Автор: Егоренкова Юлия Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУООШИ №22г.Томска
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: Доклад
Тема: "Роль гражданско патриотического воспитания в формировании жизненных компетенций у обучающихся с ОВЗ в начальных классах"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная
общеобразовательная школа- интернат для учащихся с ограниченными
возможностями здоровья № 22 г. Томска
Тема : Роль гражданско -патриотического
воспитания в формировании жизненных
компетенций у обучающихся с ОВЗ в начальных
классах
Подготовила Егоренкова Ю.А.
учитель начальных классов
Проблема гражданско-
патриотического становления
подрастающего поколения -
одна из актуальных в
современном образовании.
Гражданское воспитание
предполагает формирование гражданской компетентности
через нравственное воспитание подрастающего поколения.
Поэтому главными задачами гражданско-патриотического
воспитания являются следующие:
формирование уважения к закону, праву, правам других
людей, ответственности за свои поступки перед
обществом;
формирование у детей системы знаний, уважения и
интереса к государственным символам России;
знание моральных и правовых норм;
знание истории Отечества, родного края;
погружение в социально-значимую деятельность;
самопознание, самоопределение, самосовершенствование
личности;
знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи,
школы, народа;
стремление к здоровому образу жизни.
Зарождается патриотизм с формирования родственных
чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке,
ближним и дальним родственникам.
В младших классах у ребят формируются самые общие
представления о Родине как о стране, где они родились и
растут.
Здесь задачей -доминантой является формирование
социально – культурных ценностей на уровне представления.
Система ценностей, ориентированных на усвоение: Родина
как место, где родился человек. Родной язык.
Государственные символы и атрибуты
Формирование понятий мужество, отвага, дружба.
Идёт воспитание любви к Малой Родине – деревне, городу,
ученическому коллективу, местным традициям и истории.
Без чувства Малой Родины нет и большого патриотизма.
С самого раннего возраста чувство патриотизма должно
закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в
школе. Окружающая действительность, если ребёнок
воспринимает её при целенаправленном руководстве,
становится средством патриотического воспитания
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Но
не менее сильным средством воспитания гражданско-
патриотических чувств может стать художественная
литература, искусство. Велика роль книг и о защитниках
Родины. изложение содержания сюжета, а на
эмоциональные моменты.
Любовь к родному краю становится настоящим глубоким
чувством, когда воспитатель, классный руководитель
приобщает учеников к труду. Дела такого ребёнка невелики и
несложны, однако имеют большое значение для
формирования его личности. Нужно поощрять
самостоятельную деятельность детей, мотивом которой
является желание сделать что-то для коллектива, для
школы. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как
делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет,
пример.
Целенаправленная и плодотворная работа способствует
повышению интереса и мотивации у учащихся, любви к дому,
семье, городу, Родине. Знание истории своего края
обогащает духовно, развивает чувство гордости за свой
народ
В воспитании патриотизма и гражданственности большое
значение имеет осознание учащимися сущности и
важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое
эмоциональное переживание. Именно на этой основе у детей
с ОВЗ крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются
взгляды, убеждения и установки поведения. Основными
средствами в решении этой задачи являются различные
формы внеклассной и внеурочной работы с учащимися.
Гражданско-патриотическое воспитание для детей с ОВЗ
это систематическая и целенаправленная деятельность
педагогического коллектива по формированию у
подрастающего поколения гражданско-патриотического
сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга.
В работе классных руководителей нашей школы выделить
разные направления, способствующие воспитанию и
развитию гражданственности и патриотизма у
обучающихся. Мероприятия готовятся и проводятся с
учетом возрастных и психологических особенностей
учащихся. Классные руководители делают акцент на
разнообразие форм и методов гражданско-патриотического
воспитания.
Таким образом, в процессе специально организованного
гражданско-патриотического воспитания общество
получает нравственно устойчивую личность, социально
активного, в правовом и общекультурном плане грамотного и
законопослушного гражданина государства.
А целенаправленное освоение подрастающим поколением
нравственных ценностей, являющихся основой становления
сознательного гражданина, в свою очередь, объективно
необходимо как для общества, так и для самого ребенка.
Конечно, невозможно в полной мере показать все стороны
гражданско-патриотического воспитания. Но, воспитывая у
ребят любовь к родному краю, необходимо в первую очередь
воспитывать в них патриотов своего Отечества,
настоящих граждан России.