнения окружающей среды,

например, «Загрязнение атмосферного воздуха автотранспортом в микрорайоне

школы № 79», «Проблемы утилизации бытовых отходов», «Опасные химические

вещества в быту». В работе по определению загрязнения воздуха

автотранспортом использовался расчётный метод: ученики подсчитывали

количество проезжающих по улицам машин, затем по формулам определяли

объёмы выбросов вредных веществ в атмосферу. Сравнивая полученные данные,

учащиеся сделали выводы о том, какой вид транспорта и какое вещество вносят

наибольший «вклад» в загрязнение воздуха, предложили возможные пути

решения этой проблемы.

Основными методами исследования проблем бытовых отходов и химических

веществ в быту были социологические опросы и подсчёт количества

выбрасываемого мусора за определённый период. Значимо то, что

старшеклассники не только констатируют факты, но и предлагают

альтернативные варианты решения проблем.

Результаты исследований оформляются в виде таблиц, графиков и диаграмм,

что позволяет сформировать навыки систематизации материала, умение

наглядно представить результаты своей работы. Кроме того, на завершающем

занятии элективного курса проводится защита исследовательских работ

учениками в форме стендовых докладов и презентаций.

Для повышения эффективности учебно-исследовательской деятельности

необходимо, прежде всего, увлечь учащихся процессом исследования,

стимулировать поиск новых методов решения проблем и получения знаний,

помочь детям освоить процедуру исследовательской работы и почувствовать

жизненно-практическую направленность образования.



В раздел образования