Автор: Евпак Ольга Владимировна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №11 "Умка"
Населённый пункт: г. Елизово, Камчатский край
Наименование материала: статья
Тема: "Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством инновационных технологий"
Раздел: дошкольное образование
Приобщение дошкольников к русской народной
культуре посредством инновационных технологий
Современные концепции развития личности ребёнка, а также региональные
подходы
к
образовательному
процессу
в
дошкольных
учреждениях
предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс
развития
ребёнка.
Сохранение
культурных
ценностей
является
важным
условием развития личности ребёнка.
Одним
из
эффективных
средств
приобщения
старших
дошкольников
к
русской
народной
культуре
является
использование
информационных
технологий, презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы.
Отечественные педагоги Ю.М. Горвин, Л.А. Леонова и др. исследователи
неоднократно указывали на то, необходимо использовать информационные
технологии
в
дошкольном
образовании.
Новые
требования
заставляют
педагогов осваивать и внедрять этот инструментарий в свою практику.
Применение
компьютерной
техники
позволяет
р а з н о о б р а з и т ь
образовательную
деятельность,
сделать
её
нетрадиционной,
яркой,
насыщенной, способствует использованию разных способов подачи нового
материала. Кроме того, изучение сложных для понимания дошкольников тем
с
помощью,
например,
мультимедийных
презентаций,
даёт
возможность
педагогам наглядно продемонстрировать им события и явления реальной
жизни.
Процесс
приобщения
дошкольников
к
народной
культуре
оказался
эффективным
при
следующих
условиях:
инновационные
технологии
учитывают
возрастные,
индивидуальные
особенности
детей
и
осуществляются
согласно
ФГОС
в
разных
видах
деятельно сти.
Образовательная деятельность по приобщению детей к народной культуре,
совместная деятельность педагога и детей в режимных моментах проводится
в системе и в доступной форме; в группе созданы условия для организации
самостоятельной
детской
деятельности;
работа
всех
специалистов
ДОУ,
родителей, воспитанников осуществляется в тесной взаимосвязи.
Использование
мультимедийных
презентаций
позволяет
сделать
п е д а го г и ч е с к и е
м е р о п р и я т и я
э м о ц и о н а л ь н о
о к р а ш е н н ы м и ,
привлекательными, вызывают у детей живой интерес, являются прекрасным
наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует
хорошей
результативности
занятия.
Презентация
даёт
возможность
рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к новой теме,
но и повторить предыдущую.
Применение
ИКТ
позволяет
преодолеть
интеллектуальную
пассивность
дошкольников,
повысить
их
мотивацию
и
познавательную
активность,
а
также эффективность образовательной деятельности.
Подобный метод обучения привлекателен не только для воспитанников, но и
для педагога. Это помогает лучше оценить способности и знания ребёнка,
даёт
возможность
самостоятельно
подобрать
новый
материал,
исходя
из
особенностей
конкретной
группы
детей,
темы
и
предмета
изучения,
побуждает
искать
новые,
нетрадиционные
формы
и
методы
обучения,
стимулирует профессиональный рост.
Система работы по приобщению старших дошкольников к народной культуре
уже имеет положительные результаты: сформированы первые представления
о культуре русского народа; обогатился словарный запас детей; развиваются
коммуникативные
навыки
–
уважительное
отношение
к
взрослым,
сверстникам,
малышам,
развивается
чувство
коллективизма;
любовь
к
Родине, своей истории, народу.
Таким
образом,
использование
мультимедийных
презентаций
улучшило
качество
обучения
дошкольников
по
данной
проблеме.
Поэтому
с
уверенностью
можно
сказать,
что
ИКТ
являются
неотъемлемой
частью
процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для
детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.
ИКТ в работе современного педагога:
− Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов,
группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
−
Подбор
дополнительного
познавательного
материала
к
занятиям,
знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
− Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов
России и зарубежья.
− Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволит не
писать отчёты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и
в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
− Создание презентаций в программе Рower Point для повышения
эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической
компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.