Автор: Шипулина Галина Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №46"
Населённый пункт: город Березники, Пермский край
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Формирование выразительности речи и социально – эмоционального развития у детей через театрализованную деятельность"
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы воспитателя Шипулиной Галины Фёдоровны МБДОУ
«Д/с № 46» по тем: «Формирование выразительности речи и социально
– эмоционального развития у детей через театрализованную
деятельность»
Глава 1. Психолого-педагогические основы театрализованной деятельности.
1.1 Понятие творческой игры и руководство театрализованными играми.
1.2.Роль театрально- игровой деятельности в эмоциональном и речевом
развитии детей.
Глава 2.Особенности руководства театрализованной деятельности детей.
2.1 Средства речевой выразительности для детей от трёх до семи лет.
2.2. Методы и приёмы руководства театрализованной деятельностью.
Ведение.
Каждый
год
в
детский
сад
приходят
разные
дети:
сообразительные,
смышлёные, контактные и замкнутые… Но всех их объединяет одна беда –
они
удивляются
и
восхищаются
всё
меньше
и
меньше,
интересы
их
однообразны:
куклы
«Барби»,
модели
машинок,
компьютеры,
игровые
приставки… . А ведь наше общество, как никогда нуждается в активных и
творческих людях. Как же разбудить в детях интерес к миру и самим себе? Как
заставить
их
душу
трудиться?
Как
сделать
творческую
деятельность
потребностью, необходимой частью жизни?
Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу: помочь может
театрализованная деятельность, так как инсценирование сказок и потешек,
развивает
эмоциональную
восприимчивость,
художественный
вкус,
творческие
способности,
познавательные
процессы,
формирует
чувство
коллективизма.
Нередко
дети,
содержательные
и
владеющие
речью,
настолько
застенчивые,
не
уверены
в
себе,
что
достаточно
присутствия
двух-трех
посторонних,
чтобы
они
буквально
не
могли
произнести
ни
слова.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные
ситуации
опосредованно
-
от
лица
какого-либо
персонажа.
Это
помогает
преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в
себе.
Привычку
к
выразительной
публичной
речи
можно
воспитать
только
путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Огромную
помощь в этом могут оказать занятия по театрализованной деятельности,
которые пользуются у детей неизменной любовью.
Участвуя
в
театрализованной
деятельности,
дети
знакомятся
с
окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а
умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать
выводы
и
обобщение.
В
процессе
работы
над
выразительностью
реплик
персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь
ребёнка,
совершенствуется
звуковая
культура
речи.
Исполняемая
роль,
1
особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед
необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся.
Занятия по театрализованной деятельности выполняют
одновременно познавательную, воспитательную и развивающую
функции. Их содержание, формы и методы проведения, преследуют
одновременно выполнение трех основных целей.
1.
Развитие речи и навыков театрально-исполнительской
деятельности.
2.
Создания атмосферы творчества.
3.
Социально-эмоциональное развитие детей.
На занятиях по театрализованной деятельности решала следующие
задачи:
1.
Помочь ребёнку разобраться в том, что чувствует
персонаж, на что направлены его переживания, насколько они глубоки
и серьёзны;
2.
Помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои
чувства. Создать особые условия, в которых может развернуться его
содействие персонажам произведения;
3.
Развивать устойчивый интерес к театрализованной
деятельности;
4.
Обогащать словарь детей, активизируя его;
5.
Стимулировать желание искать выразительные средства
для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, интонация);
6.
Воспитывать гуманные чувства: отзывчивость, умение
радоваться успехам товарищей и огорчаться их неудачи;
7.
Поддерживать желание участвовать в праздниках и
развлечениях, чувствовать себя свободно и раскованно в любой
обстановке.
В работе использовала разные методы педагогического исследования.
Империче ские
методы:
бе с еда,
наблюдение,
с о з д а н и е
диагностических
ситуаций,
изучение
литературных
источников
и
педагогического опыта.
Теоритические методы: теоретический анализ, синтез, сравнение,
моделирование, обобщение.
2
Глава 1. Психолого-педагогические основы театрализованной деятельности.
1.1 Понятие творческой игры и руководство театрализованными играми.
В работах Н.К. Крупской детские игры делятся на две группы по тому
же принципу, что и у П.Ф. Лесгафта, но называются немного иначе: игры,
придуманные самими детьми, игры придуманные взрослыми. Первая группа
называется
творческими.
Другую
группу
игр
в
этой
классификации
составляют игры с правилами.
К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою
выдумку, самостоятельность.
Творческие игры - это такие игры, в которых проявляются
образы,
содержащие в себе условное преобразование окружающего (Усова А.П.)
Творческие игры в свою очередь делятся на режиссёрские, сюжетно-
ролевые, игры со строительным материалом и театрализованные.
Театрализованные
игры
представляют
собой
разыгрывание
в
лицах
литературных
произведений
(сказки,
рассказы,
инс це нировки) .
Театрализованные игры представляют собой богатейшее поле для творчества
детей.
Дети вводят новые сюжетные линии, дополнительные роли, меняют
концовку и т. д. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении
персонажа.
Существует
два
вида
творческих
игр.
В
одних
дети
представляют
спектакль сами, как артисты, каждый ребёнок выполняет свою роль. В других
дети
действуют,
как
в
режиссёрской
игре:
разыгрывают
литературное
произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их
роли (теневой театр, театр петрушек, театр би-ба-бо, марионетки).
Главный
акцент
в
педагогическом
руководстве
театрализованными
играми делается не на самом процессе игры, а на её подготовительном этапе.
Жуковская Р. И. советовала педагогу преподносить детям текст выразительно,
художественно,
при
повторном
чтении
вовлекать
их
в
несложный
анализ
содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.
В старших группах перед игрой проводится беседа по содержанию.
Педагог
помогает
детям
разделить
текст
на
смысловые
части,
в
которых
проявляется особенности поведения персонажей (Н-Р «Теремок»). Вопросы
позволяют детям понять изменения, произошедшие в поведении и настроении
обитателей теремка с появлением лисы. Внимание детей заостряется на том,
что делали персонажи, как делали, почему так делали.
Обогащению
детей
художественными
средствами
передачи
образа
способствуют этюды. Стремление к творчеству возрастает, когда воспитатель
говорит
о
достигнутых
успехах.
К
достижениям
обязательно
следует
привлекать
внимание
других
детей.
Для
остальных
детей
это
послужит
образцом для подражания.
Вопросы,
советы,
напоминания
приучают
ребёнка
следить
за
своим
игровым поведением, действовать согласованно с партнёром, ярче изображать
роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику.
3
Для
последовательности
событий,
уточнения
образов
персонажей
организуется
разнообразная
художественно-творческая
деятельность:
рисование, аппликация, лепка по теме произведения.
Психологическому
настрою
на
предстоящую
игру
служит
оформительская деятельность детей.
Просмотр
видеозаписи
спектакля
доставляет
большое
удовольствие,
вызывает обмен мнениями, впечатлениями. Ребёнок замечает свои промахи,
критически оценивает отдельные моменты игры.
Итак, основная цель руководства – будить воображение ребёнка, создавать
условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества
проявляли сами дети.
1.2.Роль театрально- игровой деятельности в эмоциональном и речевом
развитии детей.
Театрально-
игровая
деятельность
имеет
большое
значение
для
всестороннего
воспитания
детей:
развивает
эстетический
вкус
креативные
способности, память, внимание, речь, формирует чувство коллективизма.
Развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и
образной, эмоциональной стороны языка: «Чем выразительнее речь, тем более
она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в
ней
выступает
говорящий,
его
лицо,
он
сам»
(С.
Л.
Рубинштейн)
Таким
образом, выразительность рассматривается как качественная характеристика
речи,
которая
тесно
связанна
с
проявлением
индивидуальности
человека.
Использование
детьми
разнообразных
средств
выразительности
речи
–
важнейшее
условие
своевременного
интеллектуального,
речевого,
литературного и художественного развития.
Известно,
что
выразительность
речи
формируется
в
течение
всего
дошкольного возраста: от непроизвольно эмоциональной выразительности у
детей средней группы и к языковой выразительности речи детей старшего
дошкольного возраста.
Ана лиз
психолого-педагогиче ской
литературы
п о з в о л я е т
констатировать: понятие « выразительности речи» имеет интегрированный
характер
и
включает
в
себя
вербальное
(интонационное,
лексическое
и
синтаксические)
и
невербальные
(мимика,
жесты,
поза)
средства
выразительности.
Для
развития
выразительности
речи
необходимо
создание
таких
условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства,
желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не
стесняясь слушателей. Это очень важно.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны:
её
тематика
практически
не
ограничены
и
может
удовлетворить
любые
интересы и желания ребёнка.
Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие
педагогические
задачи,
касающиеся
формирования
выразительности
речи,
4
интеллектуального
и
художественно-эстетического
воспитания.
Она
также
является
неисчерпаемым
источником
развития
чувств,
переживаний
и
эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к
духовному богатству.
Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и
событиям,
и
«
в
процессе
этого
сопереживания
создаются
определённые
отношения и моральные оценки» (В. А. Сухомлинский)
Следовательно,
театрализованная
деятельность
является
важнейшим
средством
развития
эмпатии
-
условия
необходимого
для
организации
совместной деятельности детей.
В литературе подчеркивается: основа эмпатии - в умении распознавать
эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движением и
речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные
способы содействия (В. А. Петровский). « Чтобы веселиться чужим весельем
и
сочувствовать
чужому
горю,
нужно
уметь
с
помощью
воображения
перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место»
(Б.А.
Теплов).
А
это
подразумевает
наличие
определённого
уровня
взаимоотношений
в
социуме.
Театрализованная
деятельность
позволяет
формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое
литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В
результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к
добру
и
злу.
Любимые
герои
становятся
образцом
для
подражания
и
отождествления.
Именно
способность
ребёнка
к
такой
идентификации
с
полюбившимся
персонажем
позволяет
педагогам
через
театрализованную
деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор
Д.Б.
Кабалевский
так
писал
о
значении
искусства
для
детей:
«Оставляя
неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы даёт нам
уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и
содержательнее
эти
уроки,
в
первую
очередь,
зависят
от
родителей
и
от
воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к
тому, что вызывает их интерес».
Театрализованная
деятельность
помогает
подготовить
детей
к
активному
участию.
Она
является
хорошим
средством
повышения
эмоционального
тонуса
детей,
развивает
выразительность
речи
и
общительность.
Дети
стремятся принимать участие в общих затеях.
5
Глава 2.Особенности руководства театрализованной деятельности детей.
2.1 Средства речевой выразительности для детей от трёх до семи лет.
При решении поставленных задач, мои усилия были направлены:
-
во второй младшей группе на формирование простейшие образно-
выразительные умения (умения имитировать характерные движения
сказочных животных);
-
в средней группе на обучение элементам художественно-образных
средств (интонации, мимике и пантомимике);
-
в старшей группе на совершенствование художественно-образных
исполнительских умений;
-
в
подготовительной
к
школе
группе
на
развитие
творческой
самостоятельности в передаче образа, выразительность речевых и
пантомимических действий.
На
физкультурных
и
музыкальных
занятиях,
а
также
в
свободной
деятельности,
дети
обучались
имитационным
движениям
сказочных
животных.
Музыка
помогала
детям
передавать
характер
персонажей
в
движении.
При обучении детей средствам речевой выразительности использовала
знакомые и любимые сказки. Разыгрывание сказок позволяло научить детей
пользоваться разнообразными средствами выразительности в их сочетании
(речь, напев, мимика, пантомимика, движение).
Вначале фрагменты из сказок мною использовались как упражнения.
Например, детям предлагалось « попроситься» в теремок так, как просилась
Лягушка или Медведь. Затем предлагалось детям ответить на вопрос: « Кто
был более похож по голосу и манерам на данный персонаж?» В сведущий раз
задание усложнялось: шло разыгрывание диалога двух персонажей ребёнком и
т. д.
Таким
образом,
ненавязчиво
и
непринуждённо
дети
учились
перевоплощению,
стремясь,
передать
характер
персонажа,
его
голос
и
привычки. В этих упражнениях
детям предоставлялось больше свободы в
действиях, при имитации движений.
В старших группах для обучения средствам речевой выразительности
использовались более сложные упражнения. Например, предлагалось детям
произнести с
разной интонацией (приветливо, просяще, требовательно,
небрежно и т. д.), самые обычные слова: возьми, принеси, помоги, здравствуй
и др. Привлекалось внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы,
переставляя логическое ударение (каждый раз на другое слово): «Дай мне
куклу», « Дай мне куклу», « Дай мне куклу».
Выполняя
такие
упражнения,
дети
произвольно
знакомились
с
основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление,
злость
и
т.
д.)
и
способами
их
невербального
и
вербального
выражения.
Значение
этой
работы
заключалось
в
том,
что
без
глубокого
понимания
6
эмоционального состояния и способов его внешнего проявления добиться
выразительности речи было очень трудно.
Решению этой задачи способствовали задания: «Разные настроения» (по
карточкам – пиктограмам), «Закончи предложение»( Я радуюсь, когда….», « Я
грущу, когда…» и т. д. Чтение произведений (С. Маршака «Котята»; Л. Н.
Толстого «Лев и собачка», « Птичка»; Е. Чарушина «Страшный рассказ»; Н.
Носова «Живая шляпа» и др.) помогало понять различные эмоциональные
состояния героев. Рассказы из личного опыта, посещение выставок картин,
прослушивание
музыкальных
произведений
(
П.
Чайковского
«
Болезнь
куклы», « Новая кукла» и другие произведения) – всё это эмоционально
развивало детей.
Работая над образом, детям предлагалось разыграть маленькие сценки, в
которых
особенность
ситуации
подчеркивалось
мимикой.
Например,
изобразить, как мальчику подарили новую машинку, как девочка испугалась
медведя и т. д. В дальнейшем несколько детей проигравали одну и туже
сценку. При этом они решали, у кого получилось, похоже, и почему.
2.2.
Методы
и
приёмы
руководства
теат ра лизованной
деятельностью.
Мотивируя
интерес
детей
к
театрализованной
деятельности,
использовались следующие методы и приёмы.
1.Чтение
произведений
и
рассказывание
с
широким
использованием
комплекса
средств
интонационной,
лексической
и
синтаксической
выразительности.
2.
Рассматривание
картин,
иллюстраций
и
видеофильмов
-
для
осмысления эмоционального состояния и содержания.
3 Беседы по содержанию, «Что произошло в сказке?», « С кем это
произошло?»;
уточнение
причинно-следственных
связей
«
Почему
это
произошло?».
4 Беседы на выявление характерных особенностей и эмоциональных
переживаний персонажей произведения.
Например, после чтения русской
народной сказки «Маша и Медведь» уточнялось: «Какое было настроение у
Машеньки, когда её пригласили подружки в лес погулять?» или «Какое было
настроение, когда она потерялась?», «Обрадовались ли дедушка с бабушкой,
когда увидели Машеньку в коробе?».
5. Обыгрывание сказок на фланелеграфе на занятиях и в свободной
деятельности.
6. Рассказывание сказок детьми. При этом не требовалось буквального
воспроизведения
содержания.
При
необходимости
рассказ
ребёнка
непринужденно
поправлялся,
однако,
когда
текст
был
достаточно
хорошо
усвоен, поощрялась точность и выразительность его изложения.
7.
Создание
проблемных
ситуаций
–
для
развития
внимания
и
последовательного
запоминания
событий.
Например,
после
чтения
сказки
«Волк и семеро козлят» спрашивала детей, «Вы согласны, что эта песня
7
принадлежит волку, а не козе? Почему вы так думаете?» Или показывая
иллюстрацию с лисой, задавала вопрос детям: «Вы согласны, что это лиса из
сказки
« Лиса, заяц и петух? Почему вы так решили?» Отвечая на такие
вопросы и объясняя, почему они думают именно так, дети «вынуждены»
вспоминать текст и представлять определённый образ.
Успешность театрализованной деятельности как средства социально –
эмоционального развития ребёнка зависела от следующих условий:
1.
Постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными
вербальными и невербальными средствами выразительности;
2.
Наличие
интересных
и
эффективных
методов
и
приёмов
работы
с
детьми.
3.
Совместное участие в данном процессе детей и взрослых.
Занятия кружка строились по единой схеме:
-
введение в тему, создание эмоционального настроения;
-
театрализованная деятельность детей;
-
эмо ц и о н а л ь н о е
за к л юч е н и е ,
о бе с п еч и ва ющ е е
и н т е р е с
к
театрализованной деятельности.
На занятиях кружка каждый ребёнок имел возможность проявить себя в
какой-то роли. С этой целью использовались разнообразные приёмы:
1.
Дети выбирали роли по желанию;
2.
На главные роли назначались робкие, застенчивые дети;
3.
Распределение ролей происходило по карточкам, (дети брали из рук
воспитателя
любую
карточку,
на
которой
схематично
изображён
персонаж.)
4.
Обыгрывание ролей проходило в парах;
5.
Распределение ролей с использованием считалки.
При возникновении таких проблем как: не хватка ролей на всех детей, отказ
играть
отрицательных
персонажей,
использовались
следующие
приёмы.
Разучивалась
одна
роль
с
двумя
детьми
или
придумывались
дополнительные
персонажи.
Подчёркивалось,
что
отрицательных
героев
играть
намного
сложнее,
а
настоящие
артисты,
умеют
играть
и
положительных и отрицательных героев.
Участие
в
театрализованной
деятельности
отражалось
в
работах
по
изобразительной деятельности, ручному труду и занятиях по развитию речи.
Например, после инсценирования сказки « Кошкин дом», дети рисовали на
пожарную тему, сделали макет на тему «Пожар в городе», совместную
аппликацию из ткани на тему « Пожар в деревне», составляли рассказы на
тему «Ели бы я был пожарным».
Для
развития
речи
детей
использовались
пальчиковые
игры,
артикуляционная
гимнастика
(упражнения
для
лица,
губ,
языка),
упражнения
для
правильного
дыхания,
чистоговорки,
скороговорки,
загадки, загадки-добавлялки, упражнения для тренировки голоса и речи.
В
вечерний
отрезок
времени
использовалась
психогимнастика
разработанная
Галиной
Гончарук
–
воспитателем
из
г.
Магадана.
С
помощью её занятий снималось эмоциональное напряжение, развивалось
8
умение детей изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции
и движения.
Для «Книжного дома» были изготовлены дидактические игры:
«Узнай сказку по иллюстрации», «Из какой сказки сбежал зверёк?», «Что не
так в этой сказке?», «Все ли эти сказки являются русскими народными?», «
В какой из этих сказок живут дед и баба?», «К какой из сказок подходит
пословица « Дружно не грузно - врозь хоть брось».
В свободное время проводились дидактически игры с детьми: «Расскажи
сказку от лица героя», «Узнай сказку по сказочному герою», «По дорогам
сказок»,
«Чья
песенка?»,
«
Угадай
загадку»,
«
Грустный
–
весёлый»,
«Разложи по порядку», и другие игры.
Результаты проделанной работы отражались в диагностической таблице.
Целью констатирующего эксперимента являлось выявление у детей
наличия выразительности речи и эмоционального развития. В связи с этим
проводилась диагностика:
-
на
использование
мимики
и
пантомимики
при
демонстрации
заданной эмоции;
-
по изучению выразительности речи;
-
по развитию речи.
Для выявления наличия мимики и пантомимики предлагалось детям
выполнить задание:
-
показать с помощью лица, рук, всего тела, что он очень удивлён;
-
представить, что он очень испугался;
-
изобразить радостное, праздничное настроение;
-
показать как он очень – очень рассердился и стал ужасно зол;
-
показать с помощью лица, рук, всего тела, что тебя обидели, и ты
стоишь грустный печальный.
Подсчет результатов: 2-балла наличие мимики и пантомимики, 1балл -
слабая выраженность мимики и пантомимики, 0-балов отсутствие мимики
и пантомимики у детей.
Для реализации 2-го задания использовалась игра «Попугай». Предлагалось
сказать фразу: «Вот это погода»- радостно, грустно, удивлённо, испуганно. В
таблицу вносились данные, где отмечалось: 2 балла – выразительная речь,
1балл-слабая выразительность речи, 0 балов отсутствие выразительности речи.
На
каждом
возрастном
этапе
проводился формирующий
эксперимент,
целью
которого
являлось
формирование
выразительной
речи
и
эмоциональности
детей
через
дидактические
игры,
театрализованную
деятельность,
беседы,
упражнения,
чтение
художественной
литературы,
прослушивание музыки.
К
концу
каждого
учебного
года
проводился контрольный эксперимент,
цель которого заключалась в выявлении изменений у детей выразительности
речи и эмоционального развития на данном возрастном этапе.
В
контрольном
эксперименте
в
средней
группе по
выявлению
сформированности мимики и пантомимики, показатель высокого уровеня
увеличился на 35%, среднего уменьшился на 6%, низкого уменьшился до 5%.
9
В старшей группе детского сада, показатель высокого уровня увеличился на
40%, средний уменьшился на 35%, и показатель низкого уровня снизился до
0%.
В
подготовительной
к
школе
группе
показатель
высокого
уровня
увеличился на 10%, средний уменьшился на 10%, низкий снизился до 0%.
В
контрольном
эксперименте
в
средней
группе
по
изучению
выразительности речи, высокий уровень выразительной речи увеличился на
27%, средний увеличился на 14%, низкий уменьшился на 42%. В старшей
группе, высокий уровень увеличился на 19%, средний уменьшился на 13%,
показатель низкого уровня
снизился до 0%. В подготовительной к школе
группе, высокий уровень увеличился на 20%, средний уменьшился на 20%,
низкий – отсутствует.
Из анализа результатов диагностики видно, что выбранное направление
моей работы имеет положительный результат. Дети освоили невербальные
средства общения (жесты, мимику, движения и т. д.); речь детей стала более
связной и выразительной, расширился словарный запас.
В младшей и средней группах все атрибуты готовились в присутствии
детей, с привлечением их к посильной работе: поддержать, принести нужный
материал, подклеить, раскрасить. В старшей и подготовительной группе, дети
обсуждали и изготавливали несложные костюмы и декорации.
Дети
с
желанием
инсценировали
сказки,
показывая
спектакли
детям
детского сада и родителям. Родители принимали активное участие в жизни
детей. На тематических театрализованных вечерах: «Очень бабушку люблю»,
«День
отца»,
«День
матери»,
«Любимые
сказки»,
«Театрализованные
встречи» родители и дети являлись равноправными участниками действия.
Привлечь
родителей
к
театрализованной
деятельности
помогли
консультации: «Как слушать с детьми сказки», «Развлечение в семье», «Как
читать
детям
книги»,
«Маме
о
колыбельной
песне». Папка-передвижка
пополнялась статьями: «Русские народные потешки в жизни малышей», «Роль
стихов в жизни детей», «Видеть, слышать, читать лучше». В родительский
уголок помещались статьи: «Театр из пустяков», «Играем в месте с детьми»,
«Что читать маленьким трусишкам».
На
театрализованных
встречах,
родители
с
желанием
участвовали
в
драматизации сказок. Они сами показали детям сказки: «Репка», «Теремок», «
Курочка ряба» и др. Дети восторженно смотрели на родителей и гордились
ими. Они гордились и тем, что у их родителей «золотые руки». Ребята с
гордостью говорили: «Этот домик сделал мой папа», «Сшила костюм моя
мама».
Не были забыты бабушки и дедушки. Они с желанием отзывались на
приглашение детей и принимали участие в театрализованных вечерах. Вместе
с детьми водили хороводы, пели песни.
Активная жизненная позиция детей сохранилась и в школьной жизни.
Мои выпускники принимали участие в различных школьных мероприятиях.
Ознобишина Юля и Шипулин Ваня в первом классе заняли первые места за
лучшее
исполнение
стихотворения.
Чернов
Ваня
в
третьем
классе,
стал
победителем школьного конкурса « П У П С – 2010» в номинации «Солист».
10
Бабина
Ксюша
награждена
в
номинации
«Самой
певучей».
За
активное
участие в культурно - массовой жизни школы получили грамоты: Ознобишина
Юля,
Чернов
Ваня,
Аржевитина
Настя,
Шипулин
Ваня,
Бабина
Ксюша,
Трубачёв Дима, Казанцева Лена, и другие дети. Учителя школ с уважением и
любовью
отзываются
о
детях
этого
выпуска
и
отмечают,
что
они
более
самостоятельны, отвечают сами за свои поступки и действия, принимают
активное участие в жизни класса, радуют успеваемостью. Шипулин Ваня, и
Казанцева Лена заняли в школьной олимпиаде по математике вторые места.
Казанцева Лена стала победителем школьной олимпиады по русскому языку.
Ознобишина
Юля
заняла
первое
место
в
школьной
олимпиаде
по
литературному чтению.
Про
детей
этого
выпуска
можно
говорить
бесконечно,
как
отмечают
учителя
школ,
эти
дети
жизнерадостны,
активны,
самостоятельны,
трудолюбивы, послушны, добры и отзывчивы.
Анализируя результаты работы по формированию выразительной речи и
социально
–
эмоционального
развития
детей
через
театрализованную
деятельность можно сделать следующий вывод. Участие в театрализованной
деятельности повышает коммуникативную компетентность детей через:
-
невербальные средства общения (жесты, мимику, движения и т. д.)
-
связную, выразительную речь детей;
-
выражение своих чувств и понимание чувств, других людей;
-
преодоление внутренних психологических проблем (не уверенность
в себе, тревожность, агрессивность).
Литература.
1.
Бондаренко А. К. Матусин А. И. Воспитание детей в игре. Москва 1983 г.
2.
Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. Москва 1981 г.
3.
Жуковская Р. И. Творческие ролевые игры в детском саду. Москва 1960 г.
4.
Козлова С. А. Куликова Т. А. Дошкольная педагогика» Москва 1998 г.
5.
Менджерицкая Д. В. Воспитание детей в игре. Москва 1979 г.
6.
Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. Москва 1982 г.
7.
Новосёлова С. Л. Игра дошкольника Москва 1989 г.
8.
Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. Москва 1976 г.
9.
Дошкольная педагогика Москва 1986 г. под редакцией Ядэшко.
10.
Психология
дошкольника.
Хрестоматия
Москва
1998
г,состав.
Урунтаева Г А.
11