Автор: Альтергот Вера Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ"Нименьгская ОШ"
Населённый пункт: поселок Нименьга Онежский район Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка по русскому языку"Брейн–ринг"
Тема: Брейн–ринг
Раздел: среднее образование
1.Вступительное слово учителя.
Наш русский язык очень богат и разнообразен. ( Слова Н.В.Гоголя и
К.Г.Паустовского –на доске).
Как и человечество, он развивается и изменяется: люди рождаются и
умирают, и в языке происходят процессы отмирания отдельных слов
(архаизмы) и появление новых (неологизмы); разные государства
общаются между собой, налаживают торговые и дружеские связи, так
и русский язык вступает в общение с другими языками и обменивается
словами и выражениями. Еще в 19 веке Виссарион Григорьевич
Белинский заметил… (цитата на доске).
Сегодня на нашем мероприятии «Брейн-ринге» мы с вами и убедимся в
том, что язык наш интересен и живет в тесном союзе с другим языком,
который вы изучаете в школе, английским, поэтому расширять свои
познания в этих языках интересно и полезно.
Английские слова стали появляться в русском с начала 19 века, но
морская терминология- с времен Петра 1. Почему?
Для успешной работы мы с вами заранее разделились на 2 команды.
Придумайте название своей команде, не забывая, что оно должно
отражать основную цель нашего мероприятия.
Задания:
1.
«Разминка»
Рассыпалось слово, поставьте буквы на свои места.
Псаритвка (приставка)
Sentence (esnetcne)
2.
«Переставь буквы»
Росинка- соринка
Ромашка-мошкара
Пальто- лапоть
Комар-корма
3.
«Поле чудес»
Загадано слово «менеджер»- название профессии, которое
появилось в 20веке.
4.
«Пословицы»
На доске записаны пословицы на английском языке. Переведите
их и подберите аналогичные по смыслу из русского языка.
Practice makes perfect
Tastes differ
Live and learn
My home is my castle
Повторенье-мать ученья.
О вкусах не спорят
Век живи -век учись
Мой дом -моя крепость.
5.
«Ложные родственники»
A diet – диета (родственные)
A desk – доска ( не родственные)
A tram – трамвай (родственные)
A sweet – свитер (не родственные)
A magazine – магазин (не родственные)
Intelligent – интеллигентный (родственные)
6.
«Отгадай слова по их лексическому значению»
Загаданы слова, заимствованные из английского языка:
- победитель в соревновании (чемпион)
-коллективная игра в мяч (футбол,волейбол)
- вид теплого шерстяного одеяла (плед)
- легкий прогулочный корабль (яхта)
- помощник капитана корабля для прокладывания курса судна
(мичман)
- площадка для встречи боксеров (ринг)
-вид городского транспорта, работающий от электричества
(трамвай)
- непроходимые заросли в жарких странах (джунгли)
-вязаная кофта без застежек, одеваемая через голову (джемпер)
7.Закончите фразеологический оборот:
Работать спустя…
Попасть пальцем…
Много воды…
Согнуться в три…
Заблудиться в трех…
Держи его в …
8.Объясни значение оборота:
На всех парусах
Перемывать косточки
Хоть кровь из носу
Рукой подать
Много воды утекло
Встать с левой ноги.
Подведение итогов. Подсчет баллов.
Итак, два языка взаимно помогают и обогащают друг друга. Чтобы
хорошо учиться, нужно любить родной язык, заниматься изучением
других языков и побольше читать, развивая свою память, речь и
интеллект.